Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 17:01, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление проблем в сфере образования и предложение решений, а также пути совершенствования механизма государственного управления системой образования.
Задачи исследования:
1.Определить понятие, структуру, а также систему управления образованием;
2. Выявить компетенции органов управления образованием различных уровней, пункты исключительной компетенции каждого из них на основе анализа соответствующих статей законодательства;
Введение………………………………………………………..…………….......3
Глава 1. Теоретические основы изучения системы управления образованием в РФ.
§ 1.1. Понятие, структура и система управления образованием………………………………………….…………………..5
§1.2. Государственный контроль (надзор) в сфере образования………8
§ 1.3. Разграничение компетенций органов управления образованием……………………………………………..………….......11
Глава 2. Основные проблемы и перспективы совершенствования организационного механизма управления образованием.
§ 2.1. Политика Российского государства в сфере образования…………………...…………………………………...……..19
§2.2. Особенности, проблемы и пути совершенствования механизма управления современной образовательной системы.…………...………………….…………………………………..28
Заключение…………………………………...…………………………………35
Список использованных источников и литературы……...…………………..37
§ 1.3. Разграничение компетенций органов управления образованием.
Федеральный уровень управления системой образования.
Согласно ст.6 Федерального закона от 29.12.2012
№272-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
в области образования ведению Российской
Федерации в лице ее федеральных органов
государственной власти и органов управления
образованием подлежат:
1.Разработка и проведение
единой государственной политики в сфере
образования;
2.Организация предоставления высшего образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение на конкурсной основе бесплатно высшего образования;
3.Организация предоставления дополнительного профессионального образования в федеральных государственных образовательных организациях;
4.Разработка, утверждение и реализация государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, реализация международных программ в сфере образования;
5.Создание, реорганизация, ликвидация федеральных государственных образовательных организаций, осуществление функций и полномочий учредителя федеральных государственных образовательных организаций;
6.Утверждение федеральных государственных образовательных стандартов, установление федеральных государственных требований;
7.Лицензирование образовательной деятельности:
а)Организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;
б)Федеральных государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
в)Российских образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации, образовательных организаций, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также осуществляющих образовательную деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях;
г)Иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации;
8.Государственная аккредитация образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и указанных в пункте 7 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2012 №272-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также иностранных образовательных организаций, которые осуществляют образовательную деятельность за пределами территории Российской Федерации;
9.Государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2012 №272-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые осуществляют государственное управление в сфере образования;
10.Формирование и ведение федеральных информационных систем, федеральных баз данных в сфере образования, в том числе обеспечение конфиденциальности содержащихся в них персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
11.Установление и присвоение государственных наград, почетных званий, ведомственных наград и званий работникам системы образования;
12.Разработка прогнозов подготовки кадров, требований к подготовке кадров на основе прогноза потребностей рынка труда;
13.Обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на федеральном уровне;
14.Осуществление иных полномочий в сфере образования, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Также Федеральные государственные органы могут обеспечивать в федеральных государственных образовательных организациях организацию, которая будет предоставлять общедоступное и бесплатное общее и среднее профессиональное образования.
Региональный уровень управления системой образования.
Согласно ст.7 и ст.8 Федерального закона
от 29.12.2012 №272-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», в ведении субъектов Российской
Федерации в области образования находятся:
1.Разработка и реализация региональных
программ развития образования с учетом
региональных социально-экономических,
экологических, демографических, этнокультурных
и других особенностей субъектов Российской
Федерации;
2.Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций субъектов Российской Федерации, осуществление функций и полномочий учредителей образовательных организаций субъектов Российской Федерации;
3.Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации;7
4.Организация предоставления
5.Создание условий для
6.Финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, указанными в пункте 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 №272-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;8
7.Организация предоставляет средне профессиональное образование, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования;
8.Организация предоставляет дополнительное образование детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;
9.Организация предоставляет дополнительно профессиональное образование в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;
10.Организация обеспечивает муниципальные образовательные организации и образовательные организации субъектов Российской Федерации учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, которые рекомендованы к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ;
11.Ообеспечение осуществления
12.Организация предоставляет психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощи обучающимся, которые испытывают трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации;
13.Осуществляют иные установленных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере образования.
Также органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе обеспечивать организацию предоставления на конкурсной основе высшего образования в образовательных организациях высшего образования субъектов Российской Федерации.
На региональном уровне принимаются правовые
акты, которые регламентируют деятельность
органов субъекта Федерации в области
управления образованием.
Так, согласно Положению о министерстве образования
и науки Республики Татарстан9, Министерство образования и науки Республики
Татарстан является органом исполнительной
власти Республики Татарстан, которое
осуществляет государственную политику
в сфере образования, науки, научной, научно-технической
деятельности, а также молодежной политики.
