Государственная собственность и ее роль в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 14:08, курсовая работа

Описание работы

Цель работы дать общую характеристику Государственной формы собственности, раскрыть её содержание и значение в становлении рыночных отношений в России.
В задачу данной работы входит с помощью первоисточников, монографий, учебной литературы и статей последовательно рассмотреть основные этапы и проблемные моменты темы.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Государственная собственность и ее роль в экономике 5
1.1 Понятие и сущность государственной собственности 5
1.2 Виды и организационно-правовые формы государственных предприятий 8
1.3 Роль государственной собственности в экономике 13
Глава 2 Государственная собственность в рыночной экономике России 17
2.1 Структура государственной собственности в России 17
2.2 Роль и значение государственной собственности в России 22
2.3 Перспективы развития государственной собственности 26
Заключение 30
Список использованных источников и литературы 31

Файлы: 1 файл

1.docx

— 57.21 Кб (Скачать файл)

Решив построить рыночную экономику, мы должны, прежде всего, представлять ее образ, видеть хотя бы контуры, усвоить  суть рыночных отношений. Однако глубокому  восприятию и пониманию рынка  советским человеком препятствует несколько причин.

Во-первых, мы подлинной рыночной экономики во всех ее многочисленных проявлениях практически не видели и не знали. Если кто и бывал  в странах свободного рынка, то он лицезрел только его внешний облик, не вникая в суть внутренних механизмов рыночных отношений.

Во-вторых, нас рыночным отношениям не учили. В школах, техникумах, институтах, по радио и телевидению нам  внушали, что за рубежом загнивающая, кризисная экономика с эксплуатацией  и порабощением трудящихся людей. Учебники, содержащие подлинное описание рынка  и рыночной экономики, труды так  называемых буржуазных экономистов  либо вообще не переводились и не издавались, либо становились известными только узкому кругу специалистов.

В-третьих, те естественные ассоциации, которые возникают у  каждого из нас при слове “рынок”, так или иначе связаны с  колхозным рынком, базаром, то есть рыночными формами, существовавшими  в советской экономике. Но эти  аналогии весьма далеки от реального  цивилизованного современного рынка  и, значит, порождают искаженное представление  о подлинной рыночной экономике.

Термины “рынок” и “рыночная  экономика” в нашей стране обычно трактуются только как товарообменные операции и товарно-денежные отношения, иными словами, как торговля, обмен, но такое представление примитивно.

Рынок  - это вся система  многообразных экономических отношений  между людьми, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и  потребления, основанная на определенных принципах, главным из которых является свобода экономической деятельности.

Основное свойство экономики  рыночного типа состоит в распространении  рыночных отношений на все хозяйственные  сферы, проникновение их во все отрасли, охват всех регионов страны. Это  свойство можно назвать всеобщностью рыночных отношений.

2.3 Перспективы развития государственной собственности

Любое государство структурирует  отношения собственности, исходя из соображений экономической эффективности, об удельном весе каждой из форм собственности. При этом основными подходами  к решению вопросов о приоритете тех или иных форм собственности  становятся социальные, национальные, идеологические и иные неэкономические  факторы. Какой же будет структура  отношений собственности в России? К чему приведет стремление к "цивилизованной" экономике, свойственной развитым странам? Какова возможная сфера распространения  государственной собственности  в экономике?

Государственная собственность, вероятно, сохранит свою значимость и  функцию опорного звена всей хозяйственной  цепи. Набирающий обороты процесс  приватизации, ведущий к расширению индивидуальной и групповой форм собственности, не означает, что государственная  собственность будет полностью  свергнута. Есть такие отрасли народного  хозяйства, которые нецелесообразно  дробить на элементы.

