Франция в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 22:55, курсовая работа

Описание работы

Конституция Пятой республики, разработанная под руководством генерала Шарля де Голля, была утверждена на референдуме, проведенном 28 сентября 1958 на территории самой Франции и в ее заморских департаментах. По конституции президент республики является центральной политической фигурой. Президент назначает премьер-министра и отдельных министров. Премьер-министр и кабинет министров ответственны перед парламентом.
Территория Франции разделена на 22 региона и 96 департаментов. Департаменты в свою очередь делятся на 327 округов, 3828 кантонов и 36 551 коммуну. Местные административные единицы каждого уровня управляются сходным образом, за исключением небольших различий, независимо от размеров и своей значимости.

Содержание работы

Введение 3
1 – Общие характеристики Франции 4
1.1 Местоположение и территория страны 4
1.2 Население 5
1.3 Политическая система 6
1.4 Административно-территориальное деление 8
2 – Модель социально-экономического развития 9
3 – Структура экономики Франции 11
3.1 Сельское хозяйство 12
3.2 Промышленность 13
3.3 Транспорт 15
3.4 Сфера услуг 16
3.5 Новейшие отрасли промышленности 16
3.6 Рынок труда и миграция во Франции 17
4 – Франция в мировой экономике 19
4.1 Внешняя торговля Франции 19
4.2 Франция в мировом инвестиционном сотрудничестве 21
5 – Особенности экономического потенциала Франции 22
6 – Отношения Франции и России 27
Заключение 34
Список литературы 35

Файлы: 1 файл

Analiz_ekonomicheskogo_potentsiala_Frantsii.doc

— 986.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

Введение

 

Французская Республика одно из крупнейших государств в Европе. На территории Франции представлены разнообразные  ландшафтно-климатические условия, сельское хозяйство и промышленность отличаются высоким уровнем развития и передовой технологией. Столица Париж – один из крупнейших центров европейской цивилизации.

В 1800 Франция имела самую большую  в Западной Европе численность населения. По переписи 1990, в стране проживало 56 614 тыс. человек. В 2005 году – 59,7 млн.человек. Рождаемость во Франции стала снижаться в середине 19 в. В 1938 она составляла 15 человек на 1000. После Второй мировой войны Франция пережила краткий «детский бум». К 1948 рождаемость повысилась до 21 человека на 1000, но затем постепенно снижалась вплоть до 1970-х годов, когда она стабилизировалась на уровне в 14–15 человек на 1000, а в 1990-х годах снова упала до 12–13 человек на 1000.

Франция на протяжении длительного времени  испытывала недостаток рабочей силы из-за низкого уровня рождаемости. Поэтому  еще до Второй мировой войны там проживало около 3 млн. иностранцев, число которых к моменту переписи 1954 сократилось до 1451 тыс. человек, но к 2000 составило более 5 млн. человек. Главным образом, это выходцы из Португалии, Алжира, Италии, Испании, Марокко и Туниса.

Конституция Пятой республики, разработанная под руководством генерала Шарля де Голля, была утверждена на референдуме, проведенном 28 сентября 1958 на территории самой Франции и в ее заморских департаментах. По конституции президент республики является центральной политической фигурой. Президент назначает премьер-министра и отдельных министров. Премьер-министр и кабинет министров ответственны перед парламентом.

Территория  Франции разделена на 22 региона  и 96 департаментов. Департаменты в свою очередь делятся на 327 округов, 3828 кантонов и 36 551 коммуну. Местные административные единицы каждого уровня управляются сходным образом, за исключением небольших различий, независимо от размеров и своей значимости.

Франция относится к високоразвитым постиндустриальным странам мира. Она была одной из первых стран, которые стали на путь индустриального развития. Ее ведущими отраслями являются : транспорт, телекоммуникации, агропродовольственная промышленность, фармакология, а также банковский, страховой секторы, туризм. Также не следует забывать и о традиционных отраслях производства предметов роскоши (кожгалантерея, готовое платье, парфюмерия, спиртные напитки).

 

 

  1. – Общие характеристики Франции

1.1 Местоположение и территория страны

 

Франция – это государство в Западной Европе. На северо-востоке граничит с Бельгией, Люксембургом и Германией, на востоке - с Германией, Швейцарией и Италией, на юго-востоке - с Монако, на юге - с Испанией и Андоррой. На севере территория Франции омывается Северным морем, проливами Па-де-Кале и Ла-Манш, на западе Бискайским заливом Атлантического океана, на юге - Средиземным морем. Площадь европейской части Франции, включая остров Корсика в Средиземном море и другие мелкие прибрежные острова, составляет 543965 км 2 . Столица – город Париж. [13]

 

 

1.2 Население

 

Население Франции – 59,7 млн. чел.(2005г.) 83% населения - французы; живут также эльзасцы, бретонцы, корсиканцы, каталонцы, баски; кроме того проживает 4,7   млн. иностранцев-иммигрантов (алжирцы, португальцы, итальянцы, испанцы, армяне и другие). Официальный язык - французский. Подавляющее большинство верующих - католики, около 2 млн. человек - протестанты, около 2 млн. - мусульмане, православные  и другие .

