Франция в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 22:55, курсовая работа

Описание работы

Конституция Пятой республики, разработанная под руководством генерала Шарля де Голля, была утверждена на референдуме, проведенном 28 сентября 1958 на территории самой Франции и в ее заморских департаментах. По конституции президент республики является центральной политической фигурой. Президент назначает премьер-министра и отдельных министров. Премьер-министр и кабинет министров ответственны перед парламентом.
Территория Франции разделена на 22 региона и 96 департаментов. Департаменты в свою очередь делятся на 327 округов, 3828 кантонов и 36 551 коммуну. Местные административные единицы каждого уровня управляются сходным образом, за исключением небольших различий, независимо от размеров и своей значимости.

Содержание работы

Введение 3
1 – Общие характеристики Франции 4
1.1 Местоположение и территория страны 4
1.2 Население 5
1.3 Политическая система 6
1.4 Административно-территориальное деление 8
2 – Модель социально-экономического развития 9
3 – Структура экономики Франции 11
3.1 Сельское хозяйство 12
3.2 Промышленность 13
3.3 Транспорт 15
3.4 Сфера услуг 16
3.5 Новейшие отрасли промышленности 16
3.6 Рынок труда и миграция во Франции 17
4 – Франция в мировой экономике 19
4.1 Внешняя торговля Франции 19
4.2 Франция в мировом инвестиционном сотрудничестве 21
5 – Особенности экономического потенциала Франции 22
6 – Отношения Франции и России 27
Заключение 34
Список литературы 35

Файлы: 1 файл

Analiz_ekonomicheskogo_potentsiala_Frantsii.doc

— 986.00 Кб (Скачать файл)

Однако и в эти  годы Франция уступала Германии и  Японии и по динамике промышленности и экономике, и по масштабам и  глубине происходивших в них изменений. Доля Франции в ВВП и промышленном производстве развитых стран повысилась, но незначительно (в обоих случаях – менее чем на 1%). В начале 70-х гг. Франция невыгодно отличалась от основных конкурентов более низким уровнем концентрации, завышенным удельным весом аграрного сектора в ресурсах, производстве, экспорте, относительной структурной слабостью промышленности и промышленного экспорта, отличавшихся повышенными значениями легких и материалопроизводящих отраслей.

Следствием этих факторов являлась недостаточная конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках, что в макроэкономическом плане выливалось в долгосрочное неравновесие торгового баланса, слабость национальной валюты, хроническую инфляцию. Все это дополнялось ( особенно существенно – с середины 60-х годов) ростом материалоемкости  общественного производства ( в связи с акцентом в развитии индустрии на материалоемких отраслях и неконтролируемых ростом энергопотребления); увеличением удельных трудозатрат (вследствие непрестанного раскручивания инфляционной спирали основными социальными субъектами); ростом капиталоемкости ( в результате масштабного инвестирования, осуществлявшегося в расчете на долгосрочный бесперебойный рост внешнего спроса). На микро уровне наблюдалось заметное повышение банковской задолженности компаний.

Указанные диспропорции в полной мере проявились со скачком  цен на энергоносители и резким падением мирового спроса в первой половине 70-х годов. Их  преодоление, совпавшее  по времени с очередным этапом НТР и, соответственно, с необходимостью очередной адаптации к нему экономики и промышленности,  было длительным и непростым. Трудности испытывали все страны Западной Европы. Но во Франции процессы ликвидации диспропорциональности, нового приспособления оказались особенно затянувшимися и тяжелыми. Во-первых, некоторые диспропорции (структурная слабость промышленности, завышенные трудозатраты) были острее, чем в ряде других стран. Во-вторых, в процессе преодоления трудностей отсутствовала согласованность действий основных воспроизводственных агентов. Каждый из них решал собственные задачи собственными методами, которые зачастую противоречили друг другу, тормозя общий ход развития.

