Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 19:44, курсовая работа
Монополия представляет собой крайний случай несовершенной конкуренции, где имеется один-единственный продавец и отсутствует возможность для вхождения других.
Тема естественных монополий является одной из самых актуальных в странах с рыночной экономикой, т.к от действия естественных монополий напрямую зависит благосостояние и жизнь общества. Особенно можно выделить Российскую Федерацию, где законодательная база далеко не идеальна и достаточно нестабильное социально- экономическое положение. Для обеспечения высокого уровня жизни и построения стабильной экономики в государстве, нужно особенно учитывать фактор естественных монополий.
Минобрнауки России
федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский
государственный
(технический университет)»
УГС (код, наименование) 080000 Экономики и менеджмента
Направление подготовки 080200.62 Менеджмент
Профиль (наименование) Маркетинг
Факультет Экономики и менеджмента
Кафедра Менеджмента и маркетинга
Учебная дисциплина микроэкономика
Курс 1
Курсовая работа на тему: государственное регулирование чистой монополии.
Студент
_________________
Преподаватель
________________
Санкт-Петербург
2013
Монополия — фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей). Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром. Монополия контролирует занимаемый ею сектор рынка полностью или в значительной степени. Антимонопольное законодательство многих стран считает монопольным положением занятие одной фирмой 30-70 % рынка и предусматривает для таких фирм различные санкции — регулирование цен, принудительный раздел фирмы, крупные штрафы.
Чистая монополия — ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг.
Чистая монополия существует,
когда одна фирма является единственным
производителем продукта или услуг,
у которых нет близких
Характерные черты чистой монополии:
• Единственный продавец, абсолютный монополист его фирма единственная в отрасли производящий товар или услугу.
• Товар монополии уникален в том смысле, что нет близких или хороших заменителей этого товара.
• Монополия самостоятельно устанавливает (диктует) цену на товар (услугу), а покупатель либо вынужден покупать товар по данной цене, либо обходиться без него.
• Вхождение в отрасль заблокировано.
• Отсутствие конкуренции (неценовая конкуренция).
Существует огромное количество
различных рыночных состояний, что
позволяет говорить о несовершенстве
рынков и рассматривать
Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными. Монопольное положение является желанным для каждого производителя (предпринимателя), т.к. позволяет избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. А также монопольное положение дает возможность производителю (предпринимателю) самостоятельно ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара и влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен для получения более высокой прибыли.
Монополия представляет собой крайний случай несовершенной конкуренции, где имеется один-единственный продавец и отсутствует возможность для вхождения других.
Тема естественных монополий является одной из самых актуальных в странах с рыночной экономикой, т.к от действия естественных монополий напрямую зависит благосостояние и жизнь общества. Особенно можно выделить Российскую Федерацию, где законодательная база далеко не идеальна и достаточно нестабильное социально- экономическое положение. Для обеспечения высокого уровня жизни и построения стабильной экономики в государстве, нужно особенно учитывать фактор естественных монополий.
Целью данной курсовой работы является – исследование явления естественной монополии в России, рассмотреть варианты реформ на примере крупнейших монополистов России и роль государства в регулировании данной отрасли. Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - определить сущность понятия естественная монополии в рамках современной теории; - определить роль естественной монополии в экономике;
проследить направления реформирования деятельности естественных монополий;
рассмотреть законодательные
аспекты в отношении
изучить приоритетные задачи государственной политики в сферах естественных монополий. Объектом исследования являются естественные монополии в России в переходный период.
Предметом изучения является
государственное регулирование
естественных монополий в РФ. В
процессе работы проводилось изучение
основной и периодической литературы,
законодательно-нормативных
Несмотря на очевидную зрелость, до окончательного оформления теории конкурентных отношений с учетом различных форм рыночной власти, которая могла бы предоставить теоретические предпосылки для формирования универсальной концепции конкурентной политики и антимонопольного регулирования, применимой в условиях многовариантности экономических систем, еще далеко. Даже по базовым вопросам теории монополии и конкуренции по сей день идет широкая дискуссия.
Природа естественных монополий и возможности их государственного регулирования
Выдающийся вклад в
анализ рынка несовершенной
Монополия - фирма, действующая
в условиях отсутствия значимых конкурентов
(выпускающая товар и
Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе - особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Основными признаками естественной монополии являются следующие:
а) Деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в отсутствии конкуренции, что связано с существенной экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками. К таким сферам относят, например, транспорт.
