Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 03:24, контрольная работа
Государство способно воздействовать и на кривую совокупного предложения. Так, снижение налогов может повысить стимулы к интенсификации производства и росту частных инвестиций. Со временем это сместит кривую совокупного предложения вправо. Государство способствует росту совокупного предложения, участвуя в переподготовке рабочей силы и трудоустройстве безработных. В целях повышения эффективности национального хозяйства государство участвует в финансировании научных исследований и разработок. Повышению эффективности использования наличных производственных ресурсов служит государственная политика содействия конкуренции.
1. Предпосылки и постулаты экономики предложения………………………...3
2. Фискальная и кредитно-денежная политика в модели «новых классиков»………………………………………………………………………..11
3. Практическая реализация результатов теоретических исследований……..14
4. Задание………………………………………………………………………...18
Библиографический список……………………………………………………..20
Тема 8. Государственная экономическая политика в макроэкономической модели «новых классиков»
План:
1. Предпосылки и постулаты
2. Фискальная и кредитно-
3. Практическая реализация
4. Задание……………………………………………………………
Библиографический список……………………………………………………..20
1.
Предпосылки и постулаты
Государство способно воздействовать и на кривую совокупного предложения. Так, снижение налогов может повысить стимулы к интенсификации производства и росту частных инвестиций. Со временем это сместит кривую совокупного предложения вправо. Государство способствует росту совокупного предложения, участвуя в переподготовке рабочей силы и трудоустройстве безработных. В целях повышения эффективности национального хозяйства государство участвует в финансировании научных исследований и разработок. Повышению эффективности использования наличных производственных ресурсов служит государственная политика содействия конкуренции. Все это приводит к сдвигу кривой совокупного предложения вправо. Соответственно ограничения, налагаемые правительством на условия производства в целях охраны труда, защиты окружающей среды и обеспечения безопасности продукции, сдвигают кривую совокупного предложения влево, так как они ведут к повышению затрат производства. Наибольший результат достигается в тех случаях, когда есть возможность сочетать политику предложения со стимулированием эффективного спроса.
Рис. 1. Сочетание стимулирования совокупного спроса с политикой предложения1
При неизменном уровне цен обеспечен прирост национального дохода за счет политики предложения на (y1 - y0) и за счет стимулирования спроса на (y2 - y1).
Когда стабилизационная политика направлена на достижение одной или нескольких комплементарных целей, тогда и фискальная, и денежная политики могут быть однонаправленными (обе являются либо экспансионистскими, либо рестриктивными), благодаря чему эффективность их проведения взаимно усиливается. Но если требуется реализовать одновременно две цели, находящиеся в отношении субституции, то приходится сочетать экспансионистский вариант одной из политик с рестриктивным вариантом другой. В этом случае возможна взаимная нейтрализация мероприятий стабилизационной политики.
Пусть правительство планирует изменить величину реального национального дохода на y*, а уровень цен - на P* в состоянии, когда обе эти цели находятся в отношении субституции. В упрощенном виде зависимость между экзогенными (управляемыми) и эндогенными (целевыми) параметрами можно представить следующими линейными уравнениями:
где a, b, c, l, m, n - положительные коэффициенты; причем a > b, а n > m.
Уравнение (1) констатирует, что эффективный спрос (а следовательно, производимый национальный доход и занятость) растет при увеличении государственных расходов и количества находящихся в обращении денег; причем каждая дополнительная единица государственных расходов дает большее приращение национального дохода, чем каждая единица денежной эмиссии; повышение уровня цен снижает величину эффективного спроса
Уравнение (2) отражает факторы, обусловливающие повышение уровня цен: рост государственных расходов и количества денег увеличивает инфляционные ожидания и, как следствие, повышает уровень цен. При этом каждая дополнительная единица денег сильнее воздействует на уровень цен, чем единица государственных расходов. К повышению уровня цен ведет также рост национального дохода из-за увеличения предельных издержек производства.
Из системы уравнений (1)-(2) определяют необходимые для достижения намеченных целей приращения государственных расходов и денег:
Отсюда следует, что искомые величины существуют лишь тогда, когда an bm, т.е. когда управляемые переменные G и M линейно независимы.
