Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 21:51, курсовая работа
Целью работы является выявление проблем в сфере государственно-частного партнерства и определение перспектив его развития в Российской Федерации. При написании курсовой работы были поставлены следующие задачи:
дать определение понятию ГЧП и описать его формы;
выявить проблемы развития механизмов ГЧП, а также причины их обсулавливающие;
изучить мировую практику ГЧП и сравнить ее с практикой ГЧП в Российской Федерации;
определить перспективы развития сферы ГЧП в краткосрочном периоде.
Введение 4
Глава 1. Сущность и формы ГЧП 8
1.1 Определение ГЧП 8
1.2 Формы ГЧП 13
Глава 2. Мировая и российская практика ГЧП 19
Глава 3. Проблемы развития механизмов ГЧП и причины обуславливающие их 26
Глава 4. Перспективы развития ГЧП 34
Заключение 39
Список литературы……………………...……………………………………….42
3. Одна из самых важных проблем ГЧП в России – отсутствие политической стабильности, краткосрочность государственного бюджетирования и распространенность практики изменений правил игры.
4. В отношениях государства и бизнеса отсутствует третий игрок – гражданское общество, которое гарантирует публичность и открытость взаимодействия частных компаний и госструктур в рамках ГЧП, поэтому функция контроля над решениями в области экономики полностью принадлежит чиновникам, что порождает коррупцию.
5. ГЧП в России не является партнерством: государство проявляет себя либо как всесильный начальник, принуждающий бизнес к участию на невыгодных бизнесу условиях, либо оно – спонсор, который обеспечивает поступление финансовых ресурсов в аффилированные частные компании. В первом случае бизнес вступает во взаимодействие для того, чтобы, используя государство, решить какие-то свои другие проблемы, что негативно
сказывается на качестве управления данным проектом (в котором бизнес не заинтересован), во втором случае последствия еще хуже, поскольку изначально закладывается коррупционная схема «освоения» бюджетных средств.
6. Одним из барьеров развития ГЧП в России является отсутствие стратегического целеориентированного подхода к планированию. В большинстве случаев используется устаревший подход к выработке стратегии развития страны, выражающийся в формуле «найти задачу под имеющиеся бюджетные средства, а не средства под задачу». Это означает, что в планировании проектов ГЧП участвует только одна сторона – государство, тогда как правильнее было бы еще на этапе принятия стратегии развития территории принимать во внимание возможности бизнеса по финансированию таких проектов. Но для этого со стороны государства должна быть четкость и прозрачность, которой пока нет, причем речь идет
как формальных, так и неформальных правилах.
7. Российский бизнес больше мотивирован к взаимодействиям с государством в виде ГЧП, нежели государство. Хотя и на стороне бизнеса в большом количестве присутствуют компании, аффилированные с государством и в силу этого демонстрирующие «эффективность» только в условиях неконкурентной среды.
Несмотря на все вышеперечисленные трудности, нельзя не говорить и об открывающихся возможностях. Так, можно выделить следующие направления для развития ГЧП в России:
5. Использование деловых
объединений для ведения
6. Создание «центров компетенций»
- организационных структур по
инициированию и управлению
7. Проведение информационной
и образовательной работы в
рамках продвижения ГЧП.
Ориентируясь на открывающиеся перспективы, перед наукой в сфере развития государственно-частного партнерства стоят следующие задачи:
- определение приоритетных инфраструктурных проектов на современном этапе экономического развития страны;
- определение технологической базы, на основании которой должны развиваться отдельные отрасли экономики;
- создание оптимальной секторальной структуры для применения ГЧП;
- создание механизмов по привлечению финансовых ресурсов для реализации общественно значимых проектов;
- установление критериев в части выбора и привлечения частных партнеров в зависимости от сферы ГЧП.
-
1 http://президент.рф/новости/
2 П.Понизов «Формирование комплексного механизма государственно-частного партнерства» // Общество и экономика, № 8, Сентябрь 2009, C. 158-178
3 С. А. Рожкова «Использование мирового опыта государственно-частного партнерства в России» // ЭКО. Всероссийский экономический журнал, № 2, Февраль 2008, C. 104-112
4 М. Дерябина «Государственно-частное партнерство: теория и практика» // Вопросы экономики, № 8, Август 2008, C. 61-77
5 А. Л. Бадалов «Частно-государственное партнерство в реализации инвестиционных проектов» // ЭКО. Всероссийский экономический журнал, № 6, Июнь 2008, C. 129-141
6 Green Paper on services of general interest. COM(2003) 270.21.05.2003. European Parliament Resolution on the Green Paper on Services of General Interest. 14.01.2004 (T5-0018/2004).
7 http://www.pppcenter.ru/
8
По материалам сайта Государственно-частное
партнерство в России [http://www.pppinrussia.ru/
9 Государственно-частное партнерство: теория и практика [Текст] / В. Г. Варнавский, А. В. Клименко, В. А. Королев и др. c 111.
10 Барьеры развития механизма ГЧП в России. – М.; НПФ «Экспертный институт», 2010. c 18
11 Calderon and Serven “The Effect of Infrastructure Development on Growth and Income Distribution” - Policy Research Working Paper. World Bank. - 2004
Информация о работе Государственно-частное партнерство, перспективы и проблемы