Государственная поддержка малого бизнеса в промышленно-отраслевом разрезе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 05:18, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение системы государственной поддержки малого предпринимательства на примере Тюменской области.
В рамках достижения цели перед нами стоят следующие задачи: рассмотреть сущность и содержание государственной поддержки малого бизнеса, ознакомиться с законодательной базой государственной поддержки развития малого предпринимательства, с зарубежным опытом государственной поддержки малого предпринимательства, с государственными органами, отвечающими за поддержку малого предпринимательства в Тюменской области, изучить государственную поддержку малого предпринимательства на примере Тюменской области, основные направления государственной поддержки малого предпринимательства в Тюменской области.выявить проблемы государственной поддержки малого предпринимательства в Тюменской области.

Содержание работы

Введение 4
1. Теоретическое обоснование государственной поддержки развития малого бизнеса в регионе 6
1.1 Сущность и содержание малого бизнеса 6
1.2 Законодательная база государственной поддержки развития малого предпринимательства 20
1.3 Проблемы государственной поддержки малого предпринимательства и пути их решения. 28
1.4 Зарубежный опыт: США, Япония 42
2. Анализ малого бизнеса на примере Тюменской области 46
2.1 Характеристика Тюменской области с учетом государственной поддержки малого предпринимательства. 46
2.2 Государственные органы, отвечающие за поддержку малого предпринимательства 51
2.3 Проблемы практического характера: факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства в Тюменской области 67
Заключение
Список используемой литературы 70

Файлы: 1 файл

Курсач малый бизнес.docx

— 108.11 Кб (Скачать файл)


 

 

 

Курсовая работа

на тему: «Государственная поддержка малого бизнеса в промышленно-отраслевом разрезе».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

№  Стр.                                                         

         Введение 4

1. Теоретическое обоснование государственной поддержки развития малого бизнеса в регионе 6

1.1 Сущность и содержание малого бизнеса 6

1.2 Законодательная база государственной поддержки развития    малого предпринимательства 20

1.3 Проблемы государственной поддержки малого    предпринимательства и пути их решения. 28

1.4 Зарубежный опыт: США, Япония 42

2. Анализ малого бизнеса на примере Тюменской области 46

2.1 Характеристика Тюменской области с учетом государственной поддержки малого предпринимательства. 46

2.2 Государственные органы, отвечающие за поддержку малого предпринимательства 51

2.3 Проблемы практического характера: факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства в Тюменской области 67

Заключение 

Список используемой литературы 70

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Развитие  малого предпринимательства - это наименее затратный для государства способ создания новых рабочих мест, стимулирующий  насыщение рынка товарами и услугами, стабильная база налоговых поступлений. Поэтому эффективная политика поддержки  малого бизнеса является важным направлением повышения благосостояния населения, увеличение ВВП.  
Актуальность работы обусловлена тем, что ускоренное развитие малого и среднего предпринимательства является принципиальным условием решения поставленных Президентом России в Послании Федеральному Собранию РФ задач по увеличению в ближайшие 10 лет валового внутреннего продукта в 2 раза и преодолению бедности. Поэтому политика поддержки малого бизнеса на сегодняшний день является приоритетным направлением деятельности всех органов государственной власти.

Целью курсовой работы является рассмотрение системы государственной  поддержки малого предпринимательства  на примере Тюменской области.

В рамках достижения цели перед  нами стоят следующие задачи: рассмотреть  сущность и содержание государственной  поддержки малого бизнеса, ознакомиться с законодательной базой государственной  поддержки развития малого предпринимательства, с зарубежным опытом государственной  поддержки малого предпринимательства, с государственными органами, отвечающими  за поддержку малого предпринимательства  в Тюменской области, изучить  государственную поддержку малого предпринимательства на примере  Тюменской области, основные направления государственной поддержки малого предпринимательства в Тюменской области.выявить проблемы государственной поддержки малого предпринимательства в Тюменской области.

Объектом курсовой работы является Тюменская область; предметом  -  система государственной поддержки  малого бизнеса.

Сущность темы состоит в рассмотрении понятия и развития малого бизнеса, его перспектив в будущем и  проблем, стоящих перед малыми предприятиями.

