Государственная служба занятости населения России, ее структура и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 06:40, контрольная работа

Описание работы

Проблема обеспечения занятости населения в условиях рынка является актуальной и требует разработки правовой основы, направленной на развитие занятости и формирование эффективного правового механизма государственного регулирования, объединяющего политику труда и занятости, финансово – экономические, кадровые и правовые компоненты.
В настоящее время существует реальная потребность в теоретическом понимании действующего законодательства и практического его использования.

Файлы: 1 файл

контрол.работа.рынок труда.doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

- длительное взаимодействие продавца (наемного работника) и покупателя (работодателя), что играет важную роль в обеспечении конкурентоспособности фирмы (качество выполняемой работы, трудоотдача и т.д.);

- необходимость подробной регламентации деятельности субъектов рынка, вызванное наличием большего числа институциональных структур (законодательство, социально-экономические программы, службы занятости, профсоюзы и т.п.);

- высокая степень индивидуализации сделок, связанная с особенностями рабочей силы, технологий производства и организации труда;

- оплата труда в соответствии с конечными результатами, т.е. ценой продукции, созданной данным трудом, что ставит спрос на рабочую силу в зависимость от спроса на конечные товары и услуги. Спрос на рабочую силу возникает в соответствии со спросом на товары и услуги и является производным;

- для наемного работника имеет важное значение как денежный аспект, так и содержание, условия труда, микроклимат в коллективе, гарантии сохранения рабочего места, перспективы продвижения по службе и т.д.

В регулировании занятости населения немаловажную роль играет государство, занимающееся как безработицей, так и созданием новых рабочих мест, проведением мероприятий по стимулированию деловой активности.

Создавая биржи труда, государство старается достичь общей и структурной сбалансированности спроса и предложения на рынке труда с помощью обеспечения нужной информацией как людей, ищущих работу, так и работодателей. Хороших результатов в борьбе с безработицей достигают там, где основные финансовые ресурсы используются только в активных, а не в пассивных формах, то есть когда основные усилия направлены на работу с незадействованными трудовыми ресурсами, а не только на выплату пособий по безработице. Такой подход позволяет умерить иждивенческие настроения у части безработных и быстрее ввести трудовые ресурсы в производственный процесс.

В отношении занятости населения государство, осуществляя те или иные мероприятия, способствует росту профессиональной и пространственной мобильности трудовых ресурсов.

Профессиональная мобильность зависит, во-первых, от законодательно установленного уровня обязательного общего образования (чем выше уровень, тем выше мобильность); во-вторых, от контрактных форм поддержки, сопровождаемых кредитованием молодежи для получения образования, профессиональной подготовки и предоставлением рабочих мест с целью погашения денежного кредита; в-третьих, от развития сети системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров. Пространственная мобильность предопределяется созданием благоприятных условий для жизнедеятельности, предоставлением льгот, тех или иных преференций, а также образованием региональных центров по адаптации местного населения к новым видам деятельности и технологиям.

Выделяют следующие особенности функционирования рынка труда, связанные с характером воспроизводства и особенностями товара «рабочая сила»:

1. Неотделимость права  собственности на товар, т.е. труд от его владельца.

2. При покупке товара  «труд» взаимодействие продавца (наемного работника) и покупателя (нанимателя) длится гораздо дольше, чем при покупке, например, продовольственных товаров.

3. Наличие большого числа  институциональных структур особого  рода (разветвленной системы законодательства, служб занятости и т.д.) также ведет к своеобразию отношений между субъектами рынка труда.

4. Разный профессионально  квалификационный уровень рабочей  силы, разные технологии вызывают необходимость высокой индивидуализации сделок при покупке товара «труд».

5. Наличие своеобразия  в обмене рабочей силы по сравнению с обменом вещного товара, из которой вытекают два следствия:

- рынок труда связывает между собой различные рынки и др.[10, с.210].

3. Тесты к вопросу  «Государственная служба занятости  населения России, ее структура  и функции»

 

Из предложенных вариантов ответа выберите правильный:

1. Год создания службы занятости населения РФ:

А) 1991;

Б) 1993;

В) 1990;

Г) 1996.

2.Граждание не признается безработным, если:

А) не желает быть признанным безработным;

Б) отказался от 2-х вариантов подходящей работы;

В) представил фиктивную справку о средней заработной плате;

Г) все ответы верны.

3.Совокупность мер, направленных на стимулирование вовлечения и эффективного функционирования индивидуумов в сфере труда для достижения целей общества:

А) политика образования;

Б) политика стимулирования;

В) политика занятости;

Г) трудовая политика.

4.Если гражданин зарегистрирован в службе занятости, не имеет работы, занимается ее поиском и готов приступить к работе, это является (…..) условием для отнесения его к категории безработных:

А) необходимым;

Б) достаточным;

В) необходимым и достаточным.