Среднегодовой прирост населения 0,47% (2000-2005). Средняя плотность населения 109,8 человек на 1 кв. км. Экономически активное население – 26 млн. человек, в том числе занято: в промышленности - 25,0 %; в сельском хозяйстве - 2 %; в сфере услуг - 74 %.(2005г.) [1]

 

 

1.3 Политическая  система

 

Франция — суверенная унитарная демократическая республика. Действующая Конституция, принятая 4 октября 1958 года, устанавливает республиканскую президентско-парламентскую форму правления (Конституция Французской Республики, разд. Глава государства — президент, избираемый на 5 лет. Глава правительства — премьер-министр. Совет министров назначается президентом по согласованию с премьер-министром. Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту, избираемому всеобщим голосованием.

Президент. Президентом Франции является Николя Саркози. Президент имеет право распустить нижнюю палату парламента – Национальное собрание – и назначить новые выборы. Статья 16 конституции позволяет президенту вводить в стране чрезвычайное положение и брать в свои руки всю полноту власти. [9]

 

Президент Франции –  Николя Саркози

 

Премьер-министр и кабинет министров. Премьер-министр и кабинет министров ответственны перед парламентом. Правительство обязано уйти в отставку, если вопрос о доверии поставлен самим премьер-министром или т.н. резолюция порицания, исходящая от парламента, соберет определенное количество голосов депутатов. Согласно конституции, министр не может быть одновременно депутатом парламента. Кабинет министров несет полную ответственность за свою деятельность. Высшие правительственные чиновники назначаются кабинетом по предложению премьер-министра или президента. С 17 мая 2007 на должность премьер-министра вступил Франсуа Фийон. [10]

Премьер-министр – Франсуа Фийон

 

Парламент состоит из двух палат – Национального собрания и Сената. Национальное собрание насчитывает 577 мест. Депутаты Национального собрания избираются на прямых всеобщих выборах. В Сенате 321 место. Сенаторы избираются коллегией выборщиков, состоящей из членов Национального собрания, делегатов от советов департаментов и делегатов от муниципальных советов. Сенаторы избираются сроком на 9 лет. Раз в три года обновляется одна треть Сената.

В каждой палате существуют шесть постоянных комитетов. Эти  комитеты часто функционируют через  подкомитеты.

Законопроекты принимаются обеими палатами, затем подписываются президентом  и становятся законами (если он не накладывает  на них временное вето). [13]

Символ парламента с национальным девизом:

 

 

1.4 Административно-территориальное деление

 

Франция делится на 26 регионов (régions), из которых 21 находится на европейском континенте, один (Корсика) — на островеКорсика, а ещё четыре — заморские. Регионы не обладают юридической автономией, но могут устанавливать свои налоги и вести бюджет.

26 регионов разделяются  на 100 департаментов (départements), состоящие из 342 округов (arrondissements) и 4039 кантонов (cantons). Основой Франции являются 36 682 коммуны (communes). Деление на департаменты и коммуны сравнимо с делением России на области и районы.

Департамент Парижа состоит  из единственной коммуны. Четыре заморских региона (Гваделупа, Мартиника, Французская Гвиана,Реюньон) состоят, каждый, из единственного департамента. У региона Корсика (включающего 2 департамента) — специальный статус административно-территориального образования, отличного от других регионов метрополии (континентальной Франции). Все эти регионы являются частью Европейского союза.

2 – Модель социально-экономического развития

 

Социально-экономическая модель Франции  называется «французский дирижизм», т .е. государственное регулирование экономики.

В области государственного регулирования  экономики существует пирамида целей, важнейшими в которой являются формирование наиболее благоприятных условий для самовозрастания капитала и поддержание социально-экономической стабильности в обществе. Все прочие цели государственного регулирования так или иначе производны от этих двух. К средствам государственного регулирования прежде всего относится административно-правовой инструментарий. Важнейшим средством госрегулирования выступают государственные финансы, т.е. средства, связанные с формированием и использованием государственного бюджета и централизованных («полугосударственных»), публично-правовых фондов социального страхования.

После Второй мировой войны государственные  финансы стали активно использоваться для целенаправленного воздействия  на темпы и пропорции общественного  воспроизводства, сглаживания циклических колебаний .

