Государственная собственность и ее роль в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 14:08, курсовая работа

Описание работы

Цель работы дать общую характеристику Государственной формы собственности, раскрыть её содержание и значение в становлении рыночных отношений в России.
В задачу данной работы входит с помощью первоисточников, монографий, учебной литературы и статей последовательно рассмотреть основные этапы и проблемные моменты темы.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Государственная собственность и ее роль в экономике 5
1.1 Понятие и сущность государственной собственности 5
1.2 Виды и организационно-правовые формы государственных предприятий 8
1.3 Роль государственной собственности в экономике 13
Глава 2 Государственная собственность в рыночной экономике России 17
2.1 Структура государственной собственности в России 17
2.2 Роль и значение государственной собственности в России 22
2.3 Перспективы развития государственной собственности 26
Заключение 30
Список использованных источников и литературы 31

Файлы: 1 файл

1.docx

— 57.21 Кб (Скачать файл)

В форме федеральных государственных  унитарных предприятий, по данным на 1 сентября 2009 года, существовали 9855 предприятий, в форме учреждений - 34864 ( по данным Министерства имущественных отношений РФ - Минимущество России.). Количество унитарных предприятий значительно, основная их деятельность не всегда отвечает интересам государства, к тому же функции по управлению унитарными предприятиями четко не разделены между федеральными органами исполнительной власти.

Руководители унитарных  предприятий бесконтрольно управляют  финансовыми потоками этих предприятий, самостоятельно принимают решения  о направлениях использования прибыли.

  1. Акционерные общества и другие предприятия, имеющие государственную долю в уставном капитале. В зависимости от степени участия государства в уставных капиталах акционерные общества распределяются следующим образом.

Государство является акционером в 2500 акционерных обществах (АО), где  доля превышает 25% уставного капитала. Всего же государство участвует  в 3900 товариществах и обществах. В Российской Федерации в их управлении «золотая акция». В 84 акционерных обществах  государство владеет 100% акционерных  капиталов; в 615 акционерных обществах - более 50% акций; в 1601 акционерном обществе - 25-50% акций; в 1713 акционерных обществах - менее чем 25%.

  1. Недвижимое имущество. Государство является собственником недвижимости. Продажа недвижимости и сдача в аренду могут быть существенными источниками пополнения государственной казны и приносить государству ощутимую прибыль.

В Федеральной собственности  находятся объекты нежилого фонда  общей площадью 337 млн. м2: из них 123 млн. м2 - некоммерческого использования и 214 - коммерческого использования.

У государства есть огромный сектор федеральной собственности - земля. Государству необходимо исполнять  свои функции в области земельных  отношений.

В настоящее время ситуация в этой области улучшилась. Принят Земельный кодекс РФ. Функционирование приватизированных предприятий, которым  не принадлежали земельные участки, где они располагались, приводило  к снижению возможностей привлечения  инвестиций. Отсутствие механизма разграничения  прав собственности на землю между  уровнями власти (федеральный, субъектов  Федерации, местного самоуправления) порождает  произвол.

Несмотря на то, что в  целом доля продукции государственного сектора в общем объеме продукции  резко снизилась в отдельных  отраслях и сферах, он сохраняет  ведущие позиции.

Доля продукции государственного сектора по отраслям национальной экономики  отличается.

Удельный объем продукции, производимой государственным сектором экономики в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК), достиг половины общего объема производства. Наименьшие объемы продукции госсектора в общем  объеме составляли: в машиностроении - 1%, в черной металлургии - 1,5%, в цветной - 2,4%.

Объем и состав государственной  собственности на федеральном уровне должен позволять государству успешно  выполнять возложенные на него функции. Вместе с тем в любом случае приложение государственного капитала осуществляется в сферах, где действие рыночных механизмов оказывается недостаточно эффективным или вступают в противоречие с общенациональными интересами.

В российской экономике не разработана официальная стратегия  по отношению к государственному сектору, его границам и сферам приложения. Стремительно шел процесс разгосударствления собственности. Однако даже там, где  она сохраняется, государство фактически самоустранилось от выполнения функций  собственника, держателя контрольного пакета акций, включая отрасли, составляющие естественную монополию государства, контроль над которыми российское государство  утратило. Такая крайность столь  же несостоятельна и пагубна, как  и другая - всеобщее огосударствление экономики.

