Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 06:40, контрольная работа
Проблема обеспечения занятости населения в условиях рынка является актуальной и требует разработки правовой основы, направленной на развитие занятости и формирование эффективного правового механизма государственного регулирования, объединяющего политику труда и занятости, финансово – экономические, кадровые и правовые компоненты.
В настоящее время существует реальная потребность в теоретическом понимании действующего законодательства и практического его использования.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: РЫНОК ТРУДА
СОДЕРЖАНИЕ
Проблема обеспечения занятости населения в условиях рынка является актуальной и требует разработки правовой основы, направленной на развитие занятости и формирование эффективного правового механизма государственного регулирования, объединяющего политику труда и занятости, финансово – экономические, кадровые и правовые компоненты.
В настоящее время существует реальная потребность в теоретическом понимании действующего законодательства и практического его использования. Граждане, как собственники рабочей силы, ставят перед собой цель реализовать свое право на труд с помощью поиска подходящей оплачиваемой работы. Работодатель заинтересован в найме рабочей силы для лучшей организации и эффективного осуществления производственной деятельности, приносящей доход. При этом государство выступает в таких отношениях регулятором и координатором, способствуя их цивилизованному развитию, способствующему возникновению и упрочению социального партнерства между гражданами и работодателями как субъектами трудовых отношений.
Правовые, экономические и организационные условия обеспечения занятости и гарантии реализации прав граждан на труд определяются текущим законодательством. Эти положения определяют государственную политику в области занятости и дают гарантии реализации права граждан на труд.
Состояние рынка труда зависит от таких факторов, как: от степени эффективности правового регулирования, соответствия правовых норм, регулирующих данную сферу отношений, от состояния и возможностей общества, государства, связанных с обеспечением поступательного развития и экономических реформ в РФ. Политика занятости включается и согласовывается с общей концепцией реформирования экономики, соответствует ее принципам и стратегии выполнения.
Всестороннее изучение и использование опыта борьбы с безработицей в периоды экономического кризиса в других странах мира будет направлено на ускоренное формирование эффективного механизма государственного регулирования занятости населения РФ, т.к. на данном этапе законодательная база рынка труда в РФ далека от совершенства.
В процессе изучения проблем, появившихся на рынке труда и занятости населения РФ, можно выделить следующие, требующие своего решения:
- скрытые резервы;
- региональный дисбаланс;
- образовательный дисбаланс;
- увеличение напряженности на рынке труда;
- недостаточное профессиональное консультирование;
- не организованная временная занятость подростков;
- не развитые компенсационные выплаты.
Для решения некоторых из вышеперечисленных проблем, были созданы специальные учреждения – Службы занятости, осуществляющие управление занятостью в масштабах государства. Службы занятости помогают:
- ищущим работу или желающим пройти профессиональную переподготовку;
- предприятиям, планирующим идти в ногу со временем;
- государству;
- лучше знать ситуацию на рынке труда, отслеживать влияние технологических изменений и структурной перестройки на занятость [10, с.112].
В условиях рынка деятельность служб занятости весьма многообразна. Государством возложены на службы занятости следующие задачи:
- оказание поддержки безработным и помощь им в поисках работы;
- организация рынка труда так, чтобы вакансии заполнялись наиболее квалифицированными работниками; чтобы текущий и перспективный спрос на лиц определенных профессий соответствовал предложению на рынке труда;
- предложение и осуществление мер по созданию новых рабочих мест;
- оказание населению консультаций по профориентации, предоставление ему статистической информацию и других посреднических услуг, способствующих скорейшему трудоустройству безработных.
Традиционными функциями служб занятости являются следующие: выплата пособий по безработице, выявление свободных рабочих мест и трудоустройство, распространение информации о вакансиях и профессиональная ориентация, занятость иностранных рабочих и возможности трудоустройства в приграничных районах.
К дополнительным функциям, возникшим с изменением социально-экономической обстановки, относятся: специализированное трудоустройство (трудящиеся-инвалиды, управленческий персонал, временное трудоустройство); самозанятость (поощрение самостоятельных поисков работы); профориентация; устройство на курсы профподготовки на предприятиях; помощь в смене профессии; специальные программы содействия занятости.
На практике службы занятости реализуют только часть этих функций, что связано с потребностями региона, страны в целом и наличия ресурсов. Для реальной оценки состояния рынка труда и положения в области занятости населения в РФ в 2001 г. была установлена форма государственной статистической отчетности, утвержденная приказом Госкомстата России от 11 января 2001 г. №3.
С целью разработки согласованных решений, связанных с определением и осуществлением политики занятости населения на федеральном, и других уровнях с целью социального партнерства формируются комитеты содействия занятости населения, объединяющие представителей объединений профессиональных союзов, других представительных органов работников, работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных государственных органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан, нуждающихся в социальной защите [11, с.98].
Анализ случаев успешного трудоустройства дает возможность выделить, кроме профессиональной пригодности, дополнительные факторы, по которым можно предсказать вероятность трудоустройства клиента, а именно:
- спрос на определенную профессию;
- требования работодателя к профессиональной подготовке и личным качествам безработного;
- уровень компетентности безработного в рыночных отношениях в области занятости (в том числе: знание технологии поиска работы, умение вести переговоры с работодателем, владение способами самопрезентации и саморекламы и другие);
- личностный фактор: желание получить работу, общительность, упорство, целеустремленность, личное обаяние [10, с.117].
