Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 08:54, контрольная работа
Эта книга о феодальной собственности на землю во французской деревне преимущественно в XVI в., т.е. в очень ответственный период ее жизни, когда "распалась цепь времен", начал так называемый генезис капитализма. В современной историографии необычайно распространено мнение, что в XVI в. феодализм умер, цензива - самая распространенная форма крестьянского землевладения - превратилась в буржуазную собственность. Автор намерен проверить истинность подобного утверждения.
Введение…………………………………………………………………………….…3
1.Обычное право Севера (Нормандии)………………………………………..…….4
2.Обычное право Юга (Ниверне)…………………………………………………...13
3.Обычное право Парижа ……………………………………………..……………19
Заключение………………………………………………………………....……….25
Список литературы……………………………………………………….…………28
МИНОБРНАУКИ
РОССИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
ВСЕРОССИЙСКИЙ
ЗАОЧНЫЙ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ВЗФЭИ) |
ALL-RUSSIAN DISTANCE
INSTITUNE OF FINANSE & ECONOMICS | |
Филиал ВЗФЭИ в г. Архангельске |
Кафедра
философии, истории и права
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по дисциплине:
«История экономики»
на тему:
«Французская
деревня по юридическим источникам XVI
века»
Студента | Яковлева Алексея Сергеевича |
Номер личного дела | 10 ММД 46181 |
Специальность | Менеджмент организации |
Курс | ФНО, 2 поток |
Группа | 2 |
Руководитель | К.и.н., ст. преподаватель
Шурупова Елена Сергеевна |
Архангельск
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Обычное
право Севера (Нормандии)………………………………………..……
2.Обычное
право Юга (Ниверне)…………………………………………………..
3.Обычное право Парижа ……………………………………………..……………19
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Эта
книга о феодальной собственности на землю
во французской деревне преимущественно
в XVI в., т.е. в очень ответственный период
ее жизни, когда "распалась цепь времен",
начал так называемый генезис капитализма.
В современной историографии необычайно
распространено мнение, что в XVI в. феодализм
умер, цензива - самая распространенная
форма крестьянского землевладения - превратилась
в буржуазную собственность. Автор намерен
проверить истинность подобного утверждения.
Проблема феодальной собственности является
одной из труднейших и дискуссионных в
историографии. Глубокое понимание сути
феодальной собственности было проявлено
французской буржуазией в годы революции,
когда якобинская диктатура своими аграрными
декретами объявила об уничтожении "феодального
порядка", включив него не только отношения
вассалитета и личной зависимости, как
то было сделано в декретах Национального
собрания, но и поземельные отношения
сеньора и держателя.
однако позже буржуазная историография
почти полностью утратила понимание проблемы
феодальной собственности и вернулась
к ее истолкованию в духе декретов Национального
собрания.
Наше исследование - посильное исполнение
своета советского ученого. Оно строится
на всестороннем изучении ценнейшего
памятника XVI в. - провинциальных кутюм
- записи обычного права средневековой
Франции.
Работа состоит из двух частей. В первой
дается характеристика трех основных
типов кутюм в XVI в.: северного, нормандского,
"южного", показанного на примере
Ниверне, синтезнего парижского. Фактически
эта критика источника, поскольку данные
кутюм сопоставляются, проверяются многочисленными
региональными исследованиями, написанными
по "реальным", поземельным источникам:
земельным описям, актам обмена, купли-продажи,
залога земли и т.п. Во второй части систематизированы
сведения источника о крестьянской общине,
характере крестьянского землевладения.
Разумеется, сделан лишь первый шаг в обозрении
огромного юридического наследства, оставленного
историками феодальной эпохи.
В введении говориться об исследованиях изучении средневековой Франции и развитии феодальной собственности на землю. В нем отражены точки зрения многих исследователей. Ф. Гизо, один из первых историков, увидевший связь между политической историей средневековой Франции и характером земельной собственности, исследовал особенности ленной системы, принесенной, по его мнению, в римскую империю завоевавшими ее германцами, и отождествил с ней собственность феодальную. Фюстель де Куланж вслед за Гизо придавал исключительно важное значение изучению структуры крупной земельной собственности, поместья, находя истоки его уже в римской Галлии. Он различал «домениальный режим» — экономическую и социальную ячейку средневекового общества и феодализм — вассально-ленную политическую систему.
