Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 14:56, реферат
Реформирование экономики и развитие рыночных отношений в России выдвинули безработицу в число наиболее важных социальных проблем. Существует определенный контингент людей, которые не могут ни самостоятельно, ни с помощью системы служб занятости вернуться на рынок труда. Причинами являются не только объективные, но и субъективные социально-психологические детерминанты. Актуальность работы определяется необходимостью разрешения вопросов определяющих эффективность существующих форм и методов работы с безработными гражданами, как со стороны государственных органов, так и других структур
Введение……………………………………………………………………....3
1.Формы социальной работы с безработными……………………………..5
1.1.Государственное регулирование (гарантии) социальной работы с безработными
2.Методы социальной работы с безработными………………………… …8
2.1.Характеристика методов, применяемых в социальной работе с безработными………………………………………………………………….9
2.1.1.Правовые методы……………………………………………………… 9
2.1.2.Административные методы…………………………………………….11
2.1.2.Социально-экономические методы…………………………………….17
2.1.3.Социально-психологические методы ………………………………….18
3.Основные формы социальной работы с безработными на примере
Новосибирской области …………………………………………………… .26
3.1.Социальная адаптация……………………………………………………31
3.2.Ярмарки вакансий и учебных рабочих мест……………………………34
3.3.Организация профессиональной ориентации…………………………..35
3.4.Организация общественных работ………………………………………36
3.5.Работа по формированию банка вакансий……………………………...37
Заключение……………………………………………………………………..39
Список использованной литературы………………………………………….
психологическая диагностика;
психологический тренинг;
психологическая коррекция;
другие индивидуальные и групповые методы психологической работы.
Получателями государственной услуги по психологической поддержке
являются:
граждане, признанные в установленном порядке безработными в соответствии с законодательством о занятости населения.
Государственная услуга предоставляется при наличии одного из следующих основания:
- личного
обращения безработного
- предложения работника центра занятости населения о предоставлении безработному гражданину государственной услуги по психологической поддержке, согласованного с безработным.
Государственная услуга предоставляется бесплатно. Активная политика СЗ, направленная на содействие в трудоустройстве, создание дополнительных рабочих мест, переобучение безработных, насыщение рынка труда разнообразной и необходимой информацией и т.д., позволяет определенной части населения, испытывающей трудности в сфере занятости, решать свои проблемы, не попадая в категорию безработных. Но остается другая часть незанятого населения, которая все же получает статус безработного. Причин этому много, начиная с требований существующего законодательства, на котором и основана деятельность СЗ, а также психологических особенностей личности безработных. И здесь служба занятости должна выстраивать свою политику, т. е. так называемую пассивную политику, которая фактически означает выплату пособий безработным и предоставление услуг по подбору рабочего места. Постановка на учет в центре занятости и получение статуса безработного означает для индивида не только приобретение определенных прав и обязанностей по отношению к социуму, но и установление специфических экономико-правовых отношений со службой занятости. Безработный получает право на материальную поддержку в виде пособия по безработице или стипендии на период профессионального обучения (по направлению службы занятости), а также другие права, предусмотренные действующим законодательством.
Прием безработного специалистом службы занятости и работа с ним, в действительности являются деятельностью, активизирующей внутренние ресурсы человека, его личностный потенциал, формирующей у него новую социальную позицию. При хорошо поставленной организации дела простейшая с виду деятельность по приему безработных становится важным элементом управления занятостью. Вместе с тем официальная регистрация в службе занятости в качестве безработного (или ищущего работу) возлагает на индивида определенные обязанности. Среди них периодические посещения службы занятости (не реже двух-трех раз в месяц), проявление активности в поисках подходящей работы и некоторые другие обязанности в рамках отношений безработного и службы занятости. [ 17, стр.12-14]
Психологическая поддержка (психологи –консультанты СЗ). Личная психологическая консультация необходима тем безработным, которые находятся в состоянии депрессии со сниженной активностью поведения, пессимистическим настроем и плохим самочувствием. Такие люди испытывают трудности в общении, как с близкими, так и с потенциальными работодателями. По данным ведомственной статистической отчетности, с 2001 по 2005 гг. объем услуг по психологической поддержке безработных в службе занятости возрос почти в 3 раза. Таким образом, в целях координации психологического состояния безработного, облегчения процесса трудоустройства и закрепления на новом рабочем месте проводятся мероприятия по снятию эмоционального напряжения, социально-психологической адаптации граждан. Но само обращение к психологу для многих безработных связано с негативными эмоциями, так как многие люди ставят знак равенства между психологом и психиатром. Здесь необходима просветительская деятельность социального работника, направленная на разъяснение возможной необходимости психологической помощи, то есть формирование установки на естественность обращения к психологу. Помощь в преодолении стрессовой ситуации является первым шагом на пути трудоустройства безработного. [ 14, стр. 62-63] .
