Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 22:55, курсовая работа
Конституция Пятой республики, разработанная под руководством генерала Шарля де Голля, была утверждена на референдуме, проведенном 28 сентября 1958 на территории самой Франции и в ее заморских департаментах. По конституции президент республики является центральной политической фигурой. Президент назначает премьер-министра и отдельных министров. Премьер-министр и кабинет министров ответственны перед парламентом.
Территория Франции разделена на 22 региона и 96 департаментов. Департаменты в свою очередь делятся на 327 округов, 3828 кантонов и 36 551 коммуну. Местные административные единицы каждого уровня управляются сходным образом, за исключением небольших различий, независимо от размеров и своей значимости.
Введение 3
1 – Общие характеристики Франции 4
1.1 Местоположение и территория страны 4
1.2 Население 5
1.3 Политическая система 6
1.4 Административно-территориальное деление 8
2 – Модель социально-экономического развития 9
3 – Структура экономики Франции 11
3.1 Сельское хозяйство 12
3.2 Промышленность 13
3.3 Транспорт 15
3.4 Сфера услуг 16
3.5 Новейшие отрасли промышленности 16
3.6 Рынок труда и миграция во Франции 17
4 – Франция в мировой экономике 19
4.1 Внешняя торговля Франции 19
4.2 Франция в мировом инвестиционном сотрудничестве 21
5 – Особенности экономического потенциала Франции 22
6 – Отношения Франции и России 27
Заключение 34
Список литературы 35
Франция, чье положительное сальдо в торговом балансе достигло 19,3 млрд евро в 2005 году, занимает четвертое место в мире среди экспортеров промышленной продукции (в основном оборудования) и второе среди экспортеров услуг и продукции сельского хозяйства (в частности, зерновых и агропродовольственной продукции). При этом Франция осуществляет 70% своего товарооборота с партнерами по Европейскому Союзу (50% со странами зоны евро). [11]
Франция занимает четвертое место в мире по привлечению прямых иностранных инвестиций. Действительно, инвесторы высоко оценивают квалификацию рабочей силы во Франции, высокий уровень научных исследований, овладение передовыми технологиями, финансовую стабильность, и хорошую управляемость себестоимости производства.
В формировании валового внутреннего продукта (ВВП) Франции доминирует сфера услуг.
Источники ВВП ( % от общего объема) : [1,стр. 212]
Сельское хозяйство |
2,7 |
Промышленность |
25,0 |
Сфера услуг |
72,3 |
С начала 1950-х вплоть до начала 1970-х годов среднегодовой прирост ВВП составлял более 5% (среди крупных экономических держав этот показатель был выше только в Японии). Отчасти это объясняется быстрым увеличением численности населения и расширением внутреннего рынка. Однако в результате последовавшего спада в экономике темпы роста ВВП за 1970–1990 снизились наполовину, а с начала 1990-х годов происходит дальнейшее его снижение. Среднегодовой прирост реального ВВП (1992-2002) составляет 1,9%.
По данным на 2005 год: [1,стр. 212]
Составляющие ВВП (% от общего объема) [1,стр. 212]
Личное потребление |
54,8 |
Общественное потребление |
23,8 |
Инвестиции |
19,5 |
Экспорт |
27,1 |
Импорт |
- 25,0 |
Франция – ведущая сельскохозяйственная страна в Европейском союзе. Она имеет самую большую площадь пахотных земель (более 30 млн. га) и самую высокую их продуктивность (урожайность зерновых 60 ц/га). На долю Франции приходится более 21% сельскохозяйственной продукции стран ЕС (в стоимостном выражении). Франция – крупнейший в Европе и второй в мире (после США) экспортер сельскохозяйственной продукции. Особенно велика роль Франции в поставках зерновых (50 млн. т в год, главным образом пшеницы и кукурузы) на мировой рынок. Она поставляет также мясо (говядину, свинину и баранину), молочные продукты, овощи, фрукты и вино.
В сельском хозяйстве получили распространение
групповые формы ведения
В целом Франция очень известная аграрная страна. Она занимает первое место в Европе и в мире по производству сахарной свеклы, винограда – второе место в мире и в Европе (после Италии). По количеству вырощенных свиней – 9 место в мире и 5 в Европе.
