Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 22:45, реферат
*Цель настоящей работы состоит в исследовании государственного экономического программирования, а именно изучении структуры и содержания государственного экономического программирования.
Основными задачами работы являются:
1. Изучение теоретических аспектов процесса формирования государственного экономического программирования;
2. Анализ государственных экономических программ объекта исследования и методик разработки целевых программ;
Введение …………………………………………………………............... 3
1. Глава I. Сущность государственного экономического програм-
мирования
1.1. Возникновение государственных экономических программ
…………………………………………………………………….....4
1.2. Виды и объекты государственных программ, направленных
на решение отдельных хозяйственных задач……………………6
2. Глава II. Применение государственного экономического прог-
раммирования
2.1. Разработка и осуществление целевых экономических программ………………………………………..………............... 13
2.2. Необходимость, задачи и проблемы общегосударственного
программирования………………………………………………..23
Заключение …………………………………………………………….... 29
Библиографический список …………………………………………….. 30
Государственного
Вопреки распространенному
у многих мнению, что в странах
рыночной экономики ценообразование
происходит стихийно, в действительности
цены являются объектом постоянного
внимания и регулирования со стороны
государства. Цены являются одной из
критических точек
Воздействие на цены служит глобальным целям государственного регулирования экономики, целям конъюнктурной и структурной политики, борьбе с инфляцией, усилению национальной конкурентоспособности на мировых рынках и смягчению социальной напряженности. Воздействие государственной экономической политики на другие объекты регулирования, в свою очередь, отражается на процессах формирования цен.
Конкретные акции в
области цен могут иметь
Тарифы на услуги государственных железных дорог, почты, телеграфа, продажа продовольствия из государственных запасов в неурожайные годы, таможенная политика и косвенное налогообложение, существенным образом воздействующие на внутренние цены, - вот далеко не полный перечень мер государственного регулирования цен за последние 100 - 150 лет.
Попытки регулировать цены
в условиях инфляции и кризиса
путем внешнеторговой политики оказались
несостоятельными. К середине 30-х
годов во многих развитых странах
с рыночной экономикой были приняты
законы, предоставляющие государству
полномочия по воздействию на цены,
вплоть до их замораживания, и государственные
мероприятия по воздействию на цены
стали составным элементом
Государственные мероприятия по регулированию цен могут носить законодательный, административный и судебный характер. Принятые парламентами законы создают правовую основу отношений между хозяйственными субъектами, а также между ними и государством в сфере ценообразования. Комплекс этих законов представляет собой ценовое право, входящее составной частью в гражданское право. На основе этого права, уполномоченные государственные органы осуществляют административную деятельность по регулированию цен. В случае нарушения законов виновные могут быть привлечены к судебной ответственности.
Законопроекты по ценам, как и по другим хозяйственным вопросам, вносятся в парламенты партийными фракциями, независимыми депутатами или правительством, непосредственно мероприятия по регулированию цен осуществляют министерства экономики, финансов и центральный банк. В ряде стран существуют министерства торговли, сельского хозяйства. Они также оказывают влияние на ценообразование. Во многих странах в конце 60 - в 70-х годах были созданы межминистерские советы по ценам, они имеют наблюдательно-совещательные функции.
Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. В мире почти нет стран, где бы во второй половине 20 века не существовала инфляция. Она как бы пришла на смену прежней болезни рыночной экономики, которая стала явно ослабевать, - циклическим кризисам.
Инфляция - это обесценивание денег, снижение их покупательной способности. Обычно инфляция имеет в своей основе не одну, а несколько взаимосвязанных причин, и проявляется она не только в повышении цен - наряду с открытой, ценовой инфляцией имеет место скрытая, или подавленная, инфляция, проявляющаяся, прежде всего в дефиците, ухудшении качества товаров. В буквальном переводе с латинского инфляция означает “вздутие”, т.е. переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом товарной массы.
Причины инфляции многообразны. Обычно в основе инфляции лежит несоответствие денежного спроса и товарной массы - спрос на товары и услуги превышает размеры товарооборота, что создает условия для того, чтобы производители и поставщики поднимали цены независимо от уровня издержек3. Диспропорция между спросом и предложением, превышение доходов над потребительскими расходами могут порождаться дефицитом госбюджета (расходы государства превышают доходы); чрезмерным инвестированием (объем инвестиций превышает возможности экономики); опережающим ростом заработной платы по сравнению с ростом ______________________
производства и повышением производительности труда; произвольным установлением государственных цен, вызывающим перекосы в величине и структуре спроса; другими факторами.
