Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 14:56, реферат
Реформирование экономики и развитие рыночных отношений в России выдвинули безработицу в число наиболее важных социальных проблем. Существует определенный контингент людей, которые не могут ни самостоятельно, ни с помощью системы служб занятости вернуться на рынок труда. Причинами являются не только объективные, но и субъективные социально-психологические детерминанты. Актуальность работы определяется необходимостью разрешения вопросов определяющих эффективность существующих форм и методов работы с безработными гражданами, как со стороны государственных органов, так и других структур
Введение……………………………………………………………………....3
1.Формы социальной работы с безработными……………………………..5
1.1.Государственное регулирование (гарантии) социальной работы с безработными
2.Методы социальной работы с безработными………………………… …8
2.1.Характеристика методов, применяемых в социальной работе с безработными………………………………………………………………….9
2.1.1.Правовые методы……………………………………………………… 9
2.1.2.Административные методы…………………………………………….11
2.1.2.Социально-экономические методы…………………………………….17
2.1.3.Социально-психологические методы ………………………………….18
3.Основные формы социальной работы с безработными на примере
Новосибирской области …………………………………………………… .26
3.1.Социальная адаптация……………………………………………………31
3.2.Ярмарки вакансий и учебных рабочих мест……………………………34
3.3.Организация профессиональной ориентации…………………………..35
3.4.Организация общественных работ………………………………………36
3.5.Работа по формированию банка вакансий……………………………...37
Заключение……………………………………………………………………..39
Список использованной литературы………………………………………….
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 28, ст. 2901);
постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1997 года № 458 «Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 17, ст. 2009; 1999, № 29, ст. 3748; № 46, ст. 5573; 2005, № 7, ст. 560; 2006, № 51, ст. 5468);
постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 года № 452 «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 31, ст. 3233);
приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 3 июля 2006 года № 513 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 сентября 2006 года № 8219);
приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 ноября 2006 года № 819 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными»
2.1.2.Административные методы. Данный метод связан, прежде всего, с организацией деятельности органов, осуществляющих свою деятельность в вопросах социальной защиты безработных граждан и регулируется Административным регламентом предоставления государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда (Утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития №400, от 07.06.2007 г.)
Административный регламент предоставления государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда разработан в целях повышения качества предоставления и доступности государственной услуги, создания комфортных условий для получателей государственной услуги и определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, и государственных учреждений службы занятости населения при осуществлении ими полномочий по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда.
Государственную услугу предоставляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, и государственные учреждения службы занятости населения. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, организуют, обеспечивают и контролируют на территории соответствующих субъектов Российской Федерации деятельность государственных учреждений службы занятости населения по предоставлению государственной услуги. Центры занятости населения предоставляют гражданам, зарегистрированным в целях поиска подходящей работы, и безработным гражданам государственную услугу на территории соответствующих муниципальных образований. Государственная услуга предоставляется при наличии одного из следующих оснований:
личного обращения безработного гражданина
с заявлением-анкетой о предост
Государственная услуга может предоставляться в виде проведения занятий с одним безработным гражданином (по индивидуальной форме проведения) и (или) с группой безработных граждан (по групповой форме проведения).
При предоставлении государственной услуги по групповой форме проведения занятий осуществляется профилирование безработных граждан. Государственная услуга предоставляется бесплатно. Получатели государственной услуги имеют право на неоднократное обращение за государственной услугой. [ 3 ]
Административные процедуры с безработными гражданами, которые выразили свое согласие с предложение ЦЗН о предоставлении такой государственной услуги, как правило проходят в несколько этапов ( 4 этапа) и сопровождаются следующими мероприятиями:
1)Тестирование (анкетирование) безработных граждан в целях определения направлений социальной адаптации граждан, выясняет причины, по которым гражданин испытывает трудности в поиске подходящей работы и трудоустройстве, не имеет опыта работы или утратил способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).
2) Бесплатное консультирование. Граждане, обратившиеся в службу занятости, имеют право проконсультироваться по вопросам выбора сфер деятельности, трудоустройства, профессионального обучения. При этом регистрироваться в службе занятости не обязательно. Работающий, но желающий сменить место работы гражданин также может обратиться в службу занятости в целях поиска подходящей работы.
Всем
известно, что число людей, стоящих
на учете в службе занятости
длительное время, с каждым
годом увеличивается.
Кроме того, анализ
ситуации на рынке труда
Поэтому, основной целью работы с данными категориями является недопущение застойной и хронической безработицы средствами: организации и проведение общественных работ; содействие занятости и предпринимательской деятельности; реализация программ «Молодежная практика» для выпускников учебных заведений; квотирование рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите; осуществление компенсационных выплат работодателям при трудоустройстве этих категорий граждан. [ 14, стр. 62]
3)Следующим направлением помощи социального работника будет обучение безработного навыкам самопрезентации, планирования своего трудоустройства, путем очередности постановки целей поиска работы. При проработке всех этапов: составление резюме, объявление в газету, обучение деловому общению безработный испытывает эмоциональный подъем. Социальный работник так же способствует направлению безработного на социально – психологический тренинг, в ходе которого восстанавливаются утраченные коммуникативные способности, повышается уверенность в себе. Для этого применяются групповые тренинговые занятия, которые реализуются в рамках программы социальной адаптации безработных граждан, проводимые в клубной форме («Клубы ищущих работу», «Новый старт»). Главными задачами клубов является обеспечение безработных информацией о рынке труда, обучение навыкам поиска работы и оказание помощи в практическом применении полученных навыков в целях уменьшения сроков поиска подходящей работы.
