Государственно-частное партнерство, перспективы и проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 21:51, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является выявление проблем в сфере государственно-частного партнерства и определение перспектив его развития в Российской Федерации. При написании курсовой работы были поставлены следующие задачи:
дать определение понятию ГЧП и описать его формы;
выявить проблемы развития механизмов ГЧП, а также причины их обсулавливающие;
изучить мировую практику ГЧП и сравнить ее с практикой ГЧП в Российской Федерации;
определить перспективы развития сферы ГЧП в краткосрочном периоде.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Сущность и формы ГЧП 8
1.1 Определение ГЧП 8
1.2 Формы ГЧП 13
Глава 2. Мировая и российская практика ГЧП 19
Глава 3. Проблемы развития механизмов ГЧП и причины обуславливающие их 26
Глава 4. Перспективы развития ГЧП 34
Заключение 39
Список литературы……………………...……………………………………….42

Файлы: 1 файл

курсовая__.docx

— 165.14 Кб (Скачать файл)

3. Одна из самых важных  проблем ГЧП в России – отсутствие политической стабильности, краткосрочность государственного бюджетирования и распространенность практики изменений правил игры.

4. В отношениях государства  и бизнеса отсутствует третий  игрок – гражданское общество, которое гарантирует публичность и открытость взаимодействия частных компаний и госструктур в рамках ГЧП, поэтому функция контроля над решениями в области экономики полностью принадлежит чиновникам, что порождает коррупцию.

5. ГЧП в России не  является партнерством: государство проявляет себя либо как всесильный начальник, принуждающий бизнес к участию на невыгодных бизнесу условиях, либо оно – спонсор, который обеспечивает поступление финансовых ресурсов в аффилированные частные компании. В первом случае бизнес вступает во взаимодействие для того, чтобы, используя государство, решить какие-то свои другие проблемы, что негативно

сказывается на качестве управления данным проектом (в котором бизнес не заинтересован), во втором случае последствия еще хуже, поскольку изначально закладывается коррупционная схема «освоения» бюджетных средств.

6. Одним из барьеров  развития ГЧП в России является отсутствие стратегического целеориентированного подхода к планированию. В большинстве случаев используется устаревший подход к выработке стратегии развития страны, выражающийся в формуле «найти задачу под имеющиеся бюджетные средства, а не средства под задачу». Это означает, что в планировании проектов ГЧП участвует только одна сторона – государство, тогда как правильнее было бы еще на этапе принятия стратегии развития территории принимать во внимание возможности бизнеса по финансированию таких проектов. Но для этого со стороны государства должна быть четкость и прозрачность, которой пока нет, причем речь идет

как формальных, так и  неформальных правилах.

7. Российский бизнес больше  мотивирован к взаимодействиям  с государством в виде ГЧП, нежели государство. Хотя и на стороне бизнеса в большом количестве присутствуют компании, аффилированные с государством и в силу этого демонстрирующие «эффективность» только в условиях неконкурентной среды.

Несмотря на все вышеперечисленные  трудности, нельзя не говорить и об открывающихся возможностях. Так, можно выделить следующие направления для развития ГЧП в России:

  1. Дальнейшее улучшение уровня инвестиционной привлекательности
  2. Усовершенствование законодательной базы и расширение правоприменительной практики. Развитие региональной законодательной базы (пока только в 8 субъектах приняты законопроекты о ГЧП).
  3. Повышение поддержки и гарантий государства партнерам из частного сектора.
  4. Создание единого государственного органа по вопросам ГЧП, выработка единой концепции развития ГЧП в России.

5. Использование деловых  объединений для ведения диалога  с государством по проблематике  ГЧП.

6. Создание «центров компетенций» - организационных структур по  инициированию и управлению проектами  ГЧП, в том числе в регионах.

7. Проведение информационной  и образовательной работы в  рамках продвижения ГЧП. Решение  кадровой проблемы.