Эти моменты особенно четко прослеживались в первое послекризисное десятилетие. После 1973 г. не только наблюдался перелом тенденции роста и обострение всех макропроблем; произошло троекратное падение прибыльности компаний. Предпринимателям пришлось восстанавливать ее практически в одиночку. На макроуровне в это время решались исключительно проблемы поддержания докризисных динамики потребления и уровня занятости, что в условиях низких темпов роста способствовало лишь дальнейшему повышению удельных трудозатрат. В течение 6-7 лет, до начала 80-х годов, чем больше сокращалось производство ( а оно или сокращалось, или стагнировало в контексте низкого мирового спроса и груза собственных нерешенных проблем), тем сильнее увеличивалась безработица и падали темпы потребления, тем активнее боролось с их проявлениями государство, что лишь способствовало дальнейшему ухудшению ситуации. Предприятия сократили инвестиции, но справиться с задолженностью и существенно повысить прибыльность не смогли. При столкновении со вторым энергетическим шоком Франция пережила новый, еще более глубокий кризис.

В 80-е годы условия воспроизводства для французской экономики были весьма непростыми. Франция очень пострадала от «кризиса задолженности» развивающихся стран. Вынужденная переориентация значительной части экспорта от традиционных партнеров в третьем мире в направлении развитых стран в полной мере выявила недостатки структуры национальной промышленности. Структурная слабость определяла повышенную чувствительность экономики к колебаниям микрохозяйственной конъюнктуры.

Путь к решению важнейших  макрозадач пролегал через быструю перестройку структуры промышленных производства и экспорта, что в свою очередь требовало скорейшего повышения рентабельности компаний. Между тем в это время ( начало 80-х годов) в государственной экономической политике возобладали антипредпринимательский подход и антирыночные меры. Основным результатом подобных действий явилось резкое сокращение инвестиционной активности во Франции и массовый вывоз капитала за рубеж, что, разумеется, очень неблагоприятно повлияло на динамику основных показателей внутреннего спроса и на состояние платежного баланса.

Повышение процентных ставок для остановки потока экспорта капитала вызывало дополнительный рост банковской задолженности и еще ухудшело возможности восстановления прибыльности. Среди обострившихся в это время макропроблем следует особо отметить скачкообразный рост государственного долга: свертывание производства частным бизнесом и снижение реальных доходов населения обеспечивали сокращение доходной части, в то же время как расходная часть колоссально возросла за счет проводимых из бюджета санаций национализированных компаний.

Итоги развития первой половины 80-х годов были еще менее утешительными, чем в  1975-1980 гг. Но после 1986 г. положение  стало постепенно улучшаться. Возрос мировой спрос, а мировые цены на энергоносители – снизились; к власти во Франции вернулись противники активного государственного регулирования. Предприятия начали постепенно ликвидировать задолженность, капиталовложения и экспорт пошли вверх. Ускорился экономический рост, ставший к тому же менее материалоемким. В экономике наметилось оживление, продолжавшееся до начала 90-х годов.

Но в это время  Франция столкнулась с новой  проблемой – высокой зависимостью от колебаний валютных курсов. Неустойчивость доллара, усиление валютной нестабильности в Европе после 1990 г. «привязали» французский франк, как и другие европейские валюты, к немецкой марке, заставляя Банк Франции следовать проводимой Бундесбанком процентной политике и повышать процентные ставки. Их рост обеспечивался и выполнением ключевых пунктов Маастрихтского договора – поддержания валютной стабильности и низких темпов инфляции. Высокие процентные ставки повышали расходы по обслуживанию гос. долга и вынуждали государство мобилизовывыть значительные средства на рынках капитала под большие проценты, так что вложения в производственный сектор становились невыгодными.

На инвестиционный процесс  отрицательно воздействовала также  ситуация с занятостью. Если  до 1974 г. рынок труда был весьма напряженным, то затем наблюдался постоянный рост безработицы (1974 г. – 2,4%; 1980 г. – 6,1; 1990 г. – 9,0; 1995 г. – 11,8%). В 1991 – 1995 гг. темпы роста занятости упали практически до нуля (что отчасти было связано с развернувшимися в третичном секторе процессами компьютеризации и автоматизации). Страх перед растущей и, казалось, непобедимой безработицей кардинально изменил и поведение потребителей, и оценки предпринимателями возможностей сбыта. Общим итогом стало абсолютное, беспрецедентное за послевоенное 50-летие падение инвестиций. Резко снизилось и личное потребление. Внутренний спрос «держался» только на государственном потреблении, и даже неплохая динамика экспорта не могла обеспечить ежегодного прироста ВВП больше, чем на 1,1%.

