Государственное регулирование экономики Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 17:46, курсовая работа

Описание работы

Подготовка к осуществлению реформ в Китае началась задолго до официального их провозглашения. Еще в 1979 г. в связи с усилением дисбаланса в главных секторах экономики, особенно в сельском хозяйстве, руководство страны и КПК приняли решение о приоритетах экономического развития КНР. Была разработана программа реформирования всего хозяйственного комплекса страны, основные положения которой были сформулированы в Постановлении ЦК КПК о реформе хозяйственной системы, принятом на третьем пленуме ЦК КПК в октябре 1984 г. Принципиальными условиями осуществления преобразований в сфере национальной экономики были названы:
проведение реформы под жестким контролем и руководством государства;
поддержание стабильности в обществе и государстве;

Содержание работы

1. Цели и функции государственного регулирования.
2. Особенности экономического развития КНР.
3. Экономическая реформа в КНР.
4. Макроэкономическое регулирование.
5. Особенности экономического развития на современном этапе.
6. Итоги 2012 г.

Файлы: 1 файл

кр_экономика_итог.docx

— 57.99 Кб (Скачать файл)

1. Рациональные темпы  роста. Чрезмерно высокие темпы  могут нарушить баланс, привести  к падению эффективности, росту  цен. В последние 10-12 лет слепая погоня за высокими темпами, часто оборачивалась вынужденным свертыванием хозяйственной активности, что вело к резкому падению темпов. Необходимо привести темпы роста в соответствие с мощью государства и поддерживать их относительную стабильность.

В ходе реформы (1978-1996 гг.) среднегодовой  прирост ВВП Китая составил 9,9%, что на 3,8 процентных пункта выше, чем  в предшествующие реформе годы (1953-1978 гг.). При этом в отдельные годы прирост превысил 13% (1984 г. - 15,2%, 1985 г. - 13,5, 1992 г. - 14,2, 1993 г. - 13,5%), а в трех - был менее 6%, опустившись до самой  низкой отметки в 3,8% в 1990 г.

Отсюда следует, что в IX пятилетке (1996-2000 гг.) прирост ВВП  целесообразно поддерживать на уровне 8-9% в год.

2. Разумные коэффициент  накопления (капиталовложений) и масштабы  строительства. Одна из задач  макрорегулирования заключается в удержании масштабов потребления и капиталовложений в разумных пределах. За годы реформы валовое потребление и валовые капиталовложения в Китае значительно возросли, однако темпы роста последних были выше. Особенно быстро увеличивались капиталовложения в основные средства. В 1981-1996 гг. среднегодовой прирост валового потребления составил 17,9%, (в том числе потребления населения - 18%, общественного - 17,2%), валовых капиталовложений - 19,7% (в том числе в основные средства - 22,9%).

Коэффициент капиталовложений (т.е. их доля в ВВП) всегда был довольно высоким. Начиная с 1978 г. он не опускался  ниже 32%, при этом в 1993-1995 гг. держался у отметки 40% (1993 г. - 43,3%, 1994 г. - 39,9, 1995 г. - 40,5%).

Среди всех факторов наибольшее влияние на развитие экономики оказали  масштаб и коэффициент капиталовложений в основные средства производства. С начала реформ этот коэффициент  проявлял тенденции к росту и  в последние годы достигал следующих  размеров: 1993 г. - 37,7%, 1994 г. - 36,6, 1995 г. - 34,4, 1996 г. - 34,9%.

Высокий уровень коэффициента капиталовложнений в основные средства обусловлен рядом причин - огромными потребностями в инвестициях в период всесторонней индустриализации, ростом объема вложений средств населением, притоком иностранных инвестиций.

Однако в такой ситуации масштабы строительства могут превысить  реальные возможности, что в свою очередь ведет к "перегреву" экономики и снижению эффективности  капиталовложений. Поэтому завышенный коэффициент капиталовложений в  основные средства является одним из факторов, затрудняющих стабильный  рост и снижающих его "качество". По моему мнению, целесообразно в  настоящее время поддерживать коэффициент  указанных капиталовложений на уровне примерно 32%.

3. Разумное предложение  валюты и обеспечение приемлемого  уровня цен. Поскольку чрезмерное  предложение валюты неизбежно  приводит к расстройству денежного  обращения и высокой инфляции, количество валюты следует поддерживать в определенном объеме. Завышенное предложение валюты и широкое кредитование повлекли за собой рост инфляции. Однако с введением ограничительных мер ситуация значительно улучшилась. В 1994 г. предложение валюты было сокращено по сравнению с предшествующим годом на 10 млрд юаней, а в 1995 г. - на 80 млрд юаней. В то ж время темпы роста кредитования были также невелики, что сыграло благоприятную роль в снижении уровня инфляции.

