Государственное регулирование экономики Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 17:46, курсовая работа

Описание работы

Подготовка к осуществлению реформ в Китае началась задолго до официального их провозглашения. Еще в 1979 г. в связи с усилением дисбаланса в главных секторах экономики, особенно в сельском хозяйстве, руководство страны и КПК приняли решение о приоритетах экономического развития КНР. Была разработана программа реформирования всего хозяйственного комплекса страны, основные положения которой были сформулированы в Постановлении ЦК КПК о реформе хозяйственной системы, принятом на третьем пленуме ЦК КПК в октябре 1984 г. Принципиальными условиями осуществления преобразований в сфере национальной экономики были названы:
проведение реформы под жестким контролем и руководством государства;
поддержание стабильности в обществе и государстве;

Содержание работы

1. Цели и функции государственного регулирования.
2. Особенности экономического развития КНР.
3. Экономическая реформа в КНР.
4. Макроэкономическое регулирование.
5. Особенности экономического развития на современном этапе.
6. Итоги 2012 г.

Файлы: 1 файл

кр_экономика_итог.docx

— 57.99 Кб (Скачать файл)

 

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

 

Кафедра гуманитарных и социально-политических наук

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по экономике

на тему

«Государственное регулирование экономики Китая»

 

 

 

Работу выполнила:

студентка БИ4-2 Лиханова А.Д.

Научный руководитель:

Суворов Н.А.

 

 

 

 

 

 

Москва – 2013

План

1. Цели и функции государственного регулирования.

2. Особенности экономического  развития КНР.

3. Экономическая реформа в КНР.

4. Макроэкономическое регулирование.

5. Особенности экономического развития на современном этапе.

6. Итоги 2012 г. 

Введение

Подготовка к осуществлению  реформ в Китае началась задолго  до официального их провозглашения. Еще  в 1979 г. в связи с усилением  дисбаланса в главных секторах экономики, особенно в сельском хозяйстве, руководство  страны и КПК приняли решение  о приоритетах экономического развития КНР. Была разработана программа  реформирования всего хозяйственного комплекса страны, основные положения  которой были сформулированы в Постановлении  ЦК КПК о реформе хозяйственной  системы, принятом на третьем пленуме  ЦК КПК в октябре 1984 г. Принципиальными  условиями осуществления преобразований в сфере национальной экономики  были названы:

  • проведение реформы под жестким контролем и руководством государства;
  • поддержание стабильности в обществе и государстве;
  • планомерное, постепенное и последовательное реформирование всех сфер экономики и жизни общества.

Конечная цель реорганизации  всей хозяйственной системы —  всемерное развитие производительных сил, повышение уровня жизни и  благосостояния народа, процветание  общества и рост могущества государства.

Цель моей работы более  подробно углубиться в особенности  экономической политики Китая для  лучшего понимания возникших  трудностей и путей их решения, чтобы получить опыт на примере другого государства.  

ГЛАВА 1

1.1 Цели и функции государственного регулирования.

Государственное регулирование —  комплекс мер, действий, применяемых  государством для коррекций и  установления основных экономических  процессов. Совершенствование государственного регулирования - стержневой вопрос экономической  истории государства. Встроенность государства в экономическую структуру страны столь велика, что изменение функций государственного механизма напрямую влияет на жизнеспособность всей хозяйственной системы. Вместе с тем исторически государство тесными связями соединено с частной инициативой, и их нарушение представляет чрезвычайно трудный и болезненный процесс, как правило, не давал сбоев, находя верные решения для вывода ее из кризисов.

Потребность в государственном  регулировании экономики теоретически обоснована Дж. М. Кейнсом. Цель государственного вмешательства заключается в обеспечении доходности капитала, предотвращении социальному взрыву, который может произойти вследствие безработицы, падение уровня жизни, инфляции и других явлений. По мнению Дж. М. Кейнса и его сторонников, государство должно взять на себя ответственность не только за состояние производства, формирование совокупного спроса, но и за ситуацию в сфере занятости, использования трудовых ресурсов, регулирование доходов населения.

