Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 10:54, курсовая работа
Решение проблемы имеет, как теоретическое обоснование, так и практическое. Эта проблема имеет большое значение и в наше время. Как известно Россия находиться на этапе развития рыночной экономики, и поэтому требуется сейчас более детальное изучение этой проблемы. Как известно теория и практика не всегда совпадают, поэтому развитие фрайчазинга, как способа организации сетевого бизнеса на предприятии и отрасли в целом. Мной будет раскрыты вида франчайзинга, его недостатки и преимущества, влияние франчайзинга на организацию сетевого бизнеса на предприятии и отрасли в целом.
Введение 3
1.Понятие франчайзинга, как способа организации сетевого бизнеса 4
1.1.История развития франчайзинга 4
1.2.Суть франчайзинга, его преимущества и недостатки 6
1.3.Виды франчайзинга 10
2.Влияние франчайзинга на организацию сетевого бизнеса на предприятии и отрасли 14
2.1.Франчайзинг, как способ открыть свое предприятие 14
2.2.Воияние франчайзинга на сетевой бизнес 16
2.3.Создание франчайзинговой сети 19
Заключение 22
Список использованной литературы 24
- Помощь в снабжении. Обычно
франчайзер предоставляет
Недостатки франчайзинга для франчайзи:
- Нужен начальный капитал. Для того чтобы купить франшизу и начать работать, необходимо иметь начальный капитал, величина которого изменяется в значительных пределах в зависимости от вида деятельности. Так, например, чтобы открыть гостиницу, необходима сумма до нескольких миллионов долларов США. Для того чтобы открыть свое дело, например, по уборке помещений, необходим начальный капитал 5 - 20 тысяч долларов США.[3]
- Во франчайзинге меньше
- Франшизный бизнес нельзя "попробовать" и затем безболезненно бросить. Типичным случаем является, когда предприниматель занимается сразу несколькими видами деятельности, так сказать "пробует их на успех". То, что не очень хорошо идет, отпадает само собой. Так путем естественного отбора возникает некая специализация малых предприятий. Франшизный договор обычно заключается на относительно большой срок
- от нескольких лет до
Указанные три недостатка являются естественной платой за получение вышеназванных семи преимуществ. Что касается франчайзеров, то основная, негативная составляющая для них заключается в необходимости кропотливой продуманной работы с франчайзи, от которых фактически зависит успех бизнеса в целом. Основной проблемой для франчайзера является обеспечение эффективного контроля франчайзи с целью гарантий высокого качества и продуктивности ведения бизнеса. Высокая репутация франшизной системы является основой экономического успеха франчайзера. Поэтому усилия по сохранению и поддержанию высокой репутации бизнеса могут быть весьма велики. Кроме того, каждого франчайзера подстерегает опасность недобросовестного поведения франчайзи. Это может выражаться в занижении финансово-экономических показателей с целью уменьшения периодических платежей. Наиболее ярким примером недобросовестного поведения франчайзи является разрыв франшизного договора под каким-либо благовидным предлогом и продолжение бизнеса под другим брендом.
Франчайзинг имеет ряд положительных особенностей для экономики страны в целом. Сама суть франчайзинга предусматривает мощную систему обучения малому бизнесу. Ни в одном университете предприниматель не получит такого качественного практического обучения со стороны опытных, заинтересованных в успехе своих "учеников" преподавателей, как в учебных центрах франчайзеров. Франчайзинг влечет за собой инвестирование значительных иностранных капиталов в российскую экономику. Развитие франчайзинга в стране: - повышает общую культуру предпринимательских отношений; - способствует созданию новых рабочих мест; - способствует приобретению новых идей, методов и технологий в бизнесе; - создает комплексную систему практического обучения малому предпринимательству без создания каких-либо специальных учебных структур и программ; - привлекает значительные иностранные инвестиции в российскую экономику.
