Государственная поддержка малого бизнеса в промышленно-отраслевом разрезе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 05:18, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение системы государственной поддержки малого предпринимательства на примере Тюменской области.
В рамках достижения цели перед нами стоят следующие задачи: рассмотреть сущность и содержание государственной поддержки малого бизнеса, ознакомиться с законодательной базой государственной поддержки развития малого предпринимательства, с зарубежным опытом государственной поддержки малого предпринимательства, с государственными органами, отвечающими за поддержку малого предпринимательства в Тюменской области, изучить государственную поддержку малого предпринимательства на примере Тюменской области, основные направления государственной поддержки малого предпринимательства в Тюменской области.выявить проблемы государственной поддержки малого предпринимательства в Тюменской области.

Содержание работы

Введение 4
1. Теоретическое обоснование государственной поддержки развития малого бизнеса в регионе 6
1.1 Сущность и содержание малого бизнеса 6
1.2 Законодательная база государственной поддержки развития малого предпринимательства 20
1.3 Проблемы государственной поддержки малого предпринимательства и пути их решения. 28
1.4 Зарубежный опыт: США, Япония 42
2. Анализ малого бизнеса на примере Тюменской области 46
2.1 Характеристика Тюменской области с учетом государственной поддержки малого предпринимательства. 46
2.2 Государственные органы, отвечающие за поддержку малого предпринимательства 51
2.3 Проблемы практического характера: факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства в Тюменской области 67
Заключение
Список используемой литературы 70

Файлы: 1 файл

Курсач малый бизнес.docx

— 108.11 Кб (Скачать файл)

Необходима отработка  системы институтов финансирования кредитования и страхования рисков малого предпринимательства. Механизмы  финансовой поддержки малого предпринимательства  по мере развития этого сектора экономики  претерпели определенную трансформацию. В начале 90-х годов в условиях несформировавшейся институциональной  среды поддержки малого предпринимательства превалировали методы прямого, иногда на безвозмездных началах, финансирования отдельных приоритетных (по экспертным оценкам) предпринимательских проектов.

К середине 90-х годов, когда были созданы базовые элементы институциональной среды, получила распространение практика разработки федеральных и региональных программ развития и поддержки малого предпринимательства. Бюджетное финансирование, преимущественно  на возвратных основах, осуществлялось для отдельных проектов, соответствующих  федеральным и региональным приоритетам. Одним из условий бюджетного финансирования являлось привлечение для этих целей  средств самих предпринимателей, муниципальных средств и других источников. [15]

В последние годы происходило  постепенное сокращение и сведение практически на нет ассигнований на финансирование Федеральной программы  государственной поддержки малого предпринимательства. Средства, предназначенные на данные цели на 2005 г., оказались внутри статей бюджета. Изъятие их непосредственно на поддержку малого предпринимательства сопряжено с определенными трудностями. За это время во многих регионах сформировалась достаточно четкая политика администраций и законодательных собраний в части финансовой поддержки данного сектора региональной и местной экономики, которая предусматривается отдельной строкой в бюджете. Однако без необходимого внимания государственной власти к финансированию малого предпринимательства энтузиазм регионов может тоже зачахнуть.

Для повышения доступности  банковских услуг для малого предпринимательства необходима отработка ряда механизмов и рычагов, повышающих заинтересованность банков в работе с такими клиентами. Предстоит реализовать на практике декларируемые намерения об установлении различных льгот тем банкам, которые кредитуют малый бизнес, в том числе за долгосрочное кредитование (на период свыше 3 лет). Кроме того, необходимы гибкие формы страхования кредитных рисков банков, а также расширение форм залога для получения кредита.

Для отдельно взятой малой  формы страховые услуги практически  недоступны из-за их высокой стоимости. Неразвитость системы страхования  в сфере МП приводит к ненадежности хозяйственных связей и увеличению числа банкротств.

Отсутствие необходимой  страховой защиты у малого бизнеса  «отпугивает» потенциальных кредиторов, инвесторов в данную сферу. Если крупному предприятию с устоявшейся репутацией удается найти поддержку со стороны  банков или других инвесторов, то в  отношении малого, особенно начинающего  предприятия, обычные условия займов неприемлемы. От него требуются гарантии, в том числе в форме страхования. Эффективность использования механизма  страховой защиты является, таким  образом, условием стабильного функционирования мелких фирм.

Специалисты выделяют два  наиболее важных с экономической  точки зрения вида страховых услуг, обеспечивающих финансовую защищенность малого предпринимательства:

– страхование имущества, используемого в производственном процессе, как собственного, так  и арендованного;

– страхование различных  видов гражданской собственности.

Это минимум страховых  услуг, без которых малые предприятия  не могут рассматриваться как  финансово защищенные. Понятно, что  каждая категория малого бизнеса  должна иметь возможность выбрать  тот объем и набор видов  страховой защиты, который ему  может быть полезен и доступен с финансовой точки зрения.

