В зависимости от того, на
каких началах унитарному предприятию
передано имущество, различают два
вида унитарных предприятий - основанные
на праве хозяйственного ведения и праве
оперативного управления, или казенные.
- Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения.
Право хозяйственного ведения
означает право предприятия по своему
усмотрению владеть, пользоваться и
распоряжаться имуществом собственника
в пределах, установленных законом
и целями деятельности предприятия,
зафиксировано в уставе, утвержденном
государственными органами. В принципе
государственное предприятие совершает
в отношении переданного ему
имущества любые действия, не запрещенные
законом. Государственный же орган
определяет, как уже было сказано,
цель деятельности предприятия, контролирует
эффективность использования и
сохранность вверенного имущества,
он имеет право на часть прибыли
от использования имущества, что
решается на договорных началах с
предприятием, вправе принять решение
о реорганизации и даже о ликвидации
предприятия.
Унитарное предприятие
может создавать другие унитарные
предприятия путем выделения,
то есть дочерние предприятия
(п.7 ст.114 ГК РФ). Дочерние предприятия
не являются особой разновидностью
коммерческих организаций или
даже унитарных предприятий. Дочернее
предприятие также не является
собственником своего имущества,
а получает от него ограниченное
вещное право хозяйственного
ведения. Основная особенность
его правового положения заключается
в том, что такое предприятие
- несобственник имеет учредителем другое
предприятие - несобственника.
- Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления.
Такие предприятия
создаются в виде федеральных
казенных предприятий. В отличие
от предприятий первой группы,
казенные предприятия имеют меньшую
свободу в осуществлении хозяйственной
деятельности. Наличие у них требуемого
для нормального функционирования имущества
(зданий, сооружений, оборудования, мебели
и т.п.) предопределяет их участие в имущественных
отношениях, но в весьма ограниченных
рамках). Свои финансовые и имущественные
вопросы они решают не за счет собственных
доходов, а за счет средств, отпущенных
им из госбюджета.
Право оперативного
управления также предполагает
возможность казенных предприятий
владеть, пользоваться и распоряжаться
имуществом собственника в пределах,
установленных законом, целями
и предметом их деятельности,
заданиями собственника и назначением
имущества (ст.296 ГК РФ). Разрешение
на осуществление указанной деятельности
принимается в форме приказа
(распоряжения), определяющего конкретные
виды товаров (работ, услуг), на
производство которых оно распространяется.
Если право хозяйственного
ведения не предполагает у
собственника возможности изъять
имущество государственного предприятия
без его согласия, то право
оперативного управления допускает
изъятие, перераспределение имущества
казенных предприятий между другими
созданными государством предприятиями,
не спрашивая согласия.
Именно поэтому, а
также потому, что собственник
имеет право давать обязательные
указания, на казенные предприятия
может быть возложена только
ограниченная имущественная ответственность:
они отвечают перед кредиторами
всем своим имуществом, находящимся
в их распоряжении. При недостаточности
этих средств дополнительную (субсидиарную)
ответственность по обязательствам
этих предприятий несет государство.
Унитарные предприятия, основанные
на праве хозяйственного ведения,
несут полную ответственность,
за исключением случаев их
банкротства по вине собственника.
Форма федеральных
казенных предприятий имеет и
другие, четко выраженные специфические
черты.
Федеральные казенные
предприятия создаются по решению
Правительства Российской Федерации
на базе имущества, находящегося
в федеральной собственности
(п.6 ст.115 ГК РФ). Учредительным документом
казенного предприятия является
устав, утверждаемый Правительством
Российской Федерации. Оно же вправе принимать
решения и о реорганизации и ликвидации
такого предприятия.
В отношении федеральных
казенных предприятий предусмотрен
режим директивного планирования.
Он установлен постановлением
Правительства Российской Федерации
от 6 Октября 1994 года №1138 «О порядке
планирования и финансирования
деятельности казенных заводов
(казенных фабрик, казенных хозяйств.)».
Казенные предприятия
осуществляют свою деятельность
в соответствии с планами-заказами
и планами их развития. Они
вправе осуществлять только ту
деятельность, которая разрешена
уполномоченным государственным
органом. Последний утверждает
и доводит до казенного предприятия
обязательный для исполнения
план-заказ по установленным показателям
с учетом плана развития предприятия.