Негативные тенденции  действовали во французской экономике  довольно долго. Лишь после снижения процентных ставок в 1996 г. наметилось постепенное оживление, перешедшее в 1997 г. в подъем, который (при кратковременных и несущественных периодических ухудшениях конъюнктуры) продолжается и в настоящее время.

Процессы, имевшие место в экономике в течение «тридцати горестных лет», имели неоднозначный характер. Будучи явно негативными в кратко- и среднесрочном плане, они зачастую характеризовались положительными долгосрочными результатами, поскольку вели в конечном итоге к росту эффективности общественного производства и модернизации его важнейших отраслевых пропорций. Возросла производительность труда. По ее темпу роста Франция к концу столетия опередила США (здесь сыграло роль отсутствие прироста занятости в течение ряда лет, в то время как в США занятость росла быстро). Длительно низкая инвестиционная активность обеспечила снижение капиталоемкости экономического роста, причем при возобновлении инвестиционного процесса основное внимание стало уделяться вложениям в машины и оборудование. Поддержанию материалоемкости на невысоком уровне способствовало сохранение низких цен на сырье почти до конца столетия и общее снижение энергопотребления. «Горестные годы» размыли промышленность, были ликвидированы или перенесены за рубеж многие традиционные производства. Доля промышленности в занятости, инвестициях, ВВП сейчас полностью соответствует аналогичным показателям других развитых стран. Модернизирована структура промышленности и экспорта, где существенно снизились удельные веса аграрной продукции и полуфабрикатов при одновременном повышении доли высокотехнологичной продукции. Пока нерешенной проблемой остается зависимость Франции от импорта оборудования: процент покрытия импорта экспортом по этой товарной группе остается ниже, чем у других западноевропейских стран. Дальнейшее повышение конкурентоспособности французских изделий на внутреннем и мировом рынке зависит в основном от расширения деятельности национального бизнеса в новейших отраслях и от мероприятий государства по снижению тех издержек производства, которые находятся в его «ведении» (налоги, трудозатраты).

6 – Отношения Франции и России

 

Франция традиционно  является одним из приоритетных торгово-экономических  партнеров России. Экономические  отношения между Россией и  Францией подкреплены активным взаимодействием на межправительственном уровне в рамках Российско-Французской комиссии по вопросам двустороннего сотрудничества на уровне глав Правительств и Российско-Французского совета по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам (СЕФИК). В рамках Совета действуют российско-французские рабочие группы по космосу, авиации, информационным технологиям, энергетике, транспорту, инновациям, строительству, борьбе с контрафактной продукцией и по туризму. В 2006 году под председательством Руководителя аппарата Правительства Российской Федерации - Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации С.Е. Нарышкина заседание СЕФИК впервые состоялось не в Париже или в Москве, как это было принято до сих пор, а в Нижнем Новгороде – одном из наиболее динамичных и крупных промышленных центров России. Это событие носило принципиально важный характер, так как именно регионы должны стать основой дальнейшего торгово-экономического сотрудничества двух стран.

Необходимо отметить, что российско-французские торгово-экономические отношения в последние годы складываются под воздействием нескольких групп факторов:

  • устойчивая в течение последних 20 лет структура торговли, с преобладанием в экспорте Российской Федерации энергетических ресурсов (более 80 %);
  • рост цен на энергоносители и увеличение доли России в их поставках во Францию;
  • высокий уровень политического взаимодействия и признание на официальном уровне приоритетности двустороннего сотрудничества в торгово-экономической области;
  • разработка и реализация французской стороной плана действий на 2006-2008 гг. по увеличению своего экспорта в Россию (Cap export Russie);
  • развитие европейской интеграции, расширение ЕС, укрепление единой торговой политики;
  • усиление инвестиционной активности французских компаний в России;
  • рост ВВП и внутреннего спроса в России, что расширяет возможности французского экспорта;
  • реализация ряда совместных проектов в области промышленной кооперации, прежде всего, в авиации и космонавтике.