В последнее время  и федеральное, и региональные правительства  уделяют заметное внимание проблемам  развития страхования малого бизнеса. С этой целью в регионах, в некоторых  муниципалитетах создаются Гарантийные  фонды, которые являются основой  развития страхования малых предприятий. Развитие таких прогрессивных финансово-кредитных  технологий, как страхование, гарантии, залоги, которые позволяли бы привлекать заемные средства и не разорять при  этом малые предприятия, требует  участия государства. Необходимо создать  нормативно-правовую основу для регламентации  прохождения по всем уровням бюджетной  системы средств по долевому финансированию, кредитов, инвестиций малого бизнеса  и инфраструктурных проектов его  поддержки на территориях.

Большое значение для  развития малого предпринимательства имеет и лизинг. У лизинга большие перспективы и при организации малых предприятий на базе активов крупных производств, так как отпадает необходимость в значительных разовых инвестициях. Кроме того, при лизинге часто используется товарная форма арендных платежей вместо денежной (поставки продукции, производимой на арендуемом оборудовании). Эти обстоятельства чаще всего и выступают в качестве наиболее привлекательного момента при участии малых предприятий в реструктуризации крупных. Для предприятий малого и среднего бизнеса, которые как никто другой испытывают потребность в приобретении основных фондов, именно лизинг является наиболее защищенным видом кредитования, позволяющим размещать средства на длительный период по рыночным ставкам для кредитора и при этом по доступной цене.

Однако все то, что  происходило с лизингом в России до настоящего времени, представляется незначительными затруднениями  по сравнению с возможными проблемами, способными возникнуть в связи с  вводом Налогового кодекса, где определение  «ускоренной амортизации» полностью  отсутствует, что может затруднить развитие лизинга в России. Расчеты  показывают, что при применении норм амортизации, заложенных в Налоговом  кодексе, оборудование, взятое в лизинг, будет амортизироваться больше 10 лет. А это означает, что у российских предприятий исчезнет возможность  использования лизинга как эффективного способа приобретения основных средств, которые помогают встать на ноги малым  предприятиям, модернизировать производство, развивать выпуск конкурентоспособной  продукции и, как следствие, помогают увеличивать налоговые поступления  в бюджет. [20]

В целом можно отметить: если условия для развития лизинга  в России не будут улучшены на основе лизингового законодательства, то из-за огромных потребностей в обновлении основных фондов промышленности на ее территории быстрее, чем отечественный  лизинговый бизнес, будет развиваться  международный лизинг, осуществляемый компаниями, зарегистрированными в  тех странах, где действует более  благоприятный климат, определяемый лизинговым, налоговым и инвестиционным законодательствами, а также оффшорный  лизинг. Это значит, что российское государство утратит соответствующие  источники налоговых поступлений, так как предприятия, по соглашению об избежании двойного налогообложения, будут платить налоги в странах  их регистрации.

Мировой оборот рынка  лизинговых услуг составляет порядка 500 млрд. долл. в год. В России сегмент  розничного рынка, доступного для предприятий  малого и среднего бизнеса, оценивается  в десятые доли процента.

С макроэкономической точки  зрения существенную роль в развитии малого предпринимательства наряду с лизингом может сыграть франчайзинг. Франчайзинг предоставляет возможность широкому кругу начинающих предпринимателей получить технологии ведения успешного бизнеса. Большое значение имеет совершенствование законодательной базы этого вида предпринимательской деятельности для использования как антикризисного варианта, обеспечивающего выживание отдельной предпринимательской единицы, так и варианта импорта передового опыта. В России франчайзинг наряду с лизингом может стать эффективным инструментом промышленного развития в рамках стратегии технологического развития, реализуемого на практике при условии преодоления инвестиционного кризиса и создания «здоровой» (конкурентной) рыночной среды.

С точки зрения передачи прав на использование отработанных и оправдавших себя технологий, популярной торговой марки со сложившейся рекламой франчайзинг может быть интересен  для многих крупных предприятий  и особенно для градообразующих  предприятий оборонного профиля, так  как достаточно часто руководящие  кадры этих предприятий при всем их высоком профессионализме испытывают огромные затруднения в переориентации предприятий на выпуск гражданской  продукции. Дальнейшее развитие франчайзинга потребует внесения изменений в  законы, регулирующие такие сферы, как  антимонопольная политика, налогообложение, интеллектуальная собственность и  др.

Организующим началом  в координации мер государственной  поддержки малого бизнеса выступает  законодательная деятельность. Как  известно, принятый в 1995 г. федеральный  Закон «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации» явно устарел и не отвечает современным реалиям. Так, требуют  уточнения вопросы (технология) финансовой поддержки малого бизнеса, его взаимоотношений  с бюджетом. Необходимо заново определить порядок создания, функционирования и ликвидации малых предприятий. Кроме того, имеется ряд сфер деятельности малого бизнеса, который, как показал  отечественный и зарубежный опыт, требует законодательного оформления. К таким аспектам следует отнести  восполнение пробела некоторых  законодательных норм, регламентирующих взаимодействие малых и крупных  предприятий. Нуждаются в уточнении  возможности (меры поддержки) малых  предприятий в осуществлении  внешнеэкономической деятельности. В экономически развитых странах  в целях содействия малым предприятиям в выходе с их продукцией на внешние  рынки созданы и функционируют  специальные фонды и банки, которые  дают этим предприятиям кредиты для  осуществления экспортных операций, берут на себя связанные с этой деятельностью риски.

