Государственное регулирование экономики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 18:02, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение государственного регулирования рыночной экономики. Выявление главных проблем на сегодняшний день, и нахождение возможных путей их решения.
Задачами курсовой работы являются: понимание и рассмотрение сегодняшней ситуации в России, выявление главных проблем экономического регулирования, анализ и понимание этих проблем. И выявление возможности решения этих проблем.

Содержание работы

Введение 2
1. Методология государственного регулирования экономики 3
1.1. Предмет и задачи государственного регулирования экономики 3
1.2. Методы государственного регулирования экономики 14
2. Государственное регулирование экономики в России 22
2.1. Анализ государственного регулирования экономики России 22
2.2. Совершенствование регулирования экономики России 28
Заключение 35
Список литературы 38

Файлы: 1 файл

насте курсовая.docx

— 84.27 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 2

1. Методология государственного регулирования экономики 3

1.1. Предмет и задачи государственного регулирования экономики 3

1.2. Методы государственного регулирования экономики 14

2. Государственное  регулирование экономики в России 22

2.1. Анализ  государственного регулирования  экономики России 22

2.2. Совершенствование  регулирования экономики России 28

Заключение 35

Список литературы 38

 

 

Введение

Актуальность рассмотрения данной темы определяется следующим фактором: чрезвычайно возросшая социально-организационная сложность современной экономики, которая нарушает обычные функциональные связи внутри рыночной системы. Это явление «институциональная ригидность» проявляется в том, что фундаментальные рыночные переменные, теоретически способные изменяться как в сторону увеличения, так и в сторону снижения, в современном обществе обычно изменяются только в одну сторону из-за сопротивления правовых институтов и организаций изменениям в другом направлении (обычно даже при ухудшении деловой конъюнктуры абсолютный уровень цен и зарплаты не снижается, затруднены увольнения рабочих и т.д.). Современная экономика в значительной мере утратила гибкость, которая была присуща раннему капитализму.

В теории и практике необходимость  государственного регулирования экономики  сейчас мало кем оспаривается. Современное  управление экономикой основано на концепции  активного участия в нем государства  не только как государства-регулятора, устанавливающего «правила игры» на рынке и реализующего механизм регулирования, но и как государства-собственника в рыночной экономике, его субъекта.

Целью курсовой работы является рассмотрение государственного регулирования  рыночной экономики. Выявление главных  проблем на сегодняшний день, и  нахождение возможных путей их решения.

Задачами курсовой работы являются: понимание и рассмотрение сегодняшней ситуации в России, выявление  главных проблем экономического регулирования, анализ и понимание  этих проблем. И выявление возможности  решения этих проблем.

Предметом курсовой работы является государственное регулирование  экономики в Росси.

Объектом курсовой работы является государственное регулирование  экономики.

    1. Методология государственного регулирования экономики

    1. Предмет и задачи государственного регулирования  экономики

    Государственное  регулирование экономики является  научной  дисциплиной,   изучающей   формы участия экономической жизни страны с помощью методов и рычагов воздействия на социально-экономические процессы, обеспечивающих эффективное формирование рыночных отношений 1.

    Государственное  регулирование экономики охватывает все стороны общественного  воспроизводства.  В период перехода  к рыночным отношениям государственное регулирование особенно необходимо при проведении экономических реформ — реформировании собственности, материального  производства,  рынка труда, финансового рынка. Исключительно важна роль государственного регулирования в территориальном развитии, определении внутри региональных   и межрегиональных   пропорций,   выравнивании уровней   социально-экономического   развития   регионов,  формировании региональных рынков. Необходимо регулирование природопользования, внешнеэкономических связей. Государство должно регулировать процесс  структурной  перестройки   экономики  в соответствии с главной целью рыночных отношений — социализацией, повышением материального благосостояния населения.

    Государственное  регулирование экономики опирается на объективные экономические  законы общественного развития 2. В условиях рыночных   отношений   — это,  прежде  всего закон   спроса и предложения, закон стоимости и др. Целью государственного регулирования является обеспечение правовой базы функционирования   рыночной   системы,  установление   законных   и   эффективных взаимоотношений   между производителями   и поставщиками и потребителями продукции. Государственное регулирование выступает главным регулятором поведения цивилизованного бизнеса и создает условия для относительного нивелирования социального неравенства населения страны.

