Функционирование предприятия в условиях монополистической конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 09:03, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение монополистической конкуренции с разных сторон. Большое внимание уделено эффективности монополистической конкуренции, а также неценовой конкуренции, как превалирующей в условиях монополистической конкуренции.
Объект исследования: монополистическая конкуренция.
Предметом исследования являются предприятия, функционирующие в условиях монополистической конкуренции.

Содержание работы

Введение
4
1. Механизм рынка монополистической конкуренции
6
1.1. Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина
6
1.2. Понятие монополистической конкуренции
9
1.3. Основные черты рынка монополистической конкуренции
14
2. Функционирование предприятия в условиях монополистической конкуренции
17
2.1. Поведение предприятия в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном периоде
17
2.2. Фирма на рынке монополистической конкуренции в долгосрочном периоде
2.3. Экономические характеристики деятельности фирм в условиях монополистической конкуренции
18

24
3. Состояние современного рынка монополистической конкуренции в России
27
3.1. Макроэкономические оценки состояния конкуренции в Российской Федерации
3.2. Динамика нарушений антимонопольного законодательства в 2009-2010 гг.
27

32
Заключение
36
Библиографический список
39

Файлы: 1 файл

gotovayakursovaya.doc

— 437.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской федерации

 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Южно - Уральский государственный университет»

Филиал в г. Златоуст

Факультет «Экономический»

Кафедра «Экономика и право»


 

«Функционирование предприятия в условиях монополистической конкуренции»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСОВОЙ РАБОТЕ

по дисциплине «Микроэкономика»

ЗФ ЮУрГУ– 0801100.2012.2209.00.ПЗ

 

 

 

 

          Нормоконтролер, доцент:                           Руководитель, доцент:

         ____________Н.М.  Голубева.                       __________Н.М. Голубева 

          __________________2012 г.                         _______________2012 г.

                                 

                                                                         

                                                                                Автор работы

               

Студент группы ЗЗМ-187                                                                                                                                                                              

      Грицык. П.А                                                                                       ______________2012 г. 

 

 

 

      Работа  защищена

      с оценкой:

                                                                            _____________

      ______________2012 г.    

 

 

 

 

 

 

Златоуст 2012


Аннотация

 

                                   Грицык. П.А. «Функционирование предприятия в условиях

                                   монополистической конкуренции»

  Златоуст: филиал ЮУрГУ, факультет экономики, 2012 г

  Стр. 39, таблиц 2, рисунков 6.

   Библиография – наименований  16.

 

 

 Работа включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключения и библиографического списка.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования.

В первой главе раскрыта сущность механизма рынка монополистической  конкуренции. Во второй главе рассмотрено функционирование предприятия в условиях монополистической конкуренции в долгосрочном и краткосрочном периодах. В заключительной главе рассмотрено состояние рынка монополистической конкуренции в России на современном этапе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Содержание

 

Введение                    

 4

1. Механизм рынка монополистической  конкуренции

6

1.1. Теория монополистической  конкуренции Э. Чемберлина

 6

1.2. Понятие монополистической  конкуренции

9

1.3. Основные черты рынка монополистической конкуренции

14

2. Функционирование предприятия в условиях монополистической конкуренции

17

2.1. Поведение предприятия  в условиях монополистической  конкуренции в краткосрочном периоде

17

  2.2. Фирма на рынке монополистической конкуренции в долгосрочном периоде

  2.3. Экономические характеристики деятельности фирм в условиях монополистической конкуренции

18

 

24

3. Состояние современного рынка монополистической конкуренции в России

27

3.1. Макроэкономические оценки состояния конкуренции в Российской Федерации

3.2. Динамика нарушений антимонопольного законодательства в 2009-2010 гг.

27

 

32

Заключение

36

Библиографический список

39


 

 

 

 

 

 

 


Введение

 

Мой интерес к данной теме связан, прежде всего, с тем, что монополистическая конкуренция является не только наиболее распространенной, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Многое, здесь, зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и технологию, а также от природы стратегического выбора имеющегося у фирм. Поэтому моя задача в данном случае сводится к выявлению и описанию общих моментов и наиболее характерных закономерностей такой экономической структуры.