б) Высокие барьеры входа на рынок, поскольку фиксированные издержки, связанные со строительством таких сооружений, как дороги, линии связи, столь высоки, что организация подобной параллельной системы, выполняющей те же самые функции (строительство дорог и трубопровода или прокладка железнодорожного полотна проблематична) вряд ли может окупиться. [2, 9-11]
в) Низкая эластичность спроса,
поскольку спрос на продукцию
или услуги, производимые субъектами
естественной монополии, в меньшей
степени зависит от изменения
цены, чем спрос на другие виды продукции
(услуг), поскольку их невозможно заменить
другими товарами. Данная продукция
удовлетворяет важнейшие
г) Сетевой характер организации
рынка, то есть наличие целостной
системы протяженных в
Рождение природных монополий
происходит из-за барьеров для конкуренции,
возведенных самой природой. Например,
монополистом может стать фирма,
геологи которой обнаружили месторождение
уникальных полезных ископаемых, и
которая купила права на земельный
участок, где располагается это
месторождение. Теперь никто другой
это месторождение использовать
не сможет: закон защищает права
собственника, даже если он оказался в
итоге монополистом (что не исключает
регулирующего вмешательства
Технико-экономические монополи
можно называть монополиями, возникновение
которых продиктовано либо техническими,
либо экономическими причинами, связанными
с проявлением эффекта
Монополия на стороне спроса
(на рынке выступает один покупатель)
называется монотонней. Рыночная структура,
в которой единственному
Современная рыночная экономика регулируется с помощью экономических (косвенных) и административных методов. При постоянно меняющемся их конкретном соотношении всегда преобладают экономические методы, так как они не сковывают свободу предпринимательства, не носят разрушительного характера и оказывают регулирующее воздействие на экономику через стимулирование или торможение деятельности субъектов рынка. Изменяя ставку кредита, процент по вкладам, норму обязательных резервов банков, проводя операции на открытом рынке, государство оказывает влияние на величину инвестиций, производство и занятость населения, динамику цен. В условиях спада производства государство применяет методы, стимулирующие экономическую активность. И, наоборот, при «перегреве» экономики вводит экономические меры, снижающие эту активность.
Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность мер в области денежного обращения и кредита, направленная на обеспечение роста реального объема ВВП, стабильности цен, эффективной занятости и выравнивание платежного баланса. К основным направлениям денежно-кредитной политики относятся:
а) операции па открытом рынке, т. е. на рынке правительственных ценных бумаг;
б) политика учетной ставки (дисконтная политика) или ставки рефинансирования, т. е. регулирование процента по займам коммерческих банков у Центрального банка;
в) изменение нормы обязательных резервов банков, т. е. той суммы, которую коммерческие банки обязаны хранить в Центральном банке (без процентов).
Финансовой политикой
называются мероприятия государства
по мобилизации финансовых ресурсов,
их распределению и использованию
на основе финансового законодательства
страны. Финансовая политика складывается
из двух взаимосвязанных направлений
деятельности государства: бюджетной
политики (бюджетное регулирование)
и фискальной политики (в области
налогов и государственных
Некоторые экономисты к экономическим методам государственного регулирования относят также систему государственного программирования, которое рассчитано на решение крупномасштабных, стратегических задач. Оно может охватывать как всю экономику целом, так и ее отдельные отрасли (например, социальную сферу), регионы, конкретные группы населения и др. В зависимости от использования различных критериев государственные программы можно подразделить на несколько видов. По срокам государственного программирования различают:
а) краткосрочные программы, разрабатываемые на срок от одного года до трех лет;
б) среднесрочные программы, рассчитанные на 3-5 лет;
в) долгосрочные программы, которые составляются на срок от 5 лет и более.
Общегосударственные программы
содержат основные и значимые для
общества в целом ориентиры
Региональные программы охватывают деятельность отдельных частей экономики. В некоторых странах для социально-экономического развития регионов используют региональное планирование.
Целевые программы предусматривают
развитие конкретных направлений, например,
научных исследований, а также
поддержку отдельных групп
Отраслевые программы направлены на развитие отдельных отраслей.
Чрезвычайные программы разрабатываются в тех случаях, когда экономика находится в кризисном состоянии вследствие экономических кризисов, экологических катастроф, ведения военных действий.
Информация о работе Государственное регулирование чистой монополоии