Формы и методы социальной работы с безработными

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 14:56, реферат

Описание работы

Реформирование экономики и развитие рыночных отношений в России выдвинули безработицу в число наиболее важных социальных проблем. Существует определенный контингент людей, которые не могут ни самостоятельно, ни с помощью системы служб занятости вернуться на рынок труда. Причинами являются не только объективные, но и субъективные социально-психологические детерминанты. Актуальность работы определяется необходимостью разрешения вопросов определяющих эффективность существующих форм и методов работы с безработными гражданами, как со стороны государственных органов, так и других структур

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………....3
1.Формы социальной работы с безработными……………………………..5
1.1.Государственное регулирование (гарантии) социальной работы с безработными
2.Методы социальной работы с безработными………………………… …8
2.1.Характеристика методов, применяемых в социальной работе с безработными………………………………………………………………….9
2.1.1.Правовые методы……………………………………………………… 9
2.1.2.Административные методы…………………………………………….11
2.1.2.Социально-экономические методы…………………………………….17
2.1.3.Социально-психологические методы ………………………………….18
3.Основные формы социальной работы с безработными на примере
Новосибирской области …………………………………………………… .26
3.1.Социальная адаптация……………………………………………………31
3.2.Ярмарки вакансий и учебных рабочих мест……………………………34
3.3.Организация профессиональной ориентации…………………………..35
3.4.Организация общественных работ………………………………………36
3.5.Работа по формированию банка вакансий……………………………...37
Заключение……………………………………………………………………..39
Список использованной литературы………………………………………….

Файлы: 1 файл

Формы и методы социальной работы с безработными.doc

— 342.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Новосибирский государственный  технический университет

Факультет гуманитарного  образования

Кафедра социальной работы

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

ТЕМА: Формы и методы социальной работы с безработными

 

     Предмет:  Технология социальной работы

Выполнил:

студент III  курса группы ИСР-63

Чураков Виктор

 

Проверил: И.Ю.Чуркин

 

г. Новосибирск

2009 год

 

ПЛАН

 

Введение……………………………………………………………………....3

1.Формы  социальной работы  с безработными……………………………..5

1.1.Государственное регулирование  (гарантии) социальной работы с  безработными

2.Методы  социальной  работы с безработными…………………………  …8

2.1.Характеристика  методов, применяемых в социальной работе с безработными………………………………………………………………….9

2.1.1.Правовые  методы………………………………………………………  9

2.1.2.Административные  методы…………………………………………….11

2.1.2.Социально-экономические  методы…………………………………….17

2.1.3.Социально-психологические методы ………………………………….18

 

3.Основные  формы социальной работы с  безработными на примере

Новосибирской области  …………………………………………………… .26

3.1.Социальная адаптация……………………………………………………31

3.2.Ярмарки  вакансий и учебных рабочих  мест……………………………34

3.3.Организация профессиональной ориентации…………………………..35

3.4.Организация  общественных работ………………………………………36

3.5.Работа  по формированию банка вакансий……………………………...37

Заключение……………………………………………………………………..39

 

Список  использованной литературы………………………………………….40

 

 

 

 

 

 

Введение.

     Реформирование  экономики и развитие рыночных  отношений в России выдвинули  безработицу в число наиболее  важных социальных проблем. Существует  определенный контингент людей,  которые не могут ни самостоятельно, ни с помощью системы служб занятости вернуться на рынок труда. Причинами являются не только объективные, но и субъективные социально-психологические детерминанты.  Актуальность работы определяется необходимостью разрешения вопросов определяющих эффективность существующих форм и методов работы с безработными гражданами, как со стороны государственных органов, так и других структур. Это определяет направление исследований проблем безработицы, которая остается в российской науке мало разработанной в силу исторической молодости данного социального явления в нашей стране [14, стр.12-17].

