Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 09:03, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение монополистической конкуренции с разных сторон. Большое внимание уделено эффективности монополистической конкуренции, а также неценовой конкуренции, как превалирующей в условиях монополистической конкуренции.
Объект исследования: монополистическая конкуренция.
Предметом исследования являются предприятия, функционирующие в условиях монополистической конкуренции.
Введение
4
1. Механизм рынка монополистической конкуренции
6
1.1. Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина
6
1.2. Понятие монополистической конкуренции
9
1.3. Основные черты рынка монополистической конкуренции
14
2. Функционирование предприятия в условиях монополистической конкуренции
17
2.1. Поведение предприятия в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном периоде
17
2.2. Фирма на рынке монополистической конкуренции в долгосрочном периоде
2.3. Экономические характеристики деятельности фирм в условиях монополистической конкуренции
18
24
3. Состояние современного рынка монополистической конкуренции в России
27
3.1. Макроэкономические оценки состояния конкуренции в Российской Федерации
3.2. Динамика нарушений антимонопольного законодательства в 2009-2010 гг.
27
32
Заключение
36
Библиографический список
39
При монополистической конкуренции не достигаются ни эффективное использование ресурсов, ни производственная эффективность. Монополистический элемент допускает некоторое количество незанятых ресурсов при производстве товаров в условиях этой рыночной структуры. Цена превышает предельные издержки в условиях равновесия в долговременном периоде, указывая таким образом, на то, что дополнительные единицы этого товара общество оценивает выше, чем альтернативные продукты, которые с использованием тех же ресурсов можно было бы произвести.
Отрасли с монополистической конкуренцией часто переполнены фирмами, которые действуют, не достигая оптимальной мощности.
Типичными примерами служат многие виды предприятий розничной торговли. Недогруженные предприятия и потребители, наказанные за эту недогрузку высоким уровнем цен,- все это составляет издержки монополистической конкуренции.
3. Состояние современного
рынка монополистической
3.1.Макроэкономические оценки состояния конкуренции в Российской Федерации
Конкуренция играет ключевую роль в экономической системе современной России. Конкуренция сохраняет равноправное положение участников экономических отношений – обеспечивает продавцам и покупателям свободу выбора. В условиях конкуренции покупатель имеет возможность выбрать из нескольких или многих продавцов необходимого ему товара; такая же возможность имеется и у продавца — добровольно решить вопрос о географическом месте, времени и условиях предложения своей продукции. Конкуренция является необходимым условием существования, фундаментом всей рыночной системы – позволяет цене выполнять координирующие функции, служить индикатором наличия излишков или дефицита. Рынок существует только при наличии конкуренции. Конкуренция контролирует эффективность частного предпринимательства – заставляет структуры, неэффективно использующие имеющиеся ресурсы, покидать «поле экономической игры». Конкуренция – залог увеличения эффективности бизнеса и экономического роста государства.
В условиях замедления экономического роста и уменьшения спроса на товары и услуги все более активной становится конкурентная борьба на рынке. Укрепление игроков приводит к увеличению их возможностей для воздействия на рынок. Следствием этим процессов становится усиление контроля ФАС России за соблюдением антимонопольного законодательства крупными компаниями.
В последние годы государство уделяет повышенное внимание проблемам, связанным с состоянием конкуренции, а также пресечению нарушений антимонопольного законодательства. Обновлено антимонопольное законодательство, значительно ужесточены санкции за его нарушение.
У антимонопольных органов появилось достаточно полномочий, чтобы решить поставленные перед ними задачи по пресечению антиконкурентных действий органов власти и хозяйствующих субъектов, что было обеспечено принятием Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и внесением изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.
Многие компании уже на себе почувствовали, что такое «оборотные штрафы» за картельные сговоры и за злоупотребление монопольным положением на рынке. Нарушители закона заплатили и заплатят в будущем десятки и сотни миллионов рублей штрафа в бюджет за свои противоправные антиобщественные действия.
При этом следует отметить, что Закон о защите конкуренции снизил административную нагрузку на бизнес за счет повышения пороговых значений активов организаций (их групп лиц) или их оборота для целей осуществления контроля за экономической концентрацией, а также существенного упрощения процедуры согласования сделок внутри группы лиц.
Особое внимание ФАС России уделяет социально значимым рынкам (рынок лекарств, рынок продовольственных товаров и т.д.), а также рынкам, имеющим инфраструктурное значение для экономики страны (рынок электроэнергии, нефтепродуктов, транспортные рынки и т.д.).
В рамках контроля за соблюдением антимонопольного законодательства устраняются запрещенные практики и соглашения, которые могут привести к повышению цен, снижению качества товаров и услуг и ограничению выбора для потребителя.
