Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 06:40, контрольная работа
Проблема обеспечения занятости населения в условиях рынка является актуальной и требует разработки правовой основы, направленной на развитие занятости и формирование эффективного правового механизма государственного регулирования, объединяющего политику труда и занятости, финансово – экономические, кадровые и правовые компоненты.
В настоящее время существует реальная потребность в теоретическом понимании действующего законодательства и практического его использования.
1) продуктивную, когда имеет место в сферах общественного материального производства, приносит работникам трудовой доход, исключает скрытую безработицу лиц, формально занятых, но ничего не производящих;
2) полезную, которая распространяется на все социально-значимые виды занятости трудоспособных граждан, включая очную учебу, ведение домашнего и личного подсобного хозяйства, службу в армии, воспитание детей, уход за больными членами семьи, престарелыми гражданами, общественную и религиозную деятельность;
3) рациональную, которая отражает соотношение продуктивной занятости с другими видами полезной занятости или пропорции распределения трудовых ресурсов общества по сферам общественно полезной деятельности, включая пропорции распределения трудового потенциала по видам занятий, отраслям, секторам экономики;
4) полную, при которой все желающие работать при сложившемся (доминирующем) уровне реальной заработной платы имеют работу; по другой оценке, полная занятость имеет место, если удовлетворение спроса всех желающих на рабочие места происходит при условии экономической целесообразности предлагаемых рабочих мест. Применительно к отдельному человеку полная занятость предполагает работу в течение нормальной продолжительности рабочего дня (недели), установленной законодательно). Достижение полной занятости невозможно достичь с помощью только одного рыночного механизма, то есть требуется постоянное регулирование данного процесса со стороны государственных органов и общества, особенно в сфере образования, науки, здравоохранения, экологической и национальной безопасности, функционирования так называемых естественных монополий (железные дороги, энергетические и трубопроводные сети);
5) эффективную, то есть занятость населения, дающая достойный доход, рост образовательного и профессионального уровней трудоспособных граждан на основе роста общественной производительности труда и сохраняющая здоровье занятых. По другой оценке эффективная занятость предполагает целесообразную, продуктивную, общественно-полезную, рациональную занятость, удовлетворяющую общественным и личным потребностям, при этом важное значение для общества имеет продуктивная занятость, которая, во-первых, определяет экономический потенциал страны; во-вторых, формирует уровень и качество жизни населения; в-третьих, является важнейшим элементом полной и эффективной занятости - главной задачи социально-экономической политики государства [3, с.6].
Формы занятости представляют собой организационно-правовые способы и условия использования труда. В рамках национального рынка труда трудовая деятельность людей осуществляется на основе разных норм правового регулирования продолжительности и режимов рабочего времени, регулярности и места выполнения работы. С учетом режима или условий труда выделяют следующие организационные формы занятости:
- полный рабочий день/неделя (нормируемый законодательством 8-часовой рабочий день или 40-часовая рабочая неделя);
- сокращенный рабочий день (разновидность полного, но с меньшей продолжительностью часов на работах с вредными, опасными, тяжелыми условиями труда; для лиц 14-18 лет);
- раздельный рабочий день (дневная норма часов работы делится на части с перерывами между ними более двух часов);
- неполный рабочий день (его продолжительность короче нормального рабочего дня);
- неполная рабочая неделя (меньшая по продолжительности, чем полная рабочая неделя);
- надомничество (работа на дому индивидуальная или с помощью членов семьи);
- совместительство (выполнение другой оплачиваемой работы за пределами рабочего дня основной работы; так называемая вторичная занятость);
- временная (сезонная) работа (в пределах оговоренного срока либо ограниченная объемом работа);
- самозанятость (самостоятельный поиск трудового занятия и создание рабочего места за свой счет);
- трудовой семестр (оплачиваемая трудовая деятельность студентов и учащихся в период каникул).
По организационно-правовой форме предприятий занятость может происходить в государственном секторе экономики; кооперативах; акционерных обществах со смешанной формой собственности; частном секторе; на совместных предприятиях; общественных организациях; личном подсобном и домашнем хозяйстве.
