Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 09:03, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение монополистической конкуренции с разных сторон. Большое внимание уделено эффективности монополистической конкуренции, а также неценовой конкуренции, как превалирующей в условиях монополистической конкуренции.
Объект исследования: монополистическая конкуренция.
Предметом исследования являются предприятия, функционирующие в условиях монополистической конкуренции.
Введение
4
1. Механизм рынка монополистической конкуренции
6
1.1. Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина
6
1.2. Понятие монополистической конкуренции
9
1.3. Основные черты рынка монополистической конкуренции
14
2. Функционирование предприятия в условиях монополистической конкуренции
17
2.1. Поведение предприятия в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном периоде
17
2.2. Фирма на рынке монополистической конкуренции в долгосрочном периоде
2.3. Экономические характеристики деятельности фирм в условиях монополистической конкуренции
18
24
3. Состояние современного рынка монополистической конкуренции в России
27
3.1. Макроэкономические оценки состояния конкуренции в Российской Федерации
3.2. Динамика нарушений антимонопольного законодательства в 2009-2010 гг.
27
32
Заключение
36
Библиографический список
39
2. Функционирование предприятия в условиях монополистической конкуренции
2.1. Поведение предприятия в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном периоде
Каждая фирма на рынке монополистической конкуренции во многом подобна монополии. Так как продукция её отличается от производимой другими фирмами, она сталкивается с убывающей кривой спроса.
Таким образом, монопольно - конкурентная фирма следует правилу максимизации прибыли монополистом: она выбирает объём выпуска, при котором предельный доход равняется предельным издержкам, а затем использует кривую спроса, чтобы установить цену, соответствующую этому объёму.
На рисунке 2. представлены кривые издержек, спроса и предельного дохода типичных фирм двух различных отраслей монополистической конкуренции.
Рисунок 2-а. Фирма получает прибыль
Цена
Цена МС
АТС
Средние
совокупные Cпрос
издержки
Максимизирующий Объём
прибыль объём выпуска выпуска
Рисунок 2-б. Фирма несёт убытки
Цена МС
Средние
совокупные
издержки
В обеих частях рисунка максимизирующий прибыль объём выпуска находится на пересечении кривых предельных издержек и предельного дохода. Однако прибыль фирм различна. На графике (а) рисунка 2. цена товара превышает средние совокупные издержки, следовательно, фирма получает прибыль. На графике (б) рисунка 2. цена ниже средних совокупных издержек. В этом случае фирма не получает положительной прибыли, её оптимальная стратегия – минимизация убытков. Таким образом, на рынке монополистической конкуренции фирма выбирает объём выпуска и цену точно, так же как это делает монополия. В краткосрочном периоде эти два типа структуры рынка сходны.
2.2. Фирма на рынке монополистической конкуренции в долгосрочном периоде
Ситуации, изображенные на рисунке 2., кратковременны. Если фирмы на рынке получают прибыль (график (а) рисунка 2.), она стимулирует к входу на рынок конкурентов, что приводит к увеличению числа видов предлагаемой продукции и снижению спроса для всех соперничающих компаний. Другими словами, прибыльная работа фирм поощряет конкурентов к вхождению на рынок, что, в свою очередь, сдвигает влево кривые спроса действующих на рынке фирм. По мере того как спрос действующих на рынке фирм падает, начинается снижение уровня прибыли.
И наоборот, убытки, которые несут фирмы (график (б) рисунка 2.), подталкивают их к выходу с рынка. Так фирмы покидают рынок, количество видов предлагаемой продукции сокращается, уменьшение числа фирм ведет к увеличению спроса на товары оставшихся на рынке фирм. Другими словами, убытки поощряют выход фирм с рынка, что приводит к сдвигу вправо кривых спроса оставшихся компаний. По мере того как спрос остающихся на рынке фирм растет, прибыль возрастает (в форме снижения убытков).
Процесс «миграции» фирм продолжается до тех пор, пока экономическая прибыль не достигнет нулевой отметки.
Долгосрочное равновесие рынка представлено на рисунке 2.1:
Рисунок 2.1. Равновесие рынка
Цена
Р=АТС
Cпрос
MR
Максимизирующий Объём
прибыль объем выпуска
В этом случае новые фирмы не имеют побудительных мотивов к входу на рынок, а существующие – не имеют стимулов к выходу. Заметьте, что кривая спроса на рисунке лишь касается кривой средних совокупных издержек. Используя математическую терминологию, мы говорим, что две кривые являются касательными друг к другу. Кривые соприкасаются в тот момент, когда вход и выход с рынка приводят экономическую прибыль к нулевому значению.
Так как прибыль от реализации единицы продукции – это разность между ценой (которую находят на кривой спроса) и средними совокупными издержками, максимальное значение прибыли равно нулю в том случае, когда две кривые касаются друг друга, но не пересекаются.
Подводя итог, отметим, что долгосрочное равновесие на рынке монополистической конкуренции характеризуется двумя основными свойствами:
Второе свойство показывает отличие монополистической конкуренции от монополии. Так как монополия – единственный поставщик продукции, не имеющей близких заменителей, она имеет возможность получать положительную экономическую прибыль в долгосрочном периоде. В условиях монополистической конкуренции (свободный вход и выход с рынка) экономическая прибыль устанавливается на нулевом уровне.
На рисунке 2.2 сравниваются долгосрочное равновесие при монополистической конкуренции с долгосрочным равновесием при совершенной конкуренции:
Рисунок 2.2-а. Фирма при совершенной конкуренции
МС
Цена АТС
Р=МС Р=MR
(кривая спроса)
произведенный объем
продукции = эффективный выпуска
масштаб
Рисунок 2.2-б. Монопольно-кокурентная фирма
н Цена
а
ц Р
е
н предельные
к издержки
а
произведенный эффективный Объем
объём продукции масштаб выпуска
Между монополистической и совершенной конкуренцией имеются два интересных различия: избыточная мощность и наценка.
