Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 08:30, курсовая работа
Новые условия хозяйствования, обусловленные началом экономического роста в Республике Беларусь, поставили перед экономической наукой и практикой много сложных и принципиально новых проблем, требующих своего осмысления и решения. К числу таких проблем надо отнести проблему занятости населения, решение которой является не только необходимым фактором ускорения экономического роста, но и в значительной степени основой для социальной стабильности в обществе.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
1. СУЩНОСТЬ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ………………………………….4
Понятие занятости……………………………………………………4
Безработица, как социально-экономическое явление ……………..7
2. ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…...…………12
2.1. Роль государства в политике занятости .………………………..12
2.2. Направления политики занятости …………………………………16
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………….20
3.1. Состояние рынка труда …………………………………………….20
3.2. Проблемы на рынке труда и пути их решения……………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..……..33
Главными причинами безработицы являются:
1. Структурные сдвиги в
2. Экономический спад или
3. Политика правительства и
4. Сезонные изменения в уровне
производства в отдельных
5. Изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд и, возрастает вероятность безработицы.
Основными формами безработицы являются:
1. Фрикционная безработица. Экономисты используют термин фрикционная безработица (она связана с поисками или ожиданием работы) в отношении работников, которые ищут работу или ждут получения работы в ближайшем будущем. При этом потенциальные работники сохраняют высокую квалификацию, имеют должный уровень профессиональной подготовки. Определение «фрикционная» точно отражает суть явления: рынок труда функционирует при наличии дисбаланса, не приводя в соответствие количество потенциальных наемных работников и рабочих мест.
Определенный уровень фрикционной безработицы неизбежен в условиях постоянно меняющейся рыночной экономики. Спрос на различные товары постоянно колеблется, что в свою очередь вызывает колебания спроса на труд работников, производящих эти товары. Далее, поскольку различные регионы производят разные товары, спрос на труд может одновременно возрастать в одной части страны и сокращаться в другой. Такие изменения в структуре спроса на труд по отраслям и регионам называются структурными сдвигами. Поскольку структурные сдвиги происходят постоянно и рабочим требуется определенное время для смены работы, фрикционная безработица носит устойчивый характер.
2. Структурная безработица. Фрикционная
безработица незаметно
3. Циклическая безработица. Под
циклической безработицей поним
4. Застойная безработица – это такая часть трудоспособного населения страны, которая окончательно разочаровалась в поисках рабочего места и прекратила подобные поиски или длительное время числится в официальных списках безработных. Традиционно застойная безработица выше в малых и ниже в крупных городах. Для застойной и длительной безработицы характерна полная потеря трудовых навыков, заметное нарастание желания вообще не работать. За её счёт в обществе формируются специфические группы населения (бомжи). Особые причины застойной безработицы – это длительная невостребованность некоторых профессий и персональная невостребованность того или иного работника. Основная часть застойной безработицы предстаёт как неофициальная. Такие безработные обычно утрачивают право на пособие, живут за счёт семьи, знакомых и нуждаются в психологической поддержке [6, с.272-274].
Полная занятость не означает абсолютного отсутствия безработицы. Экономисты считают фрикционную и структурную безработицу совершенно неизбежной: следовательно, «полная занятость» определяется как занятость, составляющая менее 100% рабочей силы. Точнее говоря, уровень безработицы при полной занятости равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. Другими словами, уровень безработицы при полной занятости достигается в том случае, когда циклическая безработица равна нулю. Уровень безработицы при полной занятости называется также естественным уровнем безработицы.
Полный, или естественный, уровень безработицы возникает при сбалансированности рынков рабочей силы, то есть когда количество ищущих работу равно числу свободных рабочих мест. Если число ищущих работу превышает имеющиеся вакансии, значит, рынки рабочей силы не сбалансированы; при этом наблюдается дефицит совокупного спроса и циклическая безработица.
С другой стороны, при избыточном совокупном спросе ощущается «нехватка» рабочей силы, то есть количество свободных рабочих мест превышает количество рабочих, ищущих работу. В такой ситуации фактический уровень безработицы ниже естественного уровня.