Причины возникновения инфляции
могут быть как внутренние, так
и внешние. К внешним причинам
относятся, в частности, сокращение
поступлений от внешней торговли,
отрицательное сальдо внешнеторгового
и платежного балансов. Инфляционный
процесс в России усиливало падение
цен на мировом рынке на топливо
и цветные металлы, составляющие
важную статью нашего экспорта, а также
неблагоприятная конъюнктура на
зерновом рынке в условиях значительного
импорта зерновых. В Венгрии, экономика
которой в большей мере зависит
от состояния внешнеэкономических
связей, именно внешний фактор (ухудшение
условий международной
Противоречия и дефициты
пожирали все больше средств, а финансовые
и бюджетные ограничители были очень
слабы или практически
Глава II. Применение государственного экономического программирования
2.1 Разработка и осуществление целевых экономических программ
Термин «экономическое программирование»
возник в советской экономической
науке, стремившейся доказать, что в
условиях капиталистической системы
хозяйствования государственное планирование
невозможно по причине отсутствия собственности
на средства производства. Отсюда якобы
следовало, что существует, с одной
стороны, всеобъемлющее социалистическое
государственное (народно-хозяйственное)
планирование и, с другой стороны, ограниченное
отдельными программами капиталистическое
государственное
Понятие «экономическое программирование»
закрепилось в российской научной
литературе в понимании планирования,
базирующегося на применении программно-целевого
метода и проявляющегося в разработке
и осуществлении крупных
Программно-целевому планированию и управлению свойственны следующие черты:
_____________________
— четкая постановка и систематизация целей, которых надо достичь, чтобы решить проблему, представление их в виде «дерева целей и задач»;
— переход от совокупности
системно организованных целей и
задач к системе
— установление средств, ресурсов,
необходимых для осуществления
программных мероприятий в
— задействование организационно-экономических механизмов управления реализацией намеченных мер, контроля за их исполнением и обеспечением со стороны органов управления.
В самом кратком виде формулу программно-целевого метода можно представить в виде логической цепочки «цели — пути — средства — организация исполнения».
Целевым экономическим программам присущи следующие признаки:
— программность, характеризуемая наличием плана проведения комплекса взаимосвязанных, согласованных программных действий;
— целеориентированность, выражаемая
направленностью программных
— комплексность в виде сочетания всех требуемых разнообразных мер, обеспечивающих решение программной проблемы;
— ресурсообеспеченность, отражающая подкрепление программных действий необходимыми ресурсами в требуемом количестве, концентрацией ресурсов в рамках программы;
— результативность (эффективность), проявляющаяся в том, что успешное решение программной проблемы не может быть достигнуто другими, непрограммными способами, без проведения программных мер и сосредоточения ресурсов.
Отметим, что наряду с
названием «целевые экономические
программы» употребляются и другие,
например, «целевые комплексные программы»,
«народно-хозяйственные
Государственное программирование
(программно-целевое
Применение целевых программ
должно способствовать нахождению эффективных
путей решения важнейших
Целевые программы призваны
Анализ современного состояния и проблем государственного программирования в России и в других странах требует изучения истории программно-целевого планирования.
Считается, что первой советской
государственной социально-____
экономической программой был принятый в 1922 г. план ГОЭЛ-РО (государственный план электрификации России), а затем была осуществлена программа индустриализации экономики. Однако систематическая разработка государственных комплексных программ относится к 60—70-м гг. XX в. В это время разрабатываются и начинают осуществляться такие крупнейшие долгосрочные государственные комплексные программы, как продовольственная, энергетическая, подъема сельского хозяйства Нечерноземной зоны, освоения нефтяных богатств Западной Сибири, строительства Байкало-Амурской магистрали, подъема машиностроения, автоматизации планирования и управления. О масштабах этих программ можно судить по тому факту, что для осуществления энергетической программы требовалось вложить более 100 млрд. руб., а продовольственной — более 200 млрд. (рубль того периода был примерно равен доллару).
Наряду с социально-
Любопытно, что программный бум 70-х гг. в Советском Союзе возник в качестве реакции на развернувшуюся в 60-е гг. в США по инициативе министра обороны Р. Макнамары разработку крупных государственных оборонных программ, а также на получившее распространение в те годы в США осуществление государственных социальных программ. Тем не менее ввиду кардинального различия экономических систем воспроизвести американскую практику государственного программирования было практически невозможно, да к этому и не стремились советские руководители. В капиталистических странах государственный характер программ проявился в постановке целей и бюджетном финансировании программных государственных заказов, остальное брал на себя рыночный механизм.
Информация о работе Государственное экономическое программирование