Госсударственный заказ и основные способы размещени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 17:18, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы не вызывает сомнений. Ресурсы любого публичного образования всегда ограниченны, поэтому при формировании бюджета следует учитывать приоритетные направления, отражающие стратегические цели и задачи бюджетной политики.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………..3
1. Государственный заказ: теоретические и правовые основы…………………….…..5
1.1. Понятие и признаки государственного заказа……………………………….……..5
1.2. Принципы государственного заказа……………………………………….……….11
1.3. Понятие государственного контракта…………………………………….……......17
2. Анализ эффективности применения государственного заказа в современной России.23
2.1. Способы размещения государственного заказа……………………………………23
2.2. Контроль в сфере размещения и исполнения государственного заказа…………..34
3. Рекомендации по повышению эффективности использования государственного заказа в современной России……………………………………………………………40
Заключение………………………………………………………………………………47
Список использованной литературы…………………………………………………...50

Файлы: 1 файл

Государственный заказ - КУРСОВАЯ.doc

— 283.50 Кб (Скачать файл)

Из данного  легального определения «государственные нужды» следует, что государственные  нужды Российской Федерации обеспечиваются в соответствии с расходными обязательствами Российской Федерации как за счет средств федерального бюджета, так и за счет внебюджетных источников11.

Следует различать государственный заказ как гражданско-правовой договор, направленный на исполнение заказа со стороны соответствующих государственных органов, и государственный заказ как процесс, предшествующий заключению контракта, включающий в себя порядок формирования заказа, оформления предложения государственных, порядок (процедуру) определения стороны, претендующей на заключение договора государственного заказа. Необходимо также отметить, что законодатель четко определяет цели поставок продукции для федеральных государственных нужд: - создание и поддержание на должном уровне государственных материальных резервов Российской Федерации; - поддержание необходимого уровня обороноспособности и безопасности; - обеспечение экспортных поставок продукции для выполнения международных, в том числе валютно-кредитных, обязательств Российской Федерации; - реализация федеральных целевых программ.

 

Система государственного и муниципального заказа является составной частью экономики Российской Федерации. Это означает, что от того, каким образом в стране организована система государственного и муниципального заказа, зависит не только эффективность расходования средств из бюджетов всех уровней, что само по себе крайне важно, но и уровень коррупции в стране, и состояние конкурентной среды12.

Правовое  регулирование играет важнейшую  роль в установлении и совершенствовании отношений, связанных с размещением государственных заказов. О необходимости четкого урегулирования таких отношений пишут многие авторы, называя следующие обстоятельства политического и экономического характера, которые нужно принимать во внимание при разработке правовых основ государственного и муниципального заказа в Российской Федерации:

  • особый характер института государства, его субъектов и муниципальных образований как органов публичной власти, то есть органов, действующих в интересах всего населения;
  • особый характер средств, используемых для оплаты размещаемых заказов, а именно: средств налогоплательщиков всего населения территории. Уже одного этого обстоятельства достаточно для обоснования необходимости тщательного, корректного и контролируемого размещения государственных и муниципальных заказов, их правового регулирования;
  • необходимость экономного, рачительного расходования бюджетных средств, являющаяся постоянной задачей органов государственной власти и местного самоуправления;
  • необходимость создания условий для поддержания и развития свободной  конкуренции между предпринимателями, являющейся неотъемлемым элементом рыночной экономики; закрепляя этот принцип в Конституции, в других законах и подзаконных актах, государство, его органы и органы местного самоуправления должны, в первую очередь, сами его реализовывать1.

Эффективное правовое регулирование принципов размещения государственного заказа является одним из важнейших факторов продуктивного функционирования всей структуры государственного заказа. Так как принципы устанавливаются нормами права, то можно вести речь о принципах правового регулирования государственного заказа.

В теории права  принципы любой отрасли права  рассматриваются как ее основополагающие идеи, начала и закономерности1. В системе каждый принцип обеспечивает функционирование всех остальных, и нарушение одного принципа ведет к искажению всей системы2.