Контроль над ценами является одной из важнейших целей политики регулирования. Внедрение рыночных отношений и ускорение развития повлекли за собой стремительный  рост цен. Если индекс цен на розничные потребительные товары за 28 лет, предшествующих реформам (с 1950 по 1978 г.), составил 135,9%, а потребительских цен для населения - 144,7%, то за 16 лет реформ (с 1979 по 1994 г.) эти цифры повысились соответственно до 356,1 и 429,6%. Особенно быстрый рост цен отмечен в конце 80 - начале 90-х годов. В 1988 г. цепной индекс цен достиг рекордной отметки 118,5%, а в 1994 г. - 121,7%.

4. Финансовые поступления  и расходы. С начала реформ  сложилась тенденция к росту  финансовых поступлений и расходов. Среднегодовой темп прироста  в 1979-1995 гг. составил соответственно 10,6 и 11,2%. Среднегодовой прирост  финансовых поступлений в 1991-1995  гг. был равен 16,3%, а расходов - 17,2%. В 1996 г. прирост финансовых  поступлений достиг 18%, а расходов - 16%. Тем самым была преодолена  просматриваемая в последние  годы тенденция превышения темпов  роста расходов над поступлениями.

5. Размеры и структура  экспорта и импорта. С начала  реформ влияние масштаба и  структуры внешней торговли, а  также платежного баланса на  экономику страны продолжает  возрастать. Среднегодовой рост  внешнеторгового оборота в 1979-1995 гг. составил 16,6% (при этом экспорта - 17,4%, импорта -15,8%), превысив темпы  экономического роста. Однако  в 1996 г. темп роста экспорта  снизился, превзойдя, однако, на 3,2 процентных  пункта показатель 1995 г. Ситуация  с импортом осталась в основном  неизменной. Из года в год увеличивается приток иностранного капитала, что благоприятно сказывается на темпах экономического развития Китая. В последние два года продолжают возрастать валютные запасы страны. На конец 1996 г. они превысили 105 млрд долл.

В целом меры государственного регулирования призваны поддерживать баланс между валовым предложением и спросом и являются гарантией нормального экономического развития. Коэффициент покрытия (относительная разница между предложением и спросом), по оценкам Статистического бюро Китая, в 1990 г. был равен 2,8%, в 1991 г. - 4,0, 1992 г. - 6,5, 1993 г. - 7,3, 1994 г. - 6,2, 1995 г. - 4,8%.

 

ГЛАВА 3

3.1. Особенности экономического развития на современном этапе.

Национальная экономическая  модель основывается на пяти ведущих  подсистемах — государственном  регулировании, финансировании, производстве, рынке сбыта и рынке труда. Достижение их оптимального взаимодействия посредством грамотного регулирования  стало основой проведения экономических  реформ в стране.

Приступая к разработке программ реформирования, китайское руководство  четко осознавало, что без использования  мирового научно-практического опыта  создать современную, эффективную, конкурентоспособную экономику  в приемлемые сроки нереально. Поэтому  ученые-экономисты не стремились придумать  что-то новаторское, но старались создать  взвешенную экономическую модель, учитывающую  элементы передовой западной практики применительно к социокультурным  особенностям страны, отвечающую интересам  ее граждан.

Начиная реформы, Китай практически  не имел внутреннего рынка, поэтому  основной упор был сделан на внешнеэкономическую  деятельность. Выбору данного направления  на начальных этапах реорганизации  народного хозяйства способствовало изучение опыта развития Японии и  стран НИС (Тайваня, Гонконга, Республики Кореи, Сингапура, Бразилии, Аргентины, Мексики).

Анализ проблем в области  развития национальной экономики привел китайских экономистов к формированию механизма регулирования экономики  посредством использования социалистической системы планирования. Были выработаны концепции жесткого, взаимопроникающего и органичного сочетания планового  и рыночного регулирования.

Первые две концепции, несмотря на значительные различия, объединяет то, что они рассматривают план и рынок как две изолированные  системы со своими отличительными видовыми особенностями. Концепция органичного  соединения плана и рынка в единый регулирующий механизм явилась компромиссом. Теоретически этот регулятор представляется целостным и всеохватывающим как на макро-, так и микроуровне. Однако на практике реализация этого механизма сопряжена с необходимостью существенной социально-экономической перестройки. В результате была сформулирована формула хозяйственного механизма — ”государство регулирует рынок, рынок ориентирует деятельность предприятий”.

Одним из наиболее широко обсуждавшихся в среде специалистов вопросов являлось соотношение между реформой, развитием экономики и улучшением жизни народа. Основной вывод научных дискуссий состоял в признании необходимости синхронизации этих процессов, а также в том, что повышение благосостояния народа является целевой функцией экономической реформы.