Прежде всего, государственная  собственность наиболее адекватна  для использования неделимых, уникальных или всеобщих ресурсов, принадлежащих действительно народу. Примером могут служить невоспроизводимые природные ресурсы, в частности, земля и ее недра; те или иные объекты, использование которых связано с большим риском для всего населения. К последним объектам относится значительная часть энергетики, транспорта, вообще экономической инфраструктуры и той части экономической системы, которая работает на население непосредственно и создает творческий потенциал нации. Понятно, что нет необходимости передавать, например, в коллективную собственность АЭС, со средствами производства огромной стоимости. В этом случае, разумеется, сохраняется безусловная прерогатива государственной собственности.

Сюда также должны быть отнесены материальные ресурсы науки, особенно фундаментальной. Определенная часть совхозов, доказавшая свою жизнеспособность, также может быть сохранена.

В рекомендациях различных  авторов доля государственной собственности  должна сократиться до 50 и даже 30% основных производственных фондов.

Еще долгое время государственному сектору будут принадлежать значительные позиции в народном хозяйстве  России, и этот сектор требует адекватной ему системы управления. По-видимому, все госпредприятия могут быть разделены  на две категории: одна - под прямым управлением государства, вторая - на полном коммерческом расчете.

Абсолютно очевидным и  не подвергающимся сомнению является то, что наука, искусство, образование  и т.п. требуют не огосударствления, а государственной поддержки  этих сфер, при развитии государственной  формы собственности лишь в масштабах, гарантирующих работнику указанных  профессий возможность свободно использовать государственные средства для осуществления своей творческой деятельности, т.е. свободно формировать  научные, художественные, педагогические коллективы, используя определенные государственные ресурсы.

Что касается развития государственной  собственности, то здесь, безусловно, широкие  возможности оставляют традиционные развитые индустриальные и постиндустриальные технологические системы. Скажем, крупные  предприятия, работавшие ранее в  рамках военно-промышленного комплекса, должны сохранить государственную  форму собственности.

В каких бы сферах ни развивалась  государственная собственность  в экономике, ее главной болезнью остается бюрократические тенденции. Это явление особенно опасно в  условиях нестабильности экономических  отношений, где господство подобных тенденций превращает государственную  по форме собственность, в собственность  с корпоративным содержанием  в ущерб развитию других, не менее  важных для экономики форм. Для  развития государственной формы  как формы общественной все большее  значение начинают приобретать качественные изменения в содержании отношений  собственности.

Так, принципиально важным для содержания государственной  собственности в условиях российской экономики является вопрос о социально-экономическом  влиянии государства, являющегося  собственником.

В настоящее время, учитывая произошедшие изменения в структуре  государственной собственности  и последствия уже проделанных  продвижений, следует особое внимание уделить развитию именно государственного сектора. Государственная собственность  должна сохранить в перспективе  весомую роль, при этом нельзя забывать о проблемах национальной безопасности, спешить избавляться от прибыльных предприятий.

Для устойчивости нашего экономического развития необходим мощный государственно-корпоративный  сектор. Для этого требуются общероссийская программа объединения технологически связанных предприятий, без кооперации которых производство неконкурентоспособно.

В итоге можно сказать, что необходимо устранение не столько  государственной собственности, сколько  ее монополии. Важно обеспечить развитие различных форм частной собственности  и собственности работников, используя и такие варианты разгосударствления экономики, как аренда с правом выкупа.

Еще одним направлением развития государственной собственности, является приватизация крупных предприятий, которая уже назрела и в  ближайшее время будет осуществлена.

Будем надеяться, что в  ближайшее время наконец-то начнется свободная продажа (естественно  при соблюдении всех условий) земельных  участков, а также зданий, сооружений

Заключение

В данной курсовой работе была рассмотрена тема: «Государственная собственность в рыночной экономике: роль, значение, тенденции, перспективы», после чего   можно констатировать, что в России сложился новый общественно-экономический  строй, который характеризуется: восстановлением  системы частной собственности, установлением власти капитала и  денег, резким ростом дифференциации доходов  населения.

