Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 06:40, контрольная работа
Проблема обеспечения занятости населения в условиях рынка является актуальной и требует разработки правовой основы, направленной на развитие занятости и формирование эффективного правового механизма государственного регулирования, объединяющего политику труда и занятости, финансово – экономические, кадровые и правовые компоненты.
В настоящее время существует реальная потребность в теоретическом понимании действующего законодательства и практического его использования.
- длительное взаимодействие продавца (наемного работника) и покупателя (работодателя), что играет важную роль в обеспечении конкурентоспособности фирмы (качество выполняемой работы, трудоотдача и т.д.);
- необходимость подробной регламентации деятельности субъектов рынка, вызванное наличием большего числа институциональных структур (законодательство, социально-экономические программы, службы занятости, профсоюзы и т.п.);
- высокая степень индивидуализации сделок, связанная с особенностями рабочей силы, технологий производства и организации труда;
- оплата труда в соответствии с конечными результатами, т.е. ценой продукции, созданной данным трудом, что ставит спрос на рабочую силу в зависимость от спроса на конечные товары и услуги. Спрос на рабочую силу возникает в соответствии со спросом на товары и услуги и является производным;
- для наемного работника имеет важное значение как денежный аспект, так и содержание, условия труда, микроклимат в коллективе, гарантии сохранения рабочего места, перспективы продвижения по службе и т.д.
В регулировании занятости населения немаловажную роль играет государство, занимающееся как безработицей, так и созданием новых рабочих мест, проведением мероприятий по стимулированию деловой активности.
Создавая биржи труда, государство старается достичь общей и структурной сбалансированности спроса и предложения на рынке труда с помощью обеспечения нужной информацией как людей, ищущих работу, так и работодателей. Хороших результатов в борьбе с безработицей достигают там, где основные финансовые ресурсы используются только в активных, а не в пассивных формах, то есть когда основные усилия направлены на работу с незадействованными трудовыми ресурсами, а не только на выплату пособий по безработице. Такой подход позволяет умерить иждивенческие настроения у части безработных и быстрее ввести трудовые ресурсы в производственный процесс.
В отношении занятости населения государство, осуществляя те или иные мероприятия, способствует росту профессиональной и пространственной мобильности трудовых ресурсов.
Профессиональная мобильность зависит, во-первых, от законодательно установленного уровня обязательного общего образования (чем выше уровень, тем выше мобильность); во-вторых, от контрактных форм поддержки, сопровождаемых кредитованием молодежи для получения образования, профессиональной подготовки и предоставлением рабочих мест с целью погашения денежного кредита; в-третьих, от развития сети системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров. Пространственная мобильность предопределяется созданием благоприятных условий для жизнедеятельности, предоставлением льгот, тех или иных преференций, а также образованием региональных центров по адаптации местного населения к новым видам деятельности и технологиям.
Выделяют следующие особенности функционирования рынка труда, связанные с характером воспроизводства и особенностями товара «рабочая сила»:
1. Неотделимость права собственности на товар, т.е. труд от его владельца.
2. При покупке товара «труд» взаимодействие продавца (наемного работника) и покупателя (нанимателя) длится гораздо дольше, чем при покупке, например, продовольственных товаров.
3. Наличие большого числа
институциональных структур
4. Разный профессионально
квалификационный уровень
5. Наличие своеобразия в обмене рабочей силы по сравнению с обменом вещного товара, из которой вытекают два следствия:
- рынок труда связывает между собой различные рынки и др.[10, с.210].
Из предложенных вариантов ответа выберите правильный:
1. Год создания службы занятости населения РФ:
А) 1991;
Б) 1993;
В) 1990;
Г) 1996.
2.Граждание не признается безработным, если:
А) не желает быть признанным безработным;
Б) отказался от 2-х вариантов подходящей работы;
В) представил фиктивную справку о средней заработной плате;
Г) все ответы верны.
3.Совокупность мер, направленных на стимулирование вовлечения и эффективного функционирования индивидуумов в сфере труда для достижения целей общества:
А) политика образования;
Б) политика стимулирования;
В) политика занятости;
Г) трудовая политика.
4.Если гражданин зарегистрирован в службе занятости, не имеет работы, занимается ее поиском и готов приступить к работе, это является (…..) условием для отнесения его к категории безработных:
А) необходимым;
Б) достаточным;
В) необходимым и достаточным.
5.Если гражданин зарегистрирован в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готов приступить к работе, это является (……) условием для отнесения его к категории безработных:
А) необходимым;
Б) достаточным;
В) необходимым и достаточным.
