Государственное регулирование банковской деятельности в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 01:24, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе отражена тема «Государственное регулирование банковской деятельности Республики Беларусь».
Данная тема является актуальной, так как Государственное регулирование банковской деятельности представлена системой специфических правил поведения нормативного характера, сформулированных государственными органами, иными властными структурами, а также негосударственными саморегулируемыми организациями, которые имеют своей целью ограничение банковской активности, поддерживание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….... 2
1.БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…..……….. 3
1.1Становление банков……………………………………………………. 3
1.2Банковская система на современном этапе…………………………… 8
1.3Банки и небанковские кредитно валютные организации в
Республике Беларусь………………………………………………………. 9
2.ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………….…………..15
2.1Место Национального банка Республики Беларусь в системе
органов государственной власти, его цели и функции…………………..15
2.2Регулирования банковской деятельности в
Республике Беларусь……………………………………………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………32

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 57.96 Кб (Скачать файл)

В целях осуществления надзора  за банковской деятельностью на консолидированной  основе Национального банка:

  • устанавливает в соответствии со статьей 118 Банковского кодекса нормативы безопасного функционирования для банковских групп и банковских холдингов, а также для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признаваемых входящими в состав банковских групп и (или) банковских холдингов, и осуществляет надзор за их выполнением;
  • устанавливает порядок представления юридическими лицами, признаваемыми входящими в состав банковских групп и (или) банковских холдингов, головным организациям таких групп и (или) холдингов информации о своей деятельности, необходимой для составления консолидированной отчетности;
  • вправе на основе утвержденной им методики признать банк, небанковскую кредитно-финансовую организацию, иное юридическое лицо, не являющееся банком или небанковской кредитно-финансовой организацией, головной организацией банковской группы и (или) банковского холдинга и потребовать в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 119 Банковского кодекса представления ею в Национальном банке консолидированной отчетности о деятельности банковской группы и (или) банковского холдинга;
  • вправе на основе утвержденной им методики потребовать от головной организации банковской группы и (или) банковского холдинга включения в консолидированную отчетность о деятельности банковской группы и (или) банковского холдинга сведений о деятельности юридического лица, на решения которого, принимаемые его органами управления, такая головная организация способна оказывать прямо или косвенно (через третьи лица) существенное влияние;
  • вправе потребовать от юридического лица, не являющегося банком или небанковской кредитно-финансовой организацией и признаваемого входящим в состав банковского холдинга, представления информации о своей деятельности, а также проводить проверки деятельности такого юридического лица в порядке, установленном настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами Национального банка для проведения проверок деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.

Национальный банк вправе предъявлять в хозяйственный суд иски о признании недействительными сделок банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, заключенных с нарушением законодательства Республики Беларусь.

Национальный банк вправе предъявить в хозяйственный суд иск о ликвидации банка или небанковской кредитно-финансовой организации по основаниям, предусмотренным законодательными актами Республики Беларусь.

 

2.2 Регулирования банковской деятельности в Республике Беларусь

На качество каждой конкретной кредитной  организации влияет много факторов – как внутренних (соответствие качества услуг потребностям клиентов), так и внешних (общеполитическая ситуация в стране). При этом обязательным условием благополучия каждого субъекта банковской системы является оптимальное банковское регулирование.

Банковское регулирование -  система  спицефических правил поведения  нормативного характера, сформулированных государственными органами, иными властными  структурами, а также негосударственными саморегулируемыми организациями, которые имеют своей целью  ограничение банковской активности.

Целями такого регулирования являются поддерживание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банковское регулирование  обеспечивает компромисс интересов  банков и их клиентов, с одной  стороны, и интересов общества в  целом – с другой стороны.

Согласно статьи 14 Банковского кодекса государственное регулирование банковской деятельности осуществляется посредством:

  • государственной регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;
  • лицензирования банковской деятельности;
  • установления запретов и ограничений для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;
  • установления нормативов безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;
  • надзора за деятельностью банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, выявления нарушений банковского законодательства и применения мер воздействия, установленных настоящим кодексом и иным законодательством Республики Беларусь;
  • выявления случаев осуществления банковской деятельности без получения лицензии на осуществление банковской деятельности и применения мер ответственности к лицам, осуществляющим такую деятельность.

Таким образом, можно выделить три  основных направления деятельности Национального банка в сфере банковского регулирования:

  1. установление требований к порядку вхождения на рынок финансовых услуг;
  2. установление пруденциальных правил деятельности кредитно-финансовых организаций;
  3. осуществление непосредственного (текущего) надзора за соблюдением требований банковского законодательства и применение мер воздействия к субъектам, допустившим нарушения норм права.

