Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 19:44, курсовая работа
Монополия представляет собой крайний случай несовершенной конкуренции, где имеется один-единственный продавец и отсутствует возможность для вхождения других.
Тема естественных монополий является одной из самых актуальных в странах с рыночной экономикой, т.к от действия естественных монополий напрямую зависит благосостояние и жизнь общества. Особенно можно выделить Российскую Федерацию, где законодательная база далеко не идеальна и достаточно нестабильное социально- экономическое положение. Для обеспечения высокого уровня жизни и построения стабильной экономики в государстве, нужно особенно учитывать фактор естественных монополий.
Исходя из вышеуказанных факторов, рост регулируемых оптовых цен на газ на 2010-2012 годы предполагается в размере 15% в год (с января) для всех категорий потребителей, кроме населения. Для населения планируется проводить повышение цен два раза в год: на 5% с 1 января и на 15% с 1 апреля.
В отличие от 2009 года, повышение регулируемых цен для промышленных потребителей будет осуществляться один раз в год. В среднем за год рост цен составил в 2010 году – 26,5%, а в 2011-2012 годах – 15 процентов. При этом внутренние цены на газ будут существенно ниже, чем цены поставки за пределы России. Так, в 2012 году оптовая цена на газ без учета НДС составит 82 и 85 долларов США по вариантам 1а и 1b, что соответственно в 2,5-3 раза ниже предусматриваемых контрактных цен поставки за рубеж. Рост цен на газ для населения представлен на рисунке 23:
Рисунок 23 - Рост цен на газ для населения за 2010-2012 гг.
Вместе с тем рост цен на газ, поставляемый для населения, не окажет существенного прямого влияния на рост тарифов на услуги ЖКХ и инфляцию в связи с низкой долей затрат в расходах населения (оплата газоснабжения составляет около 6% и 0,4-0,5% в корзине оплаты услуг ЖКХ и потребительской корзине в целом). Основное влияние роста цена на газ на рост тарифов на услуги ЖКХ будет происходить в связи с повышением цен на электрическую и тепловую энергию. Рост цен на газ в среднегодовомвыражении приведет к следующему росту прямых затрат (не учитывая косвенных затрат, связанных с ростом цен на другие товары и услуги):
Кроме того, будет продолжено
поэтапное изменением подходов к
регулированию тарифов на услуги
по транспортировке газа по магистральным
газопроводам в части введения единой
зависимости изменения
Предполагается, что к 2011
году произойдет полная либерализация
рынка электроэнергии, за исключением
отпуска электроэнергии населению
и в неценовых зонах и
Наиболее важным для экономики
представляется ограничение роста
регулируемых тарифов на электроэнергию
в 2010 году. Рост стоимости электроэнергии
оказывает наиболее значимое воздействие
не только на издержки в экономике,
но и на инфляцию (на 1% роста инфляция
увеличивается на 0,08-0,09 п. пункта). Так,
в 2009 году в связи с ожидаемым
ростом стоимости электроэнергии на
21-22%, издержки в промышленности вырастут
примерно на 0,9-1%, что в условиях падения
спроса и невозможности переносить
растущие издержки на цены приведет к
ухудшению финансового
Вместе с тем необходимо создание финансовых ресурсов для продолжения обновления выбывающих основных фондов энергетики с целью обеспечения потребностей экономики в бесперебойном энергоснабжении, а также покрытия затрат энергетики на топливо (газ, уголь, мазут). Потребление электрической энергии по Российской Федерации прогнозируется в 2011-2012 годах с незначительным ростом, относительно 2010года.
Предлагаемый рост регулируемых тарифов не учитывает возможность регулирующего органа субъекта Российской Федерации самостоятельно принимать решение о превышении придельных уровней тарифов за счет инвестиционных программ, в соответствии с Федеральным закон от 04.11.2007 №250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию Единой энергетической системы России», а также субсидии на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в энергетике. При этом по отдельным субъектам Российской Федерации секторам электроэнергетики рост тарифов будет различаться в связи с отличиями в объемах полезного отпуска электрической энергии, структуре производства электрической энергии, росте затрат и объемах инвестиционных программ, установленными в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации (в т.ч. на строительство объектов, необходимых для проведения Олимпиады 2014 года в г. Сочи и саммита АТЭС 2012 года в г. Владивосток) в части финансирования за счет регулируемых тарифов и свободных цен. Сферы государственного регулирования тарифов на электрическую энергию в 2011 году представлены на рисунке 25:
С учетом сложившейся экономической
ситуации, прогнозируемого снижения
объемов пассажирских перевозок, с
целью обеспечения
Экономическая деятельность
естественных монополий должна рассматриваться
в контексте глобализации мировой
экономики и ужесточения
По своим экономическим, техническим и организационным характеристикам российские естественные монополии (РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром», МПС) находятся на уровне лучших мировых стандартов, а по отдельным показателям их превосходят. Эти хозяйственные структуры при разумном к ним отношении могут не только вытянуть нашу экономику из сегодняшнего прорыва, но и позволить ей занять в XXI в. одно из ведущих мест в мире. Естественные монополии следует рассматривать как наше национальное достояние, во многом не имеющее аналогов в мире.
Реформы естественных монополий не должны сводиться к примитивному их дроблению, а по сути - к разрушению и деградации. Ведь благодаря функционированию естественных монополий российская экономика пока держится «на плаву».
Функционирование естественных монополий должно стать приоритетным направлением координирующей промышленной политики Министерства экономики РФ, которую надо строить на основе перспективных прогнозных оценок потребностей в услугах и продукции естественных монополий на отечественном и мировом рынках.
Для развития экономики необходимо регулирование деятельности естественных монополий, но именно регулирование, а не дробление. Естественные монополии могут не только органично вписаться в экономику региона, но и поднять его уровень до небывалых высот. Проблема регулирования естественных монополий всегда имела особое место. Сохранение баланса между интересами населения и монополистами - это очень непростая задача. Для этого необходимо определять тарифы наиболее эффективным и справедливым образом, учитывая интересы обеих сторон. Также необходимо стимулировать предприятия естественных монополий к уменьшению издержек производства, улучшению качества обслуживания. Для осуществления всех этих задач созданы органы регулирования естественных монополий. Прежде чем принять какое-либо решение об изменении регулирования, органы регулирования проводят тщательный анализ отрасли, учитывая все необходимые аспекты их деятельности.
1. Краснова В., Матвеева А. Бизнес от бизнеса недалеко падает. //Эксперт. - 2006. - № 1-2. - 42-46
2. Меркулова Ю. Проблемы становления конкурентной среды хозяйствования //Общество и экономика. - 2003. - № 9-10
3. Введение в рыночную экономику/ Под ред. А. Лившица и И. Никулиной. - М., 2007, гл. 14.
4. Генкин Б.М. Экономика. - М.; Изд-во Норма «НФРА»-2010-373 с.
5. Кемпбелл Р. Макконнелл, Стенли Л. Брю “Экономикс”. Таллинн 1993. Том первый.
6. Кочеврин Ю. Крупная корпорация как объект исследования //Мировая экономика и международные отношения. - 2008. - № 11
7. Курс экономической теории: учебное пособие/ под общей ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А., - М.: изд-во «АСА», 2005 г.
8. Линдсей Д.И., Э.Дие Долан. Рынок: микроэкономическая модель. СПб., 1992 г.
9. Максимова В.Ф. Рыночная экономика (учебник) М."Соминтек", 1992 г.
10. Некрасовский К. Новые проблемы риска для менеджмента в контексте.
Информация о работе Государственное регулирование чистой монополоии