Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 22:45, реферат
*Цель настоящей работы состоит в исследовании государственного экономического программирования, а именно изучении структуры и содержания государственного экономического программирования.
Основными задачами работы являются:
1. Изучение теоретических аспектов процесса формирования государственного экономического программирования;
2. Анализ государственных экономических программ объекта исследования и методик разработки целевых программ;
Введение …………………………………………………………............... 3
1. Глава I. Сущность государственного экономического програм-
мирования
1.1. Возникновение государственных экономических программ
…………………………………………………………………….....4
1.2. Виды и объекты государственных программ, направленных
на решение отдельных хозяйственных задач……………………6
2. Глава II. Применение государственного экономического прог-
раммирования
2.1. Разработка и осуществление целевых экономических программ………………………………………..………............... 13
2.2. Необходимость, задачи и проблемы общегосударственного
программирования………………………………………………..23
Заключение …………………………………………………………….... 29
Библиографический список …………………………………………….. 30
В Советском Союзе программы формировались подобно планам как совокупность директивных, адресных заданий ее исполнителям, финансируемых из бюджетных средств. В этих условиях требовалось постоянное управление реализацией программ со стороны государственных органов, сопровождаемое поиском источников текущего финансирования программных мероприятий. Это одна из причин невыполнения многих государственных экономических программ советского периода.
Разработка и осуществление
федеральных и региональных целевых
программ в переходный период, унаследовав
некоторые черты программно-
Если в советский период приходилось, прежде всего, думать о прямом обеспечении программ материальными и трудовыми ресурсами, то в условиях рынка на первый план выходят объемы и источники финансирования государственных целевых программ.
Остановимся вкратце на методических вопросах государственного программирования, заключающегося в разработке и практическом осуществлении государственных целевых программ.
Как неоднократно упоминалось ранее, ключевым свойством программ служит их связь с породившей программу экономической проблемой. Программы, собственно, и есть инструмент решения наиболее острых, настоятельных, безотлагательных проблем, сосредоточения ресурсов на этом направлении. Поэтому искусство государственного программного планирования состоит в знании проблем, умении их анализировать и выделять наиболее острые и значимые проблемы из всей их совокупности. Такая задача выбора, как всегда бывает в экономике, сопряжена с ограниченностью ресурсов, которыми обладают государство, общество, страна для решения множества стоящих перед ними проблем.
В этом свете определяющую
роль играет приоритетность проблем. Ахиллесова
пята государственного программирования
состоит в том, что с его
помощью пытаются решить все или
подавляющее большинство
В теории и практике государственного
программирования выработан следующий
набор факторов, характеризующих
приоритетность социально-экономических
проблем, решение которых следует
достигать программно-целевым
1) значимость проблемы для экономики страны, регионов;
2) невозможность комплексно
решить проблему в приемлемые
сроки за счет использования
действующих рыночных
3) наличие потенциальной
возможности широкомасштабного
распространения прогрессивных
научно-технических достижений
4) необходимость координации действий сопряженных регионов, отраслей, производств для решения проблемы;
_____________________
5) сочетание социальных
и экономических аспектов
— социальные, социально ориентированные;
— научно-технические, инновационные;
— инвестиционные, воспроизводственные;
— экологические;
— программы обеспечения безопасности, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. По признаку объектов, на которые распространяется действие программы, различают:
— региональные, территориальные программы;
— отраслевые программы;
— программы развития ресурсного потенциала;
— производственные программы;
— маркетинговые программы;
— внешнеэкономические программы;
— организационно-управленческие программы.
По признаку временной
протяженности, длительности действия
государственные программы
— долгосрочные, на период свыше 5 лет;
— среднесрочные, на период от 3 до 5 лет;
— краткосрочные, на период до 3 лет.
Программы федерального уровня представлены в России федеральными целевыми и президентскими программами.
Программы уровня субъектов
Федерации представлены как федеральными
программами региональной ориентации,
так и региональными
Программы муниципального уровня разрабатываются в виде муниципальных территориальных программ, но частично представлены подпрограммами федеральных и региональных программ.
