Государственное регулирование чистой монополоии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

Монополия представляет собой крайний случай несовершенной конкуренции, где имеется один-единственный продавец и отсутствует возможность для вхождения других.
Тема естественных монополий является одной из самых актуальных в странах с рыночной экономикой, т.к от действия естественных монополий напрямую зависит благосостояние и жизнь общества. Особенно можно выделить Российскую Федерацию, где законодательная база далеко не идеальна и достаточно нестабильное социально- экономическое положение. Для обеспечения высокого уровня жизни и построения стабильной экономики в государстве, нужно особенно учитывать фактор естественных монополий.

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota1 (1).docx

— 143.02 Кб (Скачать файл)

Государственные программы  носят рекомендательный, а не директивный  характер, как в командной экономике. Частный сектор их выполнять не обязан. Однако для их реализации государство  оказывает сильную поддержку  за счет экономических и социальных ресурсов всего общества.

Как уже отмечалось выше, наряду с экономическими методами государственного регулирования используются также и административные методы.

В Российской  Федерации  система регулирования монополий  только формируется  и предусматривает  лишь комплексное воздействие на объемы производства, процессы ценообразования  и качество продукции в заранее  определенной области, либо функциональное воздействие на отдельные стороны  хозяйственной деятельности.

  а) методы регулирования.

Органами регулирования  естественных монополий могут применяться  следующие методы регулирования  деятельности субъектов естественных монополий:

   ценовое регулирование,  осуществляемое посредством определения  (установления) цен (тарифов) или  их предельного уровня.

    определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и  (или) установление минимального  уровня их обеспечения  в  случае невозможности удовлетворения  в полном объеме потребностей  в товаре производимом ( реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

б) органы регулирования естественных монополий их функции и их

    полномочия.

органы регулирования: органы регулирования естественных монополий  образуются в сферах деятельности указанных  выше. Общее руководство федеральным  органом исполнительной власти по регулированию  естественной монополии  осуществляется руководителем, назначаемым на должность  и освобождаемым от  должности  Президентом Российской федерации  по представлению Председателя Правительства  Российской Федерации. Руководитель органа регулирования естественной монополии  является одновременно членом правления  данного органа. Для определения  основных направлений деятельности федерального органа исполнительной  власти и принятия решений образуется правление в количестве не более  семи членов, включая руководителя, из числа высококвалифицированных  специалистов, имеющих опыт работы в соответствующей области. Члены  правления назначаются  Правительством Российской Федерации сроком не менее  чем на четыре года. Для обеспечения  преемственности в работе правления начиная с пятого года работы данного органа ежегодно осуществляется замена до одной трети общего количества членов правления. На работников органов регулирования распространяется правовой статус государственного служащего. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественной монополии ликвидируется в случае появления возможности для развития конкуренции на соответствующем товарном рынке и (или) в случае изменения характера спроса на товар субъектов естественных монополий.

Функции органов регулирования.

Существует несколько  причин экономического регулирования.

- обеспечение баланса  интересов потребителей (доступные  цены) и регулируемые предприятий  (финансовые результаты, привлекательные  для кредиторов и новых инвесторов)

- определение структуры  тарифов на основе принципов  справедливого и эффективного  отнесения издержек на тарифы  для различных типов потребителей

- стимулирование предприятий  к сокращению издержек и излишней  занятости, улучшению качества  облуживания, повышению эффективности  инвестиций и т.д.

- создание условий для  развития конкуренции (например, обеспечение открытого равного  доступа конкурентов к информационным  сетям)

Органы регулирования  выполняют ряд функции, которые  определены Федеральным законом. Во-первых, они формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование. Во-вторых, определяют методы регулирования ( в соответствии с Федеральным законом), применительно к конкретному субъекту естественной монополии. В-третьих, контролируют в пределах своей компетенции  соблюдение требований Федерального закона, и вносят в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательства по естественным монополиям.

 

Полномочия органов  регулирования

Органы регулирования  естественных монополий вправе:

принимать обязательные для  субъеков естественных монополии решения о введении, об изменении, или о прекращении регулирования, и о применении методов регулирования.

