Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 19:44, курсовая работа
Монополия представляет собой крайний случай несовершенной конкуренции, где имеется один-единственный продавец и отсутствует возможность для вхождения других.
Тема естественных монополий является одной из самых актуальных в странах с рыночной экономикой, т.к от действия естественных монополий напрямую зависит благосостояние и жизнь общества. Особенно можно выделить Российскую Федерацию, где законодательная база далеко не идеальна и достаточно нестабильное социально- экономическое положение. Для обеспечения высокого уровня жизни и построения стабильной экономики в государстве, нужно особенно учитывать фактор естественных монополий.
Данный закон был направлен на снижение степени монополизации рынка. Он запретил соглашения между конкурирующими фирмами, занимающими в совокупности доминирующее положение на рынке, если их результатом может быть существенное ограничение конкуренции. В том числе, запрещаются соглашения и согласованные действия, направленные на установление и поддержание цен, раздел рынков сбыта, ограничение доступа на рынок других фирм, отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями. Признаются также недействительными соглашения фирм, доминирующих на рынке, со своими поставщиками, если эти соглашения ведут к существенному ограничению конкуренции. Закон предоставил право Антимонопольному комитету Российской Федерации принимать решения о принудительном разделении предприятий, входящих в состав предпринимательских монополий. [9,70-71]
Российское антимонопольное законодательство не является чем-то концептуально единым. Есть ряд не вполне связанных сюжетов, основанных на различных теоретических посылках. Основных сюжета три, рисунок 11:
Теоретические посылки Российского антимонопольного законодательства
классическое антимонопольное законодательство
регулирование деятельности естественных монополий
ряд актов, посвященных реформе ЖКХ
В экономической системе
существуют случаи, когда монополия
становится более эффективной, чем
конкуренция. Такой случай получил
название естественной монополии, т.е.
когда одна фирма может осуществлять
выпуск товара, достаточный для обеспечения
всего рынка, с более низкими
издержками, чем смогли бы две или
более фирм. Эта концепция содержит
противоречие, разрешение которого является
задачей государственной
Закон содержит ряд норм,
определяющих основные направления
регулирования естественных монополий,
в том числе устанавливает
понятия «естественная
Общие направления государственного регулирования естественных монополий.
Экономическое развитие страны
требует надежного
Реформирование естественных
монополий не сможет привести к их
полному исчезновению, поэтому наряду
с реформированием, направленным на
расширение сферы действия конкурентных
механизмов, необходимо совершенствовать
и государственное
Предметом государственного
регулирования являются отношения
между субъектом естественной монополии
и потребителем по поводу приобретения
соответствующего товара – эти отношения
заведомо не сбалансированы, и сильная
сторона может навязать слабой свои
условия. Российское законодательство
(ст. 422 Гражданского кодекса Российской
Федерации) подразумевает наличие
двух альтернативных механизмов формирования
цен: либо договорная цена, либо – цена,
устанавливаемая (регулируемая) уполномоченными
государственными или муниципальными
органами. При этом регулирование
применяется почти
Реформирование естественных монополий имеет смысл в том случае, если достигается минимизация сферы, подлежащей государственному регулированию, при том, что обеспечивается достаточный уровень конкуренции на рынках, выделяемых из структур с естественной монополией рынках.
Выделение конкурентных видов деятельности и упразднение государственного регулирования цен на них должно предваряться устранением барьеров входа на рынок, гарантирующим реальное развитие конкуренции - с тем, чтобы не произошла замена регулируемой монополии на нерегулируемую. Примером неудачного «реформирования» является выделение обслуживания внутридомового газового оборудования многоквартирных домов в качестве отдельной услуги (ранее оно производилось в рамках газоснабжения жилых домов, и затраты на него учитывались при формировании соответствующих регулируемых тарифов).
Развитию конкуренции на этом рынке препятствует норма, закрепленная постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2007г. № 549: деятельность по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования имеет право осуществлять только газораспределительная организация – то есть монополия сохраняется, а цена выведена из-под регулирования. Практическим недостатком государственного регулирования цен часто является отсутствие подробного описания состава тарифицируемого товара (услуги, работы). Это приводит к тому, что регулируемый хозяйствующий субъект может ухудшать качество товара – например, если речь идет о продукте, уменьшать его вес или изменять рецептуру. Применительно к услугам (работам) это проявляется в том, что в качестве отдельной услуги (с дополнительной оплатой по договорной цене) выделяется то, что, по сути, является технологической операцией в рамках регулируемого вида деятельности. Поскольку государство устанавливает цену, которая является условием возмездного договора, то необходимо однозначно определить и объем встречных обязательств субъекта естественной монополии – на что контрагент вправе рассчитывать, оплатив установленную государством цену.
