В целях осуществления надзора
за банковской деятельностью на консолидированной
основе Национального банка:
- устанавливает
в соответствии со статьей 118 Банковского
кодекса нормативы безопасного функционирования
для банковских групп и банковских холдингов,
а также для банков и небанковских кредитно-финансовых
организаций, признаваемых входящими
в состав банковских групп и (или) банковских
холдингов, и осуществляет надзор за их
выполнением;
- устанавливает
порядок представления юридическими лицами,
признаваемыми входящими в состав банковских
групп и (или) банковских холдингов, головным
организациям таких групп и (или) холдингов
информации о своей деятельности, необходимой
для составления консолидированной отчетности;
- вправе
на основе утвержденной им методики признать
банк, небанковскую кредитно-финансовую
организацию, иное юридическое лицо, не
являющееся банком или небанковской кредитно-финансовой
организацией, головной организацией
банковской группы и (или) банковского
холдинга и потребовать в соответствии
с частями третьей и четвертой статьи
119 Банковского кодекса представления
ею в Национальном банке консолидированной
отчетности о деятельности банковской
группы и (или) банковского холдинга;
- вправе
на основе утвержденной им методики потребовать
от головной организации банковской группы
и (или) банковского холдинга включения
в консолидированную отчетность о деятельности
банковской группы и (или) банковского
холдинга сведений о деятельности юридического
лица, на решения которого, принимаемые
его органами управления, такая головная
организация способна оказывать прямо
или косвенно (через третьи лица) существенное
влияние;
- вправе
потребовать от юридического лица, не
являющегося банком или небанковской
кредитно-финансовой организацией и признаваемого
входящим в состав банковского холдинга,
представления информации о своей деятельности,
а также проводить проверки деятельности
такого юридического лица в порядке, установленном
настоящим Кодексом и нормативными правовыми
актами Национального банка для проведения
проверок деятельности банков и небанковских
кредитно-финансовых организаций.
Национальный банк вправе предъявлять
в хозяйственный суд иски о признании
недействительными сделок банков и небанковских
кредитно-финансовых организаций, заключенных
с нарушением законодательства Республики
Беларусь.
Национальный банк вправе предъявить
в хозяйственный суд иск о ликвидации
банка или небанковской кредитно-финансовой
организации по основаниям, предусмотренным
законодательными актами Республики Беларусь.
2.2 Регулирования
банковской деятельности в Республике
Беларусь
На качество каждой конкретной кредитной
организации влияет много факторов
– как внутренних (соответствие
качества услуг потребностям клиентов),
так и внешних (общеполитическая ситуация
в стране). При этом обязательным условием
благополучия каждого субъекта банковской
системы является оптимальное банковское
регулирование.
Банковское регулирование - система
спицефических правил поведения
нормативного характера, сформулированных
государственными органами, иными властными
структурами, а также негосударственными
саморегулируемыми организациями,
которые имеют своей целью
ограничение банковской активности.
Целями такого регулирования являются
поддерживание стабильности банковской
системы, защита интересов вкладчиков
и кредиторов. Банковское регулирование
обеспечивает компромисс интересов
банков и их клиентов, с одной
стороны, и интересов общества в
целом – с другой стороны.
Согласно статьи 14 Банковского кодекса
государственное регулирование банковской
деятельности осуществляется посредством:
- государственной регистрации
банков и небанковских кредитно-финансовых
организаций;
- лицензирования банковской
деятельности;
- установления запретов и ограничений
для банков и небанковских кредитно-финансовых
организаций;
- установления нормативов безопасного
функционирования для банков и небанковских
кредитно-финансовых организаций;
- надзора за деятельностью
банков и небанковских кредитно-финансовых
организаций, выявления нарушений банковского
законодательства и применения мер воздействия,
установленных настоящим кодексом и иным
законодательством Республики Беларусь;
- выявления случаев осуществления
банковской деятельности без получения
лицензии на осуществление банковской
деятельности и применения мер ответственности
к лицам, осуществляющим такую деятельность.
Таким образом, можно выделить три
основных направления деятельности
Национального банка в сфере банковского
регулирования:
- установление требований к
порядку вхождения на рынок финансовых
услуг;
- установление пруденциальных
правил деятельности кредитно-финансовых
организаций;
- осуществление непосредственного
(текущего) надзора за соблюдением требований
банковского законодательства и применение
мер воздействия к субъектам, допустившим
нарушения норм права.
Обращаясь к зарубежной практике,
можно отметить, что кроме Беларуси
функции надзора полностью выполняются
центральными банками Нидерландов,
Италии.
