Государственная поддержка малого бизнеса в промышленно-отраслевом разрезе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 05:18, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение системы государственной поддержки малого предпринимательства на примере Тюменской области.
В рамках достижения цели перед нами стоят следующие задачи: рассмотреть сущность и содержание государственной поддержки малого бизнеса, ознакомиться с законодательной базой государственной поддержки развития малого предпринимательства, с зарубежным опытом государственной поддержки малого предпринимательства, с государственными органами, отвечающими за поддержку малого предпринимательства в Тюменской области, изучить государственную поддержку малого предпринимательства на примере Тюменской области, основные направления государственной поддержки малого предпринимательства в Тюменской области.выявить проблемы государственной поддержки малого предпринимательства в Тюменской области.

Содержание работы

Введение 4
1. Теоретическое обоснование государственной поддержки развития малого бизнеса в регионе 6
1.1 Сущность и содержание малого бизнеса 6
1.2 Законодательная база государственной поддержки развития малого предпринимательства 20
1.3 Проблемы государственной поддержки малого предпринимательства и пути их решения. 28
1.4 Зарубежный опыт: США, Япония 42
2. Анализ малого бизнеса на примере Тюменской области 46
2.1 Характеристика Тюменской области с учетом государственной поддержки малого предпринимательства. 46
2.2 Государственные органы, отвечающие за поддержку малого предпринимательства 51
2.3 Проблемы практического характера: факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства в Тюменской области 67
Заключение
Список используемой литературы 70

Файлы: 1 файл

Курсач малый бизнес.docx

— 108.11 Кб (Скачать файл)

7. Грантовая  поддержка начинающим предпринимателям.

Грант в  форме субсидии может быть предоставлен начинающему субъекту малого  предпринимательства  только один раз.

Грант предоставляется  для финансирования части целевых  расходов, произведенных субъектами малого предпринимательства, по регистрации  юридического лица или индивидуального  предпринимателя (на оплату государственной  пошлины) и расходов, связанных с  началом предпринимательской деятельности, а именно:

- выплата  по передаче прав на франшизу (паушальный взнос) - выплата вознаграждения  правообладателю по договору  коммерческой концессии в форме  первоначального единовременного  фиксированного платежа;

- получение  лицензий в период начала деятельности;

- разработка  и согласование проектно-сметной  документации, связанной с реализацией  бизнес-плана;

- арендная  плата за пользование нежилыми  производственными, складскими и  офисными помещениями;

- реклама  субъекта малого предпринимательства,  его собственных товаров, работ,  услуг на телевидении или в  печатных средствах массовой  информации;

- создание, внедрение, доработка интернет  сайта, оплата хостинга и доменного  имени. Приобретение, разработка, внедрение  и обслуживание программного  обеспечения;

- приобретение  офисного, производственного и непроизводственного  оборудования и запчастей, офисной  мебели;

- приобретение  земельных участков и объектов  недвижимости в целях создания  собственного бизнеса;

- сертификация  продукции (работ, услуг);

- закупка  производственного и непроизводственного  инвентаря;

- приобретение  специализированной техники и  автотранспорта (за исключением  легковых автотранспортных средств,  мотоциклов, снегоходов);

приобретение  и установка средств противопожарной  безопасности, пожарной и охранной сигнализации.

В Тюмени вопросами развития малого предпринимательства  занимаются Тюменский региональный союз предпринимателей, Союз предпринимателей г.Тюмени. Созданы областной и  муниципальный фонды поддержки  малого предпринимательства. Участвует  в работе по поддержке малого предпринимательства  Тюменская торгово-промышленная палата. Деятельность этих организаций регламентируется их уставами, разработанными в соответствии с Гражданским кодексом и другими  законодательными актами Российской Федерации.[19]

 

2.3 Проблемы  практического характера: факторы,  сдерживающие развитие малого  предпринимательства в Тюменской  области

 

Необходимо  отметить три группы проблем, в наибольшей мере сдерживающих развитие малого предпринимательства, создание новых предприятий. Выявленные проблемы носят общефедеральный  характер.

Финансовые:

    • труднодоступность кредитных ресурсов (высокие процентные ставки, отсутствие залогового обеспечения);
    • труднодоступность лизингового механизма;
    • отсутствие стартового капитала для обеспечения деятельности предприятий.

Организационные:

    • недостаток навыков ведения бизнеса и слабый маркетинг;
    • отсутствие специализированных площадей для ведения бизнеса;
    • сложность получения государственного и муниципального имущества для ведения бизнеса.