4) Работа с семьей (окружением) .Безработица очень сильно деструктивно влияет на важный социальный институт – семью. Это приводит к снижению ее жизненного уровня и частичному выполнению либо невыполнению основных функций, возложенных на нее государством, а так же к ее разрушению. В семьях безработных значительно чаще встречаются случаи жестокого обращения с детьми, наблюдаются отклонения у детей, нервные расстройства. Для вывода из кризиса безработных и их семей социальный работник применяет различные виды помощи. Прежде всего, он изучает состояние семей безработных. Определив основные проблемы (наличие асоциального поведения, плохие жизненные условия, неуспеваемость детей) социальный работник применяет определенное направление помощи, которое может включать привлечение других организаций. Это может быть оказание юридической помощи (защита прав в случае необоснованного увольнения, неправильная выплата пособий и т.д.). Так же социальный работник должен направлять людей, находящихся в стрессовой ситуации, не только безработных, но и членов их семей, в службу психологической помощи. Исследования показывают, что в помощи профессиональных психологов нуждается от 60 до 90 % людей разного возраста. Социальный работник совместно с предприятиями и организациями, находящимися на данной территории, может заниматься организацией досуга и отдыха детей из семей безработных.
5)Социальный работник
может содействовать
6) Необходимый аспект деятельности социального работника — это проведение предупредительных мероприятий, способствующих сокращению возможности безработицы. Одним их таких мероприятий является просветительская деятельность социального работника в школе. По данным, полученными профсоюзами, школа оказывает помощь в выборе профессии лишь 1,5 % выпускников. Поэтому большинство школьников ориентируются на профессии, которые общепринято считать высокооплачиваемыми: юрист, экономист, фотомодель и т.д. Уже на начало 2008 г. числится около 20 % безработных людей с высшим и средним образованием, в то время как 58 % вакантных рабочих мест предназначены для рабочих имеющих высокую квалификацию. В соответствии с этим, деятельность социального работника направлена на информирование о спросе на профессии, его перспективах, подготовке выпускников школ к осознанному выбору профессии. [ 16, стр.80]
7) Участие, помощь в организации курсов, кружков и школ, в том числе частных (компьютерные курсы, операторов ПЭВМ, секретарей, бухгалтеров, менеджеров и т.д.). Целью их создания является обучение и переобучение работников навыкам, необходимым для успешной трудовой деятельности, конкурентоспособности на рынке труда. Использование в комплексе этих мер способствует восстановлению утраченных функций безработного, возвращению в профессиональную деятельность, улучшению эмоционального состояния его и членов семьи, а так же активного взаимодействия с обществом в целом.
Для эффективного включения безработного в трудовую деятельность необходим механизм, который на макро уровне включает в себя проведение активной политики государственными службами занятости, закрепленные правовыми нормами. На микро уровне — деятельность социального работника заключается в применении конкретных мер обеспечения занятости, которые помогают восстановить безработному веру в свои силы, вернуть к активной трудовой деятельности, а так же к плодотворному сотрудничеству с людьми и полноценной реализации себя в обществе. [ 16, стр.80; 5 стр.107]
2.1.3.Социально-экономические методы.*
-обеспечение социальной
-компенсация в соответствии
с законодательством РФ
-бесплатное медицинское
-возможность заключения
-выплата пособий по
-выплата стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;
-возможность участия в
* Подробное описание
социально-экономических
2.1.4. Социально - психологические методы. С точки зрения социальной психологии социальное окружение, существующие в виде микросреды, оказывает определяющее влияние на сознание личности и группы, формирование ориентации индивидов и групп в целом. Методы социальной психологии активно и широко используются для изучения социальной проблематике клиентов, а также для коррекции поведения безработного и его социальной адаптации.
Психологическая поддержка - это методы, способствующие социально - профессиональному самоопределению личности, формированию способностей, ценностных ориентаций, самосознания; повышению ее конкурентоспособности на рынке труда; реализации собственной профессиональной карьеры.
Психологическая поддержка осуществляется путем оптимизации психологического состояния человека, разрешения или снижения остроты психологических проблем стоящих перед ним. Основными направлениями психологической поддержки являются:
- содействие полноценному
- предупреждение возможных психологических проблем,
- оказание помощи человеку в
его самопознании, адекватной самооценке
и адаптации в реальных
- формирование ценностно-
- достижение эмоциональной устойчивости,
- гармонизация личности и межличностных отношений.
Основные методы психологической поддержки:
психологическое консультирование;
Информация о работе Формы и методы социальной работы с безработными