          В этой работе я подробно остановлюсь на одном из видов несовершенной конкуренции – монополистической конкуренции.

         Актуальность её исследования трудно переоценить, ведь, в отличие от совершенной конкуренции это не только абстрактная теоретическая модель, но и достаточно часто встречающийся тип реального рынка, который характерен, в частности, для пищевой промышленности, производства обуви и одежды, мебельной промышленности, розничной торговли, многих видов услуг ряда других областей.

          Целью данной работы является рассмотрение монополистической конкуренции с разных сторон. Большое внимание уделено эффективности монополистической конкуренции, а также неценовой конкуренции, как превалирующей в условиях монополистической конкуренции.

         Объект исследования: монополистическая конкуренция. 
          Предметом исследования являются предприятия, функционирующие в условиях монополистической конкуренции.          
        Для достижения данной цели должны быть выполнены следующие 
задачи:

  1. Рассмотреть понятие и теорию монополистической конкуренции.
  2. Проанализировать функционирование предприятия в условиях монополистической конкуренции.
  3. Рассмотреть состояние рынка монополистической конкуренции в России.


        Методы исследования: 
- обработка, анализ научных источников; 
- анализ научной литературы, учебников и пособий по исследуемой проблеме 
       Источниками информации для написания работы послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, справочная литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1. Механизм рынка монополистической  конкуренции

 

1.1. Теория монополистической  конкуренции Э. Чемберлина

 

Согласно теории Э. Чемберлина, вместо нереальной, являющейся искусственной абстракцией, категории «чистая конкуренция» правомерно вести речь о конкуренции монополистической, когда продавцы при этом всегда сохраняют возможность конкурировать между собой, манипулируя с ценой и контролируя её уровень, и быть хозяином «на своём рынке».

Введённое им понятие  «монополистическая конкуренция» стало альтернативой понятию «чистая конкуренция». Ведь при монополистической конкуренции рыночная структура представлена достаточно большим числом продавцов и на деятельность одной фирмы не влияет эффективность деятельности другой соперничающей с ней фирмы; покупатели предпочитают ту продукцию, разнородность которой обусловлена торговой маркой и прочими качественными характеристиками конкретного продавца; «дифференцированный продукт», т. е. ту или иную марку продукта, являющегося близким субститутом, имеет возможность производить любой «новый» продавец или, как говорят, «вход» в отрасль или в рынок товаров не ограничен.

Если прежде «классики» и «неоклассики» решающим условием экономического роста считали чистую конкуренцию и конкурентная борьба допускалась только на слитом воедино рынке, то, по теории Э. Чемберлина, конкуренция имеет место в условиях монополии на базе «дифференциации продукта, когда у товаров одного и того же вида возникают особые свойства и покупатель получает возможность выразить своё предпочтение одному из товаров этого вида.

Если «классики» и  «неоклассики» вытеснение чистой конкуренции видели в затухании ценовой борьбы, то, на взгляд Чемберлина, конкурентная борьба всегда имела место между конкурентами-монополистами, проявляясь через развитие и ценовой и неценовой конкуренции, обусловленной совершенствованием качества продукции и рекламы.


Суждения Чемберлина впервые навели исследователей идей экономического либерализма  на мысль о том, что не существует ни чистой конкуренции, ни чистой монополии, что монополистическая по своей сути конкуренция может иметь место и при достаточно большом количестве продавцов, обостряясь по мере увеличения взаимозаменяемости соперничающих товаров.