Выделяют три модели распределения
функций между надзорными органами:
- германскую, при которой агентство
по надзору занимается только банками
и, в сущности, является органом специальной
компетенции;
- английскую, где надзор за
различными секторами финансового рынка
(банковским, страховым и др.) ведет единое
агентство, которое для банков является
органом общей компетенции и может входить
в состав верхнего уровня банковской системы
только как условный элемент;
- американскую, где банковское
регулирование условно разделяется не
по функциональному, а по целевому принципу.
За систему стабильности отвечает Федеральная
резервная система, которая надзирает
за банками, составляющими основу национальной
платежной системы. Защитой кредиторов
и вкладчиков занимаются иные регулирующие
органы (Федеральная корпорация страхования
депозитов и др.).
В Республике Беларусь неоднократно
обсуждалась целесообразность создания
органа, который объединил бы функции
по надзору за банковской системой, страховым
рынком и рынком ценных бумаг.
В настоящее время нельзя сказать,
что Национальный Банковский совет
является надзорным органом в
банковской сфере. Дискуссии по вопросу
совершенствования системы банковского
регулирования по-прежнему не затихают.
Предлагаются и создание Комитета по денежно-кредитной
политике (вместо Банковского совета),
и преобразование Банковского совета
в полноценный орган государственного
управления, и сохранение верхнего уровня
банковской системы в его настоящем виде.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Написав
курсовую работу на тему «Государственное
регулирование банковской деятельности
в Республике Беларусь», можно сделать
следующие выводы:
- банковская система Республики Беларусь
является двухуровневой, включает в себя
Национальный банк и коммерческие банковские,
небанковские кредитно-финансовые организации;
- Национальный банк Республики
Беларусь - находится в собственности
Республики Беларусь и действует исключительно
в интересах Республики Беларусь;
- следует отметить, что Национальный
банк Республики Беларусь представляет
собой единую централизованную организацию,
состоящую из структурных подразделений
центрального аппарата и структурных
подразделений в областных центрах Республики
Беларусь и городе Минске. Полномочия
структурных подразделений Национального
банка Республики Беларусь устанавливаются
в положениях, утверждаемых Правлением
Национального банка Республики Беларусь;
- коммерческие банки - юридические
лица, созданные в определенной организационно
правовой форме и имеющие исключительное
право на осуществление в установленном
законодательстве порядке деятельности
от своего имени по привлечению средств
на депозиты, размещение указанных средств
от своего имени и за свой счет на условиях
возвратности, платности, срочности, открытии
и ведение банковских счетов физических
и юридических лиц;
Список
использованных источников
Нормативные
правовые акты
- Банковский кодекс Республики
Беларусь 25 октября 2000 г. N 441-З Принят
Палатой представителей 3 октября 2000
года. Одобрен Советом Республики
12 октября 2000 года (в ред. Законов Республики Беларусь
от 17.07.2006 N 145-З, от 26.12.2007 N 301-З, от 08.07.2008 N 369-З, от 08.07.2008 N 372-З, от 15.07.2008 N 397-З) //Консультант
плюс : Беларусь. Технология 3000. [Электронный
ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой
информ. Республики Беларусь. – Брест,
2009 г.
- История Банков: статья от
20. 08. 2009 г. [Электронный ресурс] / www.spasibo.by
Специальная литература
- Банковское право. Общая часть
/ Ю. П. Довнар. – 2-е изд., перераб. и доп.
– Минск: Амалфея, 2007. – 336 с.
- Банковское право. Особенная
часть / Ю. П. Довнар. – Минск: Амалфея, 2007.
– 340 с.
- Хозяйственное право: курс
интенсив. подгот./ Е. А. Реуцкая. – 2-е изд.,
перераб. и доп. – Минск: ТетраСистемс,
2008. – 384 с.
- Финансовое право: Учеб. пособие
/ Т. С. Бойко, С. К. Лещенко. – Мн.: Книжный
Дом, 2006 – 320 с.
- Банковский надзор и аудит:
Практикум. – Учеб. пособие / М. С. Шидловская.
– Мн.: Выш. шк., 2003. – 318 с.
- Макроэкономика: соц.-экон.
аспект: курс лекций / И. М. Лемешевский.
– 2-е изд. перераб. и доп. – Минск: ФУАинформ,
2006. – 544 с.
- Национальная экономика Беларуси:
учебник / В. Н. Шимов, Я. М. Александрович,
А. В. Богданович (и др.); под ред. д-ра экон.
наук , проф. В. Н. Шимова. – 2-е изд., перераб.
и доп. – Мн.: БГЭУ, 2006. – 751 с.
- Инвестиционный кодекс Республики
Беларусь: текст Кодекса по состоянию
на 24 мая 2007 г. – Минск: Амалфея, 2007 – 84
с.