ФАС России разработаны и направлены в Правительство Российской Федерации предложения по механизму сдерживания необоснованного роста цен на отдельные группы товаров. Одними из условий применения механизма сдерживания цен являются формирование ценовых индикаторов на отдельные группы товаров и создание прозрачных рыночных отношений за счет реализация этих товаров посредством биржевой торговли.
Действия ФАС России по обеспечению конкуренции в сфере поставок товаров и услуг для государственных или муниципальных нужд направлены на повышение уровня прозрачности реализации государственных закупок, обеспечение равного доступа хозяйствующих субъектов к государственным контрактам, что позволило значительно повысить эффективность использования бюджетных средств. Экономия бюджетных средств за 2008-2010 годы составила 560 млрд.рублей.
В целях предотвращения нарушений антимонопольного законодательства в 2010 году ФАС России были подготовлены поправки к федеральным законам «О защите конкуренции», «О естественных монополиях», «О товарных биржах и биржевой торговле», поправки в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации и Уголовный кодекс Российской Федерации, а также некоторые другие законодательные акты.
Оценка конкуренции на макроуровне по данным Росстата позволяет оценить следующие признаки развития конкуренции.
Общее количество предприятий и организаций, действующих в экономике Российской Федерации, по состоянию на начало 2010 года составило, по данным Росстата, 4,67 млн. единиц и выросло на 3,7% по сравнению с 2009 годом. В течение 2010 года новых организаций было зарегистрировано 526 тыс. и ликвидировано 164 тыс., т.е. прирост составил 7,7% от общего числа предприятий и организаций.
Таблица 2. Распределение предприятий и организаций по видам экономической деятельности на 1 января соответствующего года; демография организаций за 2010 г.
Виды экономической деятельности (данные на 1 января) |
2008 г. тыс. (%) |
2009 г. тыс. (%) |
2010 г. тыс. (%) |
Изменение кол-ва предприятий и организаций (2008 к 2007), % |
зарегистрировано организаций 2010 г. тыс |
ликвидировано организаций 2008 г. тыс. |
изменение за 2010 г. тыс. |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
293,2 (6,2) |
261,5 (5,8) |
233,6 (5,8) |
-10,7 |
12,2 |
16,3 |
-4,1 |
Обрабатывающие производства, |
478,4 (10,0) |
409,7 (9,1) |
416,1 (9,1) |
+1,6 |
38,3 |
13,9 |
24,4 |
в т. ч. производство пищевых продуктов, включая напитки и табак |
69,3 (1.5) |
61,3 (1.4) |
59,5 (1.4) |
-2,9 |
3,4 |
2,8 |
0,7 |
обработка древесины и производство изделий из дерева |
45,1 (0,9) |
36,2 (0,8) |
36,8 (0,8) |
+1,7 |
3,7 |
1,4 |
2,3 |
целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность |
56,0 (1,2) |
52,3 (1,2) |
55,0 (1,2) |
+5,2 |
5,4 |
1,3 |
4,1 |
Производство машин и оборудова |
74,2 (1,6) |
57,7 (1,3) |
54,9 (1,3) |
-4,9 |
3,9 |
1,8 |
2,1 |
Строительство |
371,7 (7,8) |
351,8 (7,8) |
390,5 (7,8) |
+11,0 |
66,2 |
12,3 |
53,9 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мото циклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
1831,4 (38,4) |
1724,3 (38,3) |
1807,5 (38,3) |
+4,8 |
210,2 |
62,1 |
148,1 |
в т. ч. торговля автотранспортными средствами, мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт |
85,3 (1,8) |
95,1 (2,1) |
110,8 (2,1) |
+16,5 |
18,0 |
3,7 |
14,3 |
оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоц иклами |
1379,9 (28,9) |
1259,6 (28,0) |
1317,7 (28,0) |
+4,6 |
159,7 |
46,7 |
113,0 |
розничная торговля, кроме торговли автотрансп. средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования |
366,1 (7,7) |
369,6 (8,2) |
378,9 (8,2) |
+2,5 |
32,5 |
11,7 |
20,8 |
Гостиницы и рестораны |
79,7 (1,7) |
80,9 (1,8) |
84,7 (1,8) |
+4,7 |
8,6 |
2,1 |
6,5 |
Транспорт и связь |
184,5 (3,9) |
193,5 (4,3) |
214,9 (4,3) |
+11,1 |
32,7 |
5,8 |
26,9 |
в т. ч. Связь |
23,0 (0,5) |
23,8 (0,5) |
26,1 (0,5) |
+9,7 |
2,6 |
0,6 |
2,1 |
Финансовая деятельность |
102,5 (2,1) |
94,2 (2,1) |
98,9 (2,1) |
+5,0 |
0,0 |
Непрерывно растет число малых предприятий (в 2010 г. на 10% к 2009 г.), а также оборот малых предприятий (в 2010 г. на 28% к 2009 г.).