Автор проследил что современная французская историография под термином «феодальная собственность» по-прежнему разумеет прежде всего вассально-ленные межфеодальные отношения. Достаточно вспомнить работы Р. Бутрюша, Г. Фуркена, Гасхофа и других исследователей средневековья. Только М. Блок включал в понятие «феодализм» и сеньориально-крестьянские отношения.
Огромный вклад в изучение проблемы феодальной собственности во Франции внесла русская историческая школа — Н. И. Кареев, И. В. Лучицкий, М. М. Ковалевский. Их интересовала особенно предреволюционная деревня. Между И. В. Лучицким и М. М. Ковалевским разгорелся спор о характере собственности во Франции в XVIII в. С. Д. Сказкин писал: Лучицкий, работавший с податными документами, «был ближе Ковалевского к истине, называя, с одной стороны, цен-зитария собственником и говоря, с другой, о живучести феодального порядка».
Аргументация Ковалевского была бы немыслима, если бы он заглянул в трактаты по феодальному праву XVI—XVIII вв.
Автор отмечает классическое исследование С. Д. Сказкина «Февдист Эрве и его учение о цензиве», его книгу «Очерки по истории западноевропейского крестьянства в средние века», особенно пятую главу «Феодальная собственность и крестьянское землевладение при феодализме». Советский историк писал о трудности понимания феодальных отношений, феодальной собственности, «когда о них судят при помощи понятий, возникших в сфере иной, чем феодальная формация». С этим столкнулись юристы XII и буржуазная наука XIX в., которая не смогла понять своеобразия отношений собственности при феодализме, несмотря на все заслуги ее «в области накопления фактического материала и тонкой критики источников». Понятие феодальной собственности и владения — пример сложности юридического мышления давно исчезнувших правовых обычаев, которые надо изучать, и наилучшими источниками для этого являются источники юридические.
Исследование проведенное в книге строится на всестороннем изучении ценнейшего памятника XVI в. — провинциальных кутюм — записи обычного права средневековой Франции. Обычаи в средние века были основным источником права. Как писал непревзойденный знаток обычного права Франции Г. Климрат: «В силу противоречия, скорее видимого, чем действительного, эта эпоха насилий и частных войн относилась, как никакая другая, с уважением к правам, основанным на владении (posession), длительном употреблении (usage) и с отвращением к тому, что тогда именовалось посягательством на владение (nouvellete). Если человек в течение определенного времени беспрекословно и без помех получал возможность совершать какие-то действия, то само их совершение рассматривалось, как право, «имеющее силу закона». «Таким образом, закон кутюмы устанавливался отнюдь не в определенный день специальным достоверным актом, он рождался незаметно, повторением одних и тех же поступков, действий; а эти поступки повторялись потому, что отвечали общим потребностям, потому что в них согласовывались или, по крайней мере, смягчались наилучшим образом противоположные интересы». Большой французский судебник XIV в. называет кутюмы «разумным, незаписанным установлением, необходимым и полезным как отдельному человеку, так и общему благу, принятому в провинции, охраняемым государем и закрепленным явным существованием в течение по крайней мере 40 лет».
Автор описывает историю создания кутюм. Официальная санкционированная королем запись кутюм началась лишь в XV в.
Согласно ордонансу 1453 г., порядок составления кутюм должен был быть следующим: их записывали местные судьи и чиновники, согласовывали на провинциальных штатах, а затем отсылали для окончательного утверждения в королевский Большой совет или Парламент. Работа продвигалась крайне медленно, и Карл VIII Амбуазской грамотой 13 марта 1497 г. упростил процедуру, разрешив публикацию22 кутюм после того, как они просматривались на местах королевскими комиссарами.
Основная масса кутюм была составлена в XVI веке. С конца XV в. французские юристы за сравнительно короткий срок — сто лет — впервые записали или переписали вновь кутюмы многих областей кутюмного права. Что же касается Лангедока, Гиени, Беарна, Наварры, Лимузена, Маконе, Ру-сильона, Прованса, Дофине, Нижнего-Марш, то они остались областью писаного права. Здесь никогда не прерывалась римская законность. Граница между областью обычного, кутюмного права и областью права римского прошла в основном по Луаре.
