Государственная политика занятости в Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 08:30, курсовая работа

Описание работы

Новые условия хозяйствования, обусловленные началом экономического роста в Республике Беларусь, поставили перед экономической наукой и практикой много сложных и принципиально новых проблем, требующих своего осмысления и решения. К числу таких проблем надо отнести проблему занятости населения, решение которой является не только необходимым фактором ускорения экономического роста, но и в значительной степени основой для социальной стабильности в обществе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
1. СУЩНОСТЬ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ………………………………….4
Понятие занятости……………………………………………………4
Безработица, как социально-экономическое явление ……………..7
2. ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…...…………12
2.1. Роль государства в политике занятости .………………………..12
2.2. Направления политики занятости …………………………………16
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………….20
3.1. Состояние рынка труда …………………………………………….20
3.2. Проблемы на рынке труда и пути их решения……………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..……..33

Файлы: 1 файл

ЭКОНОМИКА.doc

— 206.00 Кб (Скачать файл)

Одним из направлений поддержки является предоставление финансовых средств на развитие лизинга оборудования для малых предприятий, гарантирование кредитов, создание систем страхования инвестиционных рисков в сфере малого бизнеса, а также благоприятных условий для привлечения дополнительных частных капиталовложений в малое предпринимательство. Стратегическим направлением должно стать формирование кредитных гарантийных фондов малого предпринимательства, которые в республике отсутствуют.

Не менее важно предоставление финансовой помощи посредством создания центров поддержки предпринимательства, бизнес-инкубаторов, инновационных центров, обществ взаимного кредитования, союзов (ассоциаций) субъектов малого предпринимательства, целевых фондов нежилых помещений и др.

С учетом зарубежного опыта содействия развитию малого предпринимательства представляется необходимой реализация таких мер, как:

  • создание дополнительных возможностей для развития субъектов малого предпринимательства за счет упрощения механизмов их кредитования и оформления имущества, предоставляемого в качестве залогового обеспечения;
  • снижение процентных ставок по кредитам, выдаваемым малым предприятиям в целях создания производств и новых рабочих мест для социально уязвимых категорий населения;
  • предоставление безработным и занимающимся трудоустройством гражданам права на участие в конкурсах по заявленным бизнес-планам (опыт России и Украины);
  • предоставление индивидуальным предпринимателям возможности принимать на работу не только близких родственников, по и граждан, находящихся в отпусках по инициативе нанимателей, на время указанных отпусков.

Одним из наиболее эффективных направлений политики на рынке труда является совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочей силы. Учитывая отечественный и мировой опыт, можно выделить увеличение масштабов профессиональной подготовки и переподготовки работников по конкретным заявкам нанимателей на основе договорных форм профессионального обучения кадров с гарантией последующего трудоустройства.

Не менее важная задача — расширение связей субъектов хозяйствования с местными образовательными учреждениями всех уровней в целях привлечения инвестиций в развитие последних, совершенствования профориентации учащихся общеобразовательных школ с учетом потребностей региональных рынков труда на основе принципов софинансирования.

Особую роль в повышении профессиональной мобильности рабочей силы играет восстановление системы внутрипроизводственного обучения персонала, в том числе на рабочих местах. Для этого необходимо разработать нормативы затрат нанимателей па подготовку и переподготовку персонала, в том числе на опережающее обучение высвобождаемых работников. В связи с этим назрела необходимость установления в законодательном порядке обязанностей нанимателей по финансированию расходов (в процентном отношении к фонду оплаты труда в зависимости от отраслевой принадлежности) на подготовку квалифицированных кадров в соответствии с требованиями конкретного производства. Достижению этой цели будет способствовать прямое бюджетное целевое финансирование создания и функционирования центров профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров на предприятиях.

Необходимо также разработать действенные механизмы стимулирования предприятий к осуществлению профессионального обучения работников, находящихся под угрозой увольнения, непосредственно на производстве с целью их последующего трудоустройства на вновь создаваемые или свободные рабочие места, в том числе в других организациях. В частности, используя опыт других стран, необходимо разработать нормативы возмещения за счет средств Фонда социальной защиты населения затрат нанимателю на подготовку и опережающее переобучение работников, подлежащих высвобождению.

Предупреждать возможную безработицу среди выпускников ссузов и вузов следует еще на этапе подготовки специалистов, прогнозируя объем выпуска по той или иной специальности с учетом намечаемых структурных сдвигов в экономике. Подготовка специалистов должна вестись на основе изучения их востребованности на региональных рынках труда. При этом должны быть значительно увеличены масштабы профессионализации молодежи с гарантией последующего трудоустройства.

Для сокращения безработицы среди выпускников системы профессионального образования необходимо восстановить связь между профессиональной и трудовой сферами для согласования планов приема по тем или иным специальностям.

В целях организации трудоустройства выпускников учебных заведений требуется:

  • создать информационные площадки для трудоустроившихся выпускников и организовать краткосрочные курсы их переподготовки в профессиональных учебных заведениях либо дистанционные формы переобучения;
  • организовать стажировку студентов старших курсов учреждений профессионального образования всех типов на основе договоров с предприятиями сроком до 6 месяцев. При этом установить доплаты работникам за наставничество с компенсацией нанимателям этих затрат за счет Фонда социальной защиты населения или местных бюджетов (опыт России);
  • сформировать на основе сведений, имеющихся в органах по труду, занятости и социальной защите, банк вакантных должностей для трудоустройства выпускников высших учебных заведений, ищущих работу впервые (опыт Украины).