направлять субъектам  естественных монополий обязательные для исполнения  предписания о  прекращении нарушений Федерального закона, в том числе об устранении их последствий.

принимать решения о включении  в реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из него.

принимать решения о наложении  штрафа на субъект естественной монополии

Административные методы регулирования экономики

    • запрещение
    • разрешение
    • принуждение

Запрещение - это запрет какой-либо деятельности, признание общественно  вредным само производство каких-либо товаров и услуг либо его технологий. Например, в целях обеспечения безопасности или по другим причинам государство может запретить следование через его территорию персоны нон грата и грузов других государств.

Разрешение - это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления. Государство  дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, экспорт и импорт ряда товаров.

Принуждение основано на применении мер наказания за нарушение установленных  норм. Например, при несвоевременной  уплате налогов взимаются штрафы.

Административные методы регулирования используются часто  при решении вопросов охраны окружающей среды, обеспечения национальной безопасности страны и т.д. Их используют при разработке стандартов, нормативов, а также  при осуществлении контроля за их соблюдением.

Экономические и административные методы находятся в определенной взаимосвязи. Так как любой экономический регулятор применяется, или изменяется после принятия соответствующих государственных решений, а также контролируется государственной службой, то можно сказать, что он уже несет в себе элемент администрирования. В то же время административные методы должны быть экономически обоснованы.

Реализация целей экономической  политики предполагает использование  определенных инструментов, совокупность которых образует механизм государственного регулирования. Ведущими элементами данного  механизма (как это исторически  сложилось) выступают финансовая (фискальная) и денежно-кредитная политика. В  качестве общих принципов использования  экономических инструментов можно  отметить следующие аспекты:

а) Эффект регулирования предполагает минимальное нарушение рыночных основ экономики.

б) Регулирующие меры должны осуществляться в условиях оптимального сочетания применяемых мер (следует  исходить из того, что противоречия могут заключаться не только между  различными целями экономической политики, но и между используемыми средствами).

в) Стремление к достижению максимального эффекта в процессе использования регулирующего механизма  предполагает четкое знание его структуры. Как известно, принято выделять в  системе государственного регулирования  две формы: экономическую и административную (т.е. институционально-правовую).

г) К экономическим инструментам относят те действия государства, которые  имеют не столько предписывающий, сколько воздействующий характер. Речь идет о методах влияния, например, на аспекты рыночного процесса (совокупный спрос, совокупное предложение, степень централизации капитала, социальные, структурные и региональные элементы экономики).

д) Совокупность административных рычагов охватывает те регулирующие действия, которые связаны, в первую очередь, с обеспечением правового  поля. Задача принимаемых мер при  этом - создание наиболее разумных для  частного сектора правовых рамочных условий. Степень активности применения административных мер может быть различной в зависимости от области  экономики. Наиболее настойчиво они  проявляются сейчас в области  социальной защиты малообеспеченных слоев  населения, а также в сфере  охраны окружающей среды.

е) Существует и другая классификация  регулирующих мер. Их можно разделять  на прямые и косвенные методы, воздействия  на экономику.

Методы прямого воздействия  предполагают такое регулирование  со стороны государства, при котором  поведение субъектов экономики  основано не столько на самостоятельном  экономическом выборе, сколько - на предписаниях государства. В качестве примера назовем влияние ни налогового законодательства. В каждой стране законом предписана обязанность  юридических и физических лиц  на безвозмездную передачу части  получаемых доходов в распоряжение государства. Частному бизнесу определен  также порядок расчета амортизационных  отчислений (в зависимости от методики расчета издержек может меняться размер налогооблагаемой величины прибыли). Прямой метод воздействия оказывают  и таможенные процедуры правительства.

Методы косвенного воздействия  проявляются в том, что государство  не влияет прямо на принимаемые субъектами решения. Оно создает лишь предпосылки  к тому, чтобы при самостоятельном  выборе экономических решений субъекты тяготели к тем вариантам, которые  соответствуют целям экономической  политики. Примерами данных действий можно назвать регулирование центральным банком величины учетной ставки, а также - модуляцию налоговых ставок.