Усилия королевских юристов создать единое право во Франции в XVI в. разбились о сепаратизм провинций.
Шарль Дюмулен — высочайший авторитет для всех юристов, интересовавшихся правом обычным, франкским, французским. Его сочинения написаны еще по-латыни. Но Кристоф де Ту, Ги Кокиль пишут уже по-французски. На Юге ultima ratio юристов с XVI в. стал тулузский адвокат Куйя-ций, составивший свод римского права, применявшегося на Юге. Все его сочинения появились на латинском языке.
«Душой» кутюмного права являются вопросы семьи, семейного наследования. Им посвящена основная масса статей. Однако в кутюмах, как в любом праве, отразились внутриклассовые и межклассовые отношения. Кутюмы не только результат примирения враждующих сословийЭто и документ острого классового противостояния — традиционного дворянско-крестьянского и нового дворянско-буржуазного.
Автор делает вывод, что кутюмы были составлены, в первую очередь, для сохранения дворянских феодальных прав «на вечные времена» и удержания их от наступления буржуазии. Это — своеобразная опись, фиксирующая размер феодальных притязаний, составленная в масштабе целой провинции, бальяжа, а вкупе всей Франции — в границах кутюмного права. Король с помощью легистов стремился примирить два враждующих лагеря, но не бескорыстно. Королю тоже нужно было «стричь уже постриженную овцу» (поговорка XVI в.), спасать своих подданных от дворян и их ростовщиков, чтобы иметь возможность собирать стремительно растущую королевскую талью. Речь шла, в конце концов, о борьбе за ренту с крестьянского хозяйства.
Монтескье, Гизо, Тьерри, историки так называемой юридической школы, черпали свои представления о феодализме в первую очередь из юридических источников.
С конца 18 века было написано много великолепных работ об аграрной истории Франции XVI в. Таких авторов как Н. И. Кареевым, А. Сэ, М. Блок, Л. Февр Л. Февром.
Виртуозно выполнены демографические расчеты, особенно начиная с XIV столетия, когда во Франции появляются источники, поддающиеся количественному анализу, знаменитые земельные описи (compaix), использованные Леруа Ладюри, списки габелн и т. п. источники.
В книге хорошо изучен вопрос о революции цен. Налоги в XVI в. во Франции не поспевали за ростом цен и казна имела в это время лишь половину того, что было в распоряжении Людовика XI.
Автор выделяет книгу Ивера, систематизировавшего данные обычного права наследования, составившего карту распространения различных его типов в средневековой Франции. Ивер обнаружил три основных типа наследования в кутюмном праве Франции: северный — абсолютного равенства при наследовании между детьми; южный, восходящий к римскому наследованию, где признается завещание отца, который может отдать предпочтение одному из детей, независимо от пола; смешанный, синтезный — парижский. Первые два типа он считает очень древними. Третий— возникшим в средние века.
В главе 1 представлено Обычное право Севера (Нормандии). Автор повествует о ее реформировании. Королевское распоряжение датировано 22 марта 1577 года о необходимости реформировать Старую кутюму.
Работа по новой редакции кутюмы, начатая в 1581 г., завершилась в 1583 году. 7 октября 1585 г. король утвердил ее как закон Нормандии, 11 декабря 1585 г. кутюма была зарегистрирована нормандским парламентом, признана была несовершенной по многим важным пунктам. Кутюма переиздавалась несколько раз.
Старая Нормандская кутюма действовала на территории до Дюнкерка, позже составившею Пикардию, подчиненную Парижскому парламенту. Новая реформированная кутюма касается земель собственно Нормандии. Реформа кутюмы, задуманная по началу как исправление Старой, вылилась вскоре в составление нового текста. Старая основа тем не менее была сохранена.
Генеральная Нормандская кутюма XVI в., т. е. кутюма, приложимая ко всей провинции (pays) 5, состоит из 623 статей. Свыше 200 статей, использованных автором, рисуют по преимуществу внутривассальные и сеньориально-крестьянские связи, правила пользования альмендой, воспроизводят тонкости судопроизводства.
Информация о работе Французская деревня по юридическим источникам XVI века