Министерство в своей деятельности руководствуется
Конституцией Российской Федерации, федеральными
конституционными законами, федеральными
законами, другими нормативно-правовыми
актами Российской Федерации, Уставом
(Основным Законом) Республики Татарстан,
законами Республики Татарстан и другими
нормативными правовыми актами Российской
Федерации и Республики Татарстан, а также
настоящим Положением.
Министерство осуществляет свою деятельность
во взаимодействии с Министерством образования
и науки Российской Федерации и другими
федеральными органами исполнительной
власти, их территориальными органами,
органами исполнительной власти Республики
Татарстан, Законодательным собранием
Республики Татарстан, органами местного
самоуправления, общественными объединениями
и иными организациями.
Основная задача Министерства Республики
Татарстан— реализация единой государственной
политики в сфере образования, науки, молодежной
политики с учетом региональных социально-экономических,
демографических, национальных, экологических,
культурных и других особенностей.
Министерство возглавляет Министр образования
и науки Республики Татарстан (далее именуется
Министр), назначаемый на должность и освобождаемый
от должности Президентом Республики Татарстан.
В настоящий момент Министром образования и науки
Республики Татарстан является Фаттахов Энгель Навапович.
Муниципальный уровень управления системой образования.
Органы местного самоуправления ответственны
за реализацию права граждан на получение
дошкольного, начального общего, основного
общего и среднего (полного) общего образования.
Они осуществляют ежегодно публикацию
среднестатистических показателей о соответствии
федеральным и местным требованиям условий
осуществления образовательного процесса
в образовательных учреждениях.10
К исключительной компетенции в области
образования органов местного самоуправления
относятся:
1.Планирование, организация, регулирование
и контроль деятельности местных (муниципальных)
органов управления образованием, образовательных
учреждений в целях осуществления государственной
политики в области образования;
2.Формирование местных бюджетов в части
расходов на образование и соответствующих
фондов развития образования, разработка
и принятие местных нормативов финансирования
системы образования;
3.Обеспечение гражданам, проживающим
на соответствующих территориях, возможности
выбора общеобразовательного учреждения;
4.Регулирование в пределах своей компетенции
отношений собственности в системе образования;
5.Создание, реорганизация и ликвидация
муниципальных образовательных учреждений
.
Подводя промежуточные итоги, образование является важным элементов государственной политики. Оно представляет собой процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Сфера образования наиболее актуальна для нашей страны, ведь после распада Советского союза она претерпела заметные преобразования и в настоящее время активно развивается.
На территории Российской Федерации существует три уровня управления образованием – это федеральный, региональный (субъекты РФ) и муниципальный (органы местного самоуправления). У каждого уровня есть свои полномочия и обязанности и все они функционируют в общей системе управления образованием.
Глава 2. Основные проблемы и перспективы совершенствования организационного механизма управления образованием.
§ 2.1. Политика Российского государства в сфере образования.
Стремительное развитие общественных систем во второй половине 20 века поставило перед правительствами большинства стран задачу по формированию адекватной вызовам социальных реалий системы образования. В этой связи одним из направлений политики развитых государств стала модернизация сферы образования, становление новых форм ее регулирования, финансирования, образовательных технологий и т.д.
Реформирование системы образования в Российской федерации началось в 1990 х. гг. и к настоящему времени можно сказать, оно прошло три этапа:
1. Первый из них был связан с принятием в 1992 г. Закона РФ «Об образовании», который до сегодняшнего дня составляет законодательную базу для функционирования всей российской системы образования, в том числе высшего. Возникла потребность в преобразованиях системы образования, которая была обусловлена переходом от плановой хозяйственной системы к рыночной, а также необходимостью организации сферы образования в соответствии с социальными реалиями нового для нашей страны периода развития. Закон впервые предполагал введение в деятельность вузов элементов рыночного регулирования, а также развитие многообразия форм их собственности. Одновременно была осуществлена смена роли государства в образовании, отныне она связывалась с «созданием «правовых гарантий» для свободного функционирования и развития системы образования РФ», определением прав и полномочий участников системы образования, регулированием их отношений в данной области. В то же время произошло существенное расширение полномочий образовательных учреждений, получивших статус государственных некоммерческих организаций: им было предоставлено право находить дополнительные источники финансирования, право собственности на денежные средства, имущество, иные объекты, переданные им физическими и юридическими лицами в виде дара или пожертвования, право на доходы от собственной деятельности и приобретенные на них объекты собственности и др. В рамках данного Закона также была сделана попытка закрепления гарантии финансирования образования государством в размере не менее 10% ежегодного национального дохода.
Информация о работе Государственная система управления образованием Российской Федерации