Государственное экономическое программирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 22:45, реферат

Описание работы

*Цель настоящей работы состоит в исследовании государственного экономического программирования, а именно изучении структуры и содержания государственного экономического программирования.
Основными задачами работы являются:
1. Изучение теоретических аспектов процесса формирования государственного экономического программирования;
2. Анализ государственных экономических программ объекта исследования и методик разработки целевых программ;

Содержание работы

Введение …………………………………………………………............... 3
1. Глава I. Сущность государственного экономического програм-
мирования
1.1. Возникновение государственных экономических программ
…………………………………………………………………….....4
1.2. Виды и объекты государственных программ, направленных
на решение отдельных хозяйственных задач……………………6
2. Глава II. Применение государственного экономического прог-
раммирования
2.1. Разработка и осуществление целевых экономических программ………………………………………..………............... 13
2.2. Необходимость, задачи и проблемы общегосударственного
программирования………………………………………………..23
Заключение …………………………………………………………….... 29
Библиографический список …………………………………………….. 30

Файлы: 1 файл

Реферат..docx

— 66.07 Кб (Скачать файл)

Государственного экономическое  программирование оказалось достаточно эффективным при решении ряда хозяйственных и социальных задач, однако у этой эффективности есть объективные границы. В условиях рыночной экономики программирование может быть только индикативным, то есть носить целевой рекомендательно-стимулирующий  характер. Тем не менее оно оказалось достаточно эффективным средством решения задач разного уровня; если государственные программы часто и не реализовались полностью, они все-таки обеспечивали социально-экономическое развитие в желательном направлении. Не менее важно и то обстоятельство, что программирование позволяет синтетически использовать все средства государственного регулирования экономики, избежать противоречивости и несогласованности регулирующих мероприятий отдельных государственных учреждений.

Вопреки распространенному  у многих мнению, что в странах  рыночной экономики ценообразование  происходит стихийно, в действительности цены являются объектом постоянного  внимания и регулирования со стороны  государства. Цены являются одной из критических точек экономической  и социально-политической жизни, где  сталкиваются групповые интересы производителей и потребителей, оптовых и розничных  торговцев, профсоюзов и союзов предпринимателей, экспортеров и импортеров. Цены затрагивают  интересы каждого и, естественно, вокруг них идет борьба в партиях и  парламентах, в правительстве и  на переговорах социальных партнеров, на международных совещаниях.

Воздействие на цены служит глобальным целям государственного регулирования экономики, целям  конъюнктурной и структурной  политики, борьбе с инфляцией, усилению национальной конкурентоспособности  на мировых рынках и смягчению  социальной напряженности. Воздействие  государственной экономической  политики на другие объекты регулирования, в свою очередь, отражается на процессах формирования цен.

Конкретные акции в  области цен могут иметь краткосрочные  или даже экстренные цели, которые  могут в данный конкретный момент не совпадать с другими целями, но в конечном итоге они всегда служат генеральной цели государственного регулирования - оптимизации темпов и пропорций экономического развития и стабилизации социальной системы

Тарифы на услуги государственных  железных дорог, почты, телеграфа, продажа  продовольствия из государственных  запасов в неурожайные годы, таможенная политика и косвенное налогообложение, существенным образом воздействующие на внутренние цены, - вот далеко не полный перечень мер государственного регулирования цен за последние 100 - 150 лет.

Попытки регулировать цены в условиях инфляции и кризиса  путем внешнеторговой политики оказались  несостоятельными. К середине 30-х  годов во многих развитых странах  с рыночной экономикой были приняты  законы, предоставляющие государству  полномочия по воздействию на цены, вплоть до их замораживания, и государственные  мероприятия по воздействию на цены стали составным элементом государственного регулирования экономики.

Государственные мероприятия  по регулированию цен могут носить законодательный, административный и  судебный характер. Принятые парламентами законы создают правовую основу отношений  между хозяйственными субъектами, а  также между ними и государством в сфере ценообразования. Комплекс этих законов представляет собой  ценовое право, входящее составной  частью в гражданское право. На основе этого права, уполномоченные государственные органы осуществляют административную деятельность по регулированию цен. В случае нарушения законов виновные могут быть привлечены к судебной ответственности.