5.Если гражданин зарегистрирован в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готов приступить к работе, это является (……) условием для отнесения его к категории безработных:

А) необходимым;

Б) достаточным;

В) необходимым и достаточным.

6.Безвозмездное или постоянное предоставление конкретному лицу или группе лиц определенной денежной суммы – это:

А) социальное пособие;

Б) льгота;

В) компенсация;

Г) субсидия.

7. Условия  обеспечения полной занятости  населения:

А) безработица соответствует естественному  уровню;

 Б) все трудоспособное  население занято трудовой деятельностью;

В) заняты все имеющиеся рабочие  места.

8. Целью  государственной политики в области  занятости не является (3 ответа):

а) обеспечение полной, эффективной и свободно избранной занятости;

б) изучение рынка труда;

в) достижение международных  стандартов в области  качества жизни;

 г) социальное  страхование  безработных.

9. Период  времени, в течение которого  претендент на работу ищет  ее

а) продолжительность  безработицы;

б) длина безработицы;

в) отрезок безработицы;

г) нет правильного ответа.

10. Государственная служба занятости населения не включает:

А) федеральный орган исполнительной власти;

Б) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения;

В) негосударственные учреждения службы занятости населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Тесты к вопросу  «Механизм функционирования рынка труда»

 

Из предложенных вариантов ответа выберите правильный:

1.Потребность экономики  в определенном количестве работников  в каждый данный момент времени:

А) спрос на рабочую силу;

Б) предложение рабочей силы;

В) потребность в рабочих местах;

Г) вакансия.

2. Рынок рабочей силы по степени государственного воздействия не делится на:

А) контролируемый;

Б) неконтролируемый;

В) черный.

3. Не относится к особенностям функционирования рынка труда:

А) отсутствие не денежных аспектов сделки;

Б) высокая степень индивидуализации сделок;

В) большая продолжительность контакта продавца и покупателя;

Г) неотделимость права собственности на товар от его владельца.

4. Не является субъектом рынка:

А) государство;

Б) работодатель;

В) наемные работники;

Г) институты, повышающие квалификацию.

5.Область пересечения совокупного спроса на труд с совокупным предложением труда:

А) совокупный рынок труда;

Б) рынок труда;

В) удовлетворенный спрос на труд.

6. Наличие большого числа независимых покупателей и продавцов на рынке труда формирует его:

А) конкуренцию;

Б) конъюнктуру;

В) цивилизованность.

7. Государственные учреждения, негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы – это:

А) конкуренция на рынке труда;

Б) инфраструктура рынка труда;

В) рыночный механизм рынка труда;

Г) нет верного ответа.

8.Наемные работники относятся к следующему элементу рынка труда:

А) субъектам;

Б) объектам;

В) инфраструктура.

9.Механизм рынка труда включает:

А) спрос и предложение труда;

Б) цена труда;

В) конкуренция;

Г) все ответы верны.

10. Участие предприятий в регулировании рынка труда обеспечивается формированием:

А) структуры предложения на рынке труда;

Б) структуры спроса на рабочую силу;

В) объема найма работников;

Г) характеристик найма работников.

 

5. Занятость. Виды  занятости

 

Проблема занятости трудоспособного населения рассматривается в мировом сообществе как одна из приоритетных, так как она напрямую связана с перспективами социальной стабильности государства. В то же время, сложность и скорость происходящих изменений требуют подробного анализа состояния и тенденций занятости, разработки и принятия эффективных мер, касающихся мер регулирования и обеспечения занятости населения.

Под занятостью понимается деятельность граждан, непосредственно связанная с удовлетворением личных, а также общественных потребностей, входящая в противоречие с действующим законодательством и приносящая им, заработок, трудовой доход. При этом гражданам принадлежит право использовать свои способности к производительному труду, к творчеству. Принуждение к труду в любой форме (физической, нравственной, психологической) запрещено[3, с.4].

В соответствии с ФЗ «О занятости населения РФ» незанятость граждан не является основанием для привлечения их к административной и иной ответственности. Согласно статье 2 вышеупомянутого ФЗ, занятыми гражданами являются:

- работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона);

- зарегистрированные в определенном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, открывшие адвокатские кабинеты, иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами зарегистрирована и лицензирована;

- занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

- выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются осуществление работ, оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);

- избранные, назначенные или утвержденные на определенную оплачиваемую должность;

- проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

- обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, включая обучение по направлению госслужбы занятости населения (органы службы занятости);

- временно отсутствующие на рабочем месте по причине нетрудоспособности, отпуска, повышения квалификации, приостановки производства, переподготовки, вызванной забастовкой, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

- являющиеся учредителями, а также участниками организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, дачных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности;

- являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства [3, с.5].

Учет населения по видам общественно полезной деятельности позволяет выделять следующие виды занятости:

Информация о работе Государственная служба занятости населения России, ее структура и функции