    Задачи и содержание  государственного регулирования в переходный период определяются   сущностью рыночной   экономики. Современная экономическая   наука о рынке ушла далеко от традиционного   понимания   рынка,  т.е.  от рассмотрения   рынка   исключительно как сферы товарного обращения 3. Однако такой подход и в настоящее время широко используется и имеет свои основания.  Наряду   с этим  есть понимание   рынка  как  элемента  воспроизводства совокупного общественного продукта, движения его составных   частей.  Это также  правомерная,   можно  сказать,  воспроизводственная   характеристика   рынка.   Наконец,   есть  третье понимание рынка —   это рынок как тип функционирования   экономики в противоположность командно-административным методам регулирования. Переход к рынку является сложным процессом и характеризуется спадом производства, разрушением многих хозяйственных связей, расстройством денежного обращения и потребительского рынка, ростом цен, инфляцией, стагнацией производства.

    Исторический  опыт развития свидетельствует о необходимости применения стимулов и регуляторов, основанных на использовании отношений  рынка при утверждении   эффективной рыночной   экономики.  Только   при  достаточном   насыщении   спроса   и развитии конкуренции между производителями возникает рынок потребителя, тот самый товарный рынок, который жестко подчиняет производство удовлетворению общественной потребности и обеспечивает   более   надежный   механизм   реализации   его  целей. Одновременно  он же формирует  экономическую   основу для непрерывного наращивания капиталовложений с целью обновления выпускаемой продукции и внедрения новых технологий в производство 4.

     Это определяет  главную задачу создания современного рынка — удовлетворение спроса на разнообразные товары производственного и непроизводственного  назначения, услуги, ликвидация товарного дефицита.

     Рынок   требует   иных,   чем   при    административно-командной  системе, хозяйственных руководителей.  Для рынка нужна особая инфраструктура, необходимо умение ее создавать  и работать в ней. 

     Рынок нельзя  ввести или отменить декретом. Его становление и утверждение  — закономерный исторический процесс, длительный и сложный, требующий определенного переходного периода. В данный переходный период российской экономики на первый план поставлена задача восстановления нарушенного равновесия в народном хозяйстве, обеспечение элементарной сбалансированности спроса и предложения, а затем введение рыночных регуляторов.

    Государственное   регулирование   экономики   осуществлялось и осуществляется  в настоящее время во всех странах мира, в том числе и в развитых странах 5. Не может быть создана эффективная рыночная экономика без активной регулирующей роли государства.

    В нашей стране  опыт последнего десятилетия  показал, что почти полный отказ  от регулирования государством  процесса социально-экономического развития, предоставление стихии рынка неограниченной  свободы привели к глубочайшему кризису,  и доказал,  что  нерегулируемый   рынок   не   способен   решить   проблемы развития экономики и социальной сферы, в том числе создание и поддержание объектов инфраструктуры 6.

    Огромную роль  в государственном воздействии  на социально- экономическое развитие  играют законы, позволяющие регламентировать поведение хозяйствующих субъектов. Именно законодательная база, созданная на начальном этапе перехода к рыночным отношениям, позволила сгладить в какой-то мере многие отрицательные последствия современного рынка.

    Суть  государственного   регулирования   на   современном   этапе переходного периода заключается  не в полном демонтаже старой  системы, а в создании более  эффективной системы регулирования  экономики с учетом накопленного  позитивного опыта. Прежде всего, для создания такой эффективной системы регулирования необходимо проведение ряда мероприятий 7:

     •  Оздоровление  финансовой  системы, переход к индикативным методам, использованию финансовых рычагов.

     •  Создание  условий приспособления и последующего развития для убыточных   и низкорентабельных   предприятий,  ликвидировать которые сразу просто нельзя. Им нужно обеспечить временную поддержку с помощью льгот и дотаций для приспособления к работе в условиях рынка. На следующем этапе — разгосударствление, приватизация собственности на выгодных для государства условиях.