История развития стран с  рыночной экономикой характеризуется  неоднозначностью решений относительно вмешательства государства в  экономику. Однако ни в одной стране государство не прекратила деятельности по развитию рыночной экономики. Наоборот, постоянно ведется поиск направлений  совершенствования взаимоотношений  между государством и товаропроизводителями, и в зависимости от многих факторов наблюдается ослабление или усиление государственного вмешательства. В  нынешних условиях хозяйствования государство уже не только определяет общие правила и рамки функционирования рыночной экономики, но и сама дополняет рыночный механизм.

Объективными причинами  необходимости государственного регулирования  в сегодняшних условиях являются:

- наличие монополизма  во многих отраслях народного  хозяйства и отсутствие совершенной  конкуренции;

- несовершенство ценового  механизма для определенной группы  товаров, который делает их  производство неэффективным;

- медленная адаптация  к современным условиям хозяйствования отдельных рынков рабочей силы, капиталов, интеллектуального продукта и т.п.;

- обеспечение стабильности  и гармоничности общества;

- содействие сохранению и восстановлению природного, культурного, национально-исторической среды существования народов;

- решение вопросов международной  политики и сотрудничества.

Однако параметры регулирования  рынка имеют определенные пределы, определенные его природой, поскольку  рынок не является пассивным средой, которое автоматически изменяется под воздействием внешней среды. Рынок как совокупность субъектов  хозяйствования, кроме общих интересов, включает интересы отдельного товаропроизводителя, которые не всегда совпадают с  интересами государства. И товаропроизводитель  реагирует на них только тогда, когда  они только корректируют (а не игнорируют, противоречат) его мотивы. Мировая  практика показала недостатки чрезмерного  вмешательства государства в  экономику.

Именно поэтому основными  принципами создание системы государственного регулирования экономики являются:

- принцип разумной достаточности  (государству подчиняются только  те функции, которые не могут  выполняться другими звеньями  хозяйственной системы вследствие  их ограниченной компетенции  и недостаточных ресурсов);

- принцип постепенности  (командно-административные методы  регулирования заменяются правовыми  и экономическими по мере создания  объективных условий - демонополизации,  приватизации, стабилизации и т.п.);

- принцип адекватности (система  государственных регуляторов экономики  должна отражать реальное состояние  социально-экономического развития).

Функции государственного регулирования  экономики зависят от социально-экономического и политического уровня развития государства, компетенции органов  государственного регулирования, уровня развития рыночного хозяйства, модели развития национальной экономики.

Основными функциями государственного регулирования экономики:

- регулирования макроэкономических  процессов и пропорций;

- регулирование внешнеэкономических  отношений;

- разработка и регулирования  научно-технической, инвестиционной  и социальной политики;

- защита внутреннего товаропроизводителя  и приоритетных производств;

- разработка и регулирования  региональной политики;

- социальная защита населения;

- защита лица, интересов  товаропроизводителя и государства;

- содержание и обеспечение  эффективной работы органов государственной  власти.

В период становления рыночных отношений к этим функциям добавляются  дополнительные:

- формирование институтов  государственного регулирования  экономики; создание условий и  инфраструктуры существования рынка;  развитие местного самоуправления;

- осуществление программ  разгосударствления и приватизации  собственности;

- поддержка предпринимательства,  стимулирование конкуренции; осуществление  ценовой политики; - кредитно-денежное  регулирование, контроль за денежным обращением.

 

1.2. Особенности экономического развития КНР.

С учетом исторического опыта и  тенденций развития спрогнозировать  и осознать суть периода с важными  стратегическими возможностями  для Китая позволяют три важных метода.

Во-первых, надо спрогнозировать и  уловить изменения и стагнацию  в ходе развития обстановки. Это  значит, что Китай по-прежнему и  в обозримом будущем будет  дальше находиться в начальной стадии социализма - данное основное условие  не изменилось. В этом смысле, второе десятилетие 21-го века является непосредственным продолжением периода стратегических возможностей предыдущего десятилетия. В ходе «12-й пятилетки» мы готовы построить общество среднего достатка более высокого уровня, которое принесет пользу миллиардам людей, и международный  статус Китая будет выведен на беспрецедентно высокую позицию, в  этом смысле перед данными двумя  грандиозными изменениями можно  сказать, что данный период станет периодом с более важными стратегическими  возможностями. "Основная ситуация не изменилась, но отмечаются новые  и значимые сдвиги".

