Госсектор экономики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 14:14, контрольная работа

Описание работы

При проведении анализа сущности, структуры, динамики, роли в экономике государственного сектора наблюдается отсутствие единой терминологии и разногласия в определении базовых понятий. Прежде всего, это относится к трактовке соотношения понятий государственная собственность и государственный сектор. К определению данных понятий существует несколько подходов.

Файлы: 1 файл

Государственный сектор в системе регулирования смешанной экономики.docx

— 178.14 Кб (Скачать файл)

   В настоящее время Минэнерго России занимается разработкой проекта  закона о государственной информационной системе ТЭК. Этот проект прошел согласование с другими органами исполнительной власти и 16 марта 2010 г. был внесен в  правительство. Одновременно министерство намерено создать систему "Нефтеконтроль". "На сегодняшний момент руководство страны не обладает полной информацией о том, сколько действительно нефти добывается, и какая ее часть доходит до потребителей, а не разворовывается.

   Открывшийся в декабре 2009 г. портал государственных  услуг мгновенно стал популярным. На сегодняшний день ежемесячная  статистика этого интернет-ресурса фиксирует 4 500 звонков в колл-центр, 3 450 000 "кликов" и 285 000 уникальных посетителей. [10] 
 
 
 
 

   Рисунок 2

План перехода к электронным услугам 

   1 апреля 2010 г. начался переход к  3 этапу плана, для реализации  которого необходимо было наладить  систему идентификации граждан,  обращающихся за электронными  услугами. В результате посетители  портала госуслуг смогли зарегистрироваться на нем, а затем оформить заявку на получение по почте идентификатора, позволяющего в дальнейшем пользоваться всеми предлагаемыми сервисами. Одновременно была анонсирована и первая электронная госуслуга – подача заявления в Федеральную миграционную службу России на оформление заграничного паспорта. К концу 2010 года был полностью реализован и 4 этап.

   Кроме безусловного удобства для граждан, процесс внедрения электронных государственных услуг приведет к структурированию процессов деятельности органов государственной власти".

   Рисунок 3

   Схема оказания услуг в электронном виде 

   В дальнейших планах Минкомсвязи России - инновационные подходы, которые министерство планирует использовать при построении электронного общества. Среди них - реализация сервисов мобильного правительства, в частности предоставление возможности осуществлять оплату услуг, штрафов, пошлин при помощи мобильного телефона, доступ к услугам контакт-центра с использованием средств видеоконференцсвязи, а также создание национальной программной платформы и вовлечение граждан в коллективное управление путем внедрения сервисов электронного голосования, электронных опросов и т.п. [11]

   Между тем, на настоящий момент никто в  России не знает, каков консолидированный  бюджет всех органов государственной  власти всех уровней и из всех источников на информатизацию. Отсутствие такой  информации связано с самим процессом  формирования бюджета ведомств –  в нем нет отдельной статьи на информатизацию.

   Очевидно, что это приводит к бесконтрольности затрат на ИТ.

   Необходимо  стандартизовать федеральную архитектуру  электронного правительства, разработать  систему кодов затрат на информатизацию, а затем утвердить процедуру  формирования консолидированного ИТ-бюджета  и бюджетов министерств и ведомств. Одновременно "от бюджетирования типа "сложить и разделить" необходимо переходить к содержательному рассмотрению заявок ведомств на финансирование разработок новых информационных систем.

   Основным недостатком традиционной ИТ-системы, включающей в себя сервер, персональные компьютеры, сети и системы безопасности и управления, является ее несбалансированность. Этот недостаток заложен в самой системе. При распределении ИТ-бюджета по различным направлениям чаще всего побеждает руководитель ИТ-направления, обладающий большей "пробивной" способностью. Это приводит к формированию избыточности информационных ресурсов. Например, по данным исследований, серверная инфраструктура часто бывает загружена не более чем на 10%.

