Государственная политика занятости в Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 08:30, курсовая работа

Описание работы

Новые условия хозяйствования, обусловленные началом экономического роста в Республике Беларусь, поставили перед экономической наукой и практикой много сложных и принципиально новых проблем, требующих своего осмысления и решения. К числу таких проблем надо отнести проблему занятости населения, решение которой является не только необходимым фактором ускорения экономического роста, но и в значительной степени основой для социальной стабильности в обществе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
1. СУЩНОСТЬ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ………………………………….4
Понятие занятости……………………………………………………4
Безработица, как социально-экономическое явление ……………..7
2. ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…...…………12
2.1. Роль государства в политике занятости .………………………..12
2.2. Направления политики занятости …………………………………16
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………….20
3.1. Состояние рынка труда …………………………………………….20
3.2. Проблемы на рынке труда и пути их решения……………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..……..33

Файлы: 1 файл

ЭКОНОМИКА.doc

— 206.00 Кб (Скачать файл)

Главными причинами безработицы являются:

1. Структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение  новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы;

2. Экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей  снижать потребность во всех  ресурсах, в том числе и трудовых;

3. Политика правительства и профсоюзов  в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу;

4. Сезонные изменения в уровне  производства в отдельных отраслях  экономики;

5. Изменения в демографической  структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд и, возрастает вероятность безработицы.

Основными формами безработицы являются:

1. Фрикционная безработица. Экономисты используют термин фрикционная безработица (она связана с поисками или ожиданием работы) в отношении работников, которые ищут работу или ждут получения работы в ближайшем будущем. При этом потенциальные работники сохраняют высокую квалификацию, имеют должный уровень профессиональной  подготовки. Определение «фрикционная» точно отражает суть явления: рынок труда функционирует при наличии дисбаланса, не приводя в соответствие количество потенциальных наемных работников и рабочих мест.

Определенный уровень фрикционной безработицы неизбежен в условиях постоянно меняющейся рыночной экономики. Спрос на различные товары постоянно колеблется, что в свою очередь вызывает колебания спроса на труд работников, производящих эти товары. Далее, поскольку различные регионы производят разные товары, спрос на труд может одновременно возрастать в одной части страны и сокращаться в другой. Такие изменения в структуре спроса на труд по отраслям и регионам называются структурными сдвигами. Поскольку структурные сдвиги происходят постоянно и рабочим требуется определенное время для смены работы, фрикционная безработица носит устойчивый характер.

2. Структурная безработица. Фрикционная  безработица незаметно переходит  во вторую категорию, которая  называется структурной безработице. Экономисты используют термин  «структурный» в значении «составной». С течением времени в структуре потребительского спроса и в технологии происходят важные изменения, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на рабочую силу. Из-за таких изменений спрос на некоторые виды профессий уменьшается или вовсе прекращается. Спрос на другие профессии, включая новые, ранее не существовавшие, увеличивается. Возникает безработица, потому что рабочая сила реагирует медленно и ее структура полностью не отвечает новой структуре рабочих мест. В результате оказывается, что у некоторых рабочих нет таких навыков, которые можно быстро продать; или навыки и опыт устарели и стали ненужными из-за изменений в технологии и характере потребительского спроса. Разница между фрикционной и структурной безработицей весьма неопределенна. Существенное различие состоит в том, что у «фрикционных» безработных есть навыки, которые они могут продать, а «структурные» безработные не могут сразу получить работу без переподготовки, дополнительного обучения, а то и перемены места жительства; фрикционная безработица носит более краткосрочный характер, а структурная безработица более долговременная и поэтому считается более серьезной.

