Государственная поддержка малого бизнеса в промышленно-отраслевом разрезе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 05:18, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение системы государственной поддержки малого предпринимательства на примере Тюменской области.
В рамках достижения цели перед нами стоят следующие задачи: рассмотреть сущность и содержание государственной поддержки малого бизнеса, ознакомиться с законодательной базой государственной поддержки развития малого предпринимательства, с зарубежным опытом государственной поддержки малого предпринимательства, с государственными органами, отвечающими за поддержку малого предпринимательства в Тюменской области, изучить государственную поддержку малого предпринимательства на примере Тюменской области, основные направления государственной поддержки малого предпринимательства в Тюменской области.выявить проблемы государственной поддержки малого предпринимательства в Тюменской области.

Содержание работы

Введение 4
1. Теоретическое обоснование государственной поддержки развития малого бизнеса в регионе 6
1.1 Сущность и содержание малого бизнеса 6
1.2 Законодательная база государственной поддержки развития малого предпринимательства 20
1.3 Проблемы государственной поддержки малого предпринимательства и пути их решения. 28
1.4 Зарубежный опыт: США, Япония 42
2. Анализ малого бизнеса на примере Тюменской области 46
2.1 Характеристика Тюменской области с учетом государственной поддержки малого предпринимательства. 46
2.2 Государственные органы, отвечающие за поддержку малого предпринимательства 51
2.3 Проблемы практического характера: факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства в Тюменской области 67
Заключение
Список используемой литературы 70

Файлы: 1 файл

Курсач малый бизнес.docx

— 108.11 Кб (Скачать файл)

Программно-целевое управление является конкретизацией системного подхода, рассматривающего объект управления как  сложную целеустремленные систему, имеющую свои функции, структуру, связи.

Целевая программа по своей сущности должна являться адресным документом, в котором должны быть сбалансированы используемые ресурсы, по исполнителям и срокам завершения. Таким образом, в целевой программе  интегрируется полный комплекс научно-исследовательских, социальных, экономических, организационно-хозяйственных, производственно-технических и других мероприятий, направленных на решение  одной или нескольких народнохозяйственных задач.

На региональном уровне программно-целевой подход в управлении применяется хотя и в русле  его общей методологии, но имеет  свои специфические черты. Помимо характерной  для региональных программ максимальной нацеленности на решение социальных проблем территории, им в еще большей  степени, чем федеральным программам, свойственен поиск возможностей расширения горизонта программ, использование  современных методов бюджетирования, использование механизмов государственно-частного партнерства в подготовке и реализации программ. Региональные программы в  принципе не могут быть эффективны без увязки с программами развития муниципальных образований, с одной  стороны, и соответствующими федеральными программами - с другой. [8]

Уже в настоящее время  подобные программы обеспечивают активное воздействие на всю предпринимательскую  среду посредством целевых установок  и взаимосвязанного использования  различных экономических, правовых и иных механизмов. Это позволяет  органам государственного управления сосредоточить усилия на достижении приоритетных целей хозяйственного и социального развития региона  и сформировать в рамках его хозяйственного комплекса адекватную современной  экономике систему институтов рынка, предпринимательства и государственного регулирования. Этот метод позволяет  достичь максимальной эффективности  привлекаемых ресурсов, гибко учитывать  специфику переходных процессов  и одновременно - хозяйственные и  социальные особенности, а также  потенциальные источники развития отдельных типов регионов России. Одним из секторов экономики регионов, регулирование которого на протяжении более чем десяти лет реформ осуществляется на основе комплексных целевых программ, является малое предпринимательство.

 

1.2 Законодательная база государственной поддержки развития малого бизнеса.

 

Масштабы развития малого бизнеса в России и его вклад  в оздоровление экономики сегодня  явно недостаточны. Одна из причин такого положения состоит в том, что  не получила должного развития государственная  поддержка предприятий малого бизнеса. Между тем эти предприятия как наиболее неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.

