Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 14:14, контрольная работа
При проведении анализа сущности, структуры, динамики, роли в экономике государственного сектора наблюдается отсутствие единой терминологии и разногласия в определении базовых понятий. Прежде всего, это относится к трактовке соотношения понятий государственная собственность и государственный сектор. К определению данных понятий существует несколько подходов.
При проведении анализа сущности, структуры, динамики, роли в экономике государственного сектора наблюдается отсутствие единой терминологии и разногласия в определении базовых понятий. Прежде всего, это относится к трактовке соотношения понятий государственная собственность и государственный сектор. К определению данных понятий существует несколько подходов.
В самом
общем виде государственный сектор
можно представить как
Некоторые
авторы под понятием государственной
собственности подразумевают
Другие авторы, понимают под государственной собственностью все материальное и нематериальное имущество, находящееся в распоряжении государства, а под государственным сектором совокупность государственных организаций и учреждений, либо комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам. Однако однозначно утверждать истинность только одной из данных точек зрения достаточно сложно.
Из
проведенного анализа видно, что
хотя категории государственный
сектор и государственная
Вместе
с тем в научных публикациях
встречается расширенная
В
современных условиях особо следует
обратить внимание на принадлежность
к государственному сектору информационных
ресурсы, которые выступают в
современной экономике в
Государственный сектор экономики представляет собой, таким образом, системно структурированное множество взаимосвязанных элементов, выполняющих определенные функции в интересах достижения установленных государством целей. Их реализация осуществляется посредством государственного регулирования, которое становится составным элементом системы организации функционирования современной рыночной экономики и управления ею.
Итак,
из всего выше перечисленного можно
сделать вывод о том
Важнейшая роль государственного сектора - аккумуляция и перераспределение значительных денежных средств на социальные и экономические цели согласно концепции определенной модели экономики. [6, С.4]
Таким образом, структуру государственного сектора в России составляют:
- Земельная собственность;
- денежные средства - финансовые ресурсы государства, необходимые для выполнения предписанных ему функций. По материальному выражению они представляют собой публичные денежные средства государства, а также бюджеты различных уровней. К ним следует добавить денежные суммы государственных предприятий и учреждений, целевых бюджетных и внебюджетных фондов, функционирующих в сфере финансовых отношений, финансовые обязательства страны, а также находящиеся в банках в форме вкладов государства в их уставные капиталы.
- информационные ресурсы, которые выступают в современной экономике в качестве объекта собственности.
- государственные унитарные предприятия;
- государственные учреждения;
- акционерные общества, в уставном капитале которых более 50% голосующих акций находятся в федеральной собственности и (или) собственности субъектов Федерации;
- дочерние предприятия, чьи головные (материнские) компании входят в состав госсектора;
- предприятия, входящие в холдинг, головная (материнская) компания которого относится к госсектору;
-
такие отрасли, как
Критерием
отнесения хозяйственной
Государство
владеет большим объемом
Предприятия,
имеющие “золотую акцию”, находящуюся
в руках государства, не относятся
к госсектору. Держатель “золотой
акции” имеет право вето при принятии
собранием акционеров решений о
внесении изменений и дополнений
в устав акционерного общества, его
реорганизации или ликвидации, участии
в других предприятиях и объединениях,
передаче в залог или аренду, продаже
и отчуждении иными способами
имущества, состав которого определяется
планом приватизации предприятия1.
Из сказанного видно, что механизм “золотой
акции”, выполняя роль “удержания” госсобственности,
не затрагивает функционально-
Отдельного комментария заслуживают такие формы взаимодействия государства с частным сектором, как концессия, аренда и передача в доверительное управление госсобственности. Если частная структура арендует госсобственность и с ее помощью ведет хозяйственную деятельность, то такая структура не должна включаться в состав госсектора, так как оперативное управление осуществляется частным лицом по своему усмотрению без участия государства.
Аналогичная
ситуация имеет место при концессии,
когда собственность
При
передаче госсобственности в доверительное
управление частному лицу контрольные
функции государства
Использование госсобственности возможно в рамках как государственного, так и частного секторов. Сохранение собственности в руках государства может сопровождаться потерей функций управления производственными объектами, что является ключевым в дифференциации хозяйственных структур по признаку госсектора. [4]
Управление государственным сектором экономики - это целенаправленное руководство его функционированием, координация деятельности и рациональное использование всех объектов данного сектора в интересах всего общества.
Целями управления госсектором являются:
Органы управления госсектором:
2. Регулирующее воздействие государственного сектора
Государственный сектор в рыночной экономике активно используется как средство регулирования для достижения многих государственных социально-экономических целей. Так, в условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса, когда частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в государственный сектор, как правило, не сокращаются. Правительственные органы стремятся противодействовать спаду производства и росту безработицы.
Регулирующее воздействие государственного сектора на экономику многообразно.
К регулирующим функциям можно отнести:
Регулирующее воздействие на экономику государственный сектор оказывает через воздействие на политику смешанных компаний, в которых государству принадлежит контрольный или значительный пакет акций. Управляя пакетами акций компаний, государственные органы имеют возможность регулировать инвестиции, а за счет управления пакетами акций банков можно направлять определенные ресурсы коммерческих банков с государственным участием на кредитование инвестиционных проектов в соответствии с государственными программами.
Государственный сектор через Центральный банк РФ выполняет регулирующие функции на финансовом рынке: определяет процентные ставки; осуществляет операций на рынке ценных бумаг; оказывает воздействие на валютный курс и т.п. Тем самым государственный сектор активно влияет через кредитно-денежную политику на экономический рост.
Аккумулируя значительные средства в бюджете, государство выступает в роли кредитора коммерческих банков, частных фирм компаний, а нередко оно само становится заемщиком.
Финансовыми регулирующими функциями государственного сектора являются: извлечение предпринимательской прибыли с последующим перечислением ее части в бюджет; наполнение доходной части бюджета за счет налоговых и иных обязательных платежей предприятий с участием государственного капитала, функции очевидны. Сложнее обстоит дело с определением роли и места приватизации объектов государственной собственник финансового инструмента. Приватизация должна решать отдельные задачи, связанные с единовременным пополнением бюджета, а осуществляться в соответствии с единой государственной политикой по управлению государственным имуществом.