   Вторым  недостатком традиционной ИТ-системы является низкий уровень безопасности. Данные переносятся с серверов на рабочие станции, откуда в дальнейшем их можно скопировать, распечатать и т.п. Немаловажной является и затратность таких ИТ-систем. [10]

   Рисунок 4

   График статистики мобильных информационных услуг

   В планах на 2010 г. Также было создание SMS-ленты для предприятий промышленности округа и SMS–ленты "Новости сайта префектуры", продвижение услуг, внедрение мобильных платежей, развитие мобильного офиса префекта в части интеграции с Единым интегрированным порталом строительного комплекса Москвы и т.д.

   - предприятия и организации различных форм собственности;

   Таблица 4

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ И  ОРГАНИЗАЦИЙ  
ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ 
(на 1 января)

  Тыс. В процентах  к итогу
2009 2010 2009 2010
Число предприятий и  организаций - всего 4771,9 4907,8 100 100
в том числе  по формам 
     собственности:
       
государственная 135,0 129,9 2,8 2,6
муниципальная 257,6 253,0 5,4 5,2
частная 3975,5 4128,1 83,3 84,1
собственность общественных  
и религиозных организаций  
(объединений)
197,4 187,8 4,1 3,8
прочие формы  собственности, включая смешанную  российскую, иностранную, совместную российскую и иностранную 206,4 209,0 4,4 4,3

   Число государственных предприятий и организаций в 2010 году составило - 130000 (2,6%), число муниципальных предприятий – 253000 (5,2%), число частных предприятий – 4128100 (84,1%), число предприятий смешанной формы собственности - 209000 (4,3%).

   Таким образом, очевидно, что в России преобладает  частная форма собственности. [13]

   - акционерные общества, в уставном  капитале которых более 50% голосующих  акций находятся в федеральной  собственности и (или) собственности  субъектов Федерации;

   По  данным Федерального агентства по управлению государственным имуществом, в реестре федерального имущества на сегодняшний день учтено 1623441 объект, 1007930198 гектаров земли в собственности РФ, 2835 акционерных обществ с государственным участием.

   Вот некоторые из тех компаний, более 50% акций которых принадлежит государству [12]:

   Таблица 5

    № п/п Наименование  организации Доля  в уставном капитале, %
    1 Совместное  Вьетнамско-Российское предприятие  морепродуктов "SEAPRIМFICO" (СП "Сипримфико") 50,0
    2 Болгаро-российское совместное предприятие "Автоэлектроника" 50,0
    3 ОАО «Газпром» 50,002
    4 Общество с  ограниченной ответственностью "ТМ БАЙКАЛ" 51,0
    5 АО "Русленьо с.р.л." 51,5
    6 Общество с  ограниченной ответственностью "Санаторий "Колос" 53,0
    7 Сбербанк России 60,0
    8 Санаторий "Мечта" (общество с ограниченной ответственностью) 73,0
    9 ООО КПП "Сириус" 83,3
    10 Частная компания с ограниченной ответственностью "Русское лесное агентство" 100,0
 

   Но  большинство экспертов склоняются к тому, что если просуммировать объемы производства всех госкомпаний  и ФГУПов, доля госсектора в ВВП составит не менее 50% ВВП. Также эксперты считают, что в ближайшее время присутствие государства в экономике будет только увеличиваться.

   Таким образом, налицо по существу огромный государственный холдинг.

   Рассмотрим  общие параметры государственного сектора:

   - объем реализованной продукции 10 самых больших государственных корпораций составляет более 20% российского ВВП;

   - в десятке наиболее крупных по объемам реализации российских компаний шесть принадлежат государству;

   - "Газпром", формирующий около 8% бюджета страны, по уровню капитализации вошел в тройку мировых лидеров;

   - доля госсектора в экономике страны оценивается, как уже отмечено выше, на уровне не менее 50% ВВП [7, C.4].

