Госсектор экономики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 14:14, контрольная работа

Описание работы

При проведении анализа сущности, структуры, динамики, роли в экономике государственного сектора наблюдается отсутствие единой терминологии и разногласия в определении базовых понятий. Прежде всего, это относится к трактовке соотношения понятий государственная собственность и государственный сектор. К определению данных понятий существует несколько подходов.

Файлы: 1 файл

Государственный сектор в системе регулирования смешанной экономики.docx

— 178.14 Кб (Скачать файл)

   Государственный сектор представляет собой важный инструмент реализации социальной политики.

   Активно участвуя в рыночных отношениях путем  свободного заключения договоров купли-продажи, контрактов, заказов и т.п., государство как собственник тем самым воздействует на рынок, на его цены, соотношение спроса и предложения, использование ресурсов.

   Государство на предприятия государственного сектора  влияет в направлении развития импортозамещения, выравнивания территориальных условий для развития бизнеса.

   Из  многообразия регулирующих функций  государственного сектора следует  выделить деятельность, направленную па организацию и проведение закупочных и товарных интервенций с целью обеспечения продовольственной безопасности государства. [3]

   Регулирующие  функции государственного сектора  необходимо дополнить системообразующими функциями.

   Негативные  процессы в экономике лежат в  основе сепаратистских устремлений ряда субъектов РФ. Это ведет к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России и его важнейших составляющих - производственно-технологических и транспортных связей, финансовой, банковской, кредитной и налоговой систем. Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу РФ. Поэтому первая системообразующая функция госсектора может быть определена как участие в преодолении тенденции по обособлению промышленных комплексов регионов, несущему угрозу развития экономического сепаратизма и, в конечном счете, - целостности государства. Речь идет о создании на базе государственных предприятий и акционерных обществ с государственным капиталом межрегиональных Корпораций как фактора укрепления экономических связей между субъектами Федерации.

   Вторая  системообразующая функция государственного сектора связана с его участием в процессе интеграции российской промышленности и может быть определена как создание на базе имущества, находящегося в собственности России, крупных промышленных корпораций. При этом следует отметить, что речь идет не только о создании государственных корпораций путем объединения предприятий, признанных необходимыми для выполнения возлагаемых на госсектор задач и официально включенных в соответствующие перечни, но и о том, чтобы на основе объектов государственной собственности и частных предприятий корпораций осуществлять последующую продажу государственного пакета акций, приватизировать объекты государственной собственности по пакетному принципу и др.

   Как показывает опыт по регулированию деятельности ТЭК, вышестоящему отраслевому органу проще принудить частные предприятия  подписать картельное соглашение о  фиксации цен или выдавать им задания  по целевым поставкам нефти и  нефтепродуктов, чем решать проблемы отрасли используя государственные предприятия. Действительно, в этом случае нужно наладить эффективное управление государственными предприятиями, а в случае неприбыльности нужно покрывать их убытки.

  1. Государственный сектор в экономике России

   Последнее время резко увеличилось государственное  присутствие в экономике. Правда, привести конкретные цифры государственного участия, очень сложно ввиду объема и структуры госсектора. Статистика госсектора сводится поэтому к измерению некоторых показателей, таких как: среднегодовая численность работников государственных органов и органов местного самоуправления, число государственных и муниципальных предприятий; число предприятий смешанной формы собственности, объемы добычи полезных ископаемых; объемы земельной собственности и т. д. Рассмотрим их подробнее:

   Таблица 1

ЗЕМЕЛЬНАЯ ПЛОЩАДЬ 
(на конец года)

  Млн. га В процентах  от общей площади
2000 2005 2007 2008 2009 2000 2005 2007 2008 2009
Всего земель 1709,8 1709,8 1709,8 1709,8 1709,8 100 100 100 100 100
в том числе:                    
сельскохозяйственные  угодья 221,1 220,7 220,6 220,5 220,5 12,9 12,9 12,9 12,9 12,9
лесные земли 871,5 870,6 870,8 870,8 870,8 51,0 50,9 50,9 50,9 50,9
поверхностные воды, включая 
болота
219,0 225,1 225,0 225,0 225,0 12,8 13,2 13,2 13,2 13,2
Земли под  древесно-кустарниковой растительностью, земли застройки, земли под дорогами, нарушенные земли и прочие. 398,2 393,4 393,4 393,5 393,5 23,3 23,0 23,0 23,0 23,0
 

                                                                         

   - денежные средства - финансовые ресурсы государства,  необходимые для выполнения предписанных ему функций.  По материальному выражению они представляют собой публичные денежные средства государства,  а также бюджеты различных уровней.