Законопроекты по ценам, как  и по другим хозяйственным вопросам, вносятся в парламенты партийными фракциями, независимыми депутатами или правительством, непосредственно мероприятия по регулированию цен осуществляют министерства экономики, финансов и  центральный банк. В ряде стран существуют министерства торговли, сельского хозяйства. Они также оказывают влияние на ценообразование. Во многих странах в конце 60 - в 70-х годах были созданы межминистерские советы по ценам, они имеют наблюдательно-совещательные функции.

Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. В мире почти нет стран, где бы во второй половине 20 века не существовала инфляция. Она как бы пришла на смену прежней болезни  рыночной экономики, которая стала  явно ослабевать, - циклическим кризисам.

Инфляция - это обесценивание  денег, снижение их покупательной способности. Обычно инфляция имеет в своей  основе не одну, а несколько взаимосвязанных  причин, и проявляется она не только в повышении цен - наряду с открытой, ценовой инфляцией имеет место  скрытая, или подавленная, инфляция, проявляющаяся, прежде всего в дефиците, ухудшении качества товаров. В буквальном переводе с латинского инфляция означает “вздутие”, т.е. переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом товарной массы.

Причины инфляции многообразны. Обычно в основе инфляции лежит несоответствие денежного спроса и товарной массы - спрос на товары и услуги превышает  размеры товарооборота, что создает  условия для того, чтобы производители  и поставщики поднимали цены независимо от уровня издержек3. Диспропорция между спросом и предложением, превышение доходов над потребительскими расходами могут порождаться дефицитом госбюджета (расходы государства превышают доходы); чрезмерным инвестированием (объем инвестиций превышает возможности экономики); опережающим ростом заработной платы по сравнению с ростом ______________________

  1. Васильев И. П. Инфляция растет, не слушаясь правительства. Финансовый контроль, М., 2006

производства и повышением производительности труда; произвольным установлением государственных  цен, вызывающим перекосы в величине и структуре спроса; другими факторами.

Причины возникновения инфляции могут быть как внутренние, так  и внешние. К внешним причинам относятся, в частности, сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового  и платежного балансов. Инфляционный процесс в России усиливало падение  цен на мировом рынке на топливо  и цветные металлы, составляющие важную статью нашего экспорта, а также  неблагоприятная конъюнктура на зерновом рынке в условиях значительного  импорта зерновых. В Венгрии, экономика  которой в большей мере зависит  от состояния внешнеэкономических  связей, именно внешний фактор (ухудшение  условий международной торговли, увеличение внешнего долга) играл едва ли не определяющую роль в усилении инфляционных процессов. При этом политика наращивания экспорта и сдерживания  импорта снижала рост внутренних, оптовых и потребительских цен.

Противоречия и дефициты пожирали все больше средств, а финансовые и бюджетные ограничители были очень  слабы или практически отсутствовали. Несбалансированность имела место  не только на потребительском рынке. Ее основа - нарастающие диспропорции в самом производстве, укрепление материально-финансового неравновесия, недочеты в системе планирования, в механизме денежного обращения, в отсутствии антиинфляционного  регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Применение государственного экономического программирования

2.1 Разработка и осуществление целевых экономических программ

Термин «экономическое программирование»  возник в советской экономической  науке, стремившейся доказать, что в  условиях капиталистической системы  хозяйствования государственное планирование невозможно по причине отсутствия собственности  на средства производства. Отсюда якобы  следовало, что существует, с одной  стороны, всеобъемлющее социалистическое государственное (народно-хозяйственное) планирование и, с другой стороны, ограниченное отдельными программами капиталистическое  государственное программирование, которому не дано подняться до вершин государственного планирования.

Понятие «экономическое программирование»  закрепилось в российской научной  литературе в понимании планирования, базирующегося на применении программно-целевого метода и проявляющегося в разработке и осуществлении крупных государственных  социально-экономических программ. В итоге произошло сближение, и даже отождествление терминов «экономическое программирование» и «программно-целевое планирование». Рассмотрим ключевые понятия, лежащие в основе государственного экономического программирования4. Программно-целевой метод есть способ решения крупных и сложных социально-экономических проблем посредством выработки и проведения органами управления (с привлечением участников, исполнителей) системы взаимоувязанных программных мер, направленных на достижение целей устранения, подавления, смягчения возникшей проблемы.

