Государственное регулирование экономики Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 17:46, курсовая работа

Описание работы

Подготовка к осуществлению реформ в Китае началась задолго до официального их провозглашения. Еще в 1979 г. в связи с усилением дисбаланса в главных секторах экономики, особенно в сельском хозяйстве, руководство страны и КПК приняли решение о приоритетах экономического развития КНР. Была разработана программа реформирования всего хозяйственного комплекса страны, основные положения которой были сформулированы в Постановлении ЦК КПК о реформе хозяйственной системы, принятом на третьем пленуме ЦК КПК в октябре 1984 г. Принципиальными условиями осуществления преобразований в сфере национальной экономики были названы:
проведение реформы под жестким контролем и руководством государства;
поддержание стабильности в обществе и государстве;

Содержание работы

1. Цели и функции государственного регулирования.
2. Особенности экономического развития КНР.
3. Экономическая реформа в КНР.
4. Макроэкономическое регулирование.
5. Особенности экономического развития на современном этапе.
6. Итоги 2012 г.

Файлы: 1 файл

кр_экономика_итог.docx

— 57.99 Кб (Скачать файл)

Рыночное регулирование  носит двойственный характер: с одной  стороны, рынок реагирует на экономические  сигналы быстрее, чем план, что  полезно для своевременной ориентации производства, с другой - рыночное регулирование  отличается стихийностью и может  принести негативный эффект. Поэтому  нельзя ослаблять макроэкономический контроль государства, необходимо его  всемерно совершенствовать. Государству  следует создавать все условия  для укрепления единого рынка  внутри страны и его здорового  развития.

Социалистическая рыночная экономическая система неотделима от социалистического строя. В структуре  собственности общественная ее форма, включающая общенародную и коллективную, должна занимать господствующее место, частная же, в том числе с  иностранным участием, должна иметь  дополнительный статус. Государственным  предприятиям предстоит выйти на рынок через равноправную конкуренцию  и защищать свое доминирующее положение  в экономике.

Принцип распределения по труду останется главной формой распределения. В то же время допускаются  и другие формы, дополняющие его. В распределении прежде всего следует руководствоваться принципами эффективности и справедливости. Доходы должны быть дифференцированы с целью поощрения наиболее активных работников и стимулирования роста эффективности. Вместе с тем необходимо сдерживать тенденцию к социальному расслоению общества и стремиться к всеобщему благосостоянию.

При макроэкономическом контроле следует своевременно учитывать  интересы текущие и перспективные, локальные и общенародные. Нужно  одновременно использовать различные  экономические и административные методы регулирования. Проводить реформу необходимо постепенно, поэтапно, планомерно и комплексно. Нельзя надеяться на быстрый результат и опережать исторический ход развития. Прежде чем воплотить какую-то идею в жизнь, нужно разработать комплексный план, внедрить его на небольшой территории и проверить на практике. Только при положительных результатах возможно его широкое распространение.

Этапы реформы

Начавшись в конце 1978 г., реформа  получила всестороннее развитие после XII съезда КПК (1982 г.) и укрепила свои позиции в результате решений XIV съезда (1992 г.).

Важными вехами на ее пути стали XIII съезд КПК (1987 г.), давший подробное  толкование теории начального этапа  социализма, и XIV съезд КПК, постановивший, что целью реформы является создание социалистической рыночной экономической  системы с китайской спецификой.

Реформа началась с сельского  хозяйства, что отвечало требованиям  того времени. Аграрные преобразования были связаны с отменой народной коммуны и заменой ее семейным подрядом и единой коллективной собственностью. Практически все 800 млн крестьян получили право на свободное сельскохозяйственное производство. В основном отменена система госзаготовок, освобождены цены на большинство видов сельскохозяйственной продукции.

Реформа вывела аграрный сектор из застоя, помогла ему вступить на путь специализации и повышения  товарности. В деревне появились  предприятия, созданные по инициативе крестьян, - волостно-поселковые. Они создали новые рабочие места, способствовав тем самым решению проблемы излишней рабочей силы в сельском хозяйстве, повышению жизненного уровня крестьян, модернизации сельского хозяйства, а также развитию реформы в целом.

3-й пленум ЦК КПК  двенадцатого созыва (1984 г.) впервые  выдвинул концепцию плановой  товарной экономики, отбросив  традиционное представление о  несовместимости планового и  товарного хозяйства. В городах  в соответствии с принципом  отделения права хозяйствования  от права собственности отобран  ряд предприятий, которым предоставили  большую свободу действий. Постепенно  они должны стать самостоятельными  самофинансирующимися экономическими субъектами и выходить на рынок непосредственно в качестве товаропроизводителей. На предприятиях введен налог на прибыль вместо старой системы сдачи части прибыли, установлена система ответственности за результат предпринимательства на основе подряда, преобразована система планирования и ценообразования в целях усиления рыночных рычагов.

