Государственное регулирование экономики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 18:02, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение государственного регулирования рыночной экономики. Выявление главных проблем на сегодняшний день, и нахождение возможных путей их решения.
Задачами курсовой работы являются: понимание и рассмотрение сегодняшней ситуации в России, выявление главных проблем экономического регулирования, анализ и понимание этих проблем. И выявление возможности решения этих проблем.

Содержание работы

Введение 2
1. Методология государственного регулирования экономики 3
1.1. Предмет и задачи государственного регулирования экономики 3
1.2. Методы государственного регулирования экономики 14
2. Государственное регулирование экономики в России 22
2.1. Анализ государственного регулирования экономики России 22
2.2. Совершенствование регулирования экономики России 28
Заключение 35
Список литературы 38

Файлы: 1 файл

насте курсовая.docx

— 84.27 Кб (Скачать файл)

Таблица 1.

Динамика основных макроэкономических показателей.

(в % к предыдущему году)

 

2000г.

2002г.

2004г.

2006г.

2008г.

2010г.

Валовой внутренний продукт

106,4

110,0

105,1

104,7

107,3

107,1

Промышленное производство

111,0

111,9

104,9

103,7

107,0

106,1

Инвестиции в основной капитал

105,0

117,4

110,0

102,8

112,5

110,9


Замедление темпов наблюдается  на фоне продолжающегося повышения  внешнеэкономической конъюнктуры. Так, в 2002 г. цена барреля нефти составляла 29 долларов, в 2006 г. – 38 долларов, в 2010 г. – примерно 52 долларов. Росли мировые цены и на другие ресурсы, в частности на алюминий (20%), медь (52%) и т.д.26 При этом прирост реального объема ВВП на 2010 г. снизился против 2009 г.

В настоящее время существует замедление развития промышленности. Индекс промышленного производства исчисляется по следующим видам деятельности: добыча полезных ископаемых, обрабатывающие отрасли, выработка и распределение электроэнергии, газа и воды. Расчеты проводятся на основе данных о динамике производства свыше 700 важнейших товаров. Медленными темпами растут не только сырьевые отрасли (добыча нефти и газа), но и обрабатывающие. Поскольку спрос на нефть на мировых рынках возрастает, но не побуждает нефтяной сектор России к адекватному наращиванию предложения, можно прийти к выводу, что основными лимитирующими факторами стали именно внутренние. Также существует тенденция замедления экономического роста и увеличения инфляции.  Придерживаясь монетаристских концепций, правительство исходит из того, что причиной инфляции является повышение конечного потребления в результате увеличения денежной массы на руках у населения. Иными словами, инфляцию подстегивает якобы увеличение заработной платы, пенсий и социальных выплат. Отсюда вытекают решения, направленные на сокращение внутреннего спроса. Об этом свидетельствуют статистические данные: индекс роста располагаемых денежных доходов населения снизился со 120% в 2000 г. до 100% в 2010 г. Тем не менее, темпы инфляции заметно не сократились. В то же время число россиян, живущих за чертой бедности, достигли 25 млн. человек против 22 млн. годом ранее27. Инфляция сильнее побуждает к вывозу капитала за границу, чем тому противодействуют меры, призванные остановить этот отток. Она ухудшает также условия окупаемости капиталовложений, из-за чего тормозится инвестиционный процесс.

В результате анализа мы можем сделать  следующие выводы. В России действительно  существуют проблемы, связанные с  государственным регулированием и  совершенствованием экономики. Это проблемы: поток импортных товаров вытесняет отечественных товаропроизводителей; нынешний экономический рост не является результатом системных трансформаций, порожден внешней конъюнктурой и господством сырьевого капитала; недовольство общества заработной платой; российское общество не имеет сложившейся устойчивой структуры; устаревание производственного капитала промышленности; частное присвоение национального богатства страны; не налажено эффективное реинвестирование доходов; замедление темпов развития промышленности; высокие темпы роста инфляции.

2.2. Совершенствование регулирования экономики России

Для решения выявленных ранее проблем  государственное регулирование экономики должно выстраиваться в соответствии с закономерностями ее функционирования. Важно отметить, что Россия уже более 30 лет, если счесть и период "перестройки" в рамках СССР, находится в фазе радикальных преобразований экономической системы. Экономические преобразования должны были бы начинаться не с "социальных реформ", а со структуры доходов населения.

Ранее мы отмечали, что экономические  преобразования должны начинаться с  изменения структуры доходов  населения, а мировой опыт глубоких, качественных преобразований показывает одну важнейшую закономерность: их успех и необратимость получались тогда, когда они отвечали интересам большинства народа. Об этом говорит история двух последних столетий становления социального государства. Нужна стратегия принципиально иных преобразований, с конкретно обозначенными целями, приоритетами, ориентирами на массовую общественную поддержку. Цена главного товара – рабочей силы – должна быть близка к уровню, характерному для ведущих промышленных стран. Российская экономика вполне способна выдержать, если принять в стране обязательный, гарантированный законом минимум заработной платы на уровне, например, 1,5-2 доллара в час. Хотя это в какой-то мере отразилось бы на ценовых соотношениях, емкость внутреннего рынка увеличилась бы в 3-4 раза. И это был бы не внешний, а внутренний, органически встроенный в экономический механизм источника роста, то есть как раз то, чего Россия пока не сумела обеспечить в ходе реформ.