     •  Осуществление  структурной перестройки всего хозяйственного комплекса страны, внедрение новейших достижений техники, новых технологий, развитие ресурсосбережения. Структурная перестройка обычными методами через рассеяние капиталов и создание через них необходимых накоплений  — это слишком длительный и тяжелый  путь. Эффективное  регулирование  в сочетании с целенаправленным  планированием  и программированием, а   также   стимулирование   структурной   перестройки   прямыми   и косвенными методами со стороны государства значительно облегчат и ускорят этот процесс.

    •   Проведение  активной социальной политики, призванной облегчить   для   населения     отрицательные   последствия        перехода   к рынку, обеспечение социальной защиты, осуществление комплекса мер повышения уровня занятости населения.

    •   Проведение   четкой   антимонопольной   политики,   повышение государственного контроля за деятельностью монополий, увеличение   доли   государства   при   акционировании          собственности крупных монополий.

    Главными   рычагами   регулирования   должны   стать   стоимостные   пропорции,   с помощью   которых   можно   формировать   пропорции развития и воспроизводства   в сферах экономики. Цены, налоги, льготы по ним, выделение финансовых ресурсов, кредитные ставки, рентные платежи, ставки оплаты труда, пенсий, пособий — все это составляет совокупность экономических рычагов, с помощью которых можно осуществлять воздействие на экономические   интересы   производств,   регионов.   Одним   из   важнейших элементов государственного регулирования является контроль над ценами 8.   Безусловно,   в   условиях   рынка   невозможно   установить контроль за ценами на все виды продукции. Но контроль за ценами на сырье необходим, так как они служат исходной   позицией для формирования всей цепочки и масштабов цен, и государство должно их регулировать. Необходимо также государственное регулирование цен на основные социально значимые товары, некоторые продукты питания, в первую очередь хлеб. Так, например, в Германии в настоящее время государство контролирует пятьдесят процентов всех цен, помогает субсидиями селу, финансирует жилищное  строительство.  И   это происходит   в стране  с давно сложившейся и эффективно развивающейся рыночной экономикой.

     Государственное  регулирование  — это не просто организационно-управленческая   или экономическая,  но и социальная проблема 9. Являясь важнейшим звеном экономических знаний, государственное   регулирование   тесно   связано   с   другими   научными дисциплинами,  и прежде всего с системой государственного управления. Тесно связано государственное регулирование с экономической географией, регионоведением,  муниципальным менеджментом,   экономической   историей,   статистикой,   отраслевыми экономиками и др.

    Как уже отмечалось, под государственным регулированием понимается система или совокупность взаимосвязанных   методов и экономических рычагов, воздействующих на все сферы социально-экономической жизни страны, в том числе и на производство, обмен, распределение   и потребление  производственной   продукции. Однако механизм регулирования не сводится только к набору методов и рычагов управленческого воздействия на социально-производственные процессы. Управленческое воздействие составляет   лишь   одну   сторону   механизма   регулирования.   Главное  же содержание его определяется целевым предназначением системы, целевыми функциями каждого элемента и его взаимодействиями с другими элементами системы государственного регулирования.

    В хозяйственном  комплексе страны каждая сфера жизни, каждая отрасль, каждый регион обладает своими особенностями, своими специфическими чертами, руководствуется в ходе деятельности своими хозяйственными   интересами. Являясь объектами государственного регулирования, они требуют к себе индивидуального подхода в применении отдельных регуляторов.

     В современный  переходный период, когда стоит  задача выхода из кризиса и  стабилизации экономики, регулирование должно основываться на принципах использования стоимостных инструментов рынка в качестве нормативов хозяйственной деятельности.

     Смысл использования  товарно-денежных   отношений  в условиях   несформировавшейся   еще  рыночной   экономики   в   России состоит в следующем:

     1.  Обеспечить   планомерное   регулирование   количественных параметров стоимостных   категорий   в пределах той меры, которая обусловлена законами товарного производства, в частности, законом эквивалентности на базе равенства затрат общественного труда,  воплощенного   в продукте,  и меры   общественной   потребности в нем.

     2. Изменяя значения  стоимостных параметров под воздействием  меры   общественной   потребности   в   продукте,   целенаправленно  воздействовать на хозяйственные  интересы производителей и потребителей продукта, использовать стоимостные категории в качестве   инструмента   регулирования   структуры   и   объемов  производства и потребления.

Информация о работе Государственное регулирование экономики в России