     В настоящее  время Федеральная служба государственной  статистики (Росстат) сообщает о  том, что количество безработных  на территории Российской Федерации  в период с января по март 2009-го года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возросло на 43,4 процента и достигло отметки в 7 миллионов 107 тысяч человек, что сопоставимо с 9,5 процентами от всего экономически активного населения страны. За отчетный период численность официально вставших на учет по безработице россиян выросла на 43 процента (2 миллиона 177 тысяч людей). Из них 1 миллион 900 тысяч соотечественников получали пособие по безработице. Как поясняют руководители Минздравсоцразвития « все центры занятости активно сотрудничают с работодателями с целью трудоустроить лишившихся без работы соотечественников. Сейчас банк свободных вакансий составляет 800 тысяч единиц. На 73 процента - это рабочие профессии, поэтому крен в работе с безработными гражданами - в сторону их профобучения».

     По статистике Минздравсоцразвития, количество безработных неустанно продолжает расти. С учетом скрытой безработицы — это примерно 6,5 млн. человек, и еще порядка 4-5 млн. можно отнести к «частично безработным». Количество вакантных мест, стремительно сокращается. В правительстве ожидается внесение проекта постановления о выделении регионам дополнительных финансов в размере 34 миллиардов рублей на программы занятости населения [1;21].

     Так, например, газета «Московский комсомолец» пишет, что количество свободных рабочих мест в России в сравнении с 2008 годом сократилось почти на 500 тыс., а число официально зарегистрированных безработных превысило 2 млн. 77 тыс. человек. Если в прошлом году работодатели были готовы предложить около 1,3 млн. вакансий, то к настоящему моменту свободных мест на рынке труда их не более 870 тыс. Как видно, из приведенных  статистических данных проблема глобальная и требующая не столько ее изучения, сколько конкретных реальных действий со стороны государственных органов [ 6 ].

    Проблема исследования – исследовать социальную работу с безработными, выявить приоритетность форм такой работы и методы работы с безработными.   

      Предмет исследования – формы и методы  социальной работы с безработными

    Объект исследования – процесс взаимодействия безработного и социального работника в процессе социальной работы с безработными.

 

    Задачи исследования  :

1.Дать характеристику методов и форм социальной работы с безработными при реализации социальными службами, занимающимися вопросами социальной помощи безработным гражданам;

2. Руководствуясь ФЗ « О занятости»  показать основные формы  социальной  работы с безработными со стороны  государства;

3.Охарактеризовать органы, занимающиеся  вопросами безработицы ( на примере  службы занятости населения, созданными  для реализации ФЗ «О занятости»).

4.Назвать методы и возможность/  необходимость их применения  в социальной работе с безработными.

1.Формы социальной работы с  безработными .

1.1. Государственное регулирование  (гарантии) социальной работы с безработными.

     Для создания эффективных  условий обеспечения занятости,  решения адресных проблем безработного  и членов его семьи созданы  службы занятости, осуществляющие  комплексное регулирование вопросов  трудовой сферы. Федеральная служба  занятости России была создана в 1991 году в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» в качестве организационно- самостоятельной службы на территории России. Ее территориальные представительства не являются структурными подразделениями соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. [ 11,10, стр. 2-3]

     Регулированием всех  сторон трудовой деятельности  занимается Министерство здравоохранения  и социального развития Российской  Федерации

     Необходимо отметить, что эффективным средством социальной  защиты занятого населения в  условиях рыночной экономики  во многих странах является  страхование от безработицы. В  России в соответствии с действующим  законодательством государство  гарантирует:

- свободу выбора рода профессиональной  деятельности;

-охрану труда, правовую защиту  от необоснованного увольнения  или необоснованного отказа  в  приеме на работу;

-бесплатное содействие в подборе  подходящей работы и трудоустройстве  при посредничестве службы занятости;

-защита безработицы.

     При этом безработным  гражданам ( которые таковыми  признаны в соответствии с  действующим законодательством)  гарантируется получение услуг  в сфере профессиональной  ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышении квалификации, психологическая поддержка по направлению органов службы занятости;

-обеспечение социальной поддержки;

-компенсация в соответствии  с законодательством РФ материальных  затрат в связи  с направлением  на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;

-бесплатное медицинское обслуживание  и медицинское освидетельствование  при приеме на работу и направлении  на обучение;

-возможность заключения срочных  трудовых договоров на участие  в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан. [ 5 , стр. 106-107]

     Необходимо отметить, что важной составляющей государственной  социальной поддержки безработных  граждан является выплата пособий  и компенсаций. Государство  гарантирует безработным:

-выплату пособий по безработице,  в том числе в период временной  нетрудоспособности безработного;

-выплату  стипендий в период профессиональной  подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению  органов службы занятости;

-возможности  участия в оплачиваемых общественных  работах; и др. социальные гарантии.