   Таблица 2

Консолидированный бюджет 
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И БЮДЖЕТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ 
ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ в 2010 г. 
1)

  Млрд. руб. В процентах 
к ВВП
Доходы- всего 16031,9 35,7
из них:    
налог на прибыль  организаций 1774,6 3,9
налог на доходы физических лиц 1790,5 4,0
страховые взносы на обязательное  
   
социальное страхование
2477,1 5,5
налог на добавленную  стоимость:    
на товары (работы, услуги),  
      
реализуемые на территории  
      
Российской Федерации
1329,1 3,0
на товары, ввозимые на территорию  
      
Российской Федерации
1169,5 2,6
акцизы по подакцизным товарам  
   
(продукции):
   
производимым на территории  
      
Российской Федерации
441,4 1,0
ввозимым на территорию Российской  
      
Федерации
30,1 0,1
налоги на совокупный доход 207,7 0,5
налоги на имущество 628,2 1,4
налоги, сборы  и регулярные платежи за  
   
пользование природными ресурсами
1440,8 3,2
доходы от внешнеэкономической  
   
деятельности
3227,7 7,2
доходы от использования имущества,  
   
находящегося в государственной и  
   
муниципальной собственности
679,7 1,5
платежи при  пользовании природными  
   
ресурсами
77,6 0,2
безвозмездные поступления 114,1 0,3
доходы от предпринимательской и иной  
   
приносящей доход деятельности
46,1 0,1
Расходы - всего 17616,6 39,2
из них:    
на общегосударственные  вопросы 1440,5 3,2
из них  на обслуживание  
         
государственного и муниципального  
         
долга
260,7 0,6
на национальную оборону 1279,7 2,8
на национальную безопасность и  
   
правоохранительную деятельность
1339,4 3,0
на национальную экономику 2323,3 5,2
из нее:    
на топливно-энергетический комплекс 48,5 0,1
на сельское хозяйство и рыболовство 262,3 0,6
на транспорт 461,7 1,0
на дорожное хозяйство 645,0 1,4
на связь  и информатику 69,2 0,2
на прикладные научные исследования 
      
в области национальной экономики
122,9 0,3
на другие вопросы в области  
      
национальной экономики
535,2 1,2
на жилищно-коммунальное хозяйство 1071,4 2,4
на социально-культурные мероприятия 10133,8 22,6
Дефицит 1584,6 3,5
 

   Доходы  государства в 2010 году составили 16031,9 млрд.руб. Как видно из таблицы, расходы государства составили 17616,6 млрд.руб., что на 3,5% превышает доходы. Это значит, что по данным на конец 2010 года, в государственном бюджете РФ наблюдается дефицит. Если сравнивать с итогами 2009 года, то в 2010 году дефицит бюджета снизился на 1,3%.

   Можно проследить, что больше всего поступлений  в госбюджет идет от  доходов от внешнеэкономической деятельности – 7,2%; страховых взносов на обязательное социальное страхование – 5,5%; налога на доходы физических лиц – 4%.

   Больше  всего бюджетные средства тратятся на социально-культурные мероприятия – 22,6%; на национальную экономику – 5,2%; на общегосударственные вопросы – 3,2%. 
     В качестве информационных ресурсов рассматриваются почтовая, телефонная, электро-, радиосвязь и др. Ниже представлены все данные этой части госсектора, а также указан процент прироста. Просматривается, что в городской местности объемы использования телефонной связи увеличились примерно на 11%, а например, число использований таксофонов резко снизилось на 8,8%. [12]