Внешняя среда и конъюнктура рынка:

    • высокий уровень конкуренции на рынках, по позициям товаров и услуг, производимых субъектами малого и среднего предпринимательства;
    • низкий спрос на продукцию местных товаропроизводителей, ввиду ее низкого качества;
    • низкая предпринимательская активность населения и низкий уровень имиджа и репутации предпринимательской деятельности;
    • низкая экспортная активность субъектов малого и среднего предпринимательства.

Перспективы развития предпринимательства напрямую зависят от решения перечисленных  проблем, так как они являются ключевыми факторами формирования условий, в которых сфера предпринимательства  может успешно развиваться.[20]

Для ускорения  темпов экономического роста малого и среднего предпринимательства  как фактора борьбы с бедностью  и развития инноваций, нужно стимулировать  создание новых малых и средних  предприятий, повышать их конкурентоспособность, увеличивать занятость населения  в данном секторе экономики.[16]

Для анализа  перспектив и проблем развития малого бизнеса был проведен экспертный опрос. На основе анализа было определено, что главной проблемой малого бизнеса в Тюменской области  являются административные барьеры: порядок  предоставления в аренду земельных  участков, перевод  помещений из жилого фонда в нежилой, лицензирование видов деятельности. Также среди  проблем малого предпринимательства  выделяют неплатежи, нехватка оборотных  средств, требования предоплаты поставщиками сырья, информационная неосведомленность, отсутствие стартового капитала, несовершенствование  лизингового механизма.

Каких-либо целей эксперты для себя не ставят. Главной их задачей является «удержаться  на плаву» в условиях финансового  кризиса.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Меры, принимаемые органами исполнительной власти для изменения ситуации:

Финансовые:

  • увеличение количества операций по возмещению части процентной ставки по привлеченным кредитам и лизинговым платежам;
  • общее расширение финансового объема операций по возмещению части процентной ставки и упрощение порядка получения государственной поддержки;
  • предоставление целевых займов субъектам малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях.

Организационные:

  • организация комплексной информационной поддержки малого и среднего предпринимательства;
  • организация постоянной системы консультационной поддержки;
  • распространение государственных регламентов проведения ведомственных проверок (фискальные, противопожарные, санитарно-эпидемиологические и др.);
  • проведение мониторинга влияния мер государственного регулирования на развитие малого и среднего предпринимательства;
  • повышение информированности предпринимателей о деятельности контролирующих, надзорных и правоохранительных органов;
  • обучение субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • содействие в приобретении зданий под бизнес-инкубаторы в городах Тюмени, Тобольске, Ишиме и Заводоуковске;
  • разработка общего реестра государственного, муниципального имущества, находящегося на территории г. Тюмени и юга Тюменской области, потенциально пригодного для ведения бизнеса и последующее его предоставление в пользование;
  • создание гарантийного фонда.

Внешняя среда и конъюнктура рынка:

  • возмещение части затрат по участию в международных, общероссийских и региональных выставках, ярмарках;
  • возмещение части затрат по продвижению регионального продукта на внутреннем и внешнем рынках;
  • возмещение части затрат на оплату услуг по сертификации товаров (работ, услуг), а также связанных с экспортной деятельностью затрат на приобретение современных технологий (ноу-хау, IТ-технологии), на проведение маркетинговых исследований зарубежных рынков сбыта региональной продукции, на оплату услуг по разработке средств индивидуализации субъекта малого и среднего предпринимательства, индивидуализации продукции (работ, услуг), в том числе фирменного наименования, товарного знака, создания промышленного образца для товаров (работ, услуг создание информационного интернет-сайта, размещение на нем информации о формах и условиях предоставления государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
  • размещение информации о конкурсах, проводимых органами государственной власти, местного самоуправления и крупными корпорациями в платежеспособных регионах;
  • организация продвижения регионального продукта на внутреннем и внешнем рынках;
  • информирование о крупных инвестиционных проектах с целью развития последующих поставок и аутсорсинга субъектами малого и среднего предпринимательства;
  • формирование и ведение реестра субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • проведение бирж контактов между потенциальными потребителями и поставщиками продукции;
  • организация и проведение конференций, конкурсов, форумов, совещаний, круглых столов;
  • обучение основам предпринимательской деятельности на базе средних и высших учебных заведений в муниципальных образованиях области через госзаказ;
  • популяризация предпринимательской деятельности и повышение ее имиджа и репутации информационно-рекламного характера.[9]

Но, не смотря на проблемы, в Тюменской области  малый и средний бизнес успешно  растет. Как сообщили Накануне.RU в департаменте инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области, по итогам 2008 года стало больше на 6 тысяч 163 субъекта малого и среднего предпринимательства.

