Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 21:51, курсовая работа
Целью работы является выявление проблем в сфере государственно-частного партнерства и определение перспектив его развития в Российской Федерации. При написании курсовой работы были поставлены следующие задачи:
дать определение понятию ГЧП и описать его формы;
выявить проблемы развития механизмов ГЧП, а также причины их обсулавливающие;
изучить мировую практику ГЧП и сравнить ее с практикой ГЧП в Российской Федерации;
определить перспективы развития сферы ГЧП в краткосрочном периоде.
Введение 4
Глава 1. Сущность и формы ГЧП 8
1.1 Определение ГЧП 8
1.2 Формы ГЧП 13
Глава 2. Мировая и российская практика ГЧП 19
Глава 3. Проблемы развития механизмов ГЧП и причины обуславливающие их 26
Глава 4. Перспективы развития ГЧП 34
Заключение 39
Список литературы……………………...……………………………………….42
Введение 4
Глава 1. Сущность и формы ГЧП 8
1.1 Определение ГЧП 8
1.2 Формы ГЧП 13
Глава 2. Мировая и российская практика ГЧП 19
Глава 3. Проблемы развития механизмов ГЧП и причины обуславливающие их 26
Глава 4. Перспективы развития ГЧП 34
Заключение 39
Список литературы……………………...……
Из послания Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации1:
«Сырьевая экономика не обеспечивает развитие и востребованность человеческого потенциала «…» тогда как интересы развития России требуют ежегодного роста не менее 5-6 процентов ВВП в ближайшее десятилетие. «…» Убежден, в центре новой модели роста должны быть экономическая свобода, частная собственность и конкуренция, современная рыночная экономика, а не государственный капитализм».
Государственный капитализм - экономическая система, в которой государство выступает в роли ведущего предпринимателя: владеет средствами производства, нанимает рабочих, менеджеров и другой персонал, распоряжается прибылью.
Государственно-частное партнерство (далее ГЧП) – явление обратное государственному капитализму, выражающееся в проникновение частного капитала в сферу производства общественных благ. Более широко ГЧП можно трактовать как форму взаимодействия бизнеса и власти.
Актуальность работы. Многообразные формы ГЧП получили мощный импульс в 90-е годы минувшего столетия в связи с процессами либерализации, приватизации и глобализации. Как верно подмечено в статье П.Понизова2, создавая и поощряя отношения партнерства, государство расширяет возможности финансирования приоритетных экономических проектов, привлекая к решению выдвигаемых государством задач дополнительные ресурсы из частного сектора. Одновременно государство использует для решения этих задач эффективные рыночные методы ведения хозяйства, передавая функции управления принадлежащей ему собственностью частным предпринимателям, используя их организационный опыт и знания. При этом государство перекладывает на предпринимателей - участников партнерства основную часть рисков. Частный предприниматель также расширяет свои возможности, пользуясь государственными активами и гарантиями.
Важной особенностью ГЧП является то, что государство сохраняет в своей собственности активы, используемые на началах ГЧП. В такой системе отношений происходит объединение ресурсов и возможностей двух хозяйствующих субъектов - государства и частного бизнеса: активов, навыков предпринимательской деятельности, менеджмента, инновационных проектов.
По сравнению с другими
странами, в которых десятилетиями,
а в некоторых и столетиями,
создавались и
По мнению С.А.Рожковой «на этапе развития и становления законодательства в сфере регулирования ГЧП, разработки новых методов взаимоотношений между государством и бизнесом в России важным моментом является определение приоритетных отраслей»3.
Так, по мнению М.Дерябиной4 ГЧП представляет собой «институциональный и организационный альянс государственной власти и частного бизнеса с целью реализации общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности - от развития стратегически важных отраслей экономики до предоставления общественных услуг в масштабах всей страны или отдельных территорий». На мой взгляд, в первую очередь речь должна идти о проектах по разработке, строительству, финансированию и управлению объектами и проектами в соответствии с параметрами и стандартами, установленными государством.5 Использование механизмов и методов ГЧП позволит решить такие проблемы государственного сектора Российской Федерации, как: неэффективность, недостаток финансирования, недостаток технологичности, низкая скорость реагирования на изменения внешней среды и ряд других проблем.
Целью работы является выявление проблем в сфере государственно-частного партнерства и определение перспектив его развития в Российской Федерации. При написании курсовой работы были поставлены следующие задачи:
Объектом исследования в данной работе является общественный сектор экономики России и зарубежных стран, предметом исследования являются отношения государства и бизнеса, возникающие в сфере государственно-частного партнерства.
Теоретическую базу составили работы профессоров НИУ-ВШЭ В.Г.Варнавского, А.В.Клименко, Г.Ю.Ветрова, статьи ряда других авторов в экономических журналах, а информационную материалы сайтов ppp-center.ru, library.hse.ru. worldbank.org и ряда других.