Характер отношений между
В зависимости от уровня эксклюзивности предоставляемых прав франшиза делится на исключительную (эксклюзивное право франчайзи использовать франшизу на определенной территории) или неисключительную, предполагающую возможность конкуренции на определенной территории нескольких франчайзи одной и той же сети и непосредственного франчайзера.
Как правило, крупные
международные франчайзера
В зависимости от содержания франшизы (франчайзингового пакета) выделяются такие виды франчайзинга: производственный; товарный; сервисный. Франчайзинг бизнес – формата, производственный.
Производственный франчайзинг предполагает передачу франчайзером запатентованных технологий и сырья для производства определенного продукта. Чаще всего при этом франчайзер производит и поставляет франчайзи определенные ингредиенты, технология производства которых не разглашается.
В наибольшей степени этот вид франчайзинга представлен в производстве безалкогольных напитков. Практически все предприятия, осуществляющие разлив и упаковку продукции таких известных компаний, как Coca Cola, Pepsi и другие, осуществляют свою деятельность в рамках производственного франчайзинга. При этом франчайзер продает франчайзи необходимые для производства концентраты. Франчайзи затем распределяет готовую продукцию среди местных дилеров.
Производственный Франчайзинг имеет много общих черт с лицензионным соглашением. Однако франчайзи в отличие от лицензиата во взаимоотношениях с потребителями, работая под фирменным наименованием или товарным знаком франчайзера, ассоциируется с ним и является представителем его товаров (услуг).
В рамках производственного франчайзинга. Предметом соглашения является продажа на льготах специального оборудования для производства определенной продукции. При этом франчайзинговый пакет, как правило, включает в себя: требования к производственным и складским помещениям, руководство по организации производства и инструкции по управлению производственным персоналом, право использования защищенных патентами технологий и торговой марки.
Франчайзинг товара. При товарном франчайзинге франчайзи на льготных условиях получает от франчайзера товары для их дальнейшей реализации. При этом франчайзером, как правило, выступает крупный производитель, предоставляющий франчайзи право на продажу и сервисное обслуживание под торговой маркой франчайзера товаров, изготовителем которых может быть как сам франчайзер, так и другие компании. Как правило, франчайзер поставляет франчайзи определенный товар в рамках оговоренного ассортимента для продажи по оговоренной технологии. В отличие от дилерских договоров, в рамках соглашений о торговом франчайзинге детально прописываются требования к технологии продаж и условия использования товарного знака. Кроме того, франчайзер, как правило, обеспечивает франчайзи финансовой (в случае приобретения или строительства объектов недвижимости), рекламной, консультационной и информационной поддержкой, предоставляя также услуги обучения и стажировки персонала.
Такой подход давал гарантию производителям в том, что их товары попадут к покупателям точно в таком виде, в каком они были созданы. При этом имя и торговая марка компании получали широкое распространение и приносили все выгоды потребителям.
В целом, по мнению экспертов, товарный франчайзинг в большей степени выгоден франчайзеру, поскольку обеспечивает продвижение его товарного знака и расширение сети сбыта при минимальных капитальных и текущих затратах. Чаще всего товарный франчайзинг используется в продаже бензина, автомобилей, велосипедов, алкогольных и безалкогольных напитков и других товаров в рознице.
Сервисный франчайзинг. В рамках сервисного франчайзинга франчайзер, кроме передачи оборудования и предоставления права на продажу услуг, осуществляет передачу технологий продаж, обслуживания клиентов, а также контролирует все аспекты их применения. В целом, сервисный франчайзинг представляет собой синтез двух описанных выше видов франчайзинга в сфере услуг. Сущность его заключается в том, что франчайзи предоставляется право на осуществление определенного вида деятельности под торговой маркой франчайзера.
