Государственная политика занятости в Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 08:30, курсовая работа

Описание работы

Новые условия хозяйствования, обусловленные началом экономического роста в Республике Беларусь, поставили перед экономической наукой и практикой много сложных и принципиально новых проблем, требующих своего осмысления и решения. К числу таких проблем надо отнести проблему занятости населения, решение которой является не только необходимым фактором ускорения экономического роста, но и в значительной степени основой для социальной стабильности в обществе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
1. СУЩНОСТЬ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ………………………………….4
Понятие занятости……………………………………………………4
Безработица, как социально-экономическое явление ……………..7
2. ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…...…………12
2.1. Роль государства в политике занятости .………………………..12
2.2. Направления политики занятости …………………………………16
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………….20
3.1. Состояние рынка труда …………………………………………….20
3.2. Проблемы на рынке труда и пути их решения……………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..……..33

Файлы: 1 файл

ЭКОНОМИКА.doc

— 206.00 Кб (Скачать файл)

Динамика спроса на рабочую силу в 2005-2008г. характеризовалась устойчивой тенденцией роста. Его количественный объем, включающий, помимо создания новых рабочих мест, вакансии, заявленные предприятиями в службу занятости, увеличился с 136,3 тыс. в 2005 г. до 2.3.4 тыс. чел. в 2008 г., или в 1,6 раза. Стабильность ситуации на рынке труда была поставлена под угрозу из-за последствий мирового финансово-экономического кризиса, вследствие чего в 2009 г. произошло снижение спроса па рабочую силу до 202,6 тыс. чел. [9, c. 137].

Структура его существенно не изменилась. 19% всех имеющихся в службе занятости, – в промышленности; 12,6 – в строительстве; 13,1% – в сельском хозяйстве.

Рынок труда по-прежнему ориентирован па рабочие профессии, которые в 2009 г. составили около 76% общего количества заявленных нанимателями вакансий (в 2005 г. - 78,8%). Для специалистов и служащих – чуть более 23%. В то же время среди безработных каждый третий – служащий (35%), рабочие составляют 65%. Наиболее востребованы рабочие таких профессий, как каменщик, токарь, слесарь, водитель, тракторист, спрос на них превышает предложение в 1,5-3 раза. Среди специалистов – врачи (спрос превышает предложение в 28 раз) и медицинские сестры (в 8,6 раза), инженеры различных профилей (в 1,5 раза). Следовательно, одна из главных причин безработицы – профессионально-квалификационный дисбаланс структуры предлагаемых свободных рабочих мест и претендующих на них безработных граждан.

Конъюнктура рынка труда остается трудоизбыточной, т.е. предложение превышает спрос на рабочую силу, но дисбаланс между ними несколько сократился (см. таблицу). Па конец 2008 г. предложение превысило спрос в 1,5 раза, в то время как в 2005 г. – в 2,2 раза. В 2009 г. увольнения работников отчасти компенсировались заполнением имевшихся на предприятиях и в службе занятости вакансий. Число заявленных уменьшилось с 50,7 тыс. на начало года до 34,5 тыс. на конец декабря 2009 г., вследствие чего разрыв увеличился до 1,7 раза. Ухудшилась и конъюнктура рынка труда: если в конце 2008 г. количество вакансий в 1,6 раза превышало численность безработных, то в 2009 г. на одну заявленную претендовало 1,2 безработного.

Минимизировать негативное влияние мирового финансово-экономического кризиса на основные индикаторы рынка труда позволила проводимая большинством белорусских предприятий политика сохранения кадрового потенциала путем перехода на режим вынужденной неполной занятости. Количество работников организаций, функционирующих в таком режиме, в январе-декабре 2009 г. увеличилось почти в 9 раз и составило 356,2 тыс. чел, или 10,1% среднесписочной численности (против 3,9% в 2008г.); число переведенных на режим неполной рабочей недели возросло почти в 3 раза, т.е. до 201,3 тыс., отправленных в административные отпуска – в 2 раза (до 154,9 тыс. чел., из которых 81,3 тыс. чел. – без сохранения заработной платы) [3, c. 6].

Расширение масштабов вынужденной неполной занятости на производстве в условиях кризиса являлось альтернативой увольнению работников, что в определенной мере сдерживало процессы высвобождения рабочей силы и поступления се на рынок труда.   Такая  политика позволила сохранить кадровый потенциал и удерживать уровень безработицы в течение 2009 г. в пределах 0,9% экономически активного населения (см. диаграмму)

Численность регистрируемых безработных неуклонно сокращалась - с 67,9 тыс. в 2005 г. до 37,3 тыс. чел. на конец декабря 2008 г., однако к концу 2009 г. она незначительно возросла –  до 40,3 тыс. чел.