Понятие государственно-частное
партнерство устоявшийся в
Существуют различные определения ГЧП. Всемирный банк определяет ГЧП, как «соглашение между публичной и частной сторонами по поводу производства и оказания инфраструктурных услуг, заключаемые с целью привлечения дополнительных инвестиций и, что еще более важно, как средство повышения эффективности бюджетного финансирования». В США под ГЧП понимается «закрепленное в договорной форме соглашение между государством и частной компанией, позволяющее последней в согласованной форме участвовать в государственной собственности и исполнять функции, традиционно лежащие в сфере ответственности публичной власти». Такое соглашение обычно предполагает наличие контракта соответствующего правительственного агентства с частной компанией, предметом, которого выступают реконструкция, строительство объекта государственной собственности и/или его эксплуатация, управление и т.п. Основные права собственности в отношении данного объекта не изменяются, и государство даже после передачи объекта частной компании остается его собственником.
Термин ГЧП определяет широкий спектр отношений в диапазоне от более или менее простых контрактов, по которым частная компания принимает на себя определенные риски и соглашается на систему штрафных санкций, до комплексных, технически сложных проектов, включающих строительство, модернизацию, эксплуатацию объектов и управление ими.
В ЕС в последние годы вышло достаточно много документов, которые затрагивают вопросы ГЧП. В Зеленой книге «Государственно-частное партнерство и законодательство сообщества по государственным контрактам и концессиям»6, опубликованной в 2004 г., говорится: «Термин «государственно-частное партнерство» не определен на уровне Сообщества.
В общем плане под ним понимаются формы кооперации между общественными властями и бизнесом, которые служат цели обеспечения финансирования, строительства, модернизации, управления, эксплуатации инфраструктуры или оказания услуг. В отдельных странах ЕС существуют свои дефиниции государственно-частного партнерства. В Великобритании, где ГЧП получило довольно широкое распространение, эта форма хозяйствования определяется как «ключевой элемент стратегии правительства по обеспечению современного, высококачественного коммунального обслуживания и повышению конкурентоспособности страны.
Государственно-частные партнерства имеют широкий диапазон бизнес-структур и форм товарищества: от «частной финансовой инициативы» до совместных предприятий и концессий, аутсорсинга, продажи части акций в принадлежащих государству предприятиях, осуществляющих коммерческую деятельность».
В Ирландии под ГЧП понимается
«сотрудничество
и частного секторов в целях реализации конкретного проекта или оказания населению услуг социального характера, обязанность предоставления которых возлагается на государственный сектор». В этом определении отмечается, что ГЧП может «иметь разные формы, но в основе каждого
успешного проекта лежит концепция, состоящая в том, что за счет привлечения опыта частного сектора и перераспределения риска в отношении стороны, которая способна более эффективно справляться с таким риском, можно повысить общую эффективность проекта».
Частные компании также дают свои определения ГЧП. Так, одна из крупных консалтинговых компаний мира Deloitte отмечает, что ГЧП представляет собой «контрактное соглашение между правительственным агентством и частной компанией, позволяющее последней увеличить ее участие в предоставлении общественных услуг».
PriceWaterhouseCoopers и C’M’S’ Cameron McKenna определяют ГЧП как любую сделку, «структура которой предполагает совместную работу государственного и частного сектора для достижения общей цели».
Можно также сделать вывод, что государственно-частное партнерство представляет собой совокупность общественных отношений, которые находятся на стыке публичного и частного права и регулируются различными отраслями права. В системе нормативных правовых актов, определяющих принципы и правила взаимодействия государства и бизнеса,
следует выделить:
(реконструкции) проектного объекта;
Тем не менее, развитие форм, моделей, механизмов и институтов ГЧП, практическая организация работы требуют формирования специальной законодательной базы. Федеральное законодательство, предметом которого являлось бы государственно-частное партнерство, в России пока не получило развития. Единственным специальным нормативным правовым актом является Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее —Закон № 115-ФЗ), определяющий порядок применения механизма концессии при реализации проектов ГЧП.
Вместе с тем в 2006 г. в России появились первые региональные законы, посвященные ГЧП. Так, Законодательным собранием Санкт-Петербурга принят Закон «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах». В нем дается следующее определение ГЧП (п. 1.1 ст. 4): «Государственно- частное партнерство — взаимовыгодное сотрудничество Санкт-Петербурга с российским или иностранным юридическим или физическим лицом либо действующим без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) объединением юридических лиц в реализации социально значимых проектов, которое осуществляется путем заключения и исполнения соглашений, в том числе концессионных». В Республике Калмыкия с 1 января 2009 г. вступил в силу Закон «О государственно-частном партнерстве в Республике Калмыкия». В Республике Дагестан действует Закон Республики Дагестан от 1 февраля 2008 г. № 5 «Об участии Республики Дагестан в государственно-частных партнерствах». В ряде других субъектов РФ (Самарская, Челябинская области и др.) такие нормативные акты находятся в стадии активной подготовки. Таким образом, для Российской Федерации вопрос о правовом обеспечении ГЧП остается открытым.
Информация о работе Государственно-частное партнерство, перспективы и проблемы