Избыточная мощность. Свободный вход и выход с рынка в условиях монополистической конкуренции приводит к касанию кривой спроса и кривой средних совокупных издержек каждой фирмы. На графике (б) рисунка 2.2. показано, что объем выпуска в этой точке меньше, чем объем продукции, минимизирующий средние совокупные издержки. Таким образом, в условиях монополистической конкуренции фирмы находятся на участке убывания кривых средних совокупных издержек. В этом отношении монополистическая конкуренция резко контрастирует с совершенной конкуренцией. Свободный вход и выход на конкурентных рынках приводят к тому, что фирмы находятся в точке минимума средних совокупных издержек (график (а) рисунка 2.2).
Объем выпуска, минимизирующий средние совокупные издержки, называется эффективным масштабом производства фирмы. В долгосрочном периоде при совершенной конкуренции производство фирм находится на уровне эффективного маштаба, в то время как объем выпуска монопольно-конкурентных фирм – ниже этого уровня. В этом случае говорят, что в условиях монополистической конкуренции фирмы имеют избыточную мощность. Иными словами, монопольно-конкурентная фирма, в отличие от фирмы в условиях совершенной конкуренции, могла бы увеличивать объем производства и снизить средние совокупные издержки.
Надбавка на предельные
издержки. Второе различие между совершенной
и монополистической
Как наценка над предельными издержками согласуется со свободным входом и нулевой прибылью? Нулевая прибыль означает, что цена равняется средним совокупным издержкам, но отнюдь не предельным издержкам. Действительно, в долгосрочном равновесии монопольно-конкурентные фирмы находятся на убывающем участке кривых средних совокупных издержек, так что предельные издержки ниже средних совокупных издержек. Таким образом, чтобы цена
равнялась средним совокупным издержкам. Она должна быть выше предельных издержек. Такое соотношение цены товара и средних совокупных издержек суть основного отличия фирм, работающих на рынке совершенной конкуренции, и фирм на рыке монополистической конкуренции. Представьте, что вы задаете менеджеру фирмы следующий вопрос: «Не хотели бы вы, чтобы открылась дверь и вошел еще один покупатель, желающий приобрести вашу продукцию по текущей цене?» при совершенной конкуренции менеджер фирмы ответил бы. Что его не интересуют дополнительные покупатели. Поскольку цена товара в точности равна предельным издержкам, прибыль от дополнительной единицы продукции равна нулю. Напротив, монопольно-конкурентная фирма всегда стремится заполучить еще одного покупателя. Так как цена превышает предельные издержки, дополнительная единица продукции, продаваемая по установленной цене, значает большую прибыль. Как заметил один исследователь, на рынках монополистической конкуренции «продавец никогда не забывает разослать рождественские открытки покупателям».
2.3. Экономические характеристики деятельности фирм в условиях монополистической конкуренции
Каждый конкурент в условиях монополистической конкуренции имеет дело с нисходящей функцией спроса: для наращивания объема выпуска (и продаж) ему необходимо идти на снижение цены на свой товар. Поэтому оптимальное соотношение «цена-количество» определяется монополистическим конкурентом таким же образом, как и в условиях чистой монополии. Таким образом, в краткосрочном интервале монополистический конкурент подобен монополисту. На долговременном интервале получаемая в отрасли экономическая прибыль будет стимулировать вступление на рынок других фирм, поскольку доступ на рынок монополистической конкуренции является достаточно легким.
Увеличение же количества фирм в отрасли приведет к тому, что общий, суммарный спрос на число фирм и спрос на конкретный товар будут распределяться на большее число фирм, и спрос на продукцию данной фирмы понизится. В долгосрочном интервале вхождение фирм в отрасль будет продолжаться до тех пор, пока экономическая прибыль каждой из них не станет равной нулю. С точки зрения использования ресурсов экономической системы механизм монополистической конкуренции не будет являться столь же эффективным как и в случае совершенной конкуренции, поскольку данному виду структуры рынка в некоторой степени присущи черты монополии. В частности, цена в условиях и монополии, и монополистической конкуренции превышает предельные издержки, что свидетельствует о недостаточной эффективности распределения ресурсов: для общества производство данного товара более желательно, чем выпуск любого альтернативного продукта с использованием тех же ресурсов. Кроме того, в условиях монополистической конкуренции цена превышает минимум средних валовых издержек (АТС); это означает, что фирма не до конца использует свои производственные мощности. Не полностью загруженные мощности фирмы и потребители, наказанные за это более высокими, нежели в условиях совершенной конкуренции, ценами,- также недостатки монополистической конкуренции.
Компенсирующим же фактом монополистической конкуренции будет являться широта ассортимента одного и того же базового товара. Те негативные факторы, которые присутствуют в монополистической конкуренции, заставляют предпринимателей изыскивать меры для повышения эффективности своих фирм. Чаще всего, как показывает практика, они останавливаются на дифференциации изготавливаемого продукта и его совершенствования. Экономическая эффективность требует тройного равенства- цены, предельных издержек и средних издержек. Равенство цены и предельных издержек необходимо для достижения эффективного использования ресурсов.
Равенство цены с минимальными средними валовыми издержками предполагает высокую производственную эффективность. Это равенство означает, что потребители получат наибольший объем продукции по самой низкой цене, которую будут допускать существующие издержки.
Информация о работе Функционирование предприятия в условиях монополистической конкуренции