Рассматривая вопрос о социально-психологической деятельности службы занятости, необходимо остановиться на определении статусных ролей безработного и вытекающих отсюда типов поведения на рынке труда. Здесь можно выделить два варианта. Первый состоит в том, что статусно — ролевое поведение безработного обусловлено не только и даже не столько экономическими (материальными) мотивами, сколько нормативно-ценностной сферой социального действия. А, как известно, именно социокультурные аспекты общественных отношений являются наименее динамичной (наиболее консервативной) составляющей социальной структуры. Отсюда становится более понятным поведение некоторых безработных, предпочитающих сохранять статусные позиции своей профессии и отказывающихся от переобучения или от «неподходящей», хотя и более высокооплачиваемой работы. Безусловно, в социальных действиях нормативно-ценностный аспект определяется психологией безработного. Второй заключается в том, что поведение индивида строится с ориентацией на реакцию социальной среды. В этом плане социальная роль безработного включает в себя, с одной стороны (со стороны прав), ожидания по поводу действий по отношению к нему со стороны службы занятости, а значит, и социума, а с другой стороны (со стороны обязанностей), ожидания других, т.е. общества и службы занятости, по поводу поведения безработного, соответствующего его статусу. Ожидания безработного, обусловленные его социальным статусом, связаны с получением социальной и психологической поддержки, т.е. с содействием в получении работы, материальной помощи и т.д. Вместе с тем ожидания непосредственного окружения безработного, службы занятости и общества в целом связаны с целеустремленностью и активностью безработного при поиске работы, а также с его возможной социальной мобильностью. [ 17, стр.20-21]
Помощь, оказываемая службой занятости, не может быть одинаковой для всех безработных. Разные стратегии разрешения кризисной ситуации потери работы, выбираемые индивидами, определяют меру участия службы занятости в психологической адаптации безработных. Степень адаптивности (приспособленности) социального поведения безработного можно оценить по тому, чувствует ли он себя жертвой или хозяином положения, в котором находится. Характер процесса принятия решения о смене профессии обусловлен интегральным личностным свойством, отражающим степень ее социализации, сформированными нормами и принципами социального поведения. Индикатором тут выступает локус контроля, введенный в науку Дж. Роттером. Под локусом контроля понимают свойство личности, ее склонность приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам либо собственным усилиям. Исследования о влиянии локуса контроля на поведение людей показывают, что чем сильнее человек возлагает ответственность за свою занятость на государство (в лице СЗ), тем дольше он остается без работы и, следовательно, больше мера участия службы занятости в психологической адаптации безработных. Задача службы занятости состоит в переориентировании безработных (насколько это возможно) с неадаптивными стратегиями поведения на компенсаторную линию поведения.
При оказании психологической поддержки безработным консультанты службы занятости могут оценить поведения безработных в конфликтах и спорных ситуациях с помощью метода К. Томаса. В созданной им модели поведение человека в конфликте определяется двумя факторами. Первый фактор — это стремление к достижению, прежде всего, индивидуальных, эгоистических целей. Второй фактор — стремление достичь в конфликте какого-либо согласия, обеспечить социальные цели. Если преобладают первые, эгоистические, тенденции, то в ситуации конфликта у человека проявляется поведенческая стратегия соперничества. Безработные с данной стратегией активны и эмоционально устойчивы, но вместе с тем они достаточно агрессивны по отношению к объекту раздражения (в конкретном случае — консультанту СЗ), им присуща четкая потребительская ориентация (получить пособие или оформить стаж работы). Наоборот, полное преобладание социальных тенденций над индивидуальными дает стратегию приспособления. Безработные, придерживающиеся данной стратегии, имеют сниженную активность, в том числе подавленные трудовые мотивации. Они раздражительны, для них характерна повышенная тенденция к самозащите (проблемы здоровья, безопасности, индивидуальной защищенности, прочности семейных связей являются важнейшими). Они предпочитают полагаться на помощь извне, прежде всего со стороны консультанта службы занятости. [ 17, стр.22;19 стр.38]
Выделяют две стратегии помощи безработным клиентам СЗ: первая сориентирована на интересы СЗ и заключается в скорейшем устройстве на работу клиента, вторая — на интересы человека (должна быть увязана не с любой работой, а с той, что предполагает приложение склонностей и способностей данного конкретного человека). Использование дифференцированного подхода к каждой из категорий безработных позволит разрабатывать целевые программы обучения с учетом качественных характеристик (способностей, мотиваций и свойств) претендентов, что в конечном итоге повысит конкурентоспособность безработных на рынке труда и увеличит шансы на адекватное трудоустройство. Таким образом, основной задачей профконсультанта является либо сужение поля выбора профессии (если клиент не видит возможности сменить род занятий), либо расширение круга ее поиска (если клиент не определился относительно своей дальнейшей трудовой деятельности).