   Таблица 3

Экономические показатели, млн. руб. 
Наименование  показателей 2009 год 2010 год в % к 2009 году
Доходы  от услуг связи - всего  1 274 257,3 1 355 549,9 106,4
Объем реализации услуг связи населению-всего 690 862,9 750 523,6 108,6
  Почтовая связь  - всего 89 607,1 95 779,4 106,9
  Почтовая связь от населения 20 239,2 21 686,9 107,2
  Спецсвязь - всего 4 237,3 4 547,4 107,3
  Междугородная, внутризоновая и международная телефонная связь-всего 115 341,0 109 186,8 94,7
Междугородная, внутризоновая и международная  телефонная связь от населения 39 008,4 35 938,0 92,1
Местная телефонная связь  в городской местности - всего 131 470,9 145 854,1 110,9
Местная телефонная связь в городской  местности от населения 71 140,9 75 677,5 106,4
Местная телефонная связь  в сельской местности - всего 11 330,0 12 328,5 108,8
Местная телефонная связь в сельской местности  от населения 8 967,2 9 763,7 108,9
  От соединений, предоставленных  с использованием  всех типов таксофонов  -всего 122,5 106,3 86,8
  От соединений, предоставленных  с использованием всех типов  таксофонов от населения 107,5 98,0 91,2
  Документальная электросвязь - всего 134 711,8 147 321,3 109,4
  Документальная электросвязь от  населения 50 463,5 63 006,7 124,9
  Радиосвязь, радиовещание, телевидение и  спутниковая связь  - всего 44 082,4 47 347,7 107,4
  Радиосвязь, радиовещание, телевидение  и спутниковая связь от населения 11 954,4 12 104,4 101,3
  Проводное вещание  - всего 3 898,6 3 925,9 100,7
  Проводное вещание от населения 3 405,5 3 447,0 101,2
  Подвижная связь  - всего 554 600,0 593 700,3 107,1
  Подвижная связь от населения 485 554,2 528 784,3 108,9
  От услуг присоединения  и пропуска трафика  - всего 176 750,0 186 739,6 105,7
  От услуг по  обеспечению регулирования  использования радиочастотного  спектра и радиоэлектронных  средств (РЭС)-всего 8 105,5 8 712,6 107,5
  От услуг по обеспечению регулирования  использования радиочастотного  спектра и радиоэлектронных средств  (РЭС) от населения 22,0 17,1 77,8

   Также к информационным ресурсам можно  отнести федеральные целевые  программы, направленные на быстрое  информационное обращение граждан  в различные государственные  структуры по каким-либо вопросам, например, обмен паспорта, подача заявлений  по возврату налога на доходы физических лиц и др.

   Бюджет  федеральной целевой программы "Электронная  Россия" за все время ее реализации был сокращен более чем в три  раза, а планируемые цели не были достигнуты.

   Рисунок 1

   Совокупный бюджет ФЦП "Электронная Россия" 

   В 2010 г. эта программа закончилась, и на ее место пришла новая долгосрочная целевая программа "Информационное общество", целью которой является информатизация всех бюджетных отраслей и регионов в соответствии со "Стратегией развития информационного общества". В течение 8 лет на ее реализацию планируется израсходовать 957 млрд руб., из них 660 млрд руб. из федерального бюджета и 126 млрд руб. из региональных бюджетов. "Для сравнения, затраты на ИТ в госуправлении, образовании и здравоохранении в 2008 г. оценивались IDC в 4,1 млрд долл. (101 млрд руб.). Таким образом, значимого роста расходов не планируется".

   Программа создания электронного правительства является основной движущей силой информатизации органов государственной власти. Успех ее реализации зависит не только от государства, но и от представителей бизнеса – смогут ли они предложить современные решения, отвечающие всем потребностям и граждан, и государственных ведомств.

   Для ускорения процесса информатизации госсектора, в первую очередь, необходимо внедрить межведомственный электронный документооборот. Не менее важным является кадровый вопрос – специалисты, способные создавать и внедрять информационные ресурсы, нужны не только в бизнесе, но и в государственном секторе.

   В топливно-энергетическом комплексе  страны на настоящий момент не создана  концепция развития информационных технологий, применение информационных систем разрозненно, отсутствует системный  подход. Комплексный подход к развитию ИТ практикуется только в крупнейших энергетических компаниях.

   В отрасли преимущественно используется бумажный документооборот, что затрудняет взаимодействие госведомств с компаниями, работающими на этом рынке. Кроме  того, отсутствие информационных систем сбора и обработки первичных  данных приводит к тому, что руководство  министерства "не всегда располагает  необходимыми для принятия решений  данными".

Информация о работе Госсектор экономики России