Таким образом, реализация вышеуказанных направлений будет способствовать формированию рациональной структуры размещения и эффективного использования человеческого капитала.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как экономическая категория занятость – это совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности; выражает меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных потребностей и интересов в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода. С этих позиций занятость выступает важнейшей характеристикой рынка труда.

Занятость предусматривает следующие ограничения:

- деятельность не должна противоречить  законам государства;

- она должна быть полезной, рациональной, т. е. удовлетворять личные или общественные потребности;

- она должна приносить субъекту  доход.

Выделяют различные показатели занятости, которые характеризуют состояние трудовых ресурсов в стране и с помощью которых анализируется и прогнозируется занятость. К таким показателям можно отнести: трудовые ресурсы, экономически активное население, занятое население, численность принятых на работу, численность уволенных, безработные, уровень безработицы.

Достижение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы лишь с помощью рыночных механизмов, через рынок труда и конкуренцию, невозможно. Сами по себе рыночные механизмы не способны обеспечить формирование рациональной структуры занятости, удержание безработицы в пределах допустимого уровня. Административные формы и методы регулирования социально-трудовой сферы оказываются неадекватными формированию рыночных отношений. В условиях, когда еще не действуют многие рыночные регуляторы, существенная роль в обеспечении занятости принадлежит государству.

Политика занятости населения на макроуровне включает методы и инструменты воздействия государства, направленные на эффективное использование рабочей силы, повышение качества рабочих мест, рост профессионального и образовательного уровня наемной рабочей силы и обеспечение правовых и социальных гарантий занятости в сфере труда.

В настоящее время сложились два варианта участия государства в формировании политики занятости. Первый – незначительное участие государственных органов в регулировании, при котором они берут на себя только те функции, которые не в состоянии выполнить рыночные механизмы пассивное регулирование). Второй – активное вмешательство государства в сферу управления занятостью населения. Оно включает в себя мероприятия, связанные с предотвращением увольнений работников для сохранения рабочих мест; обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест; создание новых рабочих мест; организацию новых рабочих мест через систему общественных работ. На современном этапе при отсутствии действенных рыночных механизмов политика занятости строится по второму типу, что определяет необходимость усиления регулирующей функции государства.

В рамках системы регулирования рынка труда целесообразно использовать и такие виды государственного регулирования, как защитное, поощрительное, ограничительное, директивное регулирование. При регулировании рынка труда используются два основных метода: метод повышения спроса на рабочую силу и метод сокращения предложения рабочей силы.

Основными свойствами современного рынка труда в Беларуси являются: неразвитость рыночной инфраструктуры; стихийный характер взаимодействия спроса и предложения рабочих мест; низкая территориальная мобильность рабочей силы; существование трудоизбыточных предприятий; несоответствие профессионально-квалификационной структуры свободных рабочих мест и безработных, невысокие качественные характеристики последних, что затрудняет их трудоустройство.

Таким образом, наиболее актуальными для Беларуси являются следующие направления:

- разработка комплекса мероприятий  по определению, высвобождению и трудоустройству избыточного персонала трудоизбыточных предприятий;

- разработка взаимоувязанного комплекса мероприятий по подготовке и трудоустройству работников для трудонедостаточных предприятий (регионов);

- разработка мероприятий по  кадровому обеспечению реструктуризации  предприятий города;

- разработка комплекса мер поддержки  различных форм самозанятости  населения, малого и среднего  частного предпринимательства;

- разработка комплекса мер содействия внутрирегиональной миграции населения с целью более эффективного перераспределения предложения труда в пределах региона;

- введение страхования от безработицы  на основе на индивидуального накопительного счёта;

- совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочей силы

Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной  занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственной политики занятости, механизм формирования которой будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994г.
  2. Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь».
  3. Боровик, Л.С. Политика рынка труда в Беларуси: состояние и перспективы / Л.С.Боровик  // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2010. - №6. – С.4-12.
  4. Ванкевич, Е.В. Экономические проблемы становления рынка труда / Е.В.Ванкевич – Минск: Мисанта, 2001. – 68 с.
  5. Лебедева, С.Н. Экономика и организация труда / С.Н.Лебедева – Минск: Мисанта, 2002. – 165 с.
  6. Лемешевский, И.М. Макроэкономика: мировой опыт и белорусская практика / И.М. Лемешевский. 3-е изд. –Мтинск: ФУАинформ, 2009. – 702с.
  7. Рынок труда: учебник / В.С. Буланов [и др.];  под общ. ред. Н.А. Волгина. – 2-е изд. – Москва: Экзамен, 2003. – 480 с.
  8. Юрова, Н.В. Структурная сбалансированность на рынке труда и основные направления её совершенствования / Н.В.Юрова // Экономика и управление. – 2010. - №3. – С.36-44.
  9. Юрова, Н.В. Проблемы рынка труда в Республике Беларусь и пути их решения / Н.В.Юрова // Экономика и управление. – 2010. - №1. – С.136-141.
  10. Национальный статистический комитет РБ [Электронный ресурс] – Минск, 2010. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by. – Дата доступа: 29.11.2010.
  11. Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты РБ [Электронный ресурс] – Минск, 2010. – Режим доступа: http://www.mintrud.gov.by. – Дата доступа: 29.11.2010

 

 

 

 


 



Информация о работе Государственная политика занятости в Беларуси