Четыре города - Шэньчжэнь, Чжухай, Сямынь, Шаньтоу - были объявлены специальными экономическими зонами. Вслед за ними 14 приморских городов, четыре региона в устьях рек Янцзы и Чжуцзян, юго-восточная часть провинции Фуцзянь, регион в районе Бахайского залива стали открытыми экономическими зонами. На острове Хайнань создана одноименная новая провинция, а сам он стал специальной экономической зоной. Все эти города и районы получили различные инвестиционные и налоговые льготы для привлечения иностранного капитала и технологий, заимствования эффективных методов управления у иностранных партнеров. Быстрое развитие их экономики способствовало эффективному росту в масштабе страны.

Основные результаты

За годы реформы экономическая  система Китая претерпела глубокие изменения.

1. Образовалась многоукладная экономика. Госпредприятия дают сегодня 48,3% промышленной продукции, коллективные - 38,2, частные, в том числе с иностранным участием, - 13,5%. На долю государственной торговли приходится 41,3% общего розничного оборота, коллективной - 27,9, частной - 30,8%. Многоукладность отвечает требованию развития производительных сил на начальном этапе социализма, однако мы считаем, что общественная собственность должна оставаться господствующей.

2. В городах реформа госпредприятий пока не дала таких же положительных результатов, как в деревне, хотя определенные сдвиги имеются. Вводится система “современных предприятий”, требующая четкого разграничения прав и ответственности между предприятием и центральной администрацией. Началось образование групповых предприятий, ставших основными участниками рынка. В соответствии с принципом “Чжуа Да Фан Сяо” (“держать в руках большие предприятия, отпустить маленькие”) многие мелкие госпредприятия получили право изменить не только механизм хозяйствования, но и форму собственности. Это позволило государству сосредоточить силы на улучшении положения крупных предприятий.

3. В деревне сформировалась двухслойная хозяйственная система на основе сочетания коллективной собственности и семейного подряда.

Более чем за 10 лет интенсивного развития объем производственных основных фондов коллективного сектора на селе возрос с 94,9 млрд до 179,7 млрд юаней при среднегодовом приросте в 13%. Услуги (бесплатные или дешевые), предоставляемые коллективным сектором крестьянским дворам, удовлетворяют ежегодно 60,5% общей потребности в машинной распашке земель, 63 - в ирригационных работах, 66,1 - в защите посевов от вредителей и болезней, 42 - в семенах, 48 - в химических удобрениях, 35% - в борьбе с болезнями домашних животных и птиц. Это способствует успешному развитию семейного подряда.

Кроме того, в коллективном секторе появилось большое количество волостно-поселковых предприятий, создающих рабочие места для 120 млн крестьян.

Быстро развивается и  семейный подряд как база сельской экономики, который постепенно переходит  к масштабному хозяйствованию.

Глубокие изменения произошли  в системе ценообразования. Цены на большинство видов продукции  стали свободными. Так, по потребительским  товарам доля рыночных цен достигла 90%, средствам производства - 80, сельскохозяйственным продуктам - 85%.

Преобразованы налоговая, банковская, валютная и инвестиционная системы. Введены налоги на добавленную стоимость, единый подоходный налог для предприятий, система распределения налогов  между центральным правительством и местными администрациями. На долю центра при этом приходится большая  часть налоговых поступлений.

Создана двухступенчатая  банковская система через разделение функций центрального и низовых государственных банков. Одновременно выделены банки, проводящие в жизнь экономическую политику центрального правительства. Остальные кредитно-финансовые институты переходят на коммерческую основу.

Отменены официальные  и рыночные курсы иностранных  валют и введены единые плавающие  курсы, регулируемые рынком.

Постепенно создается  система “ответственности за риск”  на основе сочетания инвестиций юридических  лиц и кредитов банков. Каналы капиталовложений должны определяться характером объектов, т.е. зависеть от того, относится ли объект к базовым отраслям (добыча угля, нефти), отраслям, производящим продукцию конечного потребления (консервы, одежда), или имеющим общественное значение (транспорт, муниципальное строительство).

Реформа в этих сферах призвана создать благоприятную среду  для независимого хозяйствования предприятий  и равноправной конкуренции между  ними.