Программно-целевому планированию и управлению свойственны следующие  черты:

_____________________

  1. Переходько М. Н. Интеграция программно-целевого планирования. Изд-во РГУ, 2007

— четкая постановка и систематизация целей, которых надо достичь, чтобы  решить проблему, представление их в виде «дерева целей и задач»;

— переход от совокупности системно организованных целей и  задач к системе целереализующих  действий, мероприятий, проведение которых  ведет к ослаблению или снятию проблемы;

— установление средств, ресурсов, необходимых для осуществления  программных мероприятий в заданные сроки, и источников поступления  ресурсов;

— задействование организационно-экономических  механизмов управления реализацией  намеченных мер, контроля за их исполнением и обеспечением со стороны органов управления.

В самом кратком виде формулу  программно-целевого метода можно представить  в виде логической цепочки «цели  — пути — средства — организация  исполнения».

Целевым экономическим программам присущи следующие признаки:

— программность, характеризуемая  наличием плана проведения комплекса  взаимосвязанных, согласованных программных  действий;

— целеориентированность, выражаемая направленностью программных мер  на достижение цели в виде решения  единой, общей проблемы;

— комплексность в виде сочетания всех требуемых разнообразных  мер, обеспечивающих решение программной  проблемы;

— ресурсообеспеченность, отражающая подкрепление программных действий необходимыми ресурсами в требуемом количестве, концентрацией ресурсов в рамках программы;

— результативность (эффективность), проявляющаяся в том, что успешное решение программной проблемы не может быть достигнуто другими, непрограммными способами, без проведения программных  мер и сосредоточения ресурсов.

Отметим, что наряду с  названием «целевые экономические  программы» употребляются и другие, например, «целевые комплексные программы», «народно-хозяйственные программы», «федеральные целевые программы», «региональные  целевые программы» и просто «целевые программы».

Государственное программирование (программно-целевое планирование) представляет применение программно-целевого метода планирования в государственном  управлении экономикой в виде разработки и практической реализации, периодически дополняемой и изменяемой совокупности целевых экономических программ, формируемых в соответствии с  возникающими или обостряющимися социально-экономическими проблемами народнохозяйственного  масштаба и значения, решение которых  требует концентрации или привлечения  ресурсов.

Применение целевых программ должно способствовать нахождению эффективных  путей решения важнейших социально-экономических  проблем.

         Целевые программы призваны принять  на себя функции управления  экономикой в той части, в  которой их не способны реализовать  государственные механизмы рыночного  регулирования и механизмы саморегулирования.  С помощью целевых программ  государство в лице федеральных,  региональных, муниципальных органов  способно оказывать значительное  воздействие на развитие экономики  в соответствии с государственными, общественными интересами, в целях  решения проблем, затрагивающих  судьбы большинства людей5.

Анализ современного состояния  и проблем государственного программирования в России и в других странах  требует изучения истории программно-целевого планирования.

Считается, что первой советской  государственной социально-_____________________

  1. Самусенко К. Целевые программы как инструмент государственного управления. М., 2006

экономической программой был  принятый в 1922 г. план ГОЭЛ-РО (государственный план электрификации России), а затем была осуществлена программа индустриализации экономики. Однако систематическая разработка государственных комплексных программ относится к 60—70-м гг. XX в. В это время разрабатываются и начинают осуществляться такие крупнейшие долгосрочные государственные комплексные программы, как продовольственная, энергетическая, подъема сельского хозяйства Нечерноземной зоны, освоения нефтяных богатств Западной Сибири, строительства Байкало-Амурской магистрали, подъема машиностроения, автоматизации планирования и управления. О масштабах этих программ можно судить по тому факту, что для осуществления энергетической программы требовалось вложить более 100 млрд. руб., а продовольственной — более 200 млрд. (рубль того периода был примерно равен доллару).

Наряду с социально-экономическими программами в каждом пятилетнем плане намечалось осуществление свыше ста научно-технических программ.

Любопытно, что программный  бум 70-х гг. в Советском Союзе  возник в качестве реакции на развернувшуюся в 60-е гг. в США по инициативе министра обороны Р. Макнамары разработку крупных государственных оборонных программ, а также на получившее распространение в те годы в США осуществление государственных социальных программ. Тем не менее ввиду кардинального различия экономических систем воспроизвести американскую практику государственного программирования было практически невозможно, да к этому и не стремились советские руководители. В капиталистических странах государственный характер программ проявился в постановке целей и бюджетном финансировании программных государственных заказов, остальное брал на себя рыночный механизм.

Информация о работе Государственное экономическое программирование