Сочетание данных факторов обеспечило ярко выраженную положительную динамику внешнеторгового оборота между Россией и Францией, рост которого в 2006 г. по сравнению с 2005 г. составил порядка 40% и составил 13,5 млрд. долл. США. Сальдо нашего внешнеторгового баланса носит устойчивый положительный характер в пользу России, однако в последнее время ускоренными темпами растет импорт французской продукции в Российскую Федерацию, который в 2006 г. составил 5,9 млрд. долл. США. Основными статьями французского экспорта явились потребительские товары (рост на 40 %), автомобильная продукция (рост на 60 %) и оборудование, в особенности относящееся к железнодорожной и авиакосмической отраслям (рост на 62 %). Сектор парфюмерии и косметики также продемонстрировал значительный рост, составивший 44%. 
Подобный беспрецедентный скачок объемов экспортируемой французской стороной продукции и динамичное развитие российско-французского товарооборота в целом во многом обусловлены не только ростом производственного и потребительского спроса в России, но и реализацией французской стороной плана действий на 2006-2008 гг. по увеличению своего экспорта в Россию (Cap export Russie). Россия вошла в число пяти стран, обозначенных французским правительством в качестве приоритетных партнеров в рамках развития двусторонних торгово-экономических отношений наравне с США, Японией, Китаем и Индией. С 2003 г. Россия уже входила в число 25 стран, представляющих основные целевые рынки для французских экспортеров, и выделение её в качестве одной из пяти «пилотных» стран говорит о том, что российский рынок представляется французским предприятиям одним из наиболее перспективных в мире.

Основными направлениями  деятельности, предусмотренными Планом действий, являются:

  1. активизация работы французских предприятий в России путем их информирования о потенциале российского рынка;
  2. расширение деятельности французских предприятий в российских регионах;
  3. усиление рекламной деятельности по продвижению французских товаров и технологий;
  4. укрепление механизмов поддержки экспорта.

В связи с этим в  программу французского правительства  включен ряд мер, призванных облегчить  французским компаниям доступ на российский рынок.

Приоритетом экономической  политики Франции в отношении  экспорта является поддержка малого и среднего бизнеса в экспортных инициативах: в частности, предусмотрена  особая программа экспортного страхования  «assurance prospection». Французским правительством ставится задача увеличить количество французских экспортеров, работающих в России к 2008 году на 30%.

Подобного рода французский  опыт представляет для нас большой  интерес и может быть использован  для поддержки российских экспортеров  за рубежом, тем более что диверсификация российского экспорта остается важной задачей в развитии российско-французских торгово-экономических отношений.

С одной стороны, благоприятная  мировая конъюнктура основных товаров  российского экспорта во Францию - энергоносителей, цветных и черных металлов, химических и лесных товаров – повлекла за собой в последние годы заметный рост объемов экспорта из России во Францию. В 2006 году его объем составил 7,6 млрд. долл. США, что 24,4% выше, чем в предыдущем году.

С другой стороны, несмотря на увеличение объемов российского экспорта (в том числе и за счет роста цен на сырье), структура экспорта существенно не изменяется: его основу – порядка 87 % - составили в 2006 году товары топливно-энергетического комплекса.

Безусловно, занять свое место на французском рынке российским предприятиям несырьевого профиля достаточно сложно. Препятствием для российского экспорта во Францию являются, в частности, сертификационные требования, санитарные нормы, необходимость создания центров послепродажного обслуживания на местах. Необходимо тщательное изучение особенностей рынка, законодательства страны, участие в специализированных выставках и салонах. Все это требует соответствующей квалификации персонала, опыта ВЭД, финансовых средств и терпения – факторов, которыми часто не располагают российские предприятия. Между тем существует ряд российских товаров, которые имеют неплохие перспективы на французском рынке. К ним можно отнести продукцию тяжелого машиностроения, деревообработки, текстильной промышленности, комплектующие для различных видов машин и оборудования, новые материалы. На российских предприятиях размещают свои заказы такие крупные компании, как «Шлюмберже» (оборудование для нефтегазовой отрасли), французское подразделение компании «Эрбас». Свидетельством признания российских разработок стали призы специализированных французских салонов, полученные недавно компаниями «Ростсельмаш» (сельскохозяйственное машиностроение) и «Апатек» (композитные материалы).

Информация о работе Франция в мировой экономике