Структура сельского хозяйства
характеризуется великим
Сельское хозяйство высоко индустриализовано. По насыщенности техникой, использованию химических удобрений оно уступает только Нидерландам, ФРГ, Дании. Техническое оснащение, повышение агрокультуры хозяйств привело к повышению уровня самообеспеченности страны в сельскохозяйственных продуктах. По зерну, сахару он превышает 200%, по сливочному маслу, яйцам, мясу — свыше 100%.
Пик развития промышленности Франции припал на 1960-1973 гг при средних темпах роста около 7%. Но впоследствии темпы начали уменьшаться и в 80-х годах уже составляли 1%. Особенно уменьшилось производство традиционных товаров - текстиля, кожи, а также бумаги, металлургической продукции, строительных материалов. Меньших изменений испытали химическая и пищевая промышленность.
Характерной особенностью развития промышленности 1990-х годов являются высокие темпы развития отраслей, которые определяют НТП. На мировом рынке получили признания такие отрасли промышленности, как аэрокосмическая и военная промышленность, общее машиностроение и металлообработка, автомобилестроение, цветная и черная металлургия, электронная и электротехническая промышленность, атомная энергетика, фармацевтика, парфюмерия, химическая промышленность. Франция все больше ориентируется на наукоемкие отрасли экономики, которая усиливает конкурентоспособность промышленной продукции.
Ведущие позиции Франция занимает в робототехнике, средствах связи, производстве новых материалов, биотехнологии, микроэлектронике и даже в энергетике. [7,стр. 258]
Энергетика является развитой отраслью во Франции. Она опирается на использование как собственных, так и импортных топливно-энергетических ресурсов: угля, нефти, природного газа, атомного топлива. Страна обеспечена собственными энергетическими ресурсами меньше чем на половину. Больше половины энергоносителей Франция импортирует. Среди стран Европы и мира Франция выделяется высокой долей электроэнергии, которая производится на атомных электростанциях. За уровнем развития атомной энергетики Франция уступает лишь США. Во Франции, в отличие от Украины, преобладают атомные электростанции мощностью до 1 млн квт. Среди других электростанций выделяются ТЭЦ, которые построены в промышленных районах и возле больших городов (7,3%).
Угольная промышленность страны переживает кризис. Добыча угля постоянно сокращается. В 2001 г. во Франции добыто 7,5 млн т каменного угля и свыше 2 млн т бурого угля, а через следующих 5 лет — соответственно 3 и 0,5 млн т.
Незначительной является добыча нефти и природного газа, хотя заводы Франции переделывают свыше 75 млн т сырой нефти. Нефть поступает преимущественно из стран Юго-западной.
Во Франции хорошо развитая черная металлургия. Республика относится к наибольшим производителям черных металлов, занимая 2 место в Западно-европейскому экономико-географическом макрорегионе, и пятое - в Европе после России, Германии, Италии и Украины. Для производства черных металлов используется главным образом, местное сырье. Франция, добывая около 12 млн т железной руды и выплавляя свыше 13 мглн т чугуна и 20 млн т стали, входит в 10-ку наибольших производителей черных металлов в мире.
Франция имеет развитую цветную металлургию, особенно алюминиевую, медную и свинцово цинковую. За добычей бокситов страна занимает первое место В Западно-Европейском макрорегионе и входит в двадцатку наибольших производителей (490 тыс. т), а за выплавкой алюминия (620 тыс.т) уступает в Европе лишь Российской Федерации и Норвегии, входя в десятку наибольших мировых производителей . [7,стр. 258-259]
Машиностроение — главная отрасль промышленности Франции. В ней функционирует 6500 предприятий. Доля отрасли в общей стоимости продукции обрабатывающей промышленности страны составляет почти одну третью. По стоимости продукции машиностроения Франция занимает четвертое место в мире, уступая почти вдвое Германии, в четыре разы — Японии и в семь раз США. Особенностью машиностроения развитых стран является высокий экспортный потенциал их продукции. Хотя во Франции он вдвое ниже, чем в Японии, однако больше трети общей стоимости экспорта страны приходится на продукцию машиностроения.
Машиностроение развито во всех районах Франции. Ведущей отраслью машиностроения является транспортное машиностроение, хотя в 90-е годы XX ст. его объемы значительно снизились. Однако отдельные отрасли, в частности автомобильная, развиваются. Например, в 1998 г. во Франции выработаны почти 3 млн автомобилей, в том числе свыше 80% -легковых, что является четвертым показателем в мире. Большинство автомобильных предприятий сместились на окраины Столичного района и даже в отдаленные районы Франции — Нормандию, Ельзас, Рона-Альпы.