В связи с этим при государственном регулировании цен на услуги естественных монополий необходимо четко фиксировать качественные, технологические и иные параметры товаров (работ, услуг), на которые устанавливаются цены. Это следует осуществлять, в том числе путем издания подробных правил оказания услуг и перечней технологических операций, входящих в состав услуги, чтобы хозяйствующий субъект не мог неправомерно экономить на качестве товара или на неполноте услуги.
Важность реформирования
естественных монополий очевидна, так
как, реформирование естественных монополий
может способствовать повышению
предпринимательской
В сфере реформирования естественных монополий необходимо обеспечить решение двух основных задач,
Предполагается принять нормативные правовые акты, обеспечивающие недискриминационный, прозрачный и максимально регламентированный доступ к инфраструктуре во всех секторах естественных монополий. Одновременно будет обеспечено создание механизмов, стимулирующих снижение издержек и рост эффективности инвестиционной деятельности субъектов естественных монополий.
В развитии и обновлении инфраструктуры государство в существенной степени будет ориентироваться на частный капитал. Будут обеспечены конкурентоспособные условия работы бизнеса в инфраструктурных проектах, прежде всего, за счет новой тарифной политики. Долгосрочные тарифы будут гарантировать инвесторам и кредиторам возвратность и рыночную доходность вложенных средств. Уровень тарифа будет увязан с качеством оказываемых услуг. Регулятор будет экономически стимулировать инфраструктурные компании к снижению издержек.
При реформировании естественных
монополий надо учесть недавний опыт
проведения реструктуризации в странах
Центральной и Восточной
На первой стадии необходимы варианты реформирования по отдельным компаниям-монополиям. В такой работе должны участвовать специалисты компаний-монополий. Следует исключить крайности в организации этого непростого дела. Если относительно недавно такие вопросы полностью замыкались на компании-монополии, то сейчас представители таких компаний не введены в состав экспертных групп. На второй стадии подготовки раздела "Реформирование естественных монополий" следует учесть результаты других общих разделов. Например, при реформировании монополий таких как Газпром, Транснефть, РЖД и т.п. необходимо активное привлечение внешних средств. При форсированном росте экономики, предусмотренном правительственной концепцией долгосрочного развития РФ до 2020 года, следует учесть, что структурные проблемы экономики усугубятся, и в будущем потребуется гораздо больше средств для устранения их последствий. Это должно быть учтено при реформировании естественных монополий. Т.е. на второй стадии подготовки раздела надо учесть результаты разработки других разделов и дать рекомендации в смежные разделы.
Прежде чем реформировать
необходимо, удостовериться, что выгоды
перекрывают издержки и риски. Поэтому
раздел должен содержать анализ рисков,
связанных с реформированием
естественных монополий. Реформирование
компаний-монополий, выделение структурных
подразделений, способных действовать
в условиях конкурентного рынка
(добыча газа, ремонт скважин), должно сопровождаться
упорядочиванием условий и
Разработку проектов преобразований
естественных монополий и ранее
поручали руководству самих этих
монополий. Реформу газового хозяйства
разрабатывал Газпром, железных дорог
– Министерство транспорта, электроэнергетики
– руководство РАО «ЕЭС». При
этом не учитывался конфликт интересов.
Правила и условия
В условиях кризиса при
общем падении совокупного
Субъекты естественных монополий
в меньшей степени страдают от
кризиса, чем остальные отрасли
экономики в силу относительной
стабильности спроса на реализуемые
товары и услуги и снижения стоимости
закупаемого топлива, строительных
работ, материалов и оборудования по
сравнению с их запланированной
стоимостью. Субъекты естественных монополий,
за исключением генерации
Параметры роста внутренних цен на газ в прогнозный период определялись, исходя из необходимости сокращения разрыва между доходностью поставок газа на внутренний и внешний рынок, а также покрытия экономически обоснованных издержек на добычу и транспортировку газа и минимально необходимого объема инвестиций.
Также учитывалась необходимость постепенного выравнивания образовавшихся перекосов между ценами на газ, уголь, мазут и улучшения структуры топливного баланса с целью стимулирования роста потребления угля и других видов топлива в условиях дефицита газа на внутреннем рынке.
Информация о работе Государственное регулирование чистой монополоии