   Крупнейшие  государственные компании можно  разделить на несколько групп  предприятий, монопольно контролирующих определенные виды деятельности:

  1. инфраструктура - транспортная (РЖД, "Газпром", "Транснефть", "Транснефтепродукт", "Госкорпорация по организации воздушного движения"), коммуникационная ("Связьинвест", "Почта России", ФАПСИ,), энергетическая ("ЕЭС России", "Росэнергоатом", ТВЭЛ);
  2. добыча и экспорт сырья − "Роснефть", алмазная монополия "АЛРОСА", "Газпром", "Газпромнефть". По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), госкомпании контролируют 33% добычи нефти и 80% газа в России;
  3. оборонно-промышленный комплекс - "Росавиакосмос", судостроение, авиационная промышленность, ФПГУ по видам вооружений. Уже несколько лет государство пытается объединить предприятия ВПК в холдинги, специализирующиеся на производстве отдельных видов вооружения, это относится к таким госкорпорациям как Рособоронэкспорт, Ростехнологии;
  4. финансовый комплекс - государственные банки и негосударственные, но так или иначе аффилированные с государством пенсионные фонды и страховые компании, прежде всего − Сбербанк, Внешторгбанк, Россельхозбанк, Газпромбанк, Внешэкономбанк, Еврофинанс-Моснарбанк, Росэкимбанк, Российский банк развития, НПФ "Газпром", "СОГАЗ" и т.д.
  5. информационный комплекс - включает в себя ВГТРК с радио и телеканалами, холдинг "Газпроммедиа", контролирующий многие средства массовой информации (НТВ, "Известия", "Эхо Москвы" и др.), РАО "ЕЭС" (REN TV и др.), "Российская газета" и другие издания, включая издания Федерального собрания, министерств и ведомств [8, C.14].

   В настоящее время происходит формирование новых государственных корпораций с использованием как ядра (по аналогии с "Газпромом") "Рособоронэкспорта". Экспортер вооружений ФГУП "Рособоронэкспорт" (РОЭ) продвинулся далеко за пределы ВПК. Он приобрел контрольный пакет акций "АвтоВАЗа", за $700 млн выкупил 66% корпорации "ВСМПО-Ависма", единственного в России производителя титана. "Рособоронэкспорт" продолжал создание вертолетостроительного холдинга на базе своей дочерней компании "Оборонпром". "Оборонпром" купил Электромашиностроительный завод "ЛЕПСЕ". В декабре 2006 г. "Оборонпром" начал оформлять сделку по выкупу более 20% акций ОАО "Казанский вертолетный завод", после ее завершения в 2007 году "Оборонпром" получил контроль над одним из крупнейших вертолетных заводов России. Уже сейчас "Рособоронэкспорт" владеет несколькими десятками различных предприятий, а его представители входят в советы директоров всех значимых машиностроительных компаний, что означает РОЭ прекращать экспансию в промышленность не намерен [8, C.8]. Значительное укрупнение происходит также среди компаний с государственным участием. Газпром, приобретя долю в "НоваТЭКе" стал контролирующим акционером в проекте "Сахалин-2". Крупнейшая нефтяная компания страны - "Роснефть" не только успешно консолидировала в рамках единой структуры свои многочисленные добывающие и перерабатывающие предприятия, став фактически полноценным концерном, но и смогла существенно расширить свою ресурсную базу за счет покупки в альянсе с китайскими инвесторами "Удмуртнефти" и приобретения более десятка новых лицензий на освоение месторождений в Красноярском крае и Иркутской области. В результате "Газпром" и "Роснефть" прочно заняли лидирующие позиции в рейтингах ведущих нефтегазовых корпораций мира с многомиллиардной капитализацией [9].

   Огромные  финансовые ресурсы выделяются не только в сфере ОПК и промышленности. В рамках различных целевых программ в области высоких технологий на 2008−2010 годы правительством было выделено 600 млрд. рублей. Такие деньги на эти цели не выделялись никогда. Столь масштабные вложения обусловлены разработкой и внедрением новой концепции развития России до 2020. Один из важнейших пунктов концепции-2020 предусматривает переход от сырьевой экономики к инновационной. Для этого будут образованы пять-семь национальных исследовательских центров, а также будет поддержано формирование 10−15 исследовательских университетов [5, C.36].

   Наличие в госсекторе крупных государственных  компаний повышает управляемость национальной экономики. Государство по отношению  к субъектам госсектора может  применять меры прямого административного  регулирования в отличие от общих  мер макроэкономического регулирования, относящихся преимущественно к  косвенным методам.

Информация о работе Госсектор экономики России