Ведущее место в системе правового  обеспечения предпринимательства  занимает принятие новой Конституции  РФ. В ней впервые изложены условия  и принципы развития законного предпринимательства, установлены права и даны гарантии гражданам, занимающимся предпринимательской  и иной не запрещенной законом  деятельностью. Важное значение для  развития предпринимательства имело  принятие и введение в действие Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской  деятельности» от 25  декабря 1990 г., который после введения в действие первой части ГК РФ утратил силу (кроме ст. 34 и 35). В   данном законе впервые четко были сформулированы права, изложены обязанности предпринимателей, даны гарантии им со стороны органов государственной власти.

С 1 января 1995 г. введена в действие первая часть ГК РФ, который с определенными оговорками можно назвать экономической конституцией. ГК РФ устанавливает гражданские права и свободы, регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, упорядочивает организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. [4, с. 204-205]

В целях  развития  малого бизнеса и обеспечения  его государственной поддержкой Правительством РФ принят ряд специальных  постановлений. В Постановлении  «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации» от 11 мая 1993 г. № 446 отмечается, что государственная поддержка малого предпринимательства является одним из важнейших направлений экономической реформы. Этим документом определены также приоритеты развития малого бизнеса. К ним отнесено производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство промышленных товаров и товаров народного потребления, включая товары, имеющие экспортный потенциал, оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг, строительство объектов жилищного и производственного назначения. Такие приоритеты остаются в силе и на сегодняшний день.

12 мая  1995 г. был принят Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» [14, с. 174-178]. Законом были определены формы и методы государственного регулирования и стимулирования субъектов малого предпринимательства, разграничены полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами. Закон утратил уже свою силу, но рассмотрим основные положения Закона, действовавшие до 1 января 2008 года. Это поможет лучше увидеть и понять тенденции развития законодательства в области поддержки малого бизнеса:

  • формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
  • создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
  • введение упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
  • поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие их торговым, научно-техническим, информационным и производственным связям с зарубежными государствами;
  • организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

В том  же году был принят еще один Федеральный  закон «Об упрощенной системе  налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». В результате к настоящему времени  в России сложились и функционируют  три системы налогообложения  предприятий малого бизнеса.

    1. Общеустановленная система, при которой малые предприятия и индивидуальные предприниматели платят те же налоги, что и другие налогоплательщики (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль и др.). При этом малые предприятия получают помимо общих специальные льготы. Так, по НДС с 1 января 2001 г. они пользуются необлагаемым минимумом.
    2. Упрощенная система налогообложения в форме единого налога на доход или выручку малых предприятий (Закон 1995 г.)
    3. Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности (Закон 1998 г.). Объектом налога здесь выступает потенциально возможный доход (вмененный доход), исчисленный на единицу физического показателя, который корректируется повышающими (понижающими) коэффициентами.

Надо  назвать также федеральные программы  поддержки малого предпринимательства: «Федеральная программа поддержки  малого предпринимательства на 1994-1995 годы» и «Федеральная программа  государственной поддержки малого предпринимательства на 1996-1997 годы». В соответствии с последней Федеральному фонду поддержки малого предпринимателя  были выведены ассигнования из федерального бюджета на финансирование приоритетных мероприятий данной программы в сумме 386,6 миллионов рублей. Однако из-за отсутствия должного финансирования, а также из-за несогласованности действий исполнителей намеченных мероприятий эта Федеральная программа не была выполнена. Из 81 намеченного мероприятия полностью выполнены лишь 53%, частично – 25% и не выполнены 22% намеченных мероприятия. Еще хуже обстояло дело с третьей программой. Она не была своевременно принята Государственной Думой ввиду отсутствия средств у федерального центра. А ведь эти затраты могли многократно окупиться.