3. Циклическая безработица. Под  циклической безработицей понимается безработица, вызванная спадом, то есть той фазой экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью общих, или совокупных, расходов. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, безработица возрастает. По этой причине циклическую безработицу иногда называют безработицей недостаточного спроса. Циклическая безработица – это безработица, приливы и отливы которой непосредственно связаны с фазами промышленного цикла деловой активности. Уровень циклической безработицы можно определить двумя способами: а)прямой подсчёт работников, потерявших рабочее место и ставших на учёт в период экономического кризиса; б)разница между фактической и естественной безработицей. Возникновение циклической безработицы свидетельствует о неполном использовании национальных факторов производства.

4. Застойная безработица – это такая часть трудоспособного населения страны, которая окончательно разочаровалась в поисках рабочего места и прекратила подобные поиски или длительное время числится в официальных списках безработных. Традиционно застойная безработица выше в малых и ниже в крупных городах. Для застойной и длительной безработицы характерна полная потеря трудовых навыков, заметное нарастание желания вообще не работать. За её счёт в обществе формируются специфические группы населения (бомжи). Особые причины застойной безработицы – это длительная невостребованность некоторых профессий и персональная невостребованность того или иного работника. Основная часть застойной безработицы предстаёт как неофициальная. Такие безработные обычно утрачивают право на пособие, живут за счёт семьи, знакомых и нуждаются в психологической поддержке [6, с.272-274].

Полная занятость не означает абсолютного отсутствия безработицы. Экономисты считают фрикционную и структурную безработицу совершенно неизбежной: следовательно, «полная занятость» определяется как занятость, составляющая менее 100% рабочей силы. Точнее говоря, уровень безработицы при полной занятости равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. Другими словами, уровень безработицы при полной занятости достигается в том случае, когда циклическая безработица равна нулю. Уровень безработицы при полной занятости называется также естественным уровнем безработицы.

Полный, или естественный, уровень безработицы возникает при сбалансированности рынков рабочей силы, то есть когда количество ищущих работу равно числу свободных рабочих мест. Если число ищущих работу превышает имеющиеся вакансии, значит, рынки рабочей силы не сбалансированы; при этом наблюдается дефицит совокупного спроса и циклическая безработица.

С другой стороны, при избыточном совокупном спросе ощущается «нехватка» рабочей силы, то есть количество свободных рабочих мест превышает количество рабочих, ищущих работу. В такой ситуации фактический уровень безработицы ниже естественного уровня.

Несмотря на объективный характер безработицы, она порождает социально-экономические потери:

1. Не производится какая-то часть  товаров и услуг, которые могли  бы быть произведены, если бы  человек работал.

2. Снижаются налоговые поступления: рабочий получает доход (заработную плату), которая облагается налогом.

3. Снижается уровень жизни семьи  безработного, так как пособие по безработице меньше, чем заработная плата.

4. Ухудшается психологическое состояние  безработного, становятся частыми конфликты в семье и т.д.

5. Безработица не только подрывает  материальное положение, но и  влечёт за собой тяжёлые социальные  явления: преступность, наркоманию, проституцию. Бурно растёт число самоубийств: 32 % смертельных случаев – добровольный уход из жизни [4, c. 53].

Оценивая безработицу, как социально-экономическое явление, необходимо сказать, что государство должно «амортизировать», уменьшать её негативные последствия, а работники должны быть готовы к профессиональной и трудовой мобильности ради получения работы.

 

 

 

 

2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА 

 

2.1 Роль государства в политике занятости

 

Рынок труда – общественно-экономическая форма движения трудовых ресурсов (рабочей силы), соответствующая товарной экономике. Как экономическая категория рынок труда представляет собой систему производственных отношений между работниками (с собственниками рабочей силы), предпринимателями (работодателями) и государством, во-первых, по поводу обмена индивидуальной способности к труду на фонд жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы, и, во-вторых, по поводу размещения работников в системе общественного разделения труда в соответствии с законами товарного производства и обращения.

Система государственного регулирования на макроуровне включает в себя взаимосвязанные подсистемы законодательного, перспективного и оперативного регулирования.

