Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 09:03, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение монополистической конкуренции с разных сторон. Большое внимание уделено эффективности монополистической конкуренции, а также неценовой конкуренции, как превалирующей в условиях монополистической конкуренции.
Объект исследования: монополистическая конкуренция.
Предметом исследования являются предприятия, функционирующие в условиях монополистической конкуренции.
Введение
4
1. Механизм рынка монополистической конкуренции
6
1.1. Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина
6
1.2. Понятие монополистической конкуренции
9
1.3. Основные черты рынка монополистической конкуренции
14
2. Функционирование предприятия в условиях монополистической конкуренции
17
2.1. Поведение предприятия в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном периоде
17
2.2. Фирма на рынке монополистической конкуренции в долгосрочном периоде
2.3. Экономические характеристики деятельности фирм в условиях монополистической конкуренции
18
24
3. Состояние современного рынка монополистической конкуренции в России
27
3.1. Макроэкономические оценки состояния конкуренции в Российской Федерации
3.2. Динамика нарушений антимонопольного законодательства в 2009-2010 гг.
27
32
Заключение
36
Библиографический список
39
Министерство образования и науки Российской федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Южно - Уральский государственный университет»
Филиал в г. Златоуст
Факультет «Экономический»
Кафедра «Экономика и право»
«Функционирование предприятия в условиях монополистической конкуренции»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСОВОЙ РАБОТЕ
по дисциплине «Микроэкономика»
ЗФ ЮУрГУ– 0801100.2012.2209.00.ПЗ
Нормоконтролер, доцент:
____________Н.М. Голубева. __________Н.М. Голубева
__________________2012 г. _______________2012 г.
Студент группы ЗЗМ-187
Грицык. П.А
Работа защищена
с оценкой:
______________2012 г.
Златоуст 2012
Аннотация
Грицык. П.А. «Функционирование предприятия в условиях
Златоуст: филиал ЮУрГУ, факультет экономики, 2012 г
Стр. 39, таблиц 2, рисунков 6.
Библиография – наименований 16.
Работа включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключения и библиографического списка.
Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования.
В первой главе раскрыта
сущность механизма рынка
Содержание
Введение |
4 |
1. Механизм рынка |
6 |
1.1. Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина |
6 |
1.2. Понятие монополистической конкуренции |
9 |
1.3. Основные черты рынка монополистической конкуренции |
14 |
2. Функционирование предприятия в условиях монополистической конкуренции |
17 |
2.1. Поведение предприятия в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном периоде |
17 |
2.2. Фирма на рынке монополистической конкуренции в долгосрочном периоде 2.3. Экономические характеристики деятельности фирм в условиях монополистической конкуренции |
18
24 |
3. Состояние современного рынка монополистической конкуренции в России |
27 |
3.1. Макроэкономические оценки состояния конкуренции в Российской Федерации 3.2. Динамика нарушений антимонопольного законодательства в 2009-2010 гг. |
27
32 |
Заключение |
36 |
Библиографический список |
39 |
Введение
Мой интерес к данной теме связан, прежде всего, с тем, что монополистическая конкуренция является не только наиболее распространенной, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Многое, здесь, зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и технологию, а также от природы стратегического выбора имеющегося у фирм. Поэтому моя задача в данном случае сводится к выявлению и описанию общих моментов и наиболее характерных закономерностей такой экономической структуры.
В этой работе я подробно остановлюсь на одном из видов несовершенной конкуренции – монополистической конкуренции.
Актуальность её исследования трудно переоценить, ведь, в отличие от совершенной конкуренции это не только абстрактная теоретическая модель, но и достаточно часто встречающийся тип реального рынка, который характерен, в частности, для пищевой промышленности, производства обуви и одежды, мебельной промышленности, розничной торговли, многих видов услуг ряда других областей.
Целью данной работы является рассмотрение монополистической конкуренции с разных сторон. Большое внимание уделено эффективности монополистической конкуренции, а также неценовой конкуренции, как превалирующей в условиях монополистической конкуренции.
Объект исследования:
монополистическая конкуренция.
Предметом
исследования являются предприятия, функционирующие
в условиях монополистической конкуренции.
Для
достижения данной цели должны быть выполнены
следующие
задачи:
Методы исследования:
- обработка, анализ научных источников;
- анализ научной литературы, учебников
и пособий по исследуемой проблеме
Источниками
информации для написания работы послужили
базовая учебная литература, фундаментальные
теоретические труды крупнейших мыслителей
в рассматриваемой области, справочная
литература.
1. Механизм рынка
1.1. Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина
Согласно теории Э. Чемберлина, вместо нереальной, являющейся искусственной абстракцией, категории «чистая конкуренция» правомерно вести речь о конкуренции монополистической, когда продавцы при этом всегда сохраняют возможность конкурировать между собой, манипулируя с ценой и контролируя её уровень, и быть хозяином «на своём рынке».
Введённое им понятие «монополистическая конкуренция» стало альтернативой понятию «чистая конкуренция». Ведь при монополистической конкуренции рыночная структура представлена достаточно большим числом продавцов и на деятельность одной фирмы не влияет эффективность деятельности другой соперничающей с ней фирмы; покупатели предпочитают ту продукцию, разнородность которой обусловлена торговой маркой и прочими качественными характеристиками конкретного продавца; «дифференцированный продукт», т. е. ту или иную марку продукта, являющегося близким субститутом, имеет возможность производить любой «новый» продавец или, как говорят, «вход» в отрасль или в рынок товаров не ограничен.