Структура занятости, то есть структура использования экономически активного населения, изучается в разрезе территорий, отраслей, профессий и уровня квалификации. Специалисты выделяют как прямую так и обратную связь между распределением рабочей силы по видам деятельности и сложившейся структурой экономики (прямая связь) и между пропорциями занятости и структурой общественного производства (сильная обратная связь).
Признаком эффективности структуры занятости является ее соответствие технической, функциональной и территориальной организации производства, которое обеспечивает максимально возможный рост производительности труда и сбалансированность с общественными потребностями (производственными и личными). Наиболее крупным показателем, отражающим прогрессивные изменения в структуре хозяйства и занятости, считается переход от менее сложных к более сложным видам труда. Выражается этот переход в росте числа и удельного веса рабочих мест, требующих более высокой квалификации работника [11, с.189].
Таким образом, эффективность структуры занятости выражается не в росте какого-либо сектора экономики (например, численности в сфере услуг), а в переходе от отраслей с низким уровнем квалификации к отраслям с высоким уровнем.
Сущность политики труда и занятости населения заключается в создании комфортных условий для занятости населения и обеспечения предприятий рабочей силой на основе экономической стабилизации, повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы, развития системы обучения кадров, действия государственных органов в отношении вопросов занятости.
Служба занятости представляет собой орган исполнительной власти, осуществляющий функции контроля и надзора в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, оказывающий госуслуги в отношении содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.
Для того, чтобы политика занятости стала эффективной и результативной, необходимо чтобы она была направлена на регулирование структуры безработицы, на перераспределение рабочей силы по отраслям, повышение мобильности и профессиональной квалификации людей.
Политика занятости – комплекс мер как прямого так и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества в целом и каждого его члена в отдельности и мероприятий, направленных на улучшение распределения рабочей силы и поддержание эффективной занятости.
Выделяют мероприятия, направленные на совершенствование государственной политики РФ в области труда и занятости:
– профессиональное обучение безработных для предоставления возможности приобрести новую профессию, повысить квалификацию для дальнейшего трудоустройства;
– профессиональное консультирование, направленное на повышение обоснованности выбора гражданами вида деятельности и формы занятости,
– общественные работы и организация временной занятости подростков аналогичны по принципам организации, адаптационному эффекту и возможностям поддержания доходов;
– временная, субсидируемая занятость, а также квотирование и поддержка рабочих мест;
– поддержка предпринимательской активности безработных;
– территориальное перераспределение рабочей силы.
1.Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.
2.Трудовой кодекс Российской федерации (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) от 30.12.2001 № 197-ФЗ (в ред.от 28.06.2014).
3.Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 02.07.2013 № 185-ФЗ)
4.Приказ Минэкономразвития РФ ФСГС от 21.12.2010 № 452 «Об утверждении методологических положений по проведению выборочных обследований населения по проблемам занятости (обследований рабочей силы)».
5.Приказ Росстата от 13.10.2009 № 225 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной миграционной службой статистического наблюдения за внешней трудовой миграцией»
6. Приказ Минтруда России от 26.06.2013 № 281 «О проведении мониторинга увольнения работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников, а также неполной занятости работников» (с изменениями на 22 октября 2013 года).
7.Викторов И.С., Макашева А.Ж. Социально-правовые аспекты проблемы занятости населения. − М.:ЮНИТИ, 2013.-271 с.
8.Экономика и социология труда: Учебник для вузов / В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е. Сорокина; ЮНИТИ-М., 2012.-336c.
9. Низова Л.М. Правовое регулирование занятости населения // Трудовое право. – 2013. – №1.- С.20–22.
10. Остапенко Ю.М. Экономика труда. − М.: Инфра, 2013.-272 с.
11. Ремизов К.С. Основы экономики труда.− М.: Эксмо, 2012.-218 с.
Информация о работе Государственная служба занятости населения России, ее структура и функции