Средства государственного бюджета  используются для предоставления частному бизнесу субсидий, льготных займов и гарантий по частным кредитам с целью стимулирования предпринимательской деятельности и соответственно экономического роста. Эти средства служат также источником закупок промышленной и сельскохозяйственной продукции. Кроме того, они используются для проведения отраслевой и региональной структурной политики, содействия подготовке и переподготовке рабочей силы соответствующей квалификации и стимулирования научных исследований и опытно-конструкторских разработок.

Вторым по значению средством государственного регулирования является денежно-кредитный инструментарий. Денежно-кредитная политика включает следующие основные элементы:

а) маневрирование учетной ставкой центрального (государственного) эмиссионного банка (ЦБ), т.е. изменение процента, взимаемого этим банком при приобретении коммерческих векселей у частных банков. Это влияет на общий уровень ссудного процента, ибо частные банки взимают процент, как правило, на 1—1,5 процентных пункта превышающий учетную ставку ЦБ;

б) изменение нормы минимальных  резервов, т.е. процентного отношения  денежных фондов, которые коммерческие банки должны отвлекать от своих операций и содержать на своих беспроцентных счетах в ЦБ, к величине текущих и долгосрочных вкладов в этих банках;

 в) операции на «открытом  рынке», т.е. акты купли-продажи  государственных ценных бумаг (казначейских векселей, облигаций и др.), совершаемые ЦБ и частными банками.

При помощи денежно-кредитного инструментария Франция в лице ЦБ влияет на объем денежной и кредитной массы, величину ссудного процента, а тем самым и на темпы и пропорции воспроизводства капитала.

К средствам государственного регулирования относится и государственная собственность. В первые годы после Второй мировой войны она играла ведущую роль в экономике Франции, ибо временная слабость частного капитала, связанная с послевоенной разрухой, вынудила там закрыть образовавшуюся в экономике «брешь» до завершения восстановительного периода и структурной перестройки соответствующих национальных хозяйств.

С начала 60-х гг. в странах Западной Европы наблюдается постепенное  снижение роли государственной собственности. Однако Франция была временным исключением из этого правила, где произошла мощная волна национализации, осуществленная в начале 80-х гг. по политико-идеологическим соображениям правительством социалистов (при участии коммунистов).

Французская модель социально-экономического развития несколько своеобразна. Однако на данном этапе в странах Западной Европы создается общая модель социально-экономического развития.

Основные черты социально-экономической модели Западной Европы:

  1. в рамках «трехслойного» хозяйственного механизма верхний «ярус» (уровень государственного регулирования) играет большую роль, чем в других «центрах силы». С одной стороны, тем самым компенсируется то обстоятельство, что западноевропейские ТНК, как правило, уступают по своему потенциалу и мощи своим американским и японским аналогам в соответствующих отраслях. С другой стороны, повышенная экономическая роль государства связана со следующей основной чертой социально-экономической модели Западной Европы;
  2. в Западной Европе социальная ориентация общественно-экономических систем является наивысшей в современном мире, государство выполняет наибольшее количество социальных функций и делает это наиболее интенсивно. Западноевропейский капитализм в наибольшей мере подходит под рубрику «социальное рыночное хозяйство»;
  3. если в рамках социально-экономических систем США и Японии индивидуализм как принцип и основное правило общественной жизни явно превалирует над солидарностью, то в Западной Европе сложился относительный баланс между ними при ведущей роли первого. Последние две черты политически во многом обусловлены традиционно большой, а в течение длительных периодов ведущей ролью социал-демократии в общественной жизни Западной Европы. В конце 90-х гг. партии социал-демократического толка, входящие в Социалистический интернационал, являются правящими во всех крупных странах региона (Германии, Франции, Великобритании и Италии), а также в ряде других западноевропейских государств. Они предпринимали и предпринимают активные усилия для консолидации и развития сферы социального обеспечения;
  4. наибольшая степень открытости мировому хозяйству и интернационализации хозяйственной жизни. [4,стр. 446]

3 – Структура экономики Франции

 

Франция относится к высокоразвитым постиндустриальным странам мира. Она была одной из первых стран, которые стали на путь индустриального развития. В середине XIX ст. была второй в мире за уровнем экономического развития и наличием колониальных владений после Великобритании. Позже темпы развития экономики Франции несколько спали. На начало XX ст. Франция была аграрно-индустриальной страной и характеризовалась замедленными темпами экономического развития.

По своему ВВП Франция является четвертой экономической державой в мире. Ее ведущими отраслями являются : транспорт, телекоммуникации, агропродовольственная промышленность, фармакология, а также банковский, страховой секторы, туризм. Также не следует забывать и о традиционных отраслях производства предметов роскоши (кожгалантерея, готовое платье, парфюмерия, спиртные напитки).

Информация о работе Франция в мировой экономике