Контент-анализ и экспертный опрос  – методы, использованные в курсовой работе для получения знаний об объекте.

Работа состоит из двух частей

 

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕГИОНЕ

 

1.1 Сущность и содержание малого предпринимательства и его государственной поддержки.

 

  • С переходом  к рыночным отношениям, проведением  экономических реформ, в условиях формирующегося в России свободного рынка товаров, работ, услуг расширяется  сфера предпринимательской деятельности. Основным действующим лицом проводимых в настоящее время экономических  реформ являются предприниматели. Получило развитие также законодательство, закрепляющее новые формы и методы государственного регулирования рынка, имущественных  отношений предпринимателей. За годы реформирования России юридическое  понимание предпринимательства  претерпело существенные изменения. [16, с 34]

    Действующее сейчас законодательство (ст.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее  ГК РФ) рассматривает предпринимательскую  деятельность, как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение  прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ  или оказания услуг лицами, зарегистрированными  в этом качестве в установленном  порядке.

    Предпринимательские отношения – общественные отношения  в сфере предпринимательской  деятельности, а также тесно связанные  с ними некоммерческие отношения, включая  отношения по государственному регулированию  рыночной экономики.

    Эти отношения  подразделяются на две группы:

    1) собственно  предпринимательские отношения  (горизонтальные отношения, то  есть отношения предприниматель  – предприниматель);

    2) некоммерческие  отношения (вертикальные отношения,  то есть отношения предприниматель  – орган управления).

    Эти группы вместе образуют хозяйственно-правовые отношения, единый хозяйственно-правовой оборот. В основе горизонтальных (имущественных) отношений предпринимателей лежит  юридическое равенство сторон. Права  и обязанности, как правило, возникают  из договора.

    Во вторую группу входят отношения некоммерческого  характера, но тесно связанные с  предпринимательскими, например отношения, связанные с образованием предприятия (предпринимателя), лицензированием  и т.д.

    В эту группу включены отношения по государственному регулированию рыночной экономики. Это отношения по поддержке конкуренции  и ограничению монополистической  деятельности, правового регулирования  качества продукции, товаров и услуг, правового регулирования ценообразования  и т.д. Для них характерна обязательность адресованных предпринимателям управленческих актов, принятых в пределах компетенции  органов управления.

    В сфере экономики  эти две группы отношений тесно  взаимодействуют, что обуславливает  взаимосвязь и взаимозависимость  нормативных актов и нормативных  предписаний, регулирующих отношения  хозяйствования и управления ими.

    Особенностью  предпринимательских отношений  по сравнению с гражданскими отношениями  является субъектный состав. По субъектному  составу отношения, регулируемы  ГК РФ, включают граждан, юридических  лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

    Граждане  без образования юридического лица (ст. 23 ГК РФ), а также юридические  лица могут заниматься предпринимательской  деятельностью. В предпринимательских  отношениях за основу берется понятие  «хозяйствующий субъект».

    Хозяйствующий субъект – лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. Вместе с тем понятие «хозяйствующий субъект» шире понятия «предприниматель», так как некоммерческая организация  – учебное заведение, не будучи предпринимателем, может участвовать в хозяйственном  обороте.

    Существенным  в понимании предпринимательства  является норма ч.2 ст. 34 Конституции  РФ, определяющей, что предпринимательская  деятельность есть разновидность деятельности экономической. Предпринимательство  может осуществляться только в рамках экономической деятельности. Деятельность, направленная на систематическое получение  какого-то дохода, но не являющаяся экономической, не может рассматриваться как  предпринимательская.

    На это  обстоятельство указывает ч.1 ст.22 Арбитражного процессуального кодекса РФ, где  сказано, что арбитражному суду подведомственны  дела по экономическим спорам, возникающих  из гражданских, административных и  иных правоотношений, а также в  Постановлении Пленума Высшего  Арбитражного РФ от 28 сентября 1994 года, где отмечалось, что арбитражный  суд является специализированным судом  по разрешению экономических споров, связанных с предпринимательской деятельностью. [17,с 107-109]

    Признаки  предпринимательской деятельности.