Но следует учитывать, что определенная часть безработных по ряду причин (низкое пособие по безработице, участия в общественных работах и т.д.) не регистрируется в органах по труду, занятости и социальной защите. Беларусь пока не перешла на методологию МОТ по расчету общей безработицы, однако, по оценкам специалистов, численность незарегистрированных безработных более чем в 3 раза превышает официальный показатель. Уровень общей безработицы, по расчетам, составляет 3,7%.

Кроме того, около 320 тыс. чел. заняты в неформальном секторе экономики или являются нелегальными трудовыми мигрантами, работающими за пределами страны. Следует отметить, что в условиях мирового финансово-экономического кризиса массового высвобождения работников из общественного производства, которые могли бы пополнить ряды неформального сектора, не произошло. Лишь незначительная часть отправленных в административные отпуска пополнила ряды вторичной неформальной занятости, оставаясь в штате организаций формального сектора. Рост масштабов неформальной занятости как основной деятельности граждан в условиях кризиса не отмечается. Для получения более достоверных данных о численности незарегистрированных безработных и неформально занятых необходимо ввести систему обследований домашних хозяйств по вопросам занятости населения па постоянной основе по методологии МОТ.

Сегодня уровень занятости населения в Беларуси по-прежнему остается высоким и составляет 75,3% численности трудовых ресурсов, в то время как в целом по ЕС – 67,3%; Германии – 69,8; Великобритании – 74,3; Швеции - 71,1; Польше – 72,1; странах Балтии – 68-71%. Во многом это обусловлено реализацией целенаправленных мер государственной политики по обеспечению занятости населения, предусматривающих стимулирование создания новых рабочих мест, содействие развитию малого бизнеса и индивидуального предпринимательства, организацию оплачиваемых общественных работ, профессиональную подготовку и переподготовку незанятых граждан и др.

Вместе с тем высокий уровень занятости населения сопровождается накоплением скрытой безработицы на производстве и содержанием излишней численности персонала, расширением масштабов неформальной занятости. Низкая доля заработной платы в издержках производства не стимулирует к экономии рабочей силы и позволяет субъектам хозяйствования содержать избыточную численность работников [9, c. 132].

 

3.2 Проблемы на рынке труда и пути их решения

 

У Беларуси своя стратегия экономических реформ в социально-трудовой сфере, предусматривающая недопущение высокого уровня официально регистрируемой безработицы путем сохранения кадрового персонала. Однако это оборачивается низкой эффективностью труда (по уровню его производительности наша страна отстает от развитых европейских государств в 3 раза), нерациональным использованием трудового потенциала, относительно низкой заработной платой. Возможность увеличения внутренних инвестиций для создания новых рабочих мест по-прежнему ограничена, что ведет к замедлению процессов технологической модернизации производства, консервации неэффективной занятости, разбалансированности спроса и предложения рабочих мест, проявляющейся в нехватке квалифицированных кадров по ряду профессий, особенно рабочих и специалистов технического профиля.

Основными свойствами современного рынка труда являются: неразвитость рыночной инфраструктуры; стихийный характер взаимодействия спроса и предложения рабочих мест; низкая территориальная мобильность рабочей силы; несоответствие профессионально-квалификационной структуры свободных рабочих мест и безработных, невысокие качественные характеристики последних, что затрудняет их трудоустройство.

Безусловно, модернизация производства потребует сокращения неэффективных рабочих мест. Однако необходимо учитывать интересы не только предприятий, по и самих работников, которые при отсутствии сегодня достаточного числа новых рабочих мест в других сферах деятельности в случае высвобождения могут оказаться без источника дохода.

В случае ликвидации неэффективных рабочих мест и высвобождения избыточной численности работников неизбежно произойдет увеличение масштабов поступления рабочей силы на рынок труда и как следствие – рост уровня безработицы. При этом основная нагрузка по социальной защите высвобождаемых работников перераспределится на республиканский бюджет, поскольку потребуются дополнительные расходы на организацию общественных работ, переподготовку высвобожденных и выплату пособий по безработице.

Политика высвобождения избыточной рабочей силы должна сопровождаться активизацией процесса создания новых рабочих мест, прежде всего в сфере малого бизнеса, в сочетании с опережающими мерами по профессиональной переподготовке находящихся под угрозой увольнения.

Необходимо задать направление финансовых ресурсов на создание временных рабочих мест в рамках организации общественных работ; опережающее профобучение и переподготовку безработных и работников, находящихся под риском увольнения; оказание помощи безработным в открытии собственного дела.

Государство принимает меры в этом направлении. В целях реализации мероприятий программы по обеспечению временной занятости работников предприятий, находящихся в вынужденных отпусках, принят Указ Главы государства от 26 июня 2009 г. № 333 «О дополнительных мерах социальной защиты населения», в соответствии с которым данной категории граждан предоставлена возможность участия в оплачиваемых общественных работах наравне с безработными и выплаты им вознаграждений из средств, направляемых на мероприятия по обеспечению занятости Фондом социальной защиты населения.