Решение возникающих проблем  возлагалось на Правительство КНР; контрольные функции исполняло  КПК. Главные цели и содержание государственного регулирования сводились к обеспечению:

  • экономического роста, что предполагает расширение производства, повышение производительности труда, совершенствование структуры спроса и предложения и т.д.;
  • экономической стабильности, заключающейся в стабилизации цен, предотвращении гиперинфляции, поддержании и повышении уровня занятости, недопущении высокой безработицы, обеспечении сбалансированности доходов и расходов в бюджете и внешней торговле, достижении баланса между валовым предложением и валовым спросом;
  • экономической справедливости, под которой подразумевается справедливое распределение общественного богатства и доходов, налаживание добросовестной конкуренции и т.д.

В рамках государственного контроля формировалась политика макроэкономического  регулирования, нацеленная как на развитие экономики, так и на повышение общественного благосостояния граждан страны, включающая в себя поддержание:

  • оптимальных темпов роста (чрезмерно высокие темпы, по мнению китайских ученых, могут нарушить баланс, привести к падению эффективности, росту цен);
  • разумных коэффициентов накопления (капиталовложений) и масштабов строительства (одна из задач макрорегулирования — удержание объемов потребления и капиталовложений в разумных пределах; определение влияния на развитие экономики величины и коэффициента капиталовложений в основные средства. Высокий уровень последнего обусловлен огромными потребностями в инвестициях в период всесторонней индустриализации, ростом вложений средств населением, притоком иностранных инвестиций);
  • рационального предложения валюты и приемлемого уровня цен (поскольку чрезмерное предложение валюты неизбежно приводит к расстройству денежного обращения и высокой инфляции, количество валюты следует регулировать и поддерживать в определенном объеме. Контроль над ценами является одной из важнейших целей политики регулирования);
  • финансовых поступлений и расходов (с начала реформ сложилась тенденция к росту финансовых поступлений и расходов);
  • размеров и структуры экспорта и импорта (влияние масштаба и структуры внешней торговли, а также платежного баланса на экономику страны продолжает возрастать).

В целях развития экономики  был предпринят целый ряд мер, обеспечивших достаточно быстрый прогресс в разных сферах: созданы свободные  экономические зоны; при организации  совместных предприятий с иностранными инвесторами приоритет отдавался  государству; обеспечена преимущественная поддержка предприятий, использующих передовые научно-технические и  технологические разработки, обладающих известным брендом, контролирующих относительно крупные сегменты мирового рынка; созданы национальные коммерческие банки, новая денежная единица, изначально привязанная к экономическому потенциалу страны и т.д.

Процесс экономических преобразований был разделен на этапы, для которых  определялись социально-экономические  приоритеты: от создания сборочных  линий до высокотехнологичных производств  с необходимым трудовым потенциалом.

При разработке программ реформирования и их реализации на вооружение были взяты теории авторитетных ученых-экономистов  — отраслевого баланса, созданная  В.Леонтьевым (впервые она была применена как основной элемент регулирования инвестиционного процесса), и инвестиционного регулирования Дж.М.Кейнса. Данные теории, обеспечив крепкую научную базу всем преобразованиям, позволили планомерно развивать экономический потенциал страны без кризисных эффектов. Использование отраслевого баланса как регулирующего механизма дало иностранным инвесторам гарантии от потери средств в результате кризисных процессов в экономике.

В Китае говорят, что не бывает территории без власти: если ее нет, то там правит хаос, разруха  и люди бегут оттуда. Понимая и  учитывая это, руководство страны жестко контролирует все процессы, формирует  условия для развития экономики, опираясь на собственные механизмы  власти. В результате местность процветает, экономика растет, страна укрепляется, государство богатеет.

Развиваясь под жестким  контролем государства, экономика  КНР демонстрирует впечатляющие результаты.

3.2. Итоги 2012 года.

Во-первых, была подтверждена задача завершить к 2020 г. “всестороннее строительство общества умеренного процветания” (сяокан). Это подразумевает вступление Китая в ряды инновационных государств, распространение на всех граждан страны системы социального обеспечения и медицинского обслуживания, удвоение по сравнению с 2010 г. среднедушевого размера ВВП. Последнее означает, что ВВП Китая на душу населения должен выйти в интервал между $9000-10 000, что позволит стране прочно закрепиться в группе государств со средним уровнем доходов граждан.

Во-вторых, особый акцент был  сделан на углубление рыночных реформ. В этой связи “сердцевиной реформы  экономической системы” были названы  “надлежащее разрешение отношений  между правительством и рынком, большее  внимание к действию рыночных законов”. Хотя курс на развитие госсектора в  экономике был объявлен неизменным, одновременно были заявлены намерения  обеспечивать равноправие всех форм собственности в использовании  факторов производства, стремиться к  их равноправному участию в рыночной конкуренции и одинаковой степени  правовой защиты. Отдельно была подчеркнута  важность углубления реформы финансового  рынка, включая “постепенный переход  к свободной обратимости юаня по капитальным операциям”, развитие финансовых учреждений, основанных на частном капитале.

Информация о работе Государственное регулирование экономики Китая