Законодательная подсистема обеспечивает формирование соответствующей правовой основы характера отношений работника и работодателя, а также их отношений с государственными органами и органами самоуправления различных уровней, определяет формы, методы и средства регулирования данных отношений [5, c.123].

Взаимоотношения государства и граждан в сфере трудовой деятельности регламентируется частью 2 ст. 41 Конституции Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь».

В соответствии со ст. 41 Конституции Республики Беларусь гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учётом общественных потребностей, а также право на здоровые и безопасные условия труда. Государство, согласно Конституции, создаёт условия для занятости населения, а в случае незанятости лица по независящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учётом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом. [1].

Перспективная подсистема устанавливает цели регулирования рынка труда, соответствующий механизм их реализации, масштабы регуляторов, обеспечивает получение системного эффекта от их применения. Она предполагает разработку государственных программ социально-экономического развития народного хозяйства и его отраслей, государственных республиканских и региональных программ занятости, включая систему создания рабочих мест для отдельных категорий граждан, учет их наличия, профориентацию, переквалификацию и переподготовку кадров; систем налоговых льгот на доходы, инвестируемые в данную сферу; льготных режимов предоставления банковских ссуд на эти цели и т.д.

Оперативное регулирование направлено на заботу о том, насколько эффективно работают механизмы, связанные с организацией и совершенствованием системы информации о свободных рабочих местах, сокращая тем самым время, в течение которого человек занят поиском работы. Государство принимает на себя ответственность за развитие профессионального обучения и переквалификации, налаживает трудоустройство, осуществляя постоянный контроль над состоянием рынка труда, финансирует исследование проблем занятости, а также стимулирует разработки новых технологий, освоение которых позволит создать дополнительные рабочие места и льготное налогообложение малого бизнеса, обеспечивающего работой население [7, с 124].

Страхование от безработицы и финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения осуществляет Государственный фонд содействия занятости, являющийся государственным внебюджетным фондом. Государственный фонд содействия занятости создаётся за счёт обязательных отчислений предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности (включая и предприятия с иностранными инвестициями), предпринимателей; ассигнований из республиканского и местных бюджетов; добровольных пожертвований и иных поступлений.

Государственное регулирование рынка труда предусматривает:

1) оказание помощи в трудоустройстве и материальную поддержку незанятого населения;

2) профессиональную подготовку и переподготовку незанятого населения, совершенствование системы профессиональной ориентации;

3) бронирование (квотирование) и создание рабочих мест на действующих предприятиях и в организациях для трудоустройства граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда (инвалидов, молодежи, женщин и др.) с частичной компенсацией затрат на эти цели из средств государственного фонда содействия занятости;

4) развитие информационно-справочной сети, обеспечивающей учет спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.

В Беларуси основные принципы политики занятости определены в соответствии с Законом «О занятости населения Республики Беларусь». Государственная политика в области занятости населения основывается на следующих принципах:

  1. Обеспечение равных возможностей всем трудоспособным гражданам;
  2. Предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;
  3. Поддержание трудовой инициативы граждан, содействие и поощрение в развитии их способностей к производительному и творческому труду;
  4. Обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;
  5. Принятие дополнительных мер, содействующих трудоустройству граждан с ограниченной трудоспособностью;
  6. Обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий для трудоустройства граждан, желающих работать;
  7. Координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики;
  8. Участие профессиональных союзов, ассоциаций предпринимателей, трудовых коллективов, их формирований в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению занятости во взаимодействии с органами государственного управления;
  9. Международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая профессиональную деятельность граждан республики Беларусь за рубежом и трудовую деятельность иностранных граждан в республике Беларусь[2].

Были разработаны государственные программы занятости:

  1. на 2006 – 2010 гг. – содействие социально-профессиональной мобильности рабочей силы, повышение эффективности и качества труда;
  2. 2009 – 2010г. – достижение количественной и качественной сбалансированности спроса и предложения рабочей силы и мест [11].

Информация о работе Государственная политика занятости в Беларуси