Государственные службы занятости в России представлены специальными организациями, существующими на бюджетные средства и выполняющие свои посреднические функции бесплатно как для работодателей, так и для соискателей. Службы занятости трудоустраивают работников всех уровней и квалификации, в различные организации, чаще, в государственные структуры. Единственным требованием, предъявляемым к человеку, встающему на учет в службу занятости является статус безработного.
Основными направлениями деятельности государственных служб занятости являются:
1) регистрация безработных;
2) регистрация вакантных мест;
3) трудоустройство безработных и других лиц, стремящихся получить работу;
4) изучение ситуации на рынке труда и предоставление информации о ней;
5) тестирование лиц, стремящихся получить работу;
6) профориентация и переподготовка безработных;
7) выплата пособий зарегистрированным безработным.
Согласно статье 15 ФЗ «О занятости населения в РФ» государственная служба занятости населения предполагает следующий состав:
1) уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти;
2) органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие полномочия в части содействия занятости населения и переданное полномочие по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
3) государственные учреждения службы занятости населения [3, с.5].
Размеры служб занятости зависят от того, какие функции возложены на них законодательством той или иной страны, а их значимость связана с положением на рынке труда в стране.
Для воплощения своего права на труд граждане могут осуществлять поиск работы самостоятельно или обращаться в органы службы занятости, призванные содействовать гражданам в поиске подходящей работы.
Реализовать свое право на труд гражданин также может путем непосредственного обращения к работодателю.
Статья 15 Ф3 «О занятости населения в РФ» определяет следующие условия признания гражданина безработным: трудоспособность, готовность приступить к работе, поиск работы, отсутствие заработка и работы, наличие всех необходимых документов, наличие в паспорте гражданина отметки о регистрации по месту жительства, регистрация в органах службы занятости по месту жительства гражданина в целях поиска подходящей работы.
Органы службы занятости имеют право рассматривать вопрос о признании гражданина безработным только при условии соблюдения всех вышеперечисленных условий.
Право на получение пособия по безработице имеет гражданин, официально признанный безработным.
Органы службы занятости дают консультации по вопросам в рамках их компетенции, всем обращающимся к ним гражданам, независимо от места жительства или пребывания; занятым и не занятым трудовой деятельностью, гражданам, получающим пенсию по старости (по возрасту), по инвалидности I, II, III групп, подросткам от 14 до 16 лет, иностранным гражданам, молодежи, беженцам, вынужденным переселенцам, лицам, не имеющим гражданства.
Услуги, связанные с содействием реализации прав граждан на занятость, оказываются органами службы занятости бесплатно.
Деятельность государственных служб занятости обеспечивает активное взаимодействие безработных граждан и работодателей, на основе закрепленных правовых норм, обеспечивает социальную поддержку социально-уязвимым слоям населения, что достигается следующими направлениями деятельности: использованием банков вакансий, содействие в трудоустройстве, выплата пособий, консультирование, направление на профессиональную переподготовку, повышение квалификации, создание дополнительных рабочих мест для инвалидов, молодежи, т.е. активное проведение государственной политики занятости населения [3, с.7].
Таким образом, служба занятости является органом исполнительной власти, осуществляющим функции контроля и надзора в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, оказывающим государственные услуги в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и разрешения коллективных трудовых споров. Существуют традиционные и новые (дополнительные) функции служб занятости, возникающие в связи с изменением социально-экономической обстановки в стране. Главной задачей учреждений данного типа остается решение проблем трудоустройства граждан. Для того, чтобы политика занятости стала эффективной и результативной, следует направить ее на регулирование структуры безработицы, на перераспределение рабочей силы по отраслям, повышение мобильности и профессиональной квалификации людей.
Согласно пункту 1 статьи 15 ФЗ «О занятости населения в РФ» в стране устанавливаются федеральные государственные стандарты государственных услуг и государственных функций в отношении содействия занятости населения, представляющие собой требования, обязательные при оказании госуслуг и выполнении государственных функций по содействию занятости населения органами службы занятости.
Федеральные государственные стандарты государственных услуг и государственных функций в области содействия занятости населения должны обеспечивать:
1) единство предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций по содействию занятости населения в РФ;
2) полноту и качество
предоставления
3) вседоступность государственных услуг в отношении содействия занятости населения [3, с.10].
В соответствии со статьей 15, Федеральные государственные стандарты государственных услуг и государственных функций содержат следующие требования:
1) к процедуре оказания государственных услуг и выполнения государственных функций в области содействия занятости населения и критериям принятия решений;
2) к составу, срокам и последовательности осуществления административных действий при оказании государственных услуг и выполнении государственных функций в области содействия занятости населения, в том числе к особенностям выполнения таких действий в электронной форме;
3) порядку и формам
контроля за предоставлением
государственных услуг и
4) другим условиям и способам оказания государственных услуг и выполнения государственных функций в области содействия занятости населения.
Разработку и утверждение федеральных государственных стандартов государственных услуг и государственных функций в отношении содействия занятости населения осуществляет уполномоченный на то Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти.
Органы службы занятости в РФ имеют право безвозмездно обмениваться с налоговыми органами, органами государственной статистики, миграционной службы и другими государственными органами отчетной документацией, а также сведениями, необходимыми каждой из сторон для выполнения своих функций.
Согласно пункту 1 статьи 22 ФЗ «О занятости населения в РФ» органы службы занятости оказывают помощь безработным гражданам, членам их семей, в переезде в другую местность для временного трудоустройства по имеющейся у них профессии. При этом безработным гражданам в другую местность с целью трудоустройства по направлению органов службы занятости оказывается финансовая поддержка, предполагающая:
Информация о работе Государственная служба занятости населения России, ее структура и функции