Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 18:30, доклад
Рабочее место играет ведущую роль в экономике как предприятия и его структурных подразделений, так и региона и государства в целом. Эта роль обусловлена следующими функциями рабочего места:
1)произведенный общественный продукт государства, прибыль предприятия складываются из совокупности финансово-экономических результатов, полученных на отдельных рабочих местах;
2)количественные и качественные характеристики рабочих мест определяют спрос и предложение на рынках рабочих мест и рабочей силы;
- наладочная (наладка и подналадка оборудования);
- энергетическая (обеспечение рабочих мест всеми видами энергии);
- поддержания в рабочем
- ремонтно-строительная (текущий ремонт производственных помещений и оргоснастки).
2. Функции по обслуживанию
- складская (прием, учет, хранение,
комплектование и выдача
- транспортная (работы погрузочно-разгрузочные, по доставке к рабочим местам предметов и средств труда и вывозу с рабочих мест готовой продукции);
- контрольная (контроль качества сырья, материалов, продукции)
3. Функции по обслуживанию
- информационное обслуживание, производственный
инструктаж, распределение работ,
выдача производственных
- санитарно-гигиеническое
- хозяйственно-бытовое
- медицинское обслуживание;
- культурное обслуживание;
- охрана труда.
Системы обслуживания могут быть различными в зависимости от:
- конкретных условий
- организационно-технических
Она должна соответствовать типу производства и характеру труда на рабочих местах. Но ко всем системам предъявляются определенные общие требования, соблюдение которых способствует оптимальному решению задач по обслуживанию рабочих мест. Система обслуживания должна быть:
- комплексной — включать в
себя все функции обслуживания
и обеспечивать их
- рациональной — оптимально сочетать централизованные и децентрализованные виды обслуживания;
- гибкой, оперативной — обеспечивать возможность оперативного, быстрого вмешательства при возникновении отклонений от нормального хода процессов обслуживания;
- прогрессивной — учитывающей
современные возможности
- плановой — быть частью
- предупредительной — не
- своевременной — обеспечивать
строгое соблюдение
- надежной — гарантирующей
- экономичной — основанной на
расчетах разных вариантов
В зависимости от степени централизации на предприятиях применяют 3 вида обслуживания рабочих мест: централизованное, децентрализованное и смешанное обслуживание.
Централизованное обслуживание предполагает
сосредоточение функций обслуживания
в руках одного центра в рамках
цеха, производства, отдела или предприятия.
Это создает условия для
При децентрализованном обслуживании функции обслуживания выполняются либо самими основными работниками, либо вспомогательным персоналом, находящимся в тех подразделениях, которые он обслуживает. Достоинством этого вида обслуживания является, зачастую, более высокая оперативность решения задач обслуживания рабочих мест. Основными недостатками его являются: низкий уровень механизации труда, нерациональное использование труда вспомогательных рабочих (и основных, если они выполняют эти функции).
При смешанном (комбинированном) обслуживании часть функций обслуживания выполняется централизовано, а часть — децентрализовано.
По форме выполнения функций
обслуживание рабочих мест может
быть стандартным, планово-предупредительным
и дежурным. Применение той или
иной формы обслуживания во многом
обусловлено типом
В единичном и мелкосерийном производстве преобладает дежурное обслуживание, осуществляемое по мере необходимости по вызовам с рабочих мест и по сменно-суточным заданиям. Для него характерно отсутствие заранее составленных графиков и регламентов. Эта система проста с точки зрения ее организации, но отличается малой экономичностью обслуживания, возможностью возникновения простоев основных производственных рабочих.
В условиях крупносерийного и
- обеспечивается такое
- осмотр и ремонт оборудования
производят в заранее
- переналадка оборудования, подготовка
и изготовление специальной
Внедрение этой системы требует
значительной подготовительной работы,
значительных трудовых и материальных
затрат. Однако эти затраты существенно
перекрываются получаемым эффектом
за счет стабильного и
Стандартное обслуживание — наиболее
совершенная форма планово-
Чтобы организовать обслуживание рабочего места в соответствии с перечисленными выше требованиями, необходимо решить следующие четыре взаимосвязанных группы вопросов:
1) установить, в каких функциях обслуживания нуждается данное рабочее место, его работник и вся система рабочих мест;
2) по каждой функции
3) определить регламент
4) персонифицировать
Физическая норма обслуживания
может быть представлена разными
показателями. Для сырья, материалов,
полуфабрикатов это может быть объем
их разовой доставки или величина
их неснижаемого запаса на рабочем
месте. Для ремонтных работ может
быть указан вид ремонта: мелкий, средний,
капитальный и его
Регламент обслуживания для каждого вида обслуживания также может иметь свой вид. В одном случае это может быть указание на периодичность обслуживания (например, «раз в смену», «каждый час», «два раза в месяц» и т.д.), в другом случае может быть указано конкретное время обслуживания. Могут быть указания типа: «по вызову» или «постоянно», «непрерывно».
Хорошо организованное обслуживание предполагает: работники, рабочее место которых обслуживают, знают, кто их обслуживает, в каком объеме и когда. А работники, которые обслуживают, знают, кого они обслуживают, в каком объеме и в какое время. Все это должно быть зафиксировано в организационных документах.
Проектирование организации
- устанавливается состав и
- выделяются работы по
- исходя из состава и объема
работ рассчитываются нормы
- состав и объем работ по
обслуживанию распределяются
- устанавливаются виды и формы
обслуживания и
- рассчитываются физические
- разрабатываются регламенты
- проектируется организация
На основе анализа сведений о
затратах времени по видам работ
разрабатывают схемы
Этот метод повышения уровня обслуживания рабочих мест наиболее эффективен в условиях серийного и массового производств. Совершенствование организации обслуживания рабочих мест позволяет значительно повысить производительность труда, улучшить качество выпускаемой продукции, упорядочить работу внутрицеховых служб и вспомогательных рабочих.
Эффективность организации обслуживания повышают на основе применения ЭВМ, которые используются в планировании ремонтов, очередности выполнения смазочных работ, при составлении графиков и маршрутов обслуживания, расчетах трудоемкости, управлении складами и т.д.
5. Аттестация и рационализация рабочих мест
Аттестация рабочих мест — это их комплексная проверка на соответствие техническим, экономическим, организационным и социальным требованиям.
Работа по аттестации рабочих мест на предприятиях достаточно широко проводилась в дореформенное время, особенно в середине 80-х годов XX в. В настоящее время практика проведения аттестации рабочих мест, безусловно, заслуживает определенного внимания. Комплексная аттестация рабочих мест с последующей их рационализацией — основа повышения эффективности труда и производства, качества продукции, снижения ее себестоимости.
Решение этих задач достигается за счет:
- приведения рабочих мест в соответствие с техническими и социальными требованиями, сокращения применения ручного, тяжелого физического труда, повышения содержательности труда;