Постановлением установлен
и особый порядок финансирования
как выполнения плана-заказа, так и плана
развития казенного предприятия.
Если говорить об
унитарных предприятиях в целом,
то следует отметить еще одно
немаловажное отличие их от
других организационно - правовых
форм. Оно касается правоспособности.
Правоспособность унитарных предприятий
первой группы, т.е. основанных
на праве хозяйственного ведения,
носит целевой характер, что означает
их обязанность не выходить
за рамки целей и задач, зафиксированных
в уставе. Правоспособность казенных
предприятий формулируется очень
жестко и конкретно путем указания
на предмет деятельности (выпуск
тяжелого оружия, изготовление стрелкового
оружия и т.п.) и является специальной.
В отношении же всех остальных
организационно-правовых форм может
вестись речь об универсальной
(общей) правоспособности, поскольку
Гражданский кодекс теперь не
обязывает их указывать в уставе
цель, вид и предмет деятельности.
Это является их правом, и выход
за пределы указанных ими добровольно
целей деятельности никаких негативных
для этих форм последствий
не влечет.
1.3 Роль государственной
собственности в экономике
Для понимания роли
государственной собственности
в современной рыночной экономике
необходимо, прежде всего, обозначить
основные сферы ее хозяйственного
использования. Таковыми являются
отрасли:
- определяющие общие условия воспроизводства (транспорт, энергетика, связь), т.е. отрасли производственной инфраструктуры;
- требующие большого начального капитала (добывающая промышленность, черная металлургия и др.);
- с пролонгированным, т.е. сдвинутым во времени получения, эффектом: фундаментальная наука, аэрокосмическая техника и технология;
- обеспечивающие воспроизводство рабочей силы: образование, культура, здравоохранение, т.е. отрасли социальной инфраструктуры.
Процесс формирования и расширения
государственной собственности
осуществляется тремя путями:
1) национализация частных
предприятий (типичен для западноевропейских
стран);
2) государственное строительство,
т.е. создание новых объектов за счет госбюджета
(США, ФРГ, Япония, ФРГ, др. страны);
3) выкуп государством
объектов у частного капитала
(Западная Европа, Япония).
В большинстве стран в
сферу государственной собственности
в той или иной мере входят: земельные
угодья, ресурсы недр, денежные средства,
золотовалютные резервы, предприятия
электроэнергетики, газовой, угольной,
сталелитейной промышленности, военные
объекты, воздушный транспорт, почта,
железные дороги, телекоммуникации и
т.д. Составной частью государственного
сектора являются учреждения и организации
социальной сферы.
Следует обратить внимание
на фундаментальное различие между
государственным и частным секторами
экономики. Оно выражается в том,
что в первом случае экономическая
деятельность носит обязательный характер,
во втором - добровольный.
Величина госсектора в
каждой из стран различна и определяется
рядом взаимосвязанных факторов,
в том числе: исторически сложившимися
условиями и культурными традициями
страны, качественным состоянием экономики
на данном временном этапе ее функционирования,
местом в мирохозяйственных связях,
конкурентоспособностью национальной
экономики.
Значение госсектора в
экономике, как правило, оценивается
по его доле в численности занятых,
валовых капиталовложениях в
основные фонды, чистой или условно-чистой
продукции, капитале отдельных отраслей.
Влияние госсектора на развитие экономики
определяется его вкладом в создание
ВНП, или долей в национальных
производственных ресурсах, размерами
перераспределения и потребления
ВНП.
Наибольшее распространение
государственная собственность
получила в Западной Европе, где
в середине 80-х годов госсектор
обеспечивал до 1/2 валовых капиталовложений,
потреблял около 1/4 конечного общественного
продукта, финансировал примерно 1/2 общенациональных
расходов на НИОКР.
Государственный сектор представлен
предприятиями разных организационно-правовых
форм, существующими в рамках как
публичного, так и частного права.
Государственным признается всякое
осуществляющее экономическую деятельность
предприятие, в котором государство
обладает большей частью капитала или
играет решающую роль в управлении.
