За
последние в экономике создается государственный
сектор, занимающий особое, неприкосновенное
положение. Он позволяет контролировать
развитие российской экономики в целом
за счет практической монополии внешнеэкономической
деятельности и занятия командных высот
в экономике, управлять финансовыми потоками,
перераспределяя прибыль организаций
и предприятий. Данная система не подконтрольна
Федеральному Собранию или иной государственной
или общественной организации. Российская
экономика прибрела черты мобилизационной.
По существу образован государственный
мегахолдинг под эгидой правительства
Российской Федерации, похожий на "товарищества
с ограниченной ответственностью" высшей
государственной бюрократии.
Данная
система породила массу проблем
функционирования госсектора. Низкие
стимулы к повышению эффективности
ввиду господдержки. Цели формирования
госкорпораций, особенно в отсутствие
четко отработанной и правообеспеченной
системы приоритетов народнохозяйственного
развития, как правило, формулируются
размыто. А когда на основе формирования
госкомпаний происходит нерыночная консолидация
не связанных между собой активов, ее логика
в ряде случаев вообще не прослеживается.
Недостаточный контроль менеджмента со
стороны государства, что порождает коррупцию,
слабую ответственность государственных
представителей за использование госсобственности.
Во главе многих госкомпаний находятся
бывшие чиновники, встает вопрос о компетентности
высшего управления, необходимо проводить
конкурсы на основе профессионализма
для принятия на подобные должности; это
касается не только топ менеджмента, но
и более низших структур управления. Потеря
управляемости и прозрачности ввиду сложности
структуры госсектора. Сложное и нерациональное
иерархическое строение размывает ответственность
конкретных управляющих. Следует сформировать
структуру штата с четкими обязанностями
и правами, тем самым удастся избавится
от неэффективных работников. Для улучшения
прозрачности следует создать единое
информационное пространство госсектора,
которое позволит с одной стороны налаживать
между организациями партнерские отношения,
с другой контролировать обществу протекание
процессов в госсекторе. Следует обратить
внимание на реализацию готового проекта
- "Электронного Государства". Пробелы
в законодательстве является одной из
ключевых. Следует увеличить наказание
за нерациональное использование целевых
денежных фондов, хищение средств. Незавершенность
многих реформ (административная, ЖКХ)
тормозит потенциальное развитие государственного
и частного секторов. Антимонопольное
законодательство скорее формально существует,
чем развивает конкуренцию на рынках в
условиях госмонополий. Предоставление
госкорпорациям права инвестировать многомиллиардные
денежные средства в фондовый рынок чревато
его "перегревом" и снижением привлекательности
венчурного финансирования, весьма важного
для развития рынка высоких технологий.
На
сегодняшний день наблюдается тенденция
как на укрупнение госсектора, так и на
его уменьшения в некоторых сферах экономики
страны. Это проявляется в усилении косвенного
воздействия на экономику, развитии государственно-частного
партнерства.
В
России назрела необходимость принятия
ряда нормативно-правовых актов для
формирования целостной системы
регулирования госсектора.
В
первую очередь, нужны поправки к
Закону о государственном прогнозировании
и программах социально-экономического
развития Российской Федерации в
части основных понятий, касающихся
государственного, муниципального и
частного секторов.
Одновременно
представляется необходимым начать
разработку проекта закона о государственном
секторе экономики, регламентирующего
максимально широкий круг, связанных
с ним вопросов. Его подготовка
требует определения места и
роли госсектора в системе макроэкономического
регулирования, что может быть сделано
в Концепции развития государственного
сектора российской экономики, которую
целесообразно разработать и
принять в ближайшее время. В
ней найдут также отражение концептуальные
представления о направлениях и
темпах трансформации госсектора в
средней и долгосрочной перспективе.
Представляется,
что принятие этих и ряда других
документов при корректном учете
всех экономико-правовых аспектов позволит
уже через несколько лет сформировать
работоспособную систему управления
отечественным госсектором.
Библиографический
список
- Асаул А.Н.
Роль государства в смешанной системе
хозяйствования // Регион: политика, экономика,
социология. 2006, № 1-2
- Атаманчук
Г.В. Теория государственного управления:
Курс лекwий. - М.: Юридическая литература,
2002. - 118 с.
- Бабшкина
А.М. Государственное регулирование национальной
экономики: Учеб. Пособие. - М.: Финансы
и статистика, 2006. - 480с.
- Балацкий
Е. Статья “Государственный сектор в системе
макроэкономического регулирования”
заведующий сектором Института макроэкономических
исследований при Министерстве экономического
развития и торговли РФ
- Бирюков В.
Госсобственность и госсектор в рыночной
экономике // Мировая экономика и международные
отношения. 2005 - № 12, с.57 – 64
- Виссарионов
А., Федорова И. Государственный сектор:
границы, контроль, управление //Экономист.
№ 6. 2003. С. 4-5. 5
- Симонян Н.
О роли государства в общественном развитии:
Запад. незападные модели // Общество и
экономика. - 2006 - № 3 -4, с.4 – 17
- Чеберко Е.Ф.,
Бобров А.В. Государственный сектор экономики
страны и перспективы его развития // Экономика.
2008 - №2, с.1 – 27
- Статья «Эффективность
и дисциплина» от 03.12.07 http://www.expert.ru
- Сайт CNews
Analytics http://cna.cnews.ru/
- Официальный
сайт Министерства связи и массовых коммуникаций http://minsvyaz.ru/ru/
- Федерального
агентства по управлению государственным
имуществом http://www.rosim.ru/
- Федеральная
служба государственной статистики http://www.gks.ru
Содержание
Госсектор и
его структура………………………………………………………3
Регулирующее
воздействие государственного сектора……………………….8
Государственный
сектор в экономике России………………………………...11
Библиографический
список……………………………………………………..26