Государственная политика занятости в Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 08:30, курсовая работа

Описание работы

Новые условия хозяйствования, обусловленные началом экономического роста в Республике Беларусь, поставили перед экономической наукой и практикой много сложных и принципиально новых проблем, требующих своего осмысления и решения. К числу таких проблем надо отнести проблему занятости населения, решение которой является не только необходимым фактором ускорения экономического роста, но и в значительной степени основой для социальной стабильности в обществе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
1. СУЩНОСТЬ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ………………………………….4
Понятие занятости……………………………………………………4
Безработица, как социально-экономическое явление ……………..7
2. ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…...…………12
2.1. Роль государства в политике занятости .………………………..12
2.2. Направления политики занятости …………………………………16
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………….20
3.1. Состояние рынка труда …………………………………………….20
3.2. Проблемы на рынке труда и пути их решения……………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..……..33

Файлы: 1 файл

ЭКОНОМИКА.doc

— 206.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3

1. СУЩНОСТЬ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ………………………………….4

    1. Понятие занятости……………………………………………………4
    2. Безработица, как социально-экономическое явление ……………..7

2. ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ  БЕЛАРУСЬ…...…………12

2.1. Роль государства в  политике  занятости  .………………………..12

2.2. Направления политики занятости …………………………………16

 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………….20

3.1.  Состояние рынка труда …………………………………………….20

3.2.  Проблемы на рынке труда и пути их решения……………………23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..……..33

 Приложение 1……………………………………………………………….34

Приложение 2….……………………………………………………………35

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Новые условия хозяйствования, обусловленные началом экономического роста в Республике Беларусь, поставили перед экономической наукой и практикой много сложных и принципиально новых проблем, требующих своего осмысления и решения. К числу таких проблем надо отнести проблему занятости населения, решение которой является не только необходимым фактором ускорения экономического роста, но и в значительной степени основой для социальной стабильности в обществе.

Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от множества факторов, главные из которых – изменение форм собственности, ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных предприятий и производств, предстоящая структурная перестройка. Поэтому данные процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться. Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений. Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований. Политика занятости, вырабатываемая государством, должна иметь предупреждающий характер и включать комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы.

Исследование государственной политики занятости актуально в силу важности достижения наиболее полного использования трудовых ресурсов общества. Таким образом, цель курсовой работы: определить основные тенденции и направления государственной политики занятости населения, исследовать рынок труда в Республике Беларусь, а также рассмотреть пути повышения занятости и сокращения безработицы.

Целью данной работы является изучение государственной политики занятости в экономике. Поставленная цель предопределяет необходимость решение следующих задач:

  1. Изучение политики занятости, ее форм и проявлений;
  2. Изучение понятия безработицы как социально-экономического явления;
  3. Определение основных направлений политики занятости;
  4. Рассмотрение направлений государственной политики в области занятости населения.

Для решения поставленных задач изучено законодательство Республики Беларусь, учебная литература, статистические данные по Республике Беларусь, а также периодическая печать.

 

1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ  ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ

 

    1.   Понятие занятости

 

Занятость – важнейшая характеристика экономики, благосостояния народа; уровень занятости – важнейший макроэкономический показатель. Как экономическая категория занятость – это совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности; выражает меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных потребностей и интересов в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода. С этих позиций занятость выступает важнейшей характеристикой рынка труда.

Согласно Закону о занятости населения Республики занятость населения представляет собой такую деятельность граждан, которая не противоречит национальному законодательству и направлена на удовлетворение потребностей личности или общества и приносит её субъекту заработок или доход [2].

Из определения понятия занятости следует, что должны учитываться следующие ограничения:

- деятельность не должна противоречить  законам государства;

- она должна быть полезной, рациональной, т. е. удовлетворять личные или  общественные потребности;

- она должна приносить субъекту  доход.

Занятость в общественном производстве не исчерпывает всех видов полезной занятости, таких как учёба в общеобразовательных и высших учебных заведениях, служба в армии, занятость в домашнем хозяйстве, воспитание детей, уход за больными и престарелыми, участие в работе общественных организаций (не по найму) и др. Однако с точки зрения развития самого общества, решающее значение имеет занятость в общественном производстве, которая определяет как экономический потенциал общества, так и уровень качества жизни населения в целом и благосостояние отдельных граждан [7, с 5–6].

Таким образом, в соответствии со статистикой МОТ (Международной организации труда) в состав занятого населения входят:

  1. лица, выполняющие оплачиваемую работу в течение полного или неполного рабочего дня;
  2. лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью (без наёмного труда);
  3. военнослужащие, проходящие службу в вооруженных силах;
  4. учащиеся и студенты, совмещающие учебу с работой;
  5. лица, занятые уходом за инвалидами.

В занятости, как экономическом явлении, выделяют два аспекта: количественный и качественный. По своему содержанию они соответствуют понятиям полной и эффективной занятости. Под полной занятостью понимается такой уровень занятости, когда количество ищущих равно числу свободных рабочих мест, т.е. это такое состояние экономики, при котором все желающие работать при сложившемся уровне реальной заработной платы имеют работу. Если спрос на экономически целесообразные места будет удовлетворяться соответствующим по профессионально-квалификационной структуре предложением рабочей силы, это и будет означать полную занятость. В реальности наряду с полной занятостью существует и неполная занятость. Это такой тип занятости, при котором осуществляемая субъектом деятельность занимает не все его рабочее время, часть рабочего времени остается незанятой.