Формируется рыночный механизм, который играет все большую роль в экономической жизни страны. Доля видов промышленной продукции, производство которых регулируется государственными директивными планами, снизилась с 95% в 1978 г. до 5% в настоящее  время. Удельный вес товаров, ценами которых непосредственно управляет  государство, в розничном товарообороте  упал с 95 до 6%. Помимо рынка товаров  начали создаваться рынки капиталов, машин и оборудования, рабочей  силы, других необходимых для производства элементов. Таким образом, рынок  будет играть основную роль в распределении  экономических ресурсов.

Получив возможность использовать разнообразные рычаги для регулирования  макроэкономики, государство сократило  прямое регулирование посредством административных директив, увеличив косвенное с использованием экономических инструментов (налоги, процентные ставки, валютные курсы, денежная масса), а также законодательства.

Образуется структура  распределения, соединившая принцип  распределения по труду с другими  его видами. Началось создание системы  социального обеспечения населения.

Для оценки реформы необходимо определить основные критерии. По словам Ден Сяопина, преобразования можно считать удавшимися, если они способствовали развитию производительных сил, усилению мощи страны, повышению уровня жизни населения. Исходя из этих критериев китайскую реформу можно оценить как успешную.

После начала преобразований темпы роста заметно ускорились. В 1978-1995 гг. среднегодовой прирост  ВВП составлял 9%, при этом в 1991-1995 гг. - 11%. Эти показатели значительно  опережают средний мировой уровень. Китай продолжает занимать 1-е место  в мире по выпуску цемента, хлопчатобумажных тканей, угля. Страна вышла на 1-е  место по производству зерна, хлопка, рапсовых семян, мяса, яиц, 2-е - химических удобрений, 3-е - сахара, 4-е - электроэнергии, 5-е - сырой нефти. По объему ВВП Китай  находится на одном из первых мест в мире. На его долю приходится 3,2% мирового валового продукта.

С каждым годом повышается качество жизни населения. Доход  крестьянина увеличился с 134 юаней  в 1978 г. до 1 578 юаней в 1995 г., заработная плата рабочего возросла с 615 до 3 893 юаней. Реальные (с учетом повышения  цен) среднегодовые темпы роста  доходов крестьян в этот период составили 7%, рабочих - 5%. Остаточная сумма вкладов  на счетах населения повысилась с 21 млрд юаней в 1978 г. до 3000 млрд юаней в 1995 г., т.е. в 142 раза.

Таким образом, социально-экономические  результаты реформы свидетельствуют  об успешности ее проведения.

 

2.2. Макроэкономическое регулирование.

Регулирование отнюдь не означает всестороннего вмешательства государства  в экономическую деятельность, а  представляет собой упорядочение и  контроль, направленные на определенную цель и затрагивающие наиболее важные области макроэкономики.

Цели макрорегулирования можно свести к следующим трем областям.

1. Экономический рост. В  широком смысле - это прогресс  экономики государства или региона,  находящий выражение в повышении  общего уровня развития. Поэтому  понятие роста включает как  увеличение производства продуктов,  так и повышение производительности  труда, совершенствование структуры  спроса и предложения и т.д.

2. Экономическая стабильность. Это означает поддержание стабильности  цен, предотвращение гиперинфляции,  поддержание и повышение уровня  занятости, недопущение высокой  безработицы, обеспечение сбалансированности  доходов и расходов в бюджете  и внешней торговли, достижение  баланса между валовым предложением  и валовым спросом.

3. Экономическая справедливость. Это понятие тесно связано  с моральными критериями и  ценностями. В обычном восприятии  оно означает справедливое распределение  общественного богатства, в качестве  же одной из целевых функций  государства включает также справедливое  распределение доходов, обеспечение  добросовестной конкуренции и  т.д.

Между тремя главными целями существуют взаимосвязи, образующие единую комплексную систему, в которой  каждая цель подразделяется на множество  подцелей. Макроэкономическое регулирование, охватывая это множество, преследует, таким образом, одну общую комплексную  цель развития экономики и общественного  благосостояния.

Четкая цель в политике макрорегулирования в ходе китайской реформы появилась не сразу. Вначале она виделась в высоких темпах роста. Хотя в результате этой политики удалось достичь стремительного расширения масштабов экономики и непрерывного повышения уровня жизни народа, она принесла с собой и много отрицательных последствий, в том числе "перегрев" экономики и высокую инфляцию.

В конце 80-х годов постепенно определилось, что цель регулирования  заключается прежде всего в поддержании экономической стабильности, с тем чтобы сбалансировать валовое предложение и спрос, а также способствовать совершенствованию структуры хозяйства.

Основное содержание макроэкономического  регулирования при этом можно  представить следующим образом.

Информация о работе Государственное регулирование экономики Китая