Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 01:24, курсовая работа
В данной курсовой работе отражена тема «Государственное регулирование банковской деятельности Республики Беларусь».
Данная тема является актуальной, так как Государственное регулирование банковской деятельности представлена системой специфических правил поведения нормативного характера, сформулированных государственными органами, иными властными структурами, а также негосударственными саморегулируемыми организациями, которые имеют своей целью ограничение банковской активности, поддерживание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….... 2
1.БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…..……….. 3
1.1Становление банков……………………………………………………. 3
1.2Банковская система на современном этапе…………………………… 8
1.3Банки и небанковские кредитно валютные организации в
Республике Беларусь………………………………………………………. 9
2.ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………….…………..15
2.1Место Национального банка Республики Беларусь в системе
органов государственной власти, его цели и функции…………………..15
2.2Регулирования банковской деятельности в
Республике Беларусь……………………………………………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………32
Национальный банк Республики Беларусь находится в собственности Республики Беларусь и действует исключительно в интересах данной республики. Национальный банк Республики Беларусь регулирует денежное обращение, обладает исключительным правом эмиссии денег и осуществляет иную деятельность по регулированию кредитно-денежных отношений в Республике Беларусь.
Правовой основой Национального банка Республики Беларусь является Конституция Республики Беларусь, Банковский кодекс Республики Беларусь, законы Республики Беларусь и нормативно-правовые акты Президента Республики Беларусь. Экономические и правовые основы деятельности банковской системы Республики Беларусь определены законом Республики Беларусь "О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь ", законом Республики Беларусь "О Национальном банке Республики Беларусь ", другими законодательными и нормативными актами ,действующими на территории Республики Беларусь.
Главная цель политики Национального банка Республики Беларусь - обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной денежной единицы и поддержание стабильных цен, обеспечение ликвидности, кредитоспособности и надёжности функционирования банковской системы.
Коммерческие банки Республики Беларусь составляют второй уровень банковской системы страны.
По мировым стандартам банки Республики Беларусь очень малы. Общая сумма активов всей банковской системы Республики Беларусь даже не равна среднему банку Российской Федерации. В то же время организационная структура управления банковского сектора Республики Беларусь построена по схеме банковских институтов Европейского Сообщества.
К основным видам деятельности банков второго уровня относятся: предоставление кредитов; кассовое обслуживание; открытие и ведение счетов физических и юридических лиц; ломбардная деятельность; факторинг и форфейтинг; поручительство; банковское хранение; предоставление сейфов в имущественный наем; деятельность по обмену валюты; скупка и продажа, обмен драгоценных металлов, камней и др.
Взаимоотношения коммерческих банков с Национальным банком Республики Беларусь обусловлены самим механизмом взаимоотношений субъектов рынка ссудного капитала. Национальный банк Республики Беларусь устанавливает для банков следующие экономические нормативы: минимальный размер уставного фонда для вновь создаваемого банка, минимальный размер собственных средств для действующих банков; норматив для действующей части уставного фонда; норматив ликвидности банка; норматив достаточности банка; норматив обязательных отчислений в фонд резервов; норматив максимального риска на одного заемщика и др.
1.3Банки и небанковские кредитно-финансовые организации в Республике Беларусь
В теории нет единства мнений относительно понятия и сущности банка. В экономической литературе различных периодов можно встретить утверждение о том, что банк – это: расчетный центр; хранилище денег; посредник в платежах; комбинат финансовых продуктов и услуг; орган контроля; институт обмена и др. наиболее распространенным является суждение о сущности банка как предприятия. Оно используется и законодателем. Например, согласно Первой банковской директиве ЕЭС (Директива от 12 декабря 1977г. № 77/780) банк (кредитная организация) определяется как предприятие, бизнес которого связан с получением депозитов и других средств, подлежащих возврату, и предоставлением кредитов.
Согласно статьи 70, 8 Банковского кодекса, банк является коммерческой организацией, зарегистрированной в порядке, установленном кодексом, и имеющей на основании лицензии на осуществление банковской деятельности исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:
Банк вправе осуществлять другие банковские операции и иные виды деятельности, предусмотренные Банковским кодексом. При этом согласно части 7 статьи 14 Банковского кодекса банки небанковские кредитно-финансовые организации не могут осуществлять:
Следует выделить следующие признаки банка:
Это значит, что он преследует извлечение прибыли в качестве основной цели;
Как и любое сложное образование, банки могу быть классифицированы по различным основаниям.
Легальная классификация указана в статье 71 Банковского кодекса, согласно которой в Республике Беларусь могут создаваться универсальные банки, имеющие лицензию на осуществление всех видов банковских операций, а также специализированные банки, деятельность которых направлена на осуществление отдельных банковских операций. В настоящее время в Банковском кодексе отсутствуют подробные нормы.
По организационно-правовой форме в соответствии со статьей 71 Банковского кодекса можно выделить банки в форме:
По форме собственности, на базе которой создаются банки, они подразделяются на образованные на основе:
По
составу уставного фонда
В литературе также можно встретить деление банков на крупные, средние, малые. Критерии для отнесения банка к тому или иному виду предлагаются различные (размер фонда, доля в банковской системе, размер собственного каптала и др.)
По структуре иногда выделяют банки
с разветвленной сетью
По территориальной
По целям создания банки иногда подразделяются на банки, предназначенные для финансирования отдельных целевых программ (банки развития), и банки, не ограничивающиеся в деятельности одной отраслью хозяйства или программой (т. е. отраслевой специализацией и без таковой). Для Беларуси эта классификация не применима, так как в настоящее время все банки относятся ко второму виду.
Кроме банков в большинстве стран мира существуют и так называемые парабанковские организации. Они функционируют в относительно узких сферах рынка банковских услуг, где требуются специальные знания и особые технические приемы. К парабанковским можно отнести, например, ссудосберегательные учреждения, общества взаимного кредитования, кредитные союзы.
В Республике Беларусь для подобных юридических лиц существует специальное название – небанковские кредитно-финансовые организации.
Небанковская кредитно-
Небанковские кредитно-финансовые организации вправе осуществлять следующие банковские операции:
Небанковская кредитно-
Порядок создания небанковской кредитно-финансовой организации аналогичен процедуре образования банка (с некоторыми частными особенностями). Решение о государственно регистрации небанковской кредитно-финансовой организации или об отказе в ее государственной регистрации принимается Национальным банком в срок, не превышающий двух месяцев со дня представления необходимых для государственно регистрации документов.
Реорганизация
и ликвидация небанковских кредитно-финансовых
организаций осуществляется в порядке,
установленном
2. Государственное регулирование банковской деятельности
2.1 Место Национального банка Республики Беларусь в системе органов государственной власти, его цели и функции.
Национальный банк – центральный банк и государственный орган Республики Беларусь – действует исключительно в интересах Республики Беларусь.
Национальный банк осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Банковским Кодексом, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь и независим в своей деятельности.
Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь.
Подотчетность Национального банка Президенту Республики Беларусь означает:
Информация о работе Государственное регулирование банковской деятельности в Республике Беларусь