Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 17:01, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление проблем в сфере образования и предложение решений, а также пути совершенствования механизма государственного управления системой образования.
Задачи исследования:
1.Определить понятие, структуру, а также систему управления образованием;
2. Выявить компетенции органов управления образованием различных уровней, пункты исключительной компетенции каждого из них на основе анализа соответствующих статей законодательства;
Введение………………………………………………………..…………….......3
Глава 1. Теоретические основы изучения системы управления образованием в РФ.
§ 1.1. Понятие, структура и система управления образованием………………………………………….…………………..5
§1.2. Государственный контроль (надзор) в сфере образования………8
§ 1.3. Разграничение компетенций органов управления образованием……………………………………………..………….......11
Глава 2. Основные проблемы и перспективы совершенствования организационного механизма управления образованием.
§ 2.1. Политика Российского государства в сфере образования…………………...…………………………………...……..19
§2.2. Особенности, проблемы и пути совершенствования механизма управления современной образовательной системы.…………...………………….…………………………………..28
Заключение…………………………………...…………………………………35
Список использованных источников и литературы……...…………………..37
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Специальность: 080504.65 – ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Государственная система управления образованием Российской Федерации
Студента 4 курса
Группы 1492
Ганибаева Г.Р.
Научный руководитель:
Роднянский Дмитрий Владимирович
Дата сдачи:_____________________
Оценка:_______________________
Подпись руководителя_____________
Казань - 2013
Содержание
Введение……………………………………………………….
Глава 1. Теоретические основы изучения системы управления образованием в РФ.
§ 1.1. Понятие, структура и система
управления образованием………………………………………….…
§1.2. Государственный контроль (надзор) в сфере образования………8
§ 1.3. Разграничение компетенций
органов управления образованием…………………………………………….
Глава 2. Основные проблемы и перспективы совершенствования организационного механизма управления образованием.
§ 2.1. Политика Российского государства
в сфере образования…………………...………………………
§2.2. Особенности, проблемы и
пути совершенствования механизма управления
современной образовательной системы.…………...………………….…………………
Заключение…………………………………...…………
Список использованных источников и литературы……...…………………..37
Введение
В настоящее время уровень развития технологий и наличие природных ресурсов определяет благосостояние стран «золотого миллиарда». Другими словами благосостояние нации определяет исключительно ее интеллектуальный потенциал. Данное явление - это одновременно и причина, и следствие работы системы образования.
Под системой образования следует понимать совокупность образовательно-воспитательных учреждений, функционирующих в том или ином обществе, связь между ними и те общие принципы, на основе которых эти учреждения строятся и работают.
Безусловно, в Российской Федерации сложилась своя специфическая система управления, которая основана на историческом опыте и различных нормативно-правовых актах.
Так Конституция Российской Федерации в статье 43 провозглашает равноправие каждого гражданина на образование.1
Переход к вариативному, личностно-ориентированному образованию, к образованию по выбору в условиях многонационального государства вызвал необходимость разработки государственных образовательных стандартов, которые призваны обеспечить единство образовательного пространства при вариативности форм получения образования и сети образовательных учреждений. И для Российской Федерации данный вопрос «стоит» крайне остро. На данный момент на территории Российской Федерации система управления регламентируется законом РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1, естественно, что за прошедшие 20 лет возникла необходимость в разработке нового закона.2 Так 21.12.2012. был принят новый закон «Об образовании», который вступит в силу с 01.09.2013.
Объектом исследования является система образования Российской Федерации.
Предметом исследования является государственное управление системой образования Российской Федерации.
Целью курсовой работы является выявление проблем в сфере образования и предложение решений, а также пути совершенствования механизма государственного управления системой образования.
Задачи исследования:
1.Определить понятие, структуру, а
также систему управления
2. Выявить компетенции органов управления образованием различных уровней, пункты исключительной компетенции каждого из них на основе анализа соответствующих статей законодательства;
3.Рассмотреть политику
4. Выделить проблемы и
Глава 1. Теоретические основы изучения системы управления образованием в РФ.
§ 1.1. Понятие, структура и система управления образованием.
Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.3
Образование, так же как и науку, можно рассматривать в тpex аспектах:
Целью образования является приобщение человека к убеждениям, идеалам и ценностям господствующей части общества.
Функции образования следующие:
Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить:
1.Учебно-воспитательные учреждения, как разновидности социальных организаций;
2.Социальные общности образования - педагоги и учащиеся;
3.Учебный процесс - как вид социо-культурной деятельности.
Управление системой образования включает в себя:
1.Формирование системы
2.Осуществление
3.Принятие и реализацию
4.Проведение мониторинга в
5.Информационное и
6.Государственную
7.Независимую оценку качества
образования, общественную и общественно-
8.Подготовку и повышение
Управление системой образования носит государственно-общественный характер. Осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения.
Государственное управление в сфере образования осуществляют в пределах своих полномочий федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.
Федеральные органы
1.Федеральный орган
2.Федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции по контролю и надзору в сфере образования;
3.Федеральные государственные органы, которые имеют в своем ведении образовательные организации.
4. Федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, также осуществляет координацию деятельности в сфере образования федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иных субъектов системы образования.
§1.2. Государственный контроль (надзор) в сфере образования.
Государственный контроль (надзор) в сфере образования включает в себя:
1.Федеральный государственный контроль качества образования;
2.Федеральный государственный надзор в сфере образования.
Государственный контроль осуществляют уполномоченные федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Которые осуществляют переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования.
Под федеральным государственным контролем качества образования понимается деятельность по оценке соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся в организации. Которые осуществляют образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, требованиям федеральных государственных образовательных стандартов посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и устранению выявленных нарушений требований федеральных государственных образовательных стандартов.
Под федеральным государственным надзором в сфере образования понимается деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований законодательства об образовании посредством организации и проведения проверок органов и организаций, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений таких требований.4
К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящей статьей.5
Основаниями для проведения внеплановых проверок организаций, которые осуществляют образовательную деятельность, в рамках федерального государственного надзора в сфере образования наряду с основаниями, предусмотренными Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", являются:
1. Выявление аккредитационным органом нарушения требований законодательства об образовании при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности;
2. Выявление органами по контролю и надзору в сфере образования нарушения требований законодательства об образовании на основе данных мониторинга в системе образования, предусмотренного статьей 97 Федерального закона от 29.12.2012 №272-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
В случае, если нарушения законодательства об образовании выявлены, то соответствующий орган по контролю и надзору в сфере образования выдает органу или организации, допустившим такое нарушение, предписание об устранении выявленного нарушения. Указанный в предписании срок его исполнения не может превышать шесть месяцев.6
В случае неисполнения указанного предписания, в том числе если представленный органом или организацией, допустившими такое нарушение, отчет не подтверждает исполнение этого предписания в установленный им срок или отчет о его исполнении до истечения срока его исполнения не представлен, орган по контролю и надзору в сфере образования возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и запрещает прием в данную организацию.
Информация о работе Государственная система управления образованием Российской Федерации