Ориентируясь на открывающиеся  перспективы, перед наукой в сфере развития государственно-частного партнерства стоят следующие задачи:

- определение приоритетных инфраструктурных проектов на современном этапе экономического развития страны;

- определение технологической базы, на основании которой должны развиваться отдельные отрасли экономики;

- создание оптимальной секторальной структуры для применения ГЧП;

- создание механизмов по привлечению финансовых ресурсов для реализации общественно значимых проектов;

- установление критериев в части выбора и привлечения частных партнеров в зависимости от сферы ГЧП.

 

 

 

 

 

-

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Государственно-частное партнерство: теория и практика [Текст] /      В. Г. Варнавский, А. В. Клименко, В. А. Королев и др. ; Гос. ун-т — Высшая школа экономики. — М. : Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2010. — 287, [1] с. : 5 ил.
  2. Государственно-частное партнерство в России – [http://www.pppinrussia.ru/]
  3. Центр развития государственно-частного партнерства [pppcenter.ru]
  4. Барьеры развития механизма ГЧП в России. – М.; НПФ «Экспертный институт», 2010.
  5. Запатрина И.В Потенциал публично-частного партнерства в развивающихся экономиках/ И.В. Запатрина. - К.: -Центродрук, 2011 - 152с
  6. Министерство финансов Российской Федерации [http://www.minfin.ru/]
  7. Министерство экономического развития Российской Федерации [http://www.economy.gov.ru]
  8. Министерство регионального развития Российской Федерации [http://www.minregion.ru/]
  9. Всемирный банк [worldbank.org]
  10. С. А. Рожкова «Использование мирового опыта государственно-частного партнерства в России» // ЭКО. Всероссийский экономический журнал,  № 2, Февраль 2008, C. 104-112
  11. М. Дерябина «Государственно-частное партнерство: теория и практика» // Вопросы экономики,  № 8, Август  2008, C. 61-77
  12. А. Л. Бадалов «Частно-государственное партнерство в реализации инвестиционных проектов» // ЭКО. Всероссийский экономический журнал,  № 6, Июнь  2008, C. 129-141
  13.   Послание президента России Владимира Путина Федеральному собранию, 2012-[http://президент.рф/новости/17118]
  14. П.Понизов «Формирование комплексного механизма государственно-частного партнерства» // Общество и экономика,  № 8, Сентябрь  2009, C. 158-178

 

 

1 http://президент.рф/новости/17118

2 П.Понизов «Формирование комплексного механизма государственно-частного партнерства» // Общество и экономика,  № 8, Сентябрь  2009, C. 158-178

3 С. А. Рожкова «Использование мирового опыта государственно-частного партнерства в России» // ЭКО. Всероссийский экономический журнал,  № 2, Февраль 2008, C. 104-112

4 М. Дерябина «Государственно-частное партнерство: теория и практика» // Вопросы экономики,  № 8, Август  2008, C. 61-77

5 А. Л. Бадалов «Частно-государственное партнерство в реализации инвестиционных проектов» // ЭКО. Всероссийский экономический журнал,  № 6, Июнь  2008, C. 129-141

6 Green Paper on services of general interest. COM(2003) 270.21.05.2003. European Parliament Resolution on the Green Paper on Services of General Interest. 14.01.2004 (T5-0018/2004).

7 http://www.pppcenter.ru/assets/files/docs/PPP%20Law.pdf

8 По материалам сайта Государственно-частное партнерство в России [http://www.pppinrussia.ru/userfiles/upload/files/artikles/Analiz_porektov_invest_fonda_RF_2007-2011.pdf]

9 Государственно-частное партнерство: теория и практика [Текст] /      В. Г. Варнавский, А. В. Клименко, В. А. Королев и др. c 111.

10 Барьеры развития механизма ГЧП в России. – М.; НПФ «Экспертный институт», 2010. c 18

11 Calderon and Serven “The Effect of Infrastructure Development on Growth and Income Distribution” - Policy Research Working Paper. World Bank. - 2004


Информация о работе Государственно-частное партнерство, перспективы и проблемы