Знакомая всем
франчайзинговая система
Франчайзинг бизнес - формата. Наиболее же перспективным на сегодняшний день видом франчайзинга является франчайзинг бизнес - формата. Здесь франчайзер, кроме прав на использование товарного знака, передает франчайзи отработанную модель организации и ведения бизнеса. Франчайзинг бизнес - формата предполагает составление франчайзером обширного пакета. Аренде торговой марки документов - так называемого brand - book, включающего в себя детальные технологии ведения бизнеса и правила, вплоть до параметров работы с недвижимостью, оформления интерьера помещений, освещения, расположения мебели, внешнего вида сотрудников, специфики работы с поставщиками, рекламной политики и т.д. В результате, франчайзи полностью идентифицируется с франчайзером и фактически становится частью его общей корпоративной системы. Во многих случаях, как это, например, происходит в сетях фаст - фуд McDonald's, франшизные точки обслуживаются централизованными поставками продуктов, следуют единому подходу в части технологического процесса, ассортимента, стиля обслуживания и так далее. Исключения в виде незначительных отклонений от стандарта допускаются очень редко. К примеру, несмотря на то, что во всем мире в ресторанах сети McDonald's напитки, содержащие алкоголь, не входят в ассортимент продукции, в Германии и Чехии в меню включено пиво, поскольку оно является неотъемлемой частью национальной культуры.[7]
Франчайзер при таком франчайзи
Технологию создания собственного бизнеса с нуля в условиях финансового кризиса ярко иллюстрирует опыт двух бывших директоров, один из которых специалист в IT-технологиях, другой — в маркетинге. Их история с созданием бизнеса на условиях франчайзинга началась с того, что в конце октября прошлого года они получили уведомление из головного офиса о закрытии фирмы. Оценив ситуацию на рынке труда, они поняли, что в ближайшее время нет работодателей, готовых предложить им работу с устраивающей их оплатой труда. Стали искать выход из положения и случайно обратили внимание на объявление о круглом столе «Работа франчайзинга в условиях нестабильного рынка» на конференции по франчайзингу, которая проходила в ноябре 2008 г. Посетив мероприятие, бывшие директора решили, что выходом для них будет создание собственного предприятия на условиях франчайзинга. Но для организации такого способа ведения бизнеса необходимо найти фирму - франчайзера. И свой поиск этой фирмы они начали с того, что сформулировали свои требования к организации бизнеса: получение готовой ниши в бизнесе на условиях франчайзинга (и, соответственно, гарантированный, пусть и небольшой, доход); возможность использования известного товарного знака фирмы-франчайзера (и, соответственно, экономия на рекламе). Наличие постоянной рекламной поддержки от франчайзера (и, соответственно, экономия на стимулирующей рекламе и промо - акциях). Помощь и поддержка в виде методических материалов, четких инструкций по архитектуре программного обеспечения и системе услуг, которые можно оказывать покупателям, а также передача опыта технологии ведения дела и повышение квалификации франчайзи силами франчайзера (и, соответственно, быстрое вхождение в новую сферу деятельности, возможность избежать «глупых» ошибок).
Кроме того, в процессе работы франчайзер должен обеспечивать необходимые консультации по продукту, а также совместное решение возникающих проблем в обслуживании программного обеспечения.
Заметим, что данные требования стоит иметь в виду тем собственникам, которые решили использовать франчайзинг для развития бизнеса и приступили к ведению переговоров потенциальным франчайзи.
Определившись с требованиями к организации бизнеса, потенциальные франчайзи оценили свои финансовые возможности и поняли. Что с выходным пособием и личными накоплениями каждый может вложить в создание совместного бизнеса по 1,5 млн. руб. Поскольку франчайзинг — это система сетевого бизнеса, при которой компания - франчайзер продает элементы своего собственного тиражируемого бизнеса, то франчайзи необходимо купить это право пользования товарным знаком и методами ведения бизнеса. Следовательно, необходимо произвести затраты на первоначальном этапе, и в случае неуспеха деньги нельзя будет вернуть назад. Поэтому франчайзи решили оценить вероятность успеха будущего бизнеса, то есть определиться со списком потенциальных клиентов и набором продуктов и услуг, ими востребованных. Для этого они воспользовались тем, что их фирма расположена в деловом центре, и провели небольшое исследование среди фирм-соседей на тему, что же им нужно в IT-сфере.[1]