Так, на 1 января 2010 года на территории Тюменской области зарегистрировано 42 тысячи 200 субъектов малого и среднего предпринимательства, а на 1 января 2009 уже 48 тысяч 363 субъекта малого и среднего предпринимательства.

Малые предприятия  имеют немалый оборот и работники  получают немалую зарплату. Так, оборот малых предприятий составил 108 миллиардов 448 миллионов рублей, а среднемесячная начисленная заработная плата одного работника –14 тысяч 669 рублей.

Таким образом, выясняется, что у малого предпринимательства возникает множество проблем, сдерживающих его развитие. Поэтому малому бизнесу Тюменской области необходима усиленная государственная поддержка. Но, не смотря на это, у малого бизнеса есть трудности, возникающие и по вине государственных органов.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Предпринимательство – это источник создания новых  рабочих мест и обеспечения занятости  населения, разведчик рынка и  его потребностей, источник доходов  государства, двигатель экономического роста и прогресса. Малые предприятия  обладают необходимой гибкостью  и адаптированностью в условиях рыночной неопределенности, но в то же время слабы без поддержки  государства, которая необходима хотя бы на первых этапах их развития. Меры государственной поддержи направлены на стимулирование активности хозяйствующих субъектов рынка и на оказание им содействия в хозяйственной деятельности. К таким мерам относят льготы, предоставление кредитов, обеспечение госзаказами и т.д.

Ведущее место в системе правового  обеспечения предпринимательства  занимает новая Конституця РФ. В  ней изложены условия и принципы развития законного предпринимательства, установлены права и даны гарантии гражданам, занимающимся предпринимательской  и иной не запрещенной законом  деятельностью. Правовые основы государственной  поддержки малого предпринимательства  изложены в подписанном президентом  РФ Федеральном законе N 209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Российское  предпринимательство нуждается  в отлаженной и полной системе  поддержки. Очень необходима законодательная  поддержка, корректировка многих законов, субсидирование, ликвидация административных барьеров и серьезная борьба с  коррупцией и произволом, оптимизация  налоговой и кредитной систем, создание развитой инфраструктуры информационной поддержки предпринимательства  и многое другое. Пока что государственные  меры по поддержке предпринимательства  непоследовательны, и часто сводятся на нет «плохим» законодательством  и коррупцией.

В мировой  практике считается нормой государственное  поощрение малого бизнеса в интересах  нации. При этом задача государства  не сводится к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять мелким и  средним фирмам финансовые, технические  и прочие ресурсы и поддерживать частную инициативу любой ценой. Государство призвано в первую очередь  создать такой правовой и экономический  климат, который позволит малому бизнесу  не только удержаться на плаву, но и  расти, набирать силу. России так же следует взять такой подход за основу государственной поддержки  малого предпринимательства.

Уровень развития малого предпринимательства в Тюменской  области непрерывно растет. Это является показателем благоприятного климата  для становления бизнеса, привлечения  инвестиций, расширения сфер и направлений  экономической деятельности.  В Тюменской области проводятся мероприятия, направленные на массовое обучение начинающих и повышение квалификации действующих предпринимателей, вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность, создаются необходимые  условия для развития малого и среднего бизнеса, которые способствуют росту как численности занятых в малом предпринимательстве, так и объему поступлений в бюджет доходов от данного вида деятельности.

Ситуация, складывающаяся в экономике страны и самой Тюменской области, говорит  о необходимости активной поддержки  развития малого предпринимательства, позволяющего не только создавать дополнительные рабочие места, но и решающего  целый комплекс важных задач в  области услуг и производства товаров народного потребления.

Уполномоченным  органом исполнительной власти, ответственным  за проведение единой политики, направленной на поддержку и развитие малого предпринимательства  в Тюменской области, является департамент  инвестиционной политики и государственной  поддержки предпринимательства  Тюменской области. Так же для поддержки малого предпринимательства в ТО работают: Фонд развития и поддержки предпринимательства Тюменской области, Фонд микрофинансирования и «Бизнес-инкубатор». Более того, в Тюменской области реализуется областная целевая программа государственной поддержки малого предпринимательства, способствующая созданию благоприятных организационно-хозяйственных и финансовых условий для развития малого бизнеса.

Тем не менее  у малого предпринимательства возникает множество проблем, сдерживающих его развитие. Поэтому малому бизнесу Тюменской области необходима усиленная государственная поддержка. Но важно учитывать, что поддержка предпринимательства должна быть всесторонней – и финансовой, и материально-технической, и информационной, и должна включать в себя совершенствование многих законов и их исполнения для обеспечения нормальной правовой среды для развития предпринимательства.

Информация о работе Государственная поддержка малого бизнеса в промышленно-отраслевом разрезе