Несмотря на объективный характер безработицы, она порождает социально-экономические потери:
1. Не производится какая-то
2. Снижаются налоговые поступлени
3. Снижается уровень жизни семьи безработного, так как пособие по безработице меньше, чем заработная плата.
4. Ухудшается психологическое
5. Безработица не только
Оценивая безработицу, как социально-экономическое явление, необходимо сказать, что государство должно «амортизировать», уменьшать её негативные последствия, а работники должны быть готовы к профессиональной и трудовой мобильности ради получения работы.
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА
2.1 Роль государства в политике занятости
Рынок труда – общественно-экономическая форма движения трудовых ресурсов (рабочей силы), соответствующая товарной экономике. Как экономическая категория рынок труда представляет собой систему производственных отношений между работниками (с собственниками рабочей силы), предпринимателями (работодателями) и государством, во-первых, по поводу обмена индивидуальной способности к труду на фонд жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы, и, во-вторых, по поводу размещения работников в системе общественного разделения труда в соответствии с законами товарного производства и обращения.
Система государственного регулирования на макроуровне включает в себя взаимосвязанные подсистемы законодательного, перспективного и оперативного регулирования.
Законодательная подсистема обеспечивает формирование соответствующей правовой основы характера отношений работника и работодателя, а также их отношений с государственными органами и органами самоуправления различных уровней, определяет формы, методы и средства регулирования данных отношений [5, c.123].
Взаимоотношения государства и граждан в сфере трудовой деятельности регламентируется частью 2 ст. 41 Конституции Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь».
В соответствии со ст. 41 Конституции Республики Беларусь гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учётом общественных потребностей, а также право на здоровые и безопасные условия труда. Государство, согласно Конституции, создаёт условия для занятости населения, а в случае незанятости лица по независящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учётом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом. [1].
Перспективная подсистема устанавливает цели регулирования рынка труда, соответствующий механизм их реализации, масштабы регуляторов, обеспечивает получение системного эффекта от их применения. Она предполагает разработку государственных программ социально-экономического развития народного хозяйства и его отраслей, государственных республиканских и региональных программ занятости, включая систему создания рабочих мест для отдельных категорий граждан, учет их наличия, профориентацию, переквалификацию и переподготовку кадров; систем налоговых льгот на доходы, инвестируемые в данную сферу; льготных режимов предоставления банковских ссуд на эти цели и т.д.
Оперативное регулирование направлено на заботу о том, насколько эффективно работают механизмы, связанные с организацией и совершенствованием системы информации о свободных рабочих местах, сокращая тем самым время, в течение которого человек занят поиском работы. Государство принимает на себя ответственность за развитие профессионального обучения и переквалификации, налаживает трудоустройство, осуществляя постоянный контроль над состоянием рынка труда, финансирует исследование проблем занятости, а также стимулирует разработки новых технологий, освоение которых позволит создать дополнительные рабочие места и льготное налогообложение малого бизнеса, обеспечивающего работой население [7, с 124].
Страхование от безработицы и финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения осуществляет Государственный фонд содействия занятости, являющийся государственным внебюджетным фондом. Государственный фонд содействия занятости создаётся за счёт обязательных отчислений предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности (включая и предприятия с иностранными инвестициями), предпринимателей; ассигнований из республиканского и местных бюджетов; добровольных пожертвований и иных поступлений.
Государственное регулирование рынка труда предусматривает:
1) оказание помощи в трудоустройстве и материальную поддержку незанятого населения;
2) профессиональную подготовку и переподготовку незанятого населения, совершенствование системы профессиональной ориентации;
3) бронирование (квотирование) и создание рабочих мест на действующих предприятиях и в организациях для трудоустройства граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда (инвалидов, молодежи, женщин и др.) с частичной компенсацией затрат на эти цели из средств государственного фонда содействия занятости;
4) развитие информационно-справочной сети, обеспечивающей учет спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.
В Беларуси основные принципы политики занятости определены в соответствии с Законом «О занятости населения Республики Беларусь». Государственная политика в области занятости населения основывается на следующих принципах:
Были разработаны государственные программы занятости:
Информация о работе Государственная политика занятости в Беларуси