Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 08:30, курсовая работа
Новые условия хозяйствования, обусловленные началом экономического роста в Республике Беларусь, поставили перед экономической наукой и практикой много сложных и принципиально новых проблем, требующих своего осмысления и решения. К числу таких проблем надо отнести проблему занятости населения, решение которой является не только необходимым фактором ускорения экономического роста, но и в значительной степени основой для социальной стабильности в обществе.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
1. СУЩНОСТЬ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ………………………………….4
Понятие занятости……………………………………………………4
Безработица, как социально-экономическое явление ……………..7
2. ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…...…………12
2.1. Роль государства в политике занятости .………………………..12
2.2. Направления политики занятости …………………………………16
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………….20
3.1. Состояние рынка труда …………………………………………….20
3.2. Проблемы на рынке труда и пути их решения……………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..……..33
Одним из направлений поддержки является предоставление финансовых средств на развитие лизинга оборудования для малых предприятий, гарантирование кредитов, создание систем страхования инвестиционных рисков в сфере малого бизнеса, а также благоприятных условий для привлечения дополнительных частных капиталовложений в малое предпринимательство. Стратегическим направлением должно стать формирование кредитных гарантийных фондов малого предпринимательства, которые в республике отсутствуют.
Не менее важно предоставление финансовой помощи посредством создания центров поддержки предпринимательства, бизнес-инкубаторов, инновационных центров, обществ взаимного кредитования, союзов (ассоциаций) субъектов малого предпринимательства, целевых фондов нежилых помещений и др.
С учетом зарубежного опыта содействия развитию малого предпринимательства представляется необходимой реализация таких мер, как:
Одним из наиболее эффективных направлений политики на рынке труда является совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочей силы. Учитывая отечественный и мировой опыт, можно выделить увеличение масштабов профессиональной подготовки и переподготовки работников по конкретным заявкам нанимателей на основе договорных форм профессионального обучения кадров с гарантией последующего трудоустройства.
Не менее важная задача — расширение связей субъектов хозяйствования с местными образовательными учреждениями всех уровней в целях привлечения инвестиций в развитие последних, совершенствования профориентации учащихся общеобразовательных школ с учетом потребностей региональных рынков труда на основе принципов софинансирования.
Особую роль в повышении профессиональной мобильности рабочей силы играет восстановление системы внутрипроизводственного обучения персонала, в том числе на рабочих местах. Для этого необходимо разработать нормативы затрат нанимателей па подготовку и переподготовку персонала, в том числе на опережающее обучение высвобождаемых работников. В связи с этим назрела необходимость установления в законодательном порядке обязанностей нанимателей по финансированию расходов (в процентном отношении к фонду оплаты труда в зависимости от отраслевой принадлежности) на подготовку квалифицированных кадров в соответствии с требованиями конкретного производства. Достижению этой цели будет способствовать прямое бюджетное целевое финансирование создания и функционирования центров профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров на предприятиях.
Необходимо также разработать действенные механизмы стимулирования предприятий к осуществлению профессионального обучения работников, находящихся под угрозой увольнения, непосредственно на производстве с целью их последующего трудоустройства на вновь создаваемые или свободные рабочие места, в том числе в других организациях. В частности, используя опыт других стран, необходимо разработать нормативы возмещения за счет средств Фонда социальной защиты населения затрат нанимателю на подготовку и опережающее переобучение работников, подлежащих высвобождению.
Предупреждать возможную безработицу среди выпускников ссузов и вузов следует еще на этапе подготовки специалистов, прогнозируя объем выпуска по той или иной специальности с учетом намечаемых структурных сдвигов в экономике. Подготовка специалистов должна вестись на основе изучения их востребованности на региональных рынках труда. При этом должны быть значительно увеличены масштабы профессионализации молодежи с гарантией последующего трудоустройства.
Для сокращения безработицы среди выпускников системы профессионального образования необходимо восстановить связь между профессиональной и трудовой сферами для согласования планов приема по тем или иным специальностям.
В целях организации трудоустройства выпускников учебных заведений требуется:
Таким образом, реализация вышеуказанных направлений будет способствовать формированию рациональной структуры размещения и эффективного использования человеческого капитала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как экономическая категория занятость – это совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности; выражает меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных потребностей и интересов в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода. С этих позиций занятость выступает важнейшей характеристикой рынка труда.
Занятость предусматривает следующие ограничения:
- деятельность не должна
- она должна быть полезной, рациональной, т. е. удовлетворять личные или общественные потребности;
- она должна приносить субъекту доход.
Выделяют различные показатели занятости, которые характеризуют состояние трудовых ресурсов в стране и с помощью которых анализируется и прогнозируется занятость. К таким показателям можно отнести: трудовые ресурсы, экономически активное население, занятое население, численность принятых на работу, численность уволенных, безработные, уровень безработицы.
Достижение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы лишь с помощью рыночных механизмов, через рынок труда и конкуренцию, невозможно. Сами по себе рыночные механизмы не способны обеспечить формирование рациональной структуры занятости, удержание безработицы в пределах допустимого уровня. Административные формы и методы регулирования социально-трудовой сферы оказываются неадекватными формированию рыночных отношений. В условиях, когда еще не действуют многие рыночные регуляторы, существенная роль в обеспечении занятости принадлежит государству.
Политика занятости населения на макроуровне включает методы и инструменты воздействия государства, направленные на эффективное использование рабочей силы, повышение качества рабочих мест, рост профессионального и образовательного уровня наемной рабочей силы и обеспечение правовых и социальных гарантий занятости в сфере труда.
В настоящее время сложились два варианта участия государства в формировании политики занятости. Первый – незначительное участие государственных органов в регулировании, при котором они берут на себя только те функции, которые не в состоянии выполнить рыночные механизмы пассивное регулирование). Второй – активное вмешательство государства в сферу управления занятостью населения. Оно включает в себя мероприятия, связанные с предотвращением увольнений работников для сохранения рабочих мест; обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест; создание новых рабочих мест; организацию новых рабочих мест через систему общественных работ. На современном этапе при отсутствии действенных рыночных механизмов политика занятости строится по второму типу, что определяет необходимость усиления регулирующей функции государства.
В рамках системы регулирования рынка труда целесообразно использовать и такие виды государственного регулирования, как защитное, поощрительное, ограничительное, директивное регулирование. При регулировании рынка труда используются два основных метода: метод повышения спроса на рабочую силу и метод сокращения предложения рабочей силы.
Основными свойствами современного рынка труда в Беларуси
являются: неразвитость рыночной инфраструктуры;
стихийный характер взаимодействия спроса
и предложения рабочих мест; низкая территориальная
мобильность рабочей силы; существование
трудоизбыточных предприятий; несоответствие
профессионально-
Таким образом, наиболее актуальными для Беларуси являются следующие направления:
- разработка комплекса
- разработка взаимоувязанного комплекса мероприятий по подготовке и трудоустройству работников для трудонедостаточных предприятий (регионов);
- разработка мероприятий по
кадровому обеспечению
- разработка комплекса мер
- разработка комплекса мер содействия внутрирегиональной миграции населения с целью более эффективного перераспределения предложения труда в пределах региона;
- введение страхования от
- совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочей силы
Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственной политики занятости, механизм формирования которой будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Государственная политика занятости в Беларуси