Важной отраслью машиностроения авиаракетная. За производством самолетов Франция занимает первое место в мире. За количеством занятых и объемам производства она уступает лишь США. Центры авиационной промышленности – Париж, Тулуза, Бордо. Авиаракетная промышленность во Франции, в отличие от других стран, принадлежит государству.
Франция является большим производителем железнодорожного оборудования, тепло- и электровозов. По производству скоростных поездов
страна занимает первое место в мире. [7,стр. 259-260]
Химическая промышленность занимается производством минеральных удобрений, пластмасс, синтетического каучука, моющих средств, медикаментов и т.д. Химические заводы базируются обычно на дешевом сырье и энергии.
Важной отраслью легкой промышленности является текстильная, которая занимает традиционные районы – на севере, где развивается льняное, шерстяное производство.
Среди других отраслей промышленности важное значение сохраняет пищевая промышленность. Для нее характерны небольшие предприятия, находящиеся в маленьких местах и в сельской местности. Ведущими отраслями является мясная, молочная, консервная, хлебобулочная, производство алкогольных напитков. [7,стр. 260]
Во Франции
успешно развиваются все виды
транспорта. Однако во внутренних перевозках
преобладает автомобильный
Франция характеризуется достаточно высокой насыщенностью автомобилей. Так, на 1000 жителей здесь приходится 442 легковых автомобиля, что является 5 показателем в Европе.
Грузовыми автомобилям, которых во Франции 3,7 млн единиц, ежегодно перевозится большой объем грузов. Он становит 120-130 млрд.тонн/км. [5,стр. 262]
Развитие автомобильного транспорта зависит от состояния и длинны автомобильных дорог. Во Франции находится самая плотная дорожная сеть в мире и самая длинная сеть дорог в Европе (985 902 км), из которых 10 225 км принадлежит автодорогам (второе место в Европе).[11]
Второе место во внутренних грузоперевозках занимает железнодорожный транспорт (8,6%). Годовой объем перевозок : 315 млн пассажиров по обычной ж/д сети , 83 млн по сети ТЖВ, 560 млн по сети Иль-де-Франс и 126 млрд тонн грузовых перевозок.
Железнодорожная сеть: 31 986 км железнодорожных путей; Франции принадлежит рекорд скорости (515 км/час) на скоростных поездах, которые совершают перевозки по сети специальных путей длиной в 1 547 км, позволяющей достигать скорости перевозок в 270 км/час и выше. [11]
Трубопроводный транспорт
Франция известна в Западноевропейском регионе по уровню развития речного транспорта. Наибольшим речными портами является Париж, Страсбург и Руан.
Для внешних грузовых и пассажирских перевозок большое значение имеет морской и воздушный транспорт. Самым большим портом считается Марсель, грузооборот которого равен почти 90 млн. т.
Более 100 млн пассажиров и 4,7 млрд тонн грузов ежегодно перевозятся воздушным транспортом. [5,стр. 263]
Сфера услуг играет важнейшую роль в формировании ВПП Франции. Среди отраслей сферы услуг важное место занимает финансово-кредитная сфера и страхование. Среди первых 25 банков мира 4 французских. Также большую роль отводят туризму.
БАНКИ И ФИНАНСОВЫЕ УСЛУГИ .Объем биржевой капитализации акций, котирующихся на Парижской бирже, достигает 884 млрд евро, что составляет 50% ВВП Франции. Это выводит французскую столицу на седьмое место в мире. Основными французскими банками являются : БНП-Париба, Креди Агриколь, Сосьете Женераль и Креди лионнэ.
СТРАХОВАНИЕ .Имея годовой оборот в 210 млрд евро, французская система страхования закрепила свои позиции на четвертом месте в мировой классификации. "Акса", занимающая второе место в Европе среди страховых компаний, "СНП" и "АЖФ" являются тремя основными страховыми компаниями Франции.
ТУРИЗМ .Франция является самой посещаемой страной в мире (75 млн иностранных туристов в год по данным 2003 года). С годовым оборотом в 34,5 млрд евро, Франция занимает третье место в мире по доходам от туризма после США и Испании.
Положительное торговое сальдо в этом секторе достигает более 13,1 млрд евро.[11]
Новейшие отрасли