В феврале 2001г. Правительство РФ рассмотрело итоги реализации Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства за 2000 г. Был сделан вывод о том, что государство так и не создало необходимых условий для развития малого бизнеса. За последние восемь лет число малых предприятий практически не изменилось. В секторе малого бизнеса в России занято около 8 миллионов человек, которые производят 5% объема всей промышленной продукции и около 15% услуг (для страны с рыночной экономикой, на статус которой претендует Россия, - ничтожно мало). Признавая это, правительство наметило ряд мер по дальнейшему развитию малого бизнеса в России.

Помимо  федеральных и региональных многие негосударственные организации ведут работу по поддержке малого бизнеса. К ним относятся различные фонды и агентства, банки, кредитные и страховые компании, общественные организации, образовательные структуры. Однако существенной помощи от них предприятия малого бизнеса не получают или получают весьма незначительную.

На устранение излишних административных барьеров развития предпринимательства, включая малое, направлены федеральные законы от 8 августа 2001 г.:

    • «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» № 134-ФЗ;
    • «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ;
    • «О государственной регистрации юридических лиц» № 129-ФЗ.

Главная цель Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» - устранить административные барьеры, препятствующие предпринимательской  деятельности или ограничивающие ее. В Законе в значительной мере пересмотрены существовавшие прежде подходы к  контролю за деятельностью предприятий, ограничено число оснований для  проведения внеплановых проверок, предусмотрена материальная ответственность органов контроля (надзора) в случае нанесения ущерба своими необоснованными действиями.

Постановлением  Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. № 121 была утверждена новая (четвертая  по счету) Федеральная Программа  государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000–2001 гг. Основной целью этой, равно как и предыдущих программ, являлось обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне. Реализация Программы была рассчитана на 2000-2001 годы и предполагала два этапа. Первый этап предусматривал создание всех организационных структур и отладку механизмов их взаимодействия при выполнении программных мероприятий. Второй этап предусматривал реализацию мероприятий на основе результатов первого этапа с учетом отраслевых, социальных и территориальных приоритетов.

В 2005 году ликвидируется Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства  в связи с тем, что Председатель Правительства России М. Фрадков  подписал Постановление от 2 марта 2005 г. № 106 «О ликвидации Федерального фонда  поддержки малого предпринимательства». В документе говорится, что Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства ликвидируется в связи с признанием утратившей силу статьи 8 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Одновременно Постановлением признаны утратившими силу:

  • постановление Правительства Российской Федерации от 4 декабря 1995 г. № 1184 «О Федеральном фонде поддержки малого предпринимательства»;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 1996 г. № 424 «Вопросы Федерального фонда поддержки малого предпринимательства»;
  • распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 июля 1999 г. № 1108-р;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 27 августа 1999 г. № 968 «О внесении изменений в Устав Федерального фонда поддержки малого предпринимательства».

Президентом РФ был подписан новый Федеральный  закон N 209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации». С выходом  этого закона с 1 января 2008 года утратил  силу Федеральный закон от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации». Отныне федеральным законом вводятся и определяются новые понятия, такие как:

 субъекты малого и среднего предпринимательства, инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства, а также виды и формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Закон устанавливает  два критерия отнесения предприятий  к субъектам малого и среднего предпринимательства. Первым критерием  является средняя численность работников. В соответствии с данным критерием  выделяется три вида субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • средние предприятия с численностью от 101 до 250 человек;
  • малые предприятия - до 100 человек;
  • в рамках малых предприятий создаются микропредприятия с численностью занятых до 15 человек.

Вторым критерием  является выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или  балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год, которая  не должна превышать предельные значения, установленные правительством РФ для  каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Федеральный закон предусматривает создание реестров субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей  поддержки, определяются цели и порядок  создания государственными органами и  органами местного самоуправления координационных  и совещательных органов в  области развития субъектов малого и среднего предпринимательства. В  Федеральном законе приведен исчерпывающий  перечень оснований для отказа субъектам  малого и среднего предпринимательства  в оказании поддержки, установлены  особенности оказания некоторых  форм поддержки.

Информация о работе Государственная поддержка малого бизнеса в промышленно-отраслевом разрезе