В российской экономике с  ее федеративным устройством положение  с государственной собственностью осложняется тем, что последняя  формируется на различных уровнях: федеральном, региональном и муниципальном, а следовательно, необходимо обоснование объема, состава и перспектив развития федеральной, региональной и муниципальной собственности и соответствующее юридическое закрепление.

Широкое разнообразие объектов управления и многочисленность субъектов  предъявляют высокие требования к эффективности управления государственной  собственностью.

При этом как Федерация  в целом, так и входящие в ее состав республики, национально-государственные  и административно-территориальные  образования независимы как собственники принадлежащего им имущества и не отвечают по обязательствам друг друга. Наиболее широкими полномочиями по управлению и распоряжению объектами федеральной  собственности располагает Правительство  РФ.

Специальным государственным  органом, осуществляющим управление федеральной  собственностью является Министерство имущественных отношений РФ.

В его обязанности входят:

  • проведение государственной политики в области приватизации государственных и муниципальных предприятий;
  • управление и распоряжение объектами федеральной собственности;
  • межотраслевая координация процесса приватизации и управления федеральной собственностью.

Минимущество России может принимать решения о приватизации объектов, находящихся в федеральной собственности, передавать объекты этой собственности Российскому фонду федерального имущества (РФФИ) для продажи. РФФИ аккумулирует и перечисляет денежные средства, полученные от продажи федерального имущества, выполняет ряд других функций. Минимущество выступает держателем принадлежащих РФ акций (вкладов и долей), закрепленных в федеральной собственности. Функции контроля за использованием по назначению и сохранностью имущества относятся также к его компетенции. Ему предоставлено право утверждать уставы федеральных унитарных предприятий, заключать, изменять и расторгать контракты с руководителями таких предприятий в пределах полномочий, делегированных Правительством РФ.

Минимущество России имеет право издавать нормативные акты по вопросам приватизации, управления и распоряжения, а также давать разъяснения этих актов.

При Министерстве действует  Федеральная служба по финансовому  оздоровлению и банкротству, которая  представляет от имени государства  интересы собственника при решении  вопросов несостоятельности по отношению  федеральных государственных предприятий, а также предприятий и организаций, в капитале которых имеется доля РФ. Государственное управление федеральной  собственностью осуществляют также  отраслевые министерства и ведомства. Основными органами управления и  распоряжения объектами госсобственности субъектов РФ являются органы исполнительной власти и специальные комитеты и  фонды.

2.2 Роль и значение государственной собственности в России

Собственность - это отношения  между людьми, выражающие определенную форму присвоения материальных благ, и в особенности форму присвоения средств производства. Они порождают целую гамму отношений между ее участниками, а также между ними и обществом в лице государства. Социальная сущность этих отношений и есть выражение присущих данному обществу экономических отношений собственности. Для более полного представления о собственности следует определить то место, которое принадлежит ей в системе общественных отношений.

Во-первых, собственность - это  основа, фундамент всей системы общественных отношений. От характера утвердившихся  форм собственности зависят и  формы распределения, обмена, потребления. Так, в рыночной экономике преобладает  частная собственность.

Во-вторых, от собственности  зависит положение определенных групп, классов, слоев в обществе, возможности их доступа к использованию  всех факторов производства.

В-третьих, собственность  есть результат исторического развития. Ее формы меняются с изменением способов производства. Причем, главной движущей силой этого изменения является развитие производительных сил. Производство, олицетворяемое ветряной мельницей, писал  Ф.Энгельс, дает общество с сюзереном  во главе, паровая машина выдвигает  на первый план промышленную буржуазию.

В-четвертых, хотя в пределах каждой экономической системы существует какая-то основная специфическая для  нее форма собственности, это  не исключает существования и  других ее форм, как старых, перешедших из прежней экономической системы, так и новых, своеобразных ростков перехода к новой системе. Переплетение и взаимодействие всех форм собственности оказывает положительное воздействие на весь ход развития общества.