Следовательно, для достижения одновременно нескольких экономических целей, находящихся в отношении субституции, необходимо использовать столько же независимых инструментов экономической политики, сколько преследуется целей. Этот вывод получил название правила Тинбергена.
Классическая теория занятости базировалась на двух основных постулатах:
1) Заработная
плата равна предельному
2) Полезность заработной платы при данном
количестве занятых работников равна
предельной тягости труда при той же величине
занятости. Другими словами, реальная
заработная плата как раз достаточна (по
оценке самих занятых) для того, чтобы
вызвать предложение действительно занятого
количества рабочей силы, с той оговоркой,
что равенство применительно к каждому
отдельному работнику может быть нарушено
согласованными действиями членов совокупной
рабочей силы, что аналогично несовершенной
конкуренции, которая ограничивает значение
первого постулата.
Этот
постулат совместим с тем, что
можно назвать "фрикционной" безработицей.
Реалистическое объяснение такой безработицы
правильно учитывает
Названные два постулата определяют, согласно классической теории, объем используемых ресурсов. Первый дает нам график кривых спроса на труд, а второй — график кривых предложения. Величина занятости определяется, следовательно, точкой, где полезность предельного продукта уравновешивает тягость труда при предельной занятости.
Отсюда, по всей видимости, следует, что существуют только четыре возможных способа увеличить занятость:
а) улучшить
организацию хозяйственной
б) понизить
предельную тягость труда, выраженную
той реальной заработной платой, за
которую можно располагать
в) увеличить предельную физическую производительность труда в отраслях промышленности, выпускающих товары, приобретаемые на заработную плату (если воспользоваться удачным термином проф. Пигу для товаров, от цены которых зависит полезность денежной заработной платы);
г) повысить цены товаров, приобретаемых не на заработную плату, по сравнению с ценой товаров, приобретаемых на заработную плату, в связи со сдвигами в расходах лиц, не относящихся к числу наемных работников, от товаров, приобретаемых на заработную плату, к прочим товарам.
Традиционная теория утверждает, что соглашение между предпринимателями и работниками определяет реальную заработную плату; и если при этом предположить свободную конкуренцию между предпринимателями и отсутствие ограничительных соглашений между работниками, то последние могут при желании привести свою реальную заработную плату в соответствие с предельной тягостью труда при данном уровне занятости, который зависит от спроса на рабочую силу, предъявляемого предпринимателями при данной заработной плате. Если же описанная ситуация нереалистична, то нет оснований предполагать существование тенденции к равенству между реальной заработной платой и предельной тягостью труда.
Выводы классической школы рассчитаны на применение ко всем работникам в целом и их значение не ограничивается утверждением, что отдельное лицо может получить работу, соглашаясь на урезку денежной заработной платы, на которую не соглашаются его товарищи. Предполагается, что эти выводы одинаково применимы как к замкнутой, так и к открытой экономической системам, и не зависят от особенностей открытой экономической системы или от того влияния, которое оказывает сокращение денежной заработной платы в какой-либо отдельной стране, на ее внешнюю торговлю2.
Таким образом, имеются два возражения против второго постулата классической теории. Первое возражение относится к действительному поведению рабочих. Падение реальной заработной платы, вызванное ростом цен при неизменной денежной заработной плате, не ведет, как правило, к сокращению размеров предложения труда по сравнению с той численностью фактически занятых работников, которая существовала до повышения цен. В противном случае оказывалось бы, что все безработные, готовые в настоящий момент работать за предлагаемую им заработную плату, откажутся от дальнейших попыток трудоустроиться из-за небольшого роста стоимости жизни. Это весьма странное представление, тем не менее, оно лежит в основе "Теории безработицы" Пигу и принимается сторонниками ортодоксальной школы.
Другое, более принципиальное возражение, которое в развернутом виде изложено далее, вытекает из того, что оспаривается положение, будто общий уровень реальной заработной платы непосредственно определяется характером соглашений о заработной плате. Утверждая, что такие соглашения определяют реальную заработную плату, классическая школа фактически ввела в свою систему аргументации весьма сомнительную предпосылку. Ведь в действительности для совокупной рабочей силы может и не существовать никакого способа привести товарный эквивалент денежной заработной платы в соответствие с предельной тягостью труда при существующем объеме занятости. Вполне реальна ситуация, когда у работников в целом не будет никакого средства, пользуясь которым они могли бы сократить свою реальную заработную плату до известной величины путем пересмотра совместно с предпринимателями ставок денежной заработной платы. В этом суть возражения.