Деятельность профконсультанта должна быть нацелена на формирование у безработных граждан следующих качеств адаптивного поведения:
способности к изменению собственных профессиональных установок, направленности и мотивов деятельности в условиях неустойчивой социально-экономической ситуации;
психологической готовности к приобретению новой профессии (специальности), овладению знаниями, умениями и навыками, конкурентоспособными на рынке труда, изучению передового опыта, внедрению в собственную деятельность новых технологий;
умений преодолевать трудности в процессе профессионального становления в условиях отсутствия должной преемственности в системе обучения, невнимания к личности;
способности к объективной оценке своих интеллектуальных и физических возможностей в процессе самообучения, саморегуляции и самокоррекции;
стремлений максимально
Практика подтвердила преимущества групповых форм работы с безработными — это: экономичность, когда один ведущий работает одновременно с целой группой, а не с каждым ее членом в отдельности (что позволяет резко сократить затраты денежных средств в расчете на одного безработного).
3. Формы социальной работы с безработными в Новосибирской области
В жизни человеческого общества труд занимает особое место, формирование рыночных отношений в России и в частности, в Новосибирской области ставят работника в иные условия труда, да и сам труд кардинально меняется. Возникает проблема изменения способов личности и профессиональной самореализации при изменившемся анализе на рынке труда, важнейшую роль в данной проблеме играет социальный работник. Большинство безработных имеют проблемы с трудоустройством не в силу низкого профессионализма, а прежде всего из-за проблем психологической адаптации к требованиям рынка труда. За январь – февраль 2009 года за предоставлением государственных услуг в органы государственной службы занятости населения Новосибирской области (далее – органы службы занятости) обратились 51078 человек, из них за содействием в поиске подходящей работы – 21314 человек (за соответствующий период 2008 года – 15247 человек). Предувольнительные консультационные услуги были оказаны 1621 гражданину, подлежащему увольнению в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации. 1458 работодателей получили информацию о положении на рынке труда. 22 иностранных гражданина поставлены на учет в целях поиска подходящей работы.
Из числа поставленных на учет незанятых граждан 10,3% составили лица, высвобожденные с предприятий и организаций (за соответствующий период 2008 года – 8,8%). В г. Новосибирске данный показатель составил 14,3% (за соответствующий период 2008 года – 11,4%). В феврале в органы службы занятости поступили сведения о предстоящем высвобождении еще 959 человек. Трудоустройство, мероприятия по содействию занятости населения. За январь – февраль 2009 года при содействии органов службы занятости нашли работу (доходное занятие) 6496 человек (за соответствующий период 2008 года – 8530 человек). Из них 63,3% – безработные граждане, 28,5% граждан трудоустроены в 10-дневный срок после постановки на учет в органах службы занятости. Численность нашедших работу (без учета мероприятий по временной занятости несовершеннолетних граждан) составила 5824 человека (на 25,5% меньше аналогичного показателя в 2008 году). Уровень трудоустройства ищущих работу граждан (с учетом мероприятий по временному трудоустройству несовершеннолетних) за январь - февраль 2009 года составил 13,4%. За январь – февраль 2009 года в общественных работах приняли участие 1018 человек. В мероприятиях по временному трудоустройству граждан, испытывающих трудности в поиске работы, приняли участие 125 человек. К обучению по направлению органов службы занятости профессиям, востребованным на рынке труда, приступили 1544 безработных гражданина. Услуги по профессиональной ориентации получили 10905 человек. За январь - февраль 2009 года проведено 194 ярмарки вакансий и учебных рабочих мест, которые посетили 33094 человека.
Рисунок 1 – Основные показатели работы за январь - февраль 2008-2009гг.
Численность зарегистрированных безработных. В январе - феврале 2009 года были признаны безработными 16227 человек (за соответствующий период 2008 года –8167 человек). Сняты с учета в органах службы занятости 7819 безработных, из них 79 человек оформлены на досрочную пенсию. На 01.03.09 г. в целом по области зарегистрирован 33441 безработный (на 54,5% больше, чем на соответствующую дату прошлого года). Из числа безработных граждан лица предпенсионного возраста составили 9,8%; инвалиды – 8,9%; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов – 1,6%; женщины – 56,4%; молодежь в возрасте от 16 до 18 лет – 0,5 %. Большинство зарегистрированных безработных – городские жители (60,9%), высшее образование имеют 16,7 % безработных.
Рисунок 2 – Качественный состав граждан, признанных безработными,
на 01.03.09 г.
Вакансии. За январь – февраль 2009 года зарегистрировано 19459 вакансий, из которых 81,1% – с оплатой труда выше величины прожиточного минимума для трудоспособного населения. 72,1% вакансий (14026) – это потребность в работниках по рабочим профессиям.
Информация о работе Формы и методы социальной работы с безработными