Эффективная занятость – это занятость населения, обеспечивающая достойный доход, здоровье, рост образовательного и профессионального уровня для каждого члена общества на основе роста общественной производительности труда. Она характеризуется с двух точек зрения: с экономической – как наиболее рациональное использование человеческого ресурса; с социальной – как наиболее полное соответствие интересам наёмного рабочего.

Таким образом, полная занятость отражает занятость с количественной стороны,  а эффективная – с качественной.

Полная и неполная занятости относятся к одному классу –  традиционной занятости. Помимо традиционной формы занятости различают и нетипичную (нетрадиционную) занятость, которая имеет следующие виды:

а) сезонная занятость – занятость на основе сезонного контракта при условиях полного рабочего дня;

б) поденная занятость, связана с работой на условиях определенного количества рабочих дней при поденной форме оплаты труда;

в) периодическая занятость – чередующиеся занятость и незанятость, независимо от сроков той или другой в течение года;

г) временная занятость, характеризующаяся тем, что работник занят деятельностью лишь в течение некоторого периода времени, но этот период не предопределен сезонностью работ;

д) занятость по вызову – нетрадиционная занятость, которая не предполагает  никаких гарантий занятости и складывается под влиянием стечения обстоятельств;

е) самозанятость – занятость, которая осуществляется по собственной инициативе, самоуправляема и не имеет общепринятых форм оплаты труда.

Экономические факторы занятости связаны с особенностями размещения и развития производительных сил. В их число входят: размещение производительных сил, отраслевая структура народного хозяйства, экономическое стимулирование и др.

Размещение производительных сил по территории предопределяет возможности населения в удовлетворении желания трудиться в общественном производстве. Отсутствие работы, соответствующей специальности и наклонностям людей, нередко приводит к более или менее продолжительному их выбытию из состава занятого населения.

Преимущественное развитие отдельных отраслей народного хозяйства прямо отражается на характере занятости населения. Например, развитие в районах Сибири трудоемких (мужских) отраслей производства привело к тому, что женщины там фактически оказались лишены возможности работать по специальности.

Экономическое стимулирование, с точки зрения занятости, – это система мероприятий государства (заработная плата, льготы и т.п.), направленных на обеспечение более широкого участия отдельных групп населения в общественном производстве, создание условий для пополнения и стабилизации движения занятых в экономике.

Социальные факторы занятости связаны с особенностями формирования системы условий для трудовой деятельности населения. Среди них выделяют: уровень развития сферы обслуживания, уровень образования населения, национальные традиции, уровень развития здравоохранения – уровень развития инфраструктуры др.[3, с 13–15].

Выделяют различные показатели занятости, которые характеризуют состояние трудовых ресурсов в стране и с помощью которых анализируется и прогнозируется занятость. К таким показателям можно отнести: трудовые ресурсы, экономически активное население, занятое население, численность принятых на работу, численность уволенных, безработные.

В состав трудовых ресурсов включаются: население в трудоспособном возрасте (за исключением неработающих лиц, получающих пенсию по инвалидности 1 и 2 группы, за выслугу лет, по возрасту в связи с особыми условиями труда и на льготных основаниях), а также работающие лица старше и младше трудоспособного возраста.

 При определении занятости населения выделяются две группы населения: экономически активное и экономически неактивное население.

По определению Министерства статистики и анализа Республики Беларусь экономически активное население – часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. К экономически активному населению относится всё занятое население и безработные, зарегистрированные в органах по труду, занятости и социальной защите [6, c. 262].

Таким образом, экономически активное население, которое относится к незанятому, включает следующие категории граждан:

- временно не работающие, в связи  с отпуском или болезнью;

- лица, проходящие переподготовку или повышение квалификации;

- лица, ищущие работу.

К экономически неактивному (пассивному) населению в трудоспособном возрасте относятся студенты и учащиеся (обучающиеся с отрывом от производства); лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми старше трех лет, больными родственниками, и другие лица, незанятые экономической деятельностью, а также военнослужащие. Другими словами, к экономически пассивному населению относятся иждивенцы всех категорий, как семьи, так и общества, а также лица, живущие на сбережения, и т.п.

 В численность принятых включаются лица, зачисленные в отчётном периоде в организацию приказом нанимателя о приеме на работу.

В численность уволенных включаются все работники, оставившие работу в организации независимо от оснований прекращения трудового договора, уход или перевод которых оформлен приказом.

К безработным, зарегистрированным в органах по труду, занятости и социальной защите, относятся трудоспособные граждане, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, не имеющие работы и заработка, которые зарегистрированы в органе по труду, занятости и социальной защите по их постоянному месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней.

Уровень занятости населения – процентное отношение занятых к взрослому населению, не находящемуся на социальном обеспечении, в приютах, домах престарелых и т.п. [7, c. 130].

Таким образом, занятость представляет собой категорию, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. А показатели занятости населения являются одними из ключевых показателей макроэкономики, которые служат для оценки эффективности и выявления основных тенденций функционирования и развития рыночных отношений в контексте общего состояния экономики страны.

 

1.2 Безработица, как социально-экономическое явление

 

Безработица – экономическое состояние, при котором желающие работать не могут найти работу при обычной ставке заработной платы.

Понятие «полная занятость» с трудом поддается определению. На первый взгляд его можно трактовать в том смысле, что все самодеятельное население, то есть 100% рабочей силы, имеет работу. В действительности определенный уровень безработицы считается нормальным, или оправданным.

Общий уровень безработицы – процентное отношение безработных к общей рабочей силе, включающей занятое население и зарегистрированных безработных [4, c.50].

Информация о работе Государственная политика занятости в Беларуси