В укрупненном виде структуру программы можно представить в виде совокупности следующих основных частей (блоков):
а) целевой (система целей и целевых задач);
б) исполнительный (система мероприятий);
в) ресурсный (ресурсы и их источники);
г) организационный (организация разработки и выполнения программы).
Обычно целевая программа содержит следующие разделы.
1. Анализ программной
проблемы и обоснование
2. Цели и задачи программы
с выделением генеральной цели,
ее разделением на подцели
и формированием задач
3. Мероприятия отдельных
подпрограмм, инвестиционных
4. Потребности программы
в разных видах ресурсов, источники
и способы получения
5. Организационные формы
управления разработкой и
6. Оценка эффективности
программы в целом, отдельных
подпрограмм и крупнейших
7. Сводные показатели программы.
Приведенная типовая структура
может варьироваться в
Разработку целевой программы можно разделить на отдельные стадии, достаточно универсальные по содержанию и последовательности осуществления. Такое разделение не однозначно, так как возможны различные представления о порядке проведения и содержании процесса программных разработок7. Обоснованная структуризация процесса разработки программы не только упорядочивает процесс, но и облегчает восприятие его сущности.
Исходя из общих положений теории программно-целевого планирования, выделяются следующие основные стадии разработки целевой программы:
1) целевая установка программы, углубляющая представление о целях и задачах программы;
2) разработка и обоснование
путей и способов
3) структурная разработка
(разделение на подпрограммы и
проекты, построение
4) ресурсная разработка (определение
структуры, объемов и
Четкого алгоритма содержания
методов разработки целевых программ
не существует, практически каждая
программа обладает выраженным своеобразием
ее разработки, зависящим к тому
же от состава и квалификации разработчиков.
В то же время очевидно, что разработка
любой программы начинается с
прогнозно-аналитической
Разработка сопровождается проведением ряда расчетов с использованием балансовых, нормативных зависимостей.
Разработка любой целевой
комплексной программы
Организация разработки и управления реализацией государственных целевых программ предусматривает:
1) наличие государственного
заказчика программы в лице
государственного органа, наделенного
полномочиями распределения
2) назначение разработчиков
программы в лице проектных,
исследовательских организаций,
3) формирование заказчиком
дирекции целевой программы,
4) принятие решений о
разработке и утверждении
Несмотря на наличие значительного
опыта составления и
2.2 Необходимость, задачи и проблемы общегосударственного программирования
Как уже было сказано, что задачей общегосударственного программирования является комплексное использование в глобальных целях всех элементов государственного регулирования экономики. Программы разрабатываются специальным государственным органом или министерствами экономики и финансов. Как правило, программы обеспечивают социально-экономическое развитие в желательном направлении.
Задача программирования
— увязать все направления
и методы государственной экономической
политики в единую систему мероприятий
во имя достижения определенных целей:
стабилизации экономического роста, замедления
инфляционного увеличения цен, устранения
отраслевых или территориальных
диспропорций, сбалансированности внешнеэкономических
связей. Важнейшей функцией Государственного
экономического программирования в
современных условиях является формирование
экономической стратегии
Оно призвано, с одной стороны, ориентировать частный предпринимательский сектор в перспективах экономического развития, с другой — наметить сферы и задачи государственного вмешательства во имя достижения выдвигаемых целей.
В процессе своего развития
государственное
а) Создание общих благоприятных условий для воспроизводства частного капитала; сосредоточение усилий государства на разработке трудового, налогового, торгового, социального законодательства, таможенной политики, на обеспечение устойчивости денег. Строительство и приобретение объектов в сырьевых и инфраструктурных отраслях.
б) Несогласованные между собой акции антикризисной и структурной направленности, попытки воздействовать на занятость и цены.
в) Эксперименты с использованием
денежно-кредитных и бюджетных
средств регулирования
г) Переход в ряде стран
к отраслевому и региональному
среднесрочному программированию; попытки
повысить действенность государственного
регулирования экономики путем
изучения совместимости и
Информация о работе Государственное экономическое программирование