Во-вторых, надо спрогнозировать и  уловить взаимопревращение возможностей и вызовов. Не бывает возможностей развития без каких-либо препятствий и  трудностей, появляющихся в готовом  виде. Опыт показывает, что все возможности  являются результатом борьбы против кризиса, они происходят из кризиса. С периодом с важными стратегическими  возможностями для развития Китая  так же. Особенно с 2008 года до сих  пор благодаря эффективному противодействию  большим ударам международного финансового  кризиса Китай вместе с другими  крупными развивающимися странами постепенно входит в ключевое место международной  системы и мировой экономики. Как говорится, «кризис чреват возможностями, кризис превращается в возможности».

В-третьих, нужно в едином плане  рассматривать внутреннюю и внешнюю  обстановку. В новой обстановке внутренняя и внешняя политика тесно связаны между собой. Данные признаки все более и более отчетливы. В этой связи, нам необходимо следовать тенденции развития, как многополяризация мира, глобализация экономики и научно-технический прогресс, исходя из реальных условий и возможных тенденций развития, самостоятельно руководить развитием с учетом внутренней и внешней обстановки, в едином плане рассмотреть тенденции развития на основе изменения международной обстановки и международных условий, хорошо использовать возможности развития, создать условия развития, контролировать общую обстановку, непрерывно расширять и углублять общие интересы, постепенно формировать всеплановое и многоуровневое сообщество с общими интересами.

 

ГЛАВА 2

2.1. Экономическая реформа в КНР.

Целью реформы является создание социалистической рыночной экономической системы с китайской спецификой. Перенеся центр тяжести на косвенные рычаги, государство не должно ослаблять макроэкономическое регулирование. При многоукладности хозяйства общественная форма собственности остается господствующей.

Начало экономической  реформы относится к концу 1978 г., когда 3-й пленум ЦК КПК 11-го созыва объявил о проведении в жизнь  политики “реформы и открытости”. Суть преобразований - коренное изменение  старой экономической системы, ставшей  препятствием для развития производительных сил, и постепенная замена ее новой, способной придать этому развитию динамичный характер. Реформа, таким  образом, представляет собой своеобразную революцию, ее главная задача - освобождение и эффективное развитие производительных сил.

Прежняя высокоцентрализованная плановая экономическая система  дала Китаю немало исторически ценного  и полезного, но многое в ней было порочным. Главный недостаток коренился  в отношениях между государством и предприятием. При жесткой плановой системе предприятие было только административным придатком государственных  органов и не имело права на предпринимательство. Кроме того, категорически  отрицалась роль рыночного регулирования. Экономическая деятельность целиком  определялась директивными планами.

Пороки старого механизма  наиболее отчетливо проявились в  условиях изменения общей ситуации в стране. Коренная перестройка экономики  стала объективной необходимостью.

 

 

Суть реформы

Чтобы понять суть китайской  реформы, надо усвоить, что социалистический строй и социалистическая экономическая  система - разные вещи. Реформа требует  коренного изменения не социалистического  строя, а старой экономической системы. Это значит, что, во-первых, нельзя ставить  целью преобразований ликвидацию социалистического  строя, во-вторых, объектом реформы  должна стать высокоцентрализованная плановая экономическая система. При  этом нельзя ограничиваться ее чисто  внешними изменениями и дополнениями, необходимо радикально преобразовать  саму модель экономической системы  и базисный механизм хозяйствования, т.е. осуществить определенный переход  от плановой экономики к рыночной.

Долгое время в Китае  видели в рыночной экономике отличительную  черту капитализма, а в плановой - главную характеристику социализма. Практика, однако, показала, что план и рынок - лишь средства для экономического регулирования, что рыночная экономика  подходит и социализму.

При социалистической рыночной системе рынок призван играть главную роль в распределении  ресурсов, хозяйственная деятельность должна обязательно учитывать закон  стоимости и изменения соотношения  спроса и предложения. Рыночные рычаги будут перекачивать ресурсы в  более эффективные предприятия  и тем самым окажут давление на каждое предприятие, побуждая работать лучше. В результате удержаться на плаву  удастся лишь наиболее жизнеспособным.

Информация о работе Государственное регулирование экономики Китая