6.Безвозмездное или постоянное предоставление конкретному лицу или группе лиц определенной денежной суммы – это:
А) социальное пособие;
Б) льгота;
В) компенсация;
Г) субсидия.
7. Условия обеспечения полной занятости населения:
А) безработица соответствует естественному уровню;
Б) все трудоспособное
население занято трудовой
В) заняты все имеющиеся рабочие места.
8. Целью государственной политики в области занятости не является (3 ответа):
а) обеспечение полной, эффективной и свободно избранной занятости;
б) изучение рынка труда;
в) достижение международных стандартов в области качества жизни;
г) социальное страхование безработных.
9. Период времени, в течение которого претендент на работу ищет ее
а) продолжительность безработицы;
б) длина безработицы;
в) отрезок безработицы;
г) нет правильного ответа.
10. Государственная служба занятости населения не включает:
А) федеральный орган исполнительной власти;
Б) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения;
В) негосударственные учреждения службы занятости населения.
Из предложенных вариантов ответа выберите правильный:
1.Потребность экономики
в определенном количестве
А) спрос на рабочую силу;
Б) предложение рабочей силы;
В) потребность в рабочих местах;
Г) вакансия.
2. Рынок рабочей силы по степени государственного воздействия не делится на:
А) контролируемый;
Б) неконтролируемый;
В) черный.
3. Не относится к особенностям функционирования рынка труда:
А) отсутствие не денежных аспектов сделки;
Б) высокая степень индивидуализации сделок;
В) большая продолжительность контакта продавца и покупателя;
Г) неотделимость права собственности на товар от его владельца.
4. Не является субъектом рынка:
А) государство;
Б) работодатель;
В) наемные работники;
Г) институты, повышающие квалификацию.
5.Область пересечения совокупного спроса на труд с совокупным предложением труда:
А) совокупный рынок труда;
Б) рынок труда;
В) удовлетворенный спрос на труд.
6. Наличие большого числа независимых покупателей и продавцов на рынке труда формирует его:
А) конкуренцию;
Б) конъюнктуру;
В) цивилизованность.
7. Государственные учреждения, негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы – это:
А) конкуренция на рынке труда;
Б) инфраструктура рынка труда;
В) рыночный механизм рынка труда;
Г) нет верного ответа.
8.Наемные работники относятся к следующему элементу рынка труда:
А) субъектам;
Б) объектам;
В) инфраструктура.
9.Механизм рынка труда включает:
А) спрос и предложение труда;
Б) цена труда;
В) конкуренция;
Г) все ответы верны.
10. Участие предприятий в регулировании рынка труда обеспечивается формированием:
А) структуры предложения на рынке труда;
Б) структуры спроса на рабочую силу;
В) объема найма работников;
Г) характеристик найма работников.
Проблема занятости трудоспособного населения рассматривается в мировом сообществе как одна из приоритетных, так как она напрямую связана с перспективами социальной стабильности государства. В то же время, сложность и скорость происходящих изменений требуют подробного анализа состояния и тенденций занятости, разработки и принятия эффективных мер, касающихся мер регулирования и обеспечения занятости населения.
Под занятостью понимается деятельность граждан, непосредственно связанная с удовлетворением личных, а также общественных потребностей, входящая в противоречие с действующим законодательством и приносящая им, заработок, трудовой доход. При этом гражданам принадлежит право использовать свои способности к производительному труду, к творчеству. Принуждение к труду в любой форме (физической, нравственной, психологической) запрещено[3, с.4].
В соответствии с ФЗ «О занятости населения РФ» незанятость граждан не является основанием для привлечения их к административной и иной ответственности. Согласно статье 2 вышеупомянутого ФЗ, занятыми гражданами являются:
- работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона);
- зарегистрированные в определенном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, открывшие адвокатские кабинеты, иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами зарегистрирована и лицензирована;
- занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
- выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются осуществление работ, оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);
- избранные, назначенные или утвержденные на определенную оплачиваемую должность;
- проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
- обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, включая обучение по направлению госслужбы занятости населения (органы службы занятости);
- временно отсутствующие на рабочем месте по причине нетрудоспособности, отпуска, повышения квалификации, приостановки производства, переподготовки, вызванной забастовкой, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;
- являющиеся учредителями, а также участниками организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, дачных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности;
- являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства [3, с.5].
Учет населения по видам общественно полезной деятельности позволяет выделять следующие виды занятости:
Информация о работе Государственная служба занятости населения России, ее структура и функции