Если прежде «классики» и «неоклассики» решающим условием экономического роста считали чистую конкуренцию и конкурентная борьба допускалась только на слитом воедино рынке, то, по теории Э. Чемберлина, конкуренция имеет место в условиях монополии на базе «дифференциации продукта, когда у товаров одного и того же вида возникают особые свойства и покупатель получает возможность выразить своё предпочтение одному из товаров этого вида.
Если «классики» и «неоклассики» вытеснение чистой конкуренции видели в затухании ценовой борьбы, то, на взгляд Чемберлина, конкурентная борьба всегда имела место между конкурентами-монополистами, проявляясь через развитие и ценовой и неценовой конкуренции, обусловленной совершенствованием качества продукции и рекламы.
Суждения Чемберлина впервые навели исследователей идей экономического либерализма на мысль о том, что не существует ни чистой конкуренции, ни чистой монополии, что монополистическая по своей сути конкуренция может иметь место и при достаточно большом количестве продавцов, обостряясь по мере увеличения взаимозаменяемости соперничающих товаров.
Э. Чемберлин полагает, что неверно, чтобы монополия и конкуренция рассматривались как антитезы и взаимоисключающие начала, считая, что «учёт обоих является в большинстве случаев непременным условием рационального объяснения цен». И, несмотря на то, что по сложившемуся стереотипу «даже само выражение «монополистическая конкуренция» кажется многим парадоксом, жонглированием словами», необходимо, пишет он, понимать следующее: «При чистой конкуренции рынок каждого продавца сливается с рынками его соперников; при условиях же, с которыми мы имеем дело сейчас (условия монополистической конкуренции), приходиться считаться с тем, что этот рынок в известной мере обособлен от других, так что все в совокупности представляют собой не единый рынок многих продавцов, а сеть взаимосвязанных рынков, распределённых между продавцами по одному на каждого».
В соответствии с теорией чистой конкуренции рынок отдельного продавца сливается с общим рынком, и любой продавец может сбыть столько товаров, сколько ему заблагорассудиться, но только по действующей цене. Когда же в силу монополистической конкуренции рынок отдельного продавца в известной степени обособлен от рынков его соперников, объём сбыта товаров «лимитирован и определяется тремя новыми факторами: 1) ценой, 2) особенностями продукта и 3) затратами на рекламу».
Гарвардский профессор убеждён, что в предложенной классификации факторов монополистической конкуренции на базе дифференциации продукта имеют место такие факторы, которые инициируются продавцами для влияния на потребительские решения покупателей. В их числе он особо выделяет факторы, препятствующие снижению цены, и, как пример, называет, в частности, присущую потребителю склонность рассматривать более низкую цену как показатель более низкого качества продукта.
К специфической особенности монополистической конкуренции Э. Чемберлин относит то обстоятельство, что она устраняет ценовую конкуренцию, из-за чего постоянным и обычным явлением становится феномен избытка мощности, который «безнаказанно» нарастает в течение длительных периодов благодаря покрытию ценами, всегда превышающими издержки. На его взгляд, данный феномен, свидетельствующий о степени овладения «известными частями общего рынка», поддерживается не только отдельными патентами и торговыми марками, но и такими явлениями, как репутация, мастерство, особые дарования.
Резюмируя достигнутые теоретико-методологические построения, гарвардский профессор приходит к ещё одному серьёзному выводу: «Проблема цены дифференцированного продукта не может быть втиснута в рамки кривых спроса и издержек, ибо это приводит к заведомым ошибкам в выводах; цена получается слишком низкой, масштабы производства – слишком крупными, а число предприятий – слишком малым. Помимо этого, два дополнительных аспекта конкуренции – дифференциация и издержки сбыта выпадают совершенно». Вот почему неполное знание цен уменьшает эластичность спроса на продукты подобно тому, как реклама, парализуя действие этого фактора, делает спрос более эластичным, а ценовую конкуренцию – более широкой, покрывая требующиеся дополнительные издержки ценой.
По мысли учёного, эволюция конкурентной борьбы повышает качество товаров (о чём могут свидетельствовать патенты, авторские права, защитные фирменные знаки, фирменная упаковка, а также стремление к выгодному местонахождению фирмы с целью качественного улучшения продукции), а реклама в отличие от условий свободной конкуренции не допускает слияния рынков. Очевидно, что факторы неценовой конкуренции побуждают фирмы искать новые «ниши» потребностей покупателей, прививая им как бы «денежные каноны вкуса».
В теории Э. Чемберлина даётся аргументация положения о нетождественности, во-первых, издержек производства и отпускной цены производителя и, во-вторых, издержек по сбыту с разницей между конечной розничной ценой и ценой производителя. В этой связи, в частности, подчёркнуто, что издержки не исчерпываются затратами на производство товара в пределах фабрики, что по сути можно отнести к издержкам производства и издержкам на перевозку, хранение, сортировку, доставку на дом, так как «они увеличивают полезность товара, то есть делают его более пригодным для удовлетворения потребностей». Отсюда автор «Теории монополистической конкуренции» приходит к выводу, что «проведение грани между двумя видами издержек (издержки сбыта и издержки производства) имеет для теории стоимости фундаментальное значение. Издержки сбыта увеличивают спрос на соответствующий продукт; издержки производства увеличивают его предложение».
Информация о работе Функционирование предприятия в условиях монополистической конкуренции