Среди мер, используемых для защиты рабочих мест, наибольшее распространение получили бюджетные ссуды, выделяемые нанимателям при организации и модернизации этих мест. Бюджетная ссуда выдастся беспроцентно на возвратной основе сроком до трех лет. Более того, размер ее не ограничен, величина устанавливается исходя из разработанного бизнес-плана, в котором обосновываются затраты па создание рабочего места.

Помимо этого, в целях содействия занятости населения было принято решение о предоставлении в безвозмездное пользование зданий нежилых помещений под оформленные договором обязательства по созданию рабочих мест. При этом не менее 50% их числа должно быть использовано для трудоустройства безработных граждан по направлениям районных управлений по труду, занятости и социальной защите.

Немаловажное значение имеет профессиональное обучение безработных. Программой занятости населения с 2009г. предусмотрена организация опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения, с целью дальнейшего их трудоустройства на другие рабочие места, что будет способствовать сохранению кадрового потенциала субъектов хозяйствования. При этом затраты нанимателей на это компенсируются за счет средств Фонда социальной защиты населения. В целях стимулирования трудоустройства молодежи нанимателями, организующими молодежную практику,  предусмотрены компенсации затрат по оплате труда в размере минимальной заработной платы по уплате обязательных страховых взносов в Фонд социальной зашиты населения.

Наиболее острой остается проблема социальной поддержки безработных граждан. Надо признать, что пособия по безработице у нас невысокие. В настоящее время их максимальный размер с учетом ежемесячной денежной компенсации - около 29 долл. США, минимальный - чуть более 12 долл., средний в 2009 г. равнялся 45 тыс. руб., или 17,9% БПМ. Это обусловлено прежде всего привязкой размера пособия к базовой величине, уровень которой в течение длительного времени не изменялся. Существует предложение о необходимости повышения размера пособия по безработице, подготовлено финансово-экономическое обоснование его увеличения до бюджета прожиточного минимума или перехода к страхованию безработицы на индивидуальном накопительном счёте. Такой подход к регулированию безработицы не требует значительных финансовых затрат, эффективно функционирует в условиях налаженного административного мониторинга программ, обеспечивает социальную защищённость граждан и позволяет избежать обратного эффекта в плане мотивации к трудоустройству.

Сегодня по-прежнему важными остаются вопросы сохранения управляемой ситуации па рынке труда, повышения эффективности мер государственной политики по обеспечению занятости населения и противодействию безработице.

К приоритетным следует отнести меры по стимулированию создания новых рабочих мест, включая и общеэкономические, и определяющие спрос на рабочую силу:

  • установление системы льготного налогообложения и кредитования субъектов хозяйствования с целью формирования новых рабочих мест в жизненно важных производствах и сфере услуг, а также в районах с критическим состоянием рынка труда;
  • расширение прямых бюджетных инвестиций в создание и модернизацию рабочих мест в высокотехнологичных и наукоемких производствах и сфере услуг;
  • обеспечение экономической заинтересованности предприятий в создании рабочих мест для граждан, неконкурентоспособных па рынке труда (предоставление льгот по платам в бюджет, дотации для формирования специализированных рабочих мест и т.д.);
  • активизация создания временных рабочих мест на основе общественных работ и развитие нестандартных форм занятости с помощью мер, способных экономически заинтересовать в этом субъекты хозяйствования (снижение взносов на социальное страхование за временных и частично занятых работников; облегчение процедуры приема их на работу и т.д.).

Не менее важны следующие направления деятельности:

  • создание на основе аккумулирования различных источников финансирования системы временных рабочих мест на базе общественных работ, включая перепрофилирование неконкурентоспособных предприятий (по опыту США, Китая, Украины, России);
  • формирование каталога общественных работ с учетом региональной специфики в целях расширения сферы применения и повышения их социального статуса (по опыту Украины);
  • широкое внедрение нетрадиционных форм и видов трудовых отношений (теле-компъютинг, лизинг персонала, аутсорсинг и др.).

Стратегически важным направлением является содействие развитию малого бизнеса и индивидуального предпринимательства, которое обеспечивает более эффективное использование рабочей силы в условиях постоянно меняющегося спроса производства па рабочие места, позволяет вовлечь в него высвобождаемые ресурсы труда, а также часть граждан из неформального сектора.

В связи с этим одной из главных задач становится обеспечение благоприятных условий для малого предпринимательства, устранение административно-организационных ограничений и барьеров, препятствующих его становлению и эффективному функционированию. Среди приоритетных мер следует выделить повышение доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам, в первую очередь за счет упрощения процедуры получения банковских кредитов. Решение данной проблемы предусматривает также комплекс мер по стимулированию инвестиционной активности субъектов малого бизнеса на основе использования таких инструментов, как льготное обеспечение кредитными ресурсами, привлечение малых предприятий к выполнению заказов для государственных нужд и т.д.

Информация о работе Государственная политика занятости в Беларуси