Функционирование предприятия в условиях монополистической конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 09:03, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение монополистической конкуренции с разных сторон. Большое внимание уделено эффективности монополистической конкуренции, а также неценовой конкуренции, как превалирующей в условиях монополистической конкуренции.
Объект исследования: монополистическая конкуренция.
Предметом исследования являются предприятия, функционирующие в условиях монополистической конкуренции.

Содержание работы

Введение
4
1. Механизм рынка монополистической конкуренции
6
1.1. Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина
6
1.2. Понятие монополистической конкуренции
9
1.3. Основные черты рынка монополистической конкуренции
14
2. Функционирование предприятия в условиях монополистической конкуренции
17
2.1. Поведение предприятия в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном периоде
17
2.2. Фирма на рынке монополистической конкуренции в долгосрочном периоде
2.3. Экономические характеристики деятельности фирм в условиях монополистической конкуренции
18

24
3. Состояние современного рынка монополистической конкуренции в России
27
3.1. Макроэкономические оценки состояния конкуренции в Российской Федерации
3.2. Динамика нарушений антимонопольного законодательства в 2009-2010 гг.
27

32
Заключение
36
Библиографический список
39

Файлы: 1 файл

gotovayakursovaya.doc

— 437.00 Кб (Скачать файл)

- каждая фирма производит продукцию, которая, по крайней мере, немного отличается от конкурентной. Таким образом, являясь, скорее, назначающей цену, каждая фирма имеет дело с убывающей кривой спроса;

  • ограничения при входе и выходе с рынка отсутствуют. Таким образом, число фирм на рынке изменяется до тех пор, пока не установится нулевая экономическая прибыль.

       Кривая спроса у фирмы в краткосрочном периоде имеет характерный отрицательный наклон. Это объясняется тем, что, благодаря дифференциации, на своем сегменте рынка она монополист, т.е. рост объема реализации достигается за счет снижения цен. Фирма максимизирует прибыль при таком объеме, при котором предельные издержки равны предельному доходу.

       Т.к. при монополистической конкуренции вход на рынок относительно свободен, то в долгосрочном периоде на него неизбежно проникнут привлечённые экономической прибылью другие компании. В результате кривые спроса на продукцию уже существующих фирм снизятся, так как их сегмент рынка сократится. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока не установится нулевая экономическая прибыль.

        В России, безусловно, монополистическая конкуренция имеет черты, описываемые в теории, однако рынки монополистической конкуренции в нашей стране имеют свои особенности:

  • существование российского производства до 90-х годов в условиях командной экономики.
  • Трудность в адаптации к новым рыночным реформам.


  • Слабая дифференциация продукции при возрастающих потребительских запросах.
  • Быстрое продвижение иностранных фирм в начале 90-х.
  • Преобладание неценовой конкуренции среди российских производителей.

Положительной чертой монополистической  конкуренции является многообразие видов одного и того же продукта, что помогает более полно удовлетворять потребности потребителя.

Примером монополистической  конкуренции является рынок безалкогольных напитков и кофе. Товар, дифференцирован, он не является незаменимым, Большое количество фирм обуславливается тем, что входные барьеры на данный рынок низкие.

Компании постоянно  пытаются предложить потребителю что-то лучшее. При этом наличие множества  фирм сдерживают монополизацию рынка, т.е. не позволяют повышать цены или предлагать некачественную продукцию.

И наконец, стоит отметить три особенности, возникающие в  реальном мире, вносящем свои коррективы в любую теоретическую основу, в том числе и рассмотренную – модель монополистической конкуренции :

         Некоторые фирмы могут выпускать продукцию, которую чрезвычайно сложно воспроизвести. Например, бензозаправочная станция занимает единственное доступное место на самом оживленном перекрестке в городе. Или фирма имеет патент, который дает ей более или менее долговременное преимущество перед соперником. Такие фирмы способны получать небольшие экономические прибыли даже в долговременном периоде.

        Надо вспомнить, что вхождение в отрасль все же имеет некоторые ограничения. Поскольку продукция дифференцирована, возникают более значительные финансовые проблемы, чем в других случаях.


        В результате дифференциации с точки зрения размещения и доступности убытки и прибыль ниже нормальной могут сохраняться в долговременном периоде. Например, владельцы неудачно расположенной закусочной могут примириться с невысоким доходом и не переключаться на более прибыльный бизнес из-за того, что их деятельность является для них привычным образом жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

1. Чемберлин. Э.  «Теория монополистической конкуренции»


2. Журавлева Г.П. «Экономика: учебник»,  Москва, «Юристъ», 2001.

3. Макконел К.Р.,  Брю С.Л. «Экономикс», Москва, «Инфра-М», 2000.

4. Юданов А. Ю. «Конкуренция. Теория и практика. Учебно-практическое пособие», Москва, «Гном-ПРЕСС», 1998.

5. Абрамишвили Г. Г. «Конкуренция: анализ, стратегия и тактика конкурентной борьбы монополий», Москва, «Экономика», 1998.

6. Габиш Г., Гребенников П. И., Леусский А. И., Тарасевич Л. С. «Микроэкономика. Электронный учебник», Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов http://www.amp.aknet.kg/microeconomics/

7. Блауг М. «Экономическая мысль в ретроспективе», Москва, 1994.

8. Сафрончук М. В. «Микроэкономика. Полный курс», Москва, Эксмо, 2006

9. Криппендорф К. «36 стратегий для победы в эпоху конкуренции», Санкт-Петербург, Питер, 2005.

10. Б. В. Салихов «Экономическая теория», Дашков и Ко, Москва, 2007.

11. М. И. Чепурин, Е. А. Кипелова «Курс экономической теории», Киров, «Аса», 2005.

13. И. В. Липсиц «Экономика. Учебник», Москва, Омега-Л, 2006

14. И. В. Липсиц «Введение в экономику и бизнес», Москва, Вита-Пресс, 2008

15. Р. М. Нуреев «Курс микроэкономики», Москва, Норма, 2006

16. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/ - федеральная служба государственной статистики


Информация о работе Функционирование предприятия в условиях монополистической конкуренции