В-пятых, переход от одних  форм собственности к другим может  идти эволюционным путем, на основе конкурентной борьбы за выживаемость, постепенным  вытеснением всего того, что отмирает, и усилением того, что доказывает свою жизнеспособность в соответствующих  условиях. В то же время имеют  место и революционные пути смены  форм собственности, когда новые  формы насильственно утверждают свое господство.

Рассмотрение системы  отношений собственности позволяет  ответить на вопрос, в чьих интересах  осуществляется экономическая деятельность. Если приоритет отдается индивидуальному  интересу, то можно говорить о системе  отношений индивидуального частного отношения. Если присвоение осуществляется в интересах какого-либо коллектива, то речь идет о коллективной собственности. Присвоение может вестись определенной социальной группой людей. Здесь  на лицо уже классовый интерес.

В ходе  дискуссий по поводу усилий России и других республик  бывшего Советского Союза  преодолеть  существующие  в  них  экономические  трудности утвердилось  мнение  о необходимости перехода от административно-командной  системы к рыночной системе свободной  конкуренции.  Рыночная экономика,  утвердившаяся в Западной Европе, в Соединенных Штатах Америки,  Канаде и ряде других стран,  функционирует  эффективно  и сравнительно успешно  удовлетворяет потребности своих  граждан.  Поэтому рыночное хозяйство  и является альтернативой для  бывших  социалистических стран; предполагается минимальное прямое вмешательство  государства в управление экономикой и переход  основных  рычагов  государственного регулирования к  индивидуальной предпринимательской  инициативе.

Итак, собственность в  экономическом смысле  - это реальные отношения между людьми по присвоению и хозяйственному использованию  всего имущества.

Собственность принадлежит  к числу таких понятий, вокруг которых на протяжении многих веков  скрещиваются лучшие умы человечества. Однако борьбой в теоретическом плане дело не ограничивается. Социальные потрясения, от которых порой содрогается весь мир, одной из главных своих причин имеют, в конечном счете, попытки изменить сложившиеся отношения собственности, утвердить новый строй этих отношений.

В нашей стране на протяжении двадцатого века дважды происходила  ломка отношений собственности. Первая началась в октябре 1917 года и  завершилась невиданной катастрофой, последствия которой будет ощущать  еще не одно поколение. Вторая происходит в наши дни. Ее основная цель - вернуть  отношениям собственности их подлинное  содержание, создать достаточно широкий  слой частных собственников, который  стал бы социальной опорой нынешнего  строя.

Для успешного развития собственности  необходимо  выполнение многих  экономических  и социальных условий,  в частности  необходим пересмотр самого отношения  к собственности в новых экономических  условиях.

Современная экономическая  наука сегодня по-новому рассматривает  многие процессы, происходящие в нашем  обществе. Это касается проблем собственности, соотношения плановых и рыночных методов регулирования хозяйственной  деятельности, прямых и косвенных  методов управления общественными  процессами.

С демократизацией нашего общества появились мотивы перехода к рыночной экономике, в связи  с этим были предприняты попытки  реализации данной цели, порой не самые  удачные, но, на наш взгляд, достойные  рассмотрения, поскольку именно с  них началась медленная и болезненная  ломка наших старых экономических  стереотипов.

Период перестройки ознаменовался  возрастанием  внимания к бедственному положению советских людей. Тем  не менее, сущность экономики состоит  в том, что сочувствие и желание  помочь сами по себе здесь ничего не решают. Чтобы люди жили лучше, надо производить больше товаров и  услуг высокого качества. Этим искусством мы, к сожалению, еще до сих пор  не овладели. Но правительство обеспечивало активную социальную политику при помощи повышенной эмиссии, однако если на эти деньги не выпускается адекватного количества товаров, то возрастает не уровень жизни, а очереди, дефициты и спекуляция, что и наблюдалось на первых этапах перехода к рыночной экономике.

Мы считаем, что для  перехода к рынку нужно, прежде всего, в общих чертах осознавать то, к  чему движется наше общество: что такое  современный рынок.

Информация о работе Государственная собственность и ее роль в экономике России