В России переход к многообразию форм собственности начался несколько  лет назад, и с тех пор пришлось столкнуться со множеством проблем, не предусмотренных ранее. Теперь уже многие, доселе не вызывающие сомнения пути и методы построения рыночной экономики на базе различных форм собственности, оцениваются неоднозначно. Виною многих неудач переходного периода стали непоследовательность и противоречивость многих действий правительства, необдуманность решений по вопросам приватизации и непланомерная передача государственной собственности в частное и коллективное владение. По-другому рассматривается теперь вопрос о месте и доле государственной собственности в развитии экономики. Однако реформа отношений собственности в России еще не завершена и ее дальнейшие перспективы не перестают волновать не только специалистов, но и все общество.

Одной из специфических черт сложившейся в России структуры  собственности является то, что она  остается связанной с государством. До сих пор в России свободно не продается земля. Проблемой является и приватизация крупных предприятий.

Положительным моментом является то, что Россия движется в направлении, правильность которого подтверждается экономическим и историческим опытом большинства стран мира. А отрицательным  моментом является, наверное, то, что  движение это не слишком энергично.

Список использованных источников и литературы

  1. Конституция РФ. М.: научное издательство «Большая российская энциклопедия», 1995.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая М.: НОРМА-ИНФРА. М, 1999.-с.560.
  3. Суханов Е.А. Лекции о праве собственности. М.: Юрид.лит., 1991. –с. 240.
  4. Черников В.В. Современная государственная система охраны собственности в России. М., 1995.
  5. Бирюков В. и др. "Госсобственность и госсектор в рыночной экономике" // Мировая экономика и международные отношения - 2001 - № 12, с. 57 – 64
  6. Федеральный закон от 21 декабря 2001 года №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».// СЗ.-2002.-№4.-Ст.251.
  7. Постановление от 29.11.2000 г. № 903 «О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации».
  8. Постановление Госстандарта РФ от 30.03.1999 N 97 (ред. от 09.06.2001) «О принятии и введении в действие общероссийских классификаторов» (вместе с «общероссийским классификатором форм собственности» ОК 027-99, «общероссийским классификатором организационно-правовых форм» ОК 028-99).
  9. Браева Э.Х. Правовое регулирование государственной собственности в Российской Федерации // Автореф. дисс. на соискание уч. ст. канд. юрид. наук. - М., 1998.
  10. Васильев В. П. Государственное регулирование экономики (схемы и статистика): Учебно-методическое пособие. – М.: Дело и сервис, 2006.
  11. Гуторова А.Л. «Система государственного управления»: В 5 кн. Кн. 2. Государство и политика. – М., ГУУ, 2008.
  12. Елшина И.С. Роль государственной собственности в формировании сбалансированных рыночных отношений // \"Державинские чтения\". - Тамбов, 2009.
  13. Елшина И.С. О проблеме гармонизации интересов в условиях тран-зитарной экономики // Размышления о путях совершенствования экономиче¬ской системы России. Сб. науч. статей. - Тамбов: ТРО ВЭО России. - Изда¬тельство ТГУ, 2010.
  14. Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного Управления Курс лекций. - Ростов н/Дону: издательский центр «МарТ», 2008.
  15. Котелевская И.В., Тихомиров Ю.Л. Государственная собственность, юридические режимы и управление // Право и экономика - 1998. - №12
  16. Политическая экономия и история экономических учений: Учебник. – 2-е изд., доп. И перераб. / Под общ. Ред. А.Г. Поршнева, Б.А. Дениова. – М.: Гос. Ун- управления, 2004.
  17. Российская экономика в 1995 году. Тенденции и перспективы (Выпуск 14). М., ИЭППП, март 1996.
  18. Хубиев К. Государственная собственность и условия ее эффективности (Методологический аспект) // Экономист. - 2009. - №10. – С. 46.
  19. Ходов Л.Г. Государственное регулирование национальной экономики: учебник / Л.Г. Ходов. – М.: Экономистъ, 2007.
  20. Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и муниципальное управление - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем» Издательство «Экмос», 2007.

Информация о работе Государственная собственность и ее роль в экономике России