Общепринятые  в мировой практике принципы осуществления  закупок и размещения заказов  в настоящее время сформулированы в законодательстве отдельных стран и зафиксированы в таких международных документах, как Директивы ЕС, Многостороннее Соглашение о государственных закупках в рамках Всемирной торговой организации, документы Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества13.

Основная  задача национальной системы государственных  закупок - обеспечить приобретение товаров, работ и услуг для удовлетворения государственных нужд при наиболее эффективном расходовании государственных средств. Достижение данной задачи возможно, если государственные закупки организованы в соответствии со следующими важнейшими принципами:

Принцип транспарентности  означает доступность относящейся к закупкам информации для всех потенциальных участников и общественности. «Транспарентность», т.е. «гласность», «открытость», является сильнодействующим средством против коррупции. В 2001 г. Всемирная торговая организация (ВТО) приняла официальное решение о начале нового раунда многосторонних торговых переговоров, одним из важнейших направлений которого стала разработка многостороннего Соглашения о транспарентности в государственных закупках.

Транспарентная  система предполагает наличие ясных правил и действенных механизмов, обеспечивающих соблюдение этих правил. Транспарентность - один из важнейших факторов, обеспечивающих высокую эффективность расходования государственных средств при проведении закупок.

До недавнего времени документ, регулирующий  процедуры конкурсного отбора поставщиков продукции для государственных нужд – Положение об организации закупки товаров, работ и услуг – был утвержден Указом Президента от 8 апреля 1997 г. № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд»14. Само название Указа однозначно говорит о его целевой направленности.

  Принцип подотчетности и соблюдения процедур (ответственности) подразумевает строгое соблюдение закупающими организациями установленного порядка проведения закупок, включая применение методов, соответствующих объемам и характеру приобретаемых товаров и услуг. Вся относящаяся к закупкам документация должна быть доступна для государственного и общественного контроля; в случаях, требующих режима секретности, должен быть разработан регламент доступа к такой документации.

Принцип эффективности. Эффективное расходование государственных средств предполагает, что при проведении государственных закупок основное внимание уделяется экономическим критериям, среди которых важнейшим является цена. Дополнительные критерии, обеспечивающие экономические выгоды для закупочной организации, включают в себя: соответствие закупаемой продукции ее назначению (т.е. качество); затраты в течение всего срока службы или жизненного цикла (т.е. эксплуатационные затраты и затраты на текущий ремонт); доставку и наличие дополнительных затрат (например, транспортировку и хранение).

Закупочная  деятельность сама по себе должна обеспечивать эффективное расходование средств. Эффективность в государственных закупках предполагает, что система функционирует оперативно и с минимальными бюрократическими процедурами. Затраты самих государственных заказчиков и поставщиков, связанные с закупочной деятельностью, должны быть минимизированы. С целью повышения эффективности и результативности закупочного процесса государственные заказчики должны регулярно проводить мониторинг и оценку своей закупочной системы.

Эффективность функционирования национальной системы закупок зависит не только от наличия продуманной стратегии и политики в сфере государственных закупок, сильной законодательной нормативной базы, эффективного планирования закупок, но и от высокопрофессионального проведения закупок и управления заключенными контрактами, нацеленного на получение самой высокой отдачи от вложенных средств. Наиболее экономичные закупки не всегда означают заключение контракта с поставщиком, предложившим самую низкую цену. Для определения максимально возможной эффективности расходования средств необходимо провести сопоставление соответствующих выгод и затрат в течение всего срока службы закупаемых товаров, работ или услуг. Важно помнить, что цена сама по себе не является адекватным показателем всех соответствующих затрат. Заявка с самой низкой ценой не обязательно обеспечит наилучшую отдачу от вложенных средств. Эффективное расходование средств достигается, если закупки проведены в нужном количестве, товара нужного качества, по приемлемой цене, в подходящем месте и в подходящее время.

Принцип открытой конкуренции. Открытая конкуренция поставщиков и подрядчиков является наиболее действенным инструментом повышения эффективности закупок и приводит к обоюдовыгодным ценам. Проведение конкурсных торгов, является мерой, которая призвана стимулировать конкуренцию путем максимального привлечения потенциальных претендентов к получению заказа на поставку товаров или выполнения работ. Необходимо также сформировать конкурентную среду, т.е. создать условия, позволяющие всем участникам эффективно участвовать в состязании.