Однако, если не будут  расширены рамки (размер предприятий  и их оборот) субъектов предполагаемых льгот, вряд ли можно рассчитывать, что эта мера существенно оживит предпринимательство в реальном секторе экономики.

Одним из факторов дальнейшего  развития малого предпринимательства выступает их интеграция с крупными предприятиями и объединениями. Обладая ограниченными ресурсами и информацией, малое предприятие не может самостоятельно решать задачи своего производственного развития. Встраиваясь в систему партнерских отношений с крупным бизнесом, современное малое предприятие начинает компенсировать и преодолевать свои ограничения путем формирования кооперационных межфирменных отношений сетевого характера. Системная интеграция как новое направление партнерских отношений имеет функциональный и отраслевой аспекты.

Важным шагом к формированию последовательной государственной  политики в части поддержки и  развития малого бизнеса стала разработка и принятие Государственным советом  РФ Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства  в Российской Федерации. По сути, этот документ декларирует отношения  власти к малому бизнесу, он должен стать базой формирования основных направлений совершенствования  государственной политики в отношении  этого важного сектора экономики. Однако реализация изложенных в Концепции  намерений государства в отношении  малого бизнеса потребует разработки четкой программы действий на ближайший  период и более отдаленную перспективу (5–10 лет), а также осуществления  контроля за реализацией основных положений  этого документа. [20]

Российское предпринимательство  нуждается в отлаженной и полной системе поддержки. Очень необходима законодательная поддержка, корректировка  многих законов, субсидирование, ликвидация административных барьеров и серьезная  борьба с коррупцией и произволом, оптимизация налоговой и кредитной  систем, создание развитой инфраструктуры информационной поддержки предпринимательства  и многое другое. Пока что государственные  меры по поддержке предпринимательства  непоследовательны, и часто сводятся на нет «плохим» законодательством  и коррупцией.

 

 

 

 

1.4 Зарубежный опыт: США и Япония

 

Поддержка малого бизнеса в США.

Содействие  развитию малого бизнеса в США  входит в компетенцию специальной  государственной организации — Администрации по делам малого бизнеса (АМБ), созданной Конгрессом США в 1953 г. На нее возложена обязанность оказывать мелким предпринимателям финансовую и консультационную помощь, содействовать в получении правительственных заказов и заключении контрактов с крупными предприятиями.

В соответствии с федеральными программами поддержки  малому бизнесу предоставляются  прямые и гарантированные займы. Прямые ссуды мелкие фирмы получают на определенный срок, но под более  низкие процентные ставки, чем при  получении кредита на частном  рынке капитала. При выдаче гарантированных  займов АМБ предоставляет кредиторам (частным банкам, торговым компаниям, страховым фирмам, пенсионным фондам) государственные гарантии на часть ссужаемого капитала (до 90%), что снижает риск кредитования.

Другой  мерой поощрения частной инициативы являются налоговые и амортизационные льготы. При общем снижении в 1987 г. ставок налога на прибыль максимальная ставка для крупных компаний упала с 46 до 34% для неинкорпорированного бизнеса, включая единоличных собственников; вместо применявшихся ранее 15 ставок, максимальная из которых составляла 50%, были введены только две — 15% и 28%.

Особое  внимание федеральные власти уделяют  стимулированию развития инновационного малого бизнеса, как путем выделения дотаций (грантов), так и посредством заключения контрактов на разработку новой продукции и технологий.

Большое внимание поощрению мелкого предпринимательства  уделяется на региональном уровне. Одной из первостепенных задач администрация  США и Конгресс считают подключение  малого бизнеса к национальному  экспорту. Глобализация ключевых отраслей промышленности, таких как автомобилестроение, электроника, машиностроение, привела к росту объемов международной торговли, однако большинство американских компаний остались в стороне от этих процессов.

Средние и мелкие фирмы не приспособились к глобализации рынка, тем более что власти штатов не спешили оказывать содействие мелким экспортерам, направляя все свои усилия на поддержку крупных производителей. В 1994 г. 85% всего американского экспорта приходилось всего на 15 компаний.

В качестве других мер предложено следующее:

    • обучение сотрудников региональных и местных банковских институтов методам финансирования малых фирм;
    • информирование малых фирм о возможностях кредитования экспорта;
    • координация деятельности федеральных агентств, которые участвуют в финансировании экспорта. [4, 1997. - №4]

Поддержка малого бизнеса в Японии.

Малое и  среднее предпринимательство в  Японии находит помощь не только со стороны правительства и нескольких созданных им специализированных организаций, но и сo стороны администрации префектур, местных управлений внешней торговли и промышленности, торгово-промышленных палат.

Информация о работе Государственная поддержка малого бизнеса в промышленно-отраслевом разрезе