Минимальная доля государства в
капитале, на основе которой смешанное
предприятие принадлежит либо к
государственному, либо к частному
сектору, различна по странам. Например,
во Франции официальная статистика
относит к госсектору дочерние смешанные
компании государственных предприятий
с долей государства равной 30%,
в ФРГ - даже 25%. В большинстве стран
(Испания, Португалия, Австрия и др.)
к госсектору причисляются предприятия,
доля государства в которых равна
или выше 50%.
Первую группу образуют несамостоятельные
публично-правовые предприятия, существенными
характеристиками которых являются:
отсутствие собственного капитала, осуществление
финансовой деятельности в рамках местных
или государственных бюджетов, полное
отсутствие автономии, когда органы
управления ими являются "продолжением"
иерархической лестницы курирующих
министерств или ведомств. Эти
предприятия или обеспечивают деятельность
управляющего ими органа, или занимаются
производством услуг для удовлетворения
общественных нужд. К этой группе относятся
в Великобритании Правительственная
типография, верфи военно-морского
флота, в Нидерландах - почта и
связь, государственные типография
и издательство, в Италии - Управление
железными дорогами, Управление почтовыми
услугами, в ФРГ - Федеральная типография.
Вторую - самостоятельные
предприятия, действующие в рамках
публичного права. Они отделены от центральных
государственных и местных органов
управления на основании специальных
законов, определяющих их статус. Такие
предприятия, как правило, имеют
собственный капитал, функционируют
на основе системы экономического расчета,
пользуются определенной автономией при
решении финансовых и кадровых вопросов.
В то же время для них существует
целый ряд серьезных ограничений,
которые обычно сводятся к невозможности
самостоятельно устанавливать цены
и тарифы на услуги, осуществлять капвложения
за границей, заключать крупные контракты
и др. К этой группе, например, по
французскому праву относятся некоторые
административные учреждения (почта, телеграф).
В Великобритании - так называемые "государственные"
(публичные) корпорации, которые контролируют
целые отрасли промышленности, например,
угледобывающую, сталелитейную, а также
водоснабжение, газовую и электроэнергетическую
промышленность, железные дороги.
Третью группу образуют предприятия,
действующие в рамках частного права.
Они создаются преимущественно
в форме акционерного общества, капитал
которого либо целиком принадлежит
государству, либо последнее обладает
контрольным пакетом акций. К предприятиям
такого рода относятся: во Франции, например,
железные дороги, автомобильный концерн
"RENAULT", в Италии - компании, действующие
под контролем государственных холдингов.
Для управления своими предприятиями
государство в некоторых странах
использует специальные учреждения
(например, министерство государственных
участий в Италии, государственную
холдинг-компанию в Швеции). При отсутствии
общенационального органа, управляющего
госпредприятиями, эту функцию в
других странах выполняют Министерства
финансов и экономики совместно
с отраслевыми и функциональными
министерствами (Великобритания, Франция,
ФРГ).
Глава 2 Государственная
собственность в рыночной экономике
России
2.1 Cтруктура государственной
собственности в России
Под государственной собственностью
обычно понимают комплекс хозяйственных
объектов, целиком или частично принадлежащих
центральным и местным государственным
органам власти.
Масштабы государственной
собственности оцениваются рядом
показателей:
- долей в объеме основных фондов;
- удельным весом продукции, производимой государственным сектором по отраслям;
- долей производства государственного сектора экономики в общем объеме производства;
- долей от общего объема инвестиций в основной капитал приходящейся на государственный сектор;
- численностью работников на государственных предприятиях.
Наиболее полно масштабы
государственной собственности
можно определить по показателям (долям)
государственных расходов по отношению
к ВВП и по доле ВВП, перераспределением
через государственный бюджет.
Структура государственной
собственности включает: федеральные
государственные предприятия и
учреждения; акционерные общества и
другие предприятия , имеющие государственную
долю в уставном капитале; недвижимое
имущество. С 2003 г. долю государственного
сектора оценивают по новой методике с
учетом предприятий, контролируемых государством
на прямую.
- Федеральные государственные унитарные предприятия и учреждения. Федеральная собственность передается предприятиям на праве хозяйственного ведения, учреждениям - на праве оперативного управления. Контроль государства за использованием этой собственности преследует разные цели: по отношению к предприятиям - эффективно или неэффективно она используется, по отношению к учреждениям - по назначению или нет.