В большинстве  стран законодательство по закупкам признает право национальных поставщиков на равное отношение и получение равного доступа к государственным контрактам. В результате стандартный способ закупки предусматривал публикацию объявления о планируемых закупках, чтобы привлечь к участию в торгах (как правило, в форме аукциона) все компании, заинтересованные в получении государственного контракта15.

Принцип справедливости (равноправия) создает равные возможности для всех предприятий и фирм на получение заказов на поставку продукции или услуг для государственных нужд, а также равного и справедливого отношения ко всем потенциальным поставщикам и подрядчикам при отборе в ходе проведения конкурсов и определения победителей. Этот принцип подразумевает, что условия проведения торгов, критерии и порядок определения победителя устанавливаются заранее и не могут быть изменены в ходе проведения конкурса. Категорическим требованием процедур закупок и заказов является недопущение дискриминационных мер по отношению к кому-либо из участников.

ГК РФ в  отношении государственных и  муниципальных образований получил закрепление принцип равенства всех участников гражданских правоотношений. В пункте  1  ст.  124  ГК РФ сказано, что Российская Федерация и муниципальные образования вступают в гражданские правоотношения на равных началах с другими участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами. Как видим, современное российское гражданское законодательство исходит из того, что режим, предусмотренный для различных форм собственности, в условиях рынка должен быть в своей основе единым16.

Недискриминация предполагает снятие ненужных ограничений  в отношении конкуренции по конкретному контракту, в частности в отношении иностранных поставщиков. Это означает, что заказчик вправе привлекать не только фирмы, прошедшие предварительный квалификационный отбор, но и устанавливать жесткие стандарты качества.

Закупочная  деятельность должна осуществляться справедливо  и честно, обеспечивая равные возможности для всех участвующих поставщиков. Соблюдение принципа справедливости в государственных закупках особенно важно в связи с тем, что расходуются государственные средства и осуществляется соответствующий государственный контроль.

 Принцип экономичности конкурсных процедур означает, что сами процедуры конкурсных торгов должны осуществляться с минимальными затратами. В мировой практике одним из основных путей удешевления конкурсных торгов является унификация подготовки конкурсной документации и конкурсных предложений, проведения квалификационных отборов, выбора системы оценки конкурсных предложений, выявления победителя и заключения контракта.

В дополнение к этим основополагающим принципам  размещения государственного заказа, необходимо рассматривать принцип добровольности как отражающий юридическую природу отношений, возникающих при размещении государственного заказа и заключении соответствующих договоров17.

Данные основополагающие принципы размещения государственного заказа использованы и закреплены в ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»18 (в ред. Федеральных законов  от 24.07.2007 N 218-ФЗ, от 08.11.2007 N 257-ФЗ) – далее по тексту Закон № 94-ФЗ -, согласно которому регулируются отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

 

1.3. Понятие государственного  контракта 

Необходимость обеспечения государственных интересов  в сфере закупок товаров обусловила выделение в качестве самостоятельного вида договора купли-продажи поставку товаров для государственных нужд. Обязательства по поставке товаров для государственных нужд возникают либо непосредственно из государственного контракта, либо из заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных нужд (п. 1 ст. 525 ГК РФ). Особенности данных правоотношений вызваны участием в них такого своеобразного субъекта гражданского права, как государство19.

Согласно  ст. 526 ГК, по государственному контракту на поставку товаров для государственных нужд (далее - государственный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

При поставке товаров для государственных  нужд могут использоваться как простая, так и сложная структура договорных связей. В первом случае поставка осуществляется поставщиком (исполнителем) в соответствии с условиями государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд непосредственно госзаказчику либо указанным им получателям без заключения с последними поставщиком (исполнителем) каких-либо договоров на поставку товаров для государственных нужд20.

Информация о работе Госсударственный заказ и основные способы размещени