     Основное бремя работы с безработными  лежит на такой структуре –  государственной службы занятости.  Вот некоторые из задач, которые  призваны решать служба:

1)содействие поиску работы как временной так и постоянной;

2)повышение  конкуретноспособности граждан  на рынке труда, также организации  профессионального образования  безработных;

3) квотирование  рабочих мест для неконкуртноспособных  на рынке труда категорий граждан;

3)информирование  населения, работодателей, государственных  и негосударственных структур  о состоянии рынка труда;

4) обеспечение  социальной поддержки безработных.

     Кроме того, гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поисках работы (прежде всего речь идет о лицах с ограниченной трудоспособностью), дополнительные гарантии обеспечиваются на основе разработки и реализации целевых программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, предоставления услуг по профессиональной ориентации, а также путем организации обучения по специальным программам. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

     Гражданам, высвобождаемым из организаций в связи с сокращением численности или штата, в соответствии с заключенными коллективными договорами (соглашениями) гарантируется после увольнения сохранение очереди на получение жилья (улучшение жилищных условий) по прежнему месту работы, а также возможность пользоваться лечебными учреждениями, а их детям — дошкольными детскими учреждениями на равных условиях с гражданами, работающими в данной организации. В качестве дополнительной гарантии для жен (мужей) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при прочих равных условиях предусмотрено преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные предприятия. [ 5, стр. 107-108]

2.Методы  социальной работы с безработными.

2.1.Характеристика  методов, применяемых в  социальной  работе с безработными.

     Рассматривая данный вопрос  курсовой работы  необходимо отметить, что основными методами социальной работы с безработными являются  следующие группы методов социальной работы: правовые (или юридические), социально-экономические, психологические.

 

2.1.1.Правовые. Предусматривают права и обязанности субъектов правоотношений  государственных органов, иных организаций, которые занимаются вопросами безработицы и безработных граждан, социальные гарантии и др. вопросы. В настоящее время одно из основных направлений социальной политики в нашей стране является совершенствование законодательно-правовой базы социальной работы с безработными гражданами.

     Любая деятельность социального работника в этой сфере правоотношений регулируется нормативно-правовыми актами. Основным  законодательным актом по данной проблематике является действующий в настоящее время ФЗ РФ «О занятости населения». Много очень важным подзаконных нормативных актов, например : Постановление Правительства РФ №915 от 08.12.2008 г. «О размерах минимальной и максимальной величине пособия по безработице на 2009 г.»; Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации №1 от 1996 г. «О профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации». Трудовым кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; № 30, ст. 3014; № 30, ст. 3033; 2003,

№ 27, ст. 2700; 2004, № 18, ст. 1690; № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 27; № 13, ст. 1209; № 19, ст. 1752; 2006, № 27, ст. 2878; № 41, ст. 4285; № 52 (1 ч.), ст. 5498; 2007, № 1 (ч. 1), ст. 34);

Федеральным законом  от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 30, ст. 3105, 2006, № 1, ст. 18);

Федеральным законом  от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4563; 1998, № 31, ст. 3803; 1999, № 2, ст. 232; № 29, ст. 3693; 2000, № 22, ст. 2267; 2001, № 24, ст. 2410; № 33, ст. 3426; № 53, ст. 5024; 2002, № 1, ст. 2; № 22, ст. 2026; 2003, № 2, ст. 167; № 43, ст. 4108; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; 2006, № 1, ст. 10);

Федеральным законом  от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах  системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 26, ст. 3177; 2001, № 3, ст. 216; 2003, № 28, ст. 2880; 2004, № 27, ст. 2711; № 35, ст. 3607; № 49, ст. 4849; 2005, № 1 (часть 1), ст. 25; № 17, ст. 1485; 2006, № 2, ст. 174);

Федеральным законом  от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 19, ст. 2060);

Информация о работе Формы и методы социальной работы с безработными