Э. Чемберлин полагает, что неверно, чтобы монополия  и конкуренция рассматривались как антитезы и взаимоисключающие начала, считая, что «учёт обоих является в большинстве случаев непременным условием рационального объяснения цен». И, несмотря на то, что по сложившемуся стереотипу «даже само выражение «монополистическая конкуренция» кажется многим парадоксом, жонглированием словами», необходимо, пишет он, понимать следующее: «При чистой конкуренции рынок каждого продавца сливается с рынками его соперников; при условиях же, с которыми мы имеем дело сейчас (условия монополистической конкуренции), приходиться считаться с тем, что этот рынок в известной мере обособлен от других, так что все в совокупности представляют собой не единый рынок многих продавцов, а сеть взаимосвязанных рынков, распределённых между продавцами по одному на каждого».

В соответствии с теорией  чистой конкуренции рынок отдельного продавца сливается с общим рынком, и любой продавец может сбыть столько товаров, сколько ему заблагорассудиться, но только по действующей цене. Когда же в силу монополистической конкуренции рынок отдельного продавца в известной степени обособлен от рынков его соперников, объём сбыта товаров «лимитирован и определяется тремя новыми факторами: 1) ценой, 2) особенностями продукта и 3) затратами на рекламу».


Гарвардский профессор  убеждён, что в предложенной классификации  факторов монополистической конкуренции на базе дифференциации продукта имеют место такие факторы, которые инициируются продавцами для влияния на потребительские решения покупателей. В их числе он особо выделяет факторы, препятствующие снижению цены, и, как пример, называет, в частности, присущую потребителю склонность рассматривать более низкую цену как показатель более низкого качества продукта.

К специфической особенности  монополистической конкуренции  Э. Чемберлин относит то обстоятельство, что она устраняет ценовую конкуренцию, из-за чего постоянным и обычным явлением становится феномен избытка мощности, который «безнаказанно» нарастает в течение длительных периодов благодаря покрытию ценами, всегда превышающими издержки. На его взгляд, данный феномен, свидетельствующий о степени овладения «известными частями общего рынка», поддерживается не только отдельными патентами и торговыми марками, но и такими явлениями, как репутация, мастерство, особые дарования.

Резюмируя достигнутые  теоретико-методологические построения, гарвардский профессор приходит к ещё одному серьёзному выводу: «Проблема цены дифференцированного продукта не может быть втиснута в рамки кривых спроса и издержек, ибо это приводит к заведомым ошибкам в выводах; цена получается слишком низкой, масштабы производства – слишком крупными, а число предприятий – слишком малым. Помимо этого, два дополнительных аспекта конкуренции – дифференциация и издержки сбыта выпадают совершенно». Вот почему неполное знание цен уменьшает эластичность спроса на продукты подобно тому, как реклама, парализуя действие этого фактора, делает спрос более эластичным, а ценовую конкуренцию – более широкой, покрывая требующиеся дополнительные издержки ценой.

По мысли учёного, эволюция конкурентной борьбы повышает качество товаров (о чём могут свидетельствовать патенты, авторские права, защитные фирменные знаки, фирменная упаковка, а также стремление к выгодному местонахождению фирмы с целью качественного улучшения продукции), а реклама в отличие от условий свободной конкуренции не допускает слияния рынков. Очевидно, что факторы неценовой конкуренции побуждают фирмы искать новые «ниши» потребностей покупателей, прививая им как бы «денежные каноны вкуса».


В теории Э. Чемберлина даётся аргументация положения о нетождественности, во-первых, издержек производства и отпускной цены производителя и, во-вторых, издержек по сбыту с разницей между конечной розничной ценой и ценой производителя. В этой связи, в частности, подчёркнуто, что издержки не исчерпываются затратами на производство товара в пределах фабрики, что по сути можно отнести к издержкам производства и издержкам на перевозку, хранение, сортировку, доставку на дом, так как «они увеличивают полезность товара, то есть делают его более пригодным для удовлетворения потребностей». Отсюда автор «Теории монополистической конкуренции» приходит к выводу, что «проведение грани между двумя видами издержек (издержки сбыта и издержки производства) имеет для теории стоимости фундаментальное значение. Издержки сбыта увеличивают спрос на соответствующий продукт; издержки производства увеличивают его предложение».

Информация о работе Функционирование предприятия в условиях монополистической конкуренции