Обращаясь к зарубежной практике, можно отметить, что кроме Беларуси функции надзора полностью выполняются  центральными банками Нидерландов, Италии.

Выделяют три модели распределения  функций между надзорными органами:

  1. германскую, при которой агентство по надзору занимается только банками и, в сущности, является органом специальной компетенции;
  2. английскую, где надзор за различными секторами финансового рынка (банковским, страховым и др.) ведет единое агентство, которое для банков является органом общей компетенции и может входить в состав верхнего уровня банковской системы только как условный элемент;
  3. американскую, где банковское регулирование условно разделяется не по функциональному, а по целевому принципу. За систему стабильности отвечает Федеральная резервная система, которая надзирает за банками, составляющими основу национальной платежной системы. Защитой кредиторов и вкладчиков занимаются иные регулирующие органы (Федеральная корпорация страхования депозитов и др.).

В Республике Беларусь неоднократно обсуждалась целесообразность создания органа, который объединил бы функции по надзору за банковской системой, страховым рынком и рынком ценных бумаг.

В настоящее время нельзя сказать, что Национальный Банковский совет  является надзорным органом в  банковской сфере. Дискуссии по вопросу  совершенствования системы банковского  регулирования по-прежнему не затихают. Предлагаются и создание Комитета по денежно-кредитной политике (вместо Банковского совета), и преобразование Банковского совета в полноценный орган государственного управления, и сохранение верхнего уровня банковской системы в его настоящем виде. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Написав курсовую работу на тему «Государственное регулирование банковской деятельности в Республике Беларусь», можно сделать  следующие выводы:

  1. банковская система Республики Беларусь является двухуровневой, включает в себя Национальный банк и коммерческие банковские, небанковские кредитно-финансовые организации;
  2. Национальный банк Республики Беларусь - находится в собственности Республики Беларусь и действует исключительно в интересах Республики Беларусь;
  3. следует отметить, что Национальный банк Республики Беларусь представляет собой единую централизованную организацию, состоящую из структурных подразделений центрального аппарата и структурных подразделений в областных центрах Республики Беларусь и городе Минске. Полномочия структурных подразделений Национального банка Республики Беларусь устанавливаются в положениях, утверждаемых Правлением Национального банка Республики Беларусь;
  4. коммерческие банки - юридические лица, созданные в определенной организационно правовой форме и имеющие исключительное право на осуществление в установленном законодательстве порядке деятельности от своего имени по привлечению средств на депозиты, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытии и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

Нормативные правовые акты

 

  1. Банковский кодекс Республики Беларусь 25 октября 2000 г. N 441-З Принят Палатой представителей 3 октября 2000 года. Одобрен Советом Республики 12 октября 2000 года (в ред. Законов Республики Беларусь от 17.07.2006 N 145-З, от 26.12.2007 N 301-З, от 08.07.2008 N 369-З, от 08.07.2008 N 372-З, от 15.07.2008 N 397-З) //Консультант плюс : Беларусь. Технология 3000. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Брест, 2009 г.
  2. История Банков: статья от 20. 08. 2009 г. [Электронный ресурс] / www.spasibo.by

 

Специальная литература

  1. Банковское право. Общая часть / Ю. П. Довнар. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Амалфея, 2007. – 336 с.
  2. Банковское право. Особенная часть / Ю. П. Довнар. – Минск: Амалфея, 2007. – 340 с.
  3. Хозяйственное право: курс интенсив. подгот./ Е. А. Реуцкая. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: ТетраСистемс,  2008. – 384 с.
  4. Финансовое право: Учеб. пособие / Т. С. Бойко, С. К. Лещенко. – Мн.: Книжный Дом, 2006 – 320 с.
  5. Банковский надзор и аудит: Практикум. – Учеб. пособие / М. С. Шидловская. – Мн.: Выш. шк., 2003. – 318 с.
  6. Макроэкономика: соц.-экон. аспект: курс лекций / И. М. Лемешевский. – 2-е изд. перераб. и доп. – Минск: ФУАинформ, 2006. – 544 с.
  7. Национальная экономика Беларуси: учебник / В. Н. Шимов, Я. М. Александрович, А. В. Богданович (и др.); под ред. д-ра экон. наук , проф. В. Н. Шимова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: БГЭУ, 2006. – 751 с.
  8. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь: текст Кодекса по состоянию на 24 мая 2007 г. – Минск: Амалфея, 2007 – 84 с.

 


Информация о работе Государственное регулирование банковской деятельности в Республике Беларусь