Увеличение общего количества экономических субъектов, занимающихся хозяйственной деятельностью, свидетельствует о расширении конкурентных отношений и возможностях развития конкурентной среды.
По отдельным отраслям экономики отмечаются следующие тенденции.
Замедляются темпы сокращения числа предприятий и организаций, производящих машины и оборудование. Если число таких экономических субъектов на начало 2010 года сократилось на 5% по сравнению с 2009 годом, то число созданных в 2010 году организаций, занимающихся соответствующим видом экономической деятельности, впервые за последние годы превысило число ликвидированных.
Сократилось к 2010 году (на 4,7%) число экономических субъектов, предоставляющих прочие коммунальные, социальные и персональные услуги. Это достаточно тревожный признак, поскольку такие организации во многом определяют уровень жизни населения и являются организациями малого и среднего бизнеса, развитие которых является признаком хорошей рыночной среды.
Заметно возросло число предприятий и организаций в секторах строительства и торговли автотранспортными средствами (на 11 и 16%), а также в сфере связи (9%).
В целом состояние конкурентной среды характеризует все еще высокий уровень административных барьеров, таможенных тарифов, которые нередко действуют даже тогда, когда они не служат ни протекционистским, ни фискальным целям. Серьезным барьером является также несоответствие темпов и качества развития инфраструктуры потребностям бизнеса, а также недостаточное информационное обеспечение. Однако наличие тенденции по выравниванию нормы прибыли говорит о снижении барьеров для межотраслевого перелива капитала, динамика основных показателей деятельности товарных бирж свидетельствует о развитии процессов создания информационной инфраструктуры бизнеса и снижении информационных барьеров для новых участников.
3.2. Динамика нарушений антимонопольного законодательства в 2009-2010 гг.
Объем работы ФАС России в сфере пресечения нарушений антимонопольного законодательства (без учета контроля и надзора за соблюдением хозяйствующими субъектами законодательства в сфере государственного заказа, естественных монополий, рекламы, иностранных инвестиций, электроэнергетики, природопользования) в 2010 году продолжал увеличиваться.
В ФАС России поступило 10704 заявления о нарушении антимонопольного законодательства, что на 12,5% больше, чем в 2009 году. Как и ранее, около 2/3 заявлений были необоснованными – по результатам их рассмотрения было отказано в возбуждении дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства. Вместе с тем такой рост числа заявлений говорит о расширении угроз конкуренции. За 2010 г. ФАС России было выявлено 7247 нарушения антимонопольного законодательства (с учетом поданных в суд исков без возбуждения дела).
Структура поступивших заявлений (57,5% – злоупотребление доминирующим положением, 30,6% – действия органов власти, 8,5% недобросовестная конкуренция, 3,2% – согласованные действия хозяйствующих субъектов) в целом не претерпела существенных изменений по сравнению с предшествующими годами.
Рисунок 3. Структура выявленных нарушений в сфере антимонопольной конкуренции
Рисунок 3.1. Структуры выявленных нарушений в разрезе рынков в отдельных сферах деятельности
В разрезе рынков в отдельных сферах деятельности больше всего выявлено нарушений в сфере электро-теплоэнергии (13,8% от общего количества выявленных нарушений); операций с недвижимым имуществом, включая землю (13,2%); на рынке страховых услуг (10,3%); в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания (9,5%); в сфере жилищно-
коммунального хозяйства (7,9%).
В настоящее время устойчивая тенденция к повышению концентрации производства во многих отраслях на мировом рынке способствует слияниям и укрупнениям российских компаний. Однако сам факт высокой концентрации не означает низкого уровня конкуренции на рынке. Напротив, для ряда отраслей высокий уровень концентрации является необходимым условием эффективности.
Таким образом, можно сделать вывод о следующих проблемах состояний монопольной конкуренции в России и сформулировать системные проблемы, стоящие перед государством в сфере защиты и развития конкуренции:
- недостаточное регулирование
положения естественных
- масштабы антиконкурентных действий органов власти;
- повышение эффективности защиты конкуренции, в том числе активизация борьбы с картелями;
- крайне низкая доля малых и средних компаний в экономике России (угрожающе большая доля крупных компаний);
- необходимость реализации специальных мер по развитию конкуренции в приоритетных отраслях российской экономики.
Заключение
Исследовав монополистическую конкуренцию и ее состояние на Российском рынке, я сделала выводы:
Монополистическая конкуренция – это гибрид монополии и конкуренции, т.к. характеризуется следующими свойствами:
- множество фирм ориентированы на одну и ту же группу потребителей.
Информация о работе Функционирование предприятия в условиях монополистической конкуренции