Экономическая политика только тогда  может превратиться в признанную долговременную стратегию, когда она  сформируется в соответствии с интересами общества в целом. Неудовлетворенность пройденными этапами реформ в обществе складывается, прежде всего, вследствие тенденций отчуждения народа от преобразований. Демократические на словах реформы стали прикрытием для агрессивного присвоения немногими всего лучшего, что ранее принадлежало всем.

Следует, признать незаконность приватизации 1990-х гг. – основы имущественного неравенства в стране – необходимое условие не только с точки зрения права, но и для долгосрочного функционирования  экономики. Программа "либерализация – приватизация – стабилизация" не была программой развития. Ее реализация создала системные условия для деградации экономики, падения доходов населения, роста неравенства граждан, сращивания власти и собственности, возникновения приоритета капитала над трудом и потребителем.

Главная задача сейчас – остановить процесс частного присвоения национального  богатства страны, укреплять, расширять  государственную собственность  на основе и в интересах всего  общества. Тенденция к усилению роли государства в реальном секторе  экономики единодушно одобрена населением, о чем свидетельствуют социологические  исследования, проведенные в конце 2010 г. По мнению опрошенных, государство должно не просто присутствовать в экономике, а активно инвестировать в реальный сектор народного хозяйства.

Для восстановления полноценной инвестиционной способности экономики государственная (общенародная) форма собственности  должна занимать более весомый удельный вес, ориентировочно не менее 50%.

С учетом сложившейся ситуации в  воспроизводственном процессе (подчинение внутренней политики России требованиям зарубежного капитала) должны быть сделаны принципиальные выводы для того, чтобы принять меры к обеспечению комплексного и инновационного развития. Необходимо также восстановление научно-технического потенциала страны. В нашей стране финансирование НИОКР осуществляется на уровне менее 1% ВВП, против 2,5-3% в технологически развитых странах. А доля инновационной продукции в составе промышленного производства оценивается в размере не более 4-5% против 30-35%.

Сегодня все чаще в публикациях  говорится о необходимости перейти  на наукоемкие траектории развития и  об использовании в стране инновационного механизма. Разработан документ "Основы политики Российской Федерации в  области развития науки и технологий на период до 2011 г. и дальнейшую перспективу", и уже начали появляться реальные сдвиги в формировании национальной инновационной системы и переориентации проводимой экономической политики направленной на обеспечение высокотехнологического промышленного роста.

В конкурентной среде проводником  в жизнь прогрессивных тенденций  научно-инновационного развития могут  быть только заинтересованные в этом хозяйствующие субъекты. В современных  условиях – это крупные многоотраслевые  корпорации. Именно они несут основную нагрузку по финансированию и поддержке  науки и высоких технологий. В  составе затрат на НИОКР на долю корпораций приходится в США примерно 68%, Японии – 72-73%, ЕС – 56%28. В России таких крупных структур пока нет, а частные предприятия, даже крупные, неспособны финансировать науку и разработку новых технологий, поэтому необходимо вмешательство и финансирование государства.

Слабость политики государства, мешает становлению условий инновационного хозяйствования. Решение видится в создании вертикально-интегрированных структур, которые сопоставимы по концентрации промышленного капитала и инвестициями с ведущими ТНК мира. Секторов, в которых возможно их создание, немало – это авиастроение, электроника, приборостроение и т.д.

В ближайшей перспективе наша страна будет не в состоянии не только наращивать темпы добычи нефти, но и  поддерживать их на нынешнем уровне. Нужно  интенсивнее переключаться на внутренние источники развития, и не сырьевого, а инновационного и высокотехнологического характера. Основные доходы экономики в силу благоприятной конъюнктуры до сих пор генерируются в добывающей промышленности.

Из рассмотренной проблемы, растущей инфляции, вытекает вопрос. Возможен ли вообще экономический рост в сложившейся ситуации? Основными факторами для повышения его темпов, кроме увеличения внутреннего потребительского спроса и его инвестиционной ориентации, является приток инвестиций в страну, причем технологических и промышленных, прямо направленных на увеличение основного капитала промышленных предприятий и комплексов. Для устойчивого динамичного развития экономики и изменения структуры народного хозяйства в пользу обрабатывающей индустрии объем капитальных вложений должен быть в 1,5 раза больше нынешней. Напомним: бурно развивающийся Китай поддерживает норму накопления основного капитала на уровне 38% ВВП и благодаря этому обеспечивает высокие среднегодовые темпы роста (около 9%). В России прирост технологических инвестиций недостаточен. Низкий уровень инвестиций в основной капитал промышленности не способствует устойчивому развитию национальной экономики. Только кардинальное увеличение объемов капитальных вложений позволяет рассчитывать на повышение конкурентоспособности народного хозяйства.

И, тем не менее, экономика не утратила свою жизнеспособность, потенциальную  возможность возрождения. Сохранились  высокий уровень образования, квалификации значительной части трудового потенциала страны, обладающей разнообразными видами природных ресурсов. России благоприятствует ее географическое положение на кратчайших транспортных путях между быстроразвивающимися странами Востока и Запада, что  позволяет получать транспортную ренту