Хотя, как часто полагают, борьба за денежную заработную плату между отдельными лицами и группами определяет собой общий уровень реальной заработной платы, в действительности эта борьба имеет иную цель. Поскольку мобильность труда несовершенна и заработная плата может соответствовать особенностям различных видов работ, всякое лицо или группа лиц, которые соглашаются на сокращение денежной заработной платы в сравнении с заработной платой других лиц или групп, пострадает от относительного сокращения реальной заработной платы, что является достаточным оправданием для сопротивления такому сокращению. С другой стороны, практически невозможно сопротивляться каждому сокращению реальной заработной платы, вызываемому изменением покупательной силы денег, которое затрагивает одинаковым образом всех работников. Действительно, подобное сокращение реальной заработной платы, как правило, не встречает сопротивления. Кроме того, борьба против уменьшения денежной заработной платы в отдельных отраслях промышленности не воздвигает столь же непреодолимого препятствия к увеличению совокупной занятости, как это произошло бы в случае сопротивления любому сокращению реальной заработной платы.
Другими словами, борьба за денежную заработную плату, прежде всего, влияет на распределение совокупной реальной заработной платы между различными группами работников; величина же средней, т.е. получаемой одним работником, реальной заработной платы, как мы увидим, зависит от других причин. Смысл соглашений между определенными группами работников состоит в защите их относительной реальной заработной платы, в то время как ее общий уровень зависит от воздействия других сил экономической системы.
Принятие первого постулата означает, что при данной организации, оборудовании и уровне техники реальная заработная плата и объем производства (а отсюда и занятость) связаны между собой так, что, как правило, увеличение занятости может произойти лишь одновременно с уменьшением ставок реальной заработной платы. При данном состоянии организации, оборудования и техники реальная заработная плата за единицу труда находится в совершенно определенной (обратной) зависимости от объема занятости. Следовательно, если занятость возрастает, то применительно к коротким периодам вознаграждение за единицу труда, выраженное в товарах, приобретаемых на заработную плату, должно снизиться, а прибыль увеличиться.
Со времен Сэя и Рикардо экономисты-классики учили: предложение само порождает спрос; при этом они подразумевали весьма важное, хотя и не слишком четко определенное положение, что вся стоимость продукции должна быть израсходована прямо или косвенно на покупку продуктов.
Эта доктрина ясно выражена в "Началах политической экономии" Дж. Ст. Милля: "То, что образует собою средства платежа за товары, — это сами товары. Средства каждого лица для оплаты продукции других состоят из тех товаров, которыми оно владеет. Все продавцы неизбежно — и само слово "продавец" это подразумевает — являются покупателями. Если бы внезапно могли удвоить непроизводительные силы страны, то мы удвоили бы предложение товаров на каждом рынке, и тем самым мы одновременно удвоили бы и покупательную силу. Каждый в такой же мере выступил бы с удвоенным спросом, как и с удвоенным предложением каждый был бы способен купить вдвое больше, потому что каждый мог бы предложить вдвое больше в обмен".
В конечном счете, из этой же доктрины делался вывод: всякий индивидуальный акт воздержания от потребления равнозначен тому, что труд и материальные средства, высвобождаемые из сферы потребления, направляются на производство капитальных благ.
Следующий отрывок из книги Маршалла "Чистая теория национальных стоимостей" весьма точно иллюстрирует традиционный подход к этому вопросу: "Весь доход человека расходуется на покупку услуг и товаров. При этом обычно говорят, что человек известную долю своего дохода тратит, а другую долю сберегает. Общеизвестная экономическая аксиома состоит, однако, в том, что человек покупает труд и товары на ту долю своего дохода, которую он сберегает, точно так же, как и на ту долю, про которую говорят, что он ее расходует. О человеке говорят, что он расходует, когда хочет получить немедленное удовлетворение от услуг и товаров, которые он покупает. О нем говорят, что он сберегает, когда его действия ведут к тому, что покупаемые им труд и товары обращаются на производство богатства, которое, как ожидается, послужит ему источником удовлетворения различных нужд в будущем".