Оба метода воздействия на экономику не разделены, безусловно, жесткой линией. В каждом из используемых инструментов имеются элементы обоих  методов, однако во многом дело зависит  от их соотношения. Например, в рамках проведения финансовой политики в большем  объеме наблюдается проявление прямых методов регулирования, в то время  как при использовании денежно-кредитной  политики на первый план выходят косвенные элементы. Одним из внешних проявлений этого является то обстоятельство, что министерство финансов (ответственное за реализацию финансовой политики) всегда выступает структурным элементом правительственного аппарата. В отличие от этого, центральный банк имеет, согласно конституции многих стран, относительно самостоятельный статус.

С точки зрения более конкретного, прагматического подхода разумно  обозначить два ведущих инструмента, используемых правительством для регулирования,

Указанные варианты классификации, безусловно, связаны между собой.

Использование финансовых инструментов для реализации определенных макроэкономических целей обусловило формирование такого явления, как финансовая (фискальная) политика. В мировой экономической  литературе оба данных термина используются нередко как синонимы. Однако в  смысловом наполнении двух указанных  терминов следует видеть различие. Термин «фискальная политика»  имеет  более узкое значение. Он подчеркивает, в первую очередь, значимость аккумуляции  ресурсов в государственном бюджете  и использование этого процесса в целях регулирования конъюнктуры.

Понятие «финансовая политика»  отражает более широкое содержание. Смысловая нацеленность данного  термина больше ориентируется не только на сбор ресурсов, но и на их использование. При этом подчеркивается целый ряд направлений финансирования, которые превратились, по сути, в самостоятельные области экономической политики государства.

Процесс финансового регулирования  основан на использовании системы  аккумуляции средств и их расходования. В каждом случае - своя специфика. Сильная  сторона политики изъятия средств - эффективность воздействия на конъюнктурные  колебания. Политика же финансовых затрат позволяет поддерживать общее развитие страны.

Основу финансовых доходов  составляют налоги. По экономическому содержанию налоги - обязательные платежи  физических и юридических лиц, осуществляемые без получения встречной услуги.

В целом налоговая система  представляет собой противоречивое явление. С одной стороны, ее задача состоит в обеспечении изъятия  у субъектов экономики достаточно солидных финансовых ресурсов, с другой - не допустить снижения деловой  активности этих субъектов. Решение  данного парадокса осуществляется за счет разумных компромиссов. Их действие основано на использовании налоговой  системой ряда принципов.

а) Налогообложение следует  построить так, чтобы затраты  государства на его реализацию были настолько низки, насколько это  возможно (ориентация на так называемый принцип дешевизны обложения);

б) Взимание налогов должно осуществляться так, чтобы затраты  налогоплательщика, связанные с  процедурой выплаты, были максимально  низки (принцип дешевизны уплаты налогов);

в) Уплата налогов должна быть как можно менее ощутимым бременем для налогоплательщика, с  тем, чтобы не ущемлять его экономическую  активность (принцип ограничения  бремени налогов).

В качестве самостоятельного принципа можно назвать и положение  о необходимости нахождения оптимальных  ставок налогообложения. Данное правило, ориентированное на стимулирование деловой активности предпринимателей, было выдвинуто американским экономистом  А. Лаффером. Реализуя это правило в условиях России, уместно сослаться на мнение российского экономиста Е.Г. Ясина. По его словам, оптимальная для условий России налоговая нагрузка не должна превышать 30-32%.

Обращаясь к конкретным методам  налогового регулирования, следует  обозначить два аспекта.

Во-первых, речь идет о системе  нормативного изменения ставок налогообложения. Данный метод весьма действенен, хотя используется не очень часто.

Во-вторых, заметную роль играет использование системы прогрессивных  ставок. Именно этот аспект создает  условия автоматического регулирующего  воздействия налоговой системы. Благодаря прогрессии, а также  умело разработанной системе  соотношения облагаемых сумм и используемых ставок, налоговая система приобретает  свойство эластичности. Это означает, что налогообложение приобретает  адаптационные (по отношению к колебаниям конъюнктуры) свойства.

Информация о работе Государственное регулирование чистой монополоии