    Предпринимательская деятельность отличается рядом признаков, что позволяет говорить о предпринимательской  деятельности как о более узком  понятии, чем хозяйственная.

    Основные  и обязательные признаки предпринимательской  деятельности являются:

    1) самостоятельная  деятельность;

    2) цель  деятельности – получение прибыли;

    3) систематический  характер получения прибыли;

    4) хозяйственный  риск;

    5) факт  государственной регистрации участников.

    Отсутствие  любого из пяти признаков означает, что деятельность не является предпринимательской.

    1) Предпринимательская  деятельность может осуществляться  как самим собственником, так  и субъектом, управляющим его  имуществом на правах хозяйственного  ведения с установлением пределов  ведения собственником имущества. [20, с 56-57]

    Самостоятельность в организации производства  дополняется  коммерческой свободой. Субъект предпринимательской  деятельности определяет пути и способы  реализации своей продукции, выбирает контрагентов, с которыми будет иметь  дело. Экономические связи закрепляются договорами.

    Важным условием коммерческой свободы является свобода  ценообразования. В экономике абсолютной свободы производителей не существует. Предприниматель имеет полную самостоятельность  в том смысле, что над ним  нет инстанции, принуждающей что  делать, как и сколько. Но он не свободен от рынка и его жестких требований. Поэтому можно говорить лишь об определенных рамках самостоятельности.

    2) Предпринимательская  деятельность – это деятельность, направленная на систематическое  получение прибыли. Прибыль представляет  собой продукт специфического  человеческого ресурса предпринимательских  способностей. Труд этот не простой  и соединяет в себе, во-первых, проявление инициативы по соединению  вещественных и людских факторов  для производства товаров и  услуг, во-вторых, принятие неординарных  решений по управлению фирмой, организации труда и, в-третьих,  внедрение инноваций путем производства  нового вида продукции или  радикального изменения производственного  процесса. Это позволяет говорить  о предпринимательстве как о  профессиональной деятельности, направленной  на извлечение прибыли.

    3) Обладая  самостоятельностью, организуя производство  в своих интересах, предприниматель  берет на себя ответственность  в пределах, определенных организационно-правовой  формой предприятия, за результат  своей деятельности.

    Имущественная ответственность предпринимателя  – это его обязанность претерпеть неблагоприятные имущественные  последствия, обусловленные допущенными  с его стороны правонарушениями; размер ее зависит от организационной  формы предприятия.

    4) Признаком  предпринимательских экономических  отношений является хозяйственный  риск. Риск постоянно сопутствует  бизнесу и формирует особый  способ мышления и поведения,  психологию предпринимателя. Риск - это возможные неблагоприятные  имущественные последствия деятельности  предпринимателя, не обусловленные  какими-либо упущенными возможностями  с его стороны. Предприниматель  отвечает за риск своим имуществом, но не только. Возможны дополнительно  к этому и утраты, влияющие  на его статус на рынке труда  и капитала, конкурентоспособность,  профессиональную репутацию, психологическую  оценку и т.д.

    5) Государственная  регистрация участников предпринимательской  деятельности – юридический факт, предшествующий началу осуществления  предпринимательской деятельности. Приступить к предпринимательской  деятельности можно с момента  государственной регистрации. Отказ  от государственной регистрации  допускается только в случаях  нарушения установленного порядка  образования юридического лица  или несоответствия его учредительных  документов закону. Отказ в государственной  регистрации, а также уклонение  от такой регистрации могут  быть обжалованы в суд.

    Таким образом, предпринимательство можно определить как инициативную деятельность хозяйствующих  субъектов, направленную на получение  прибыли и основанную на их самостоятельности, ответственности и риске. [7, с 89-90]

    Малое предпринимательство  является активным фактором конкурентного  рынка. Основной принцип предпринимательства - найти потребности и удовлетворить  ее.

    Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты рыночной экономики относятся к субъектам  малого предпринимательства, является численность персонала (занятых  работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода) и другое. По данным всемирного банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов. Почти во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к малым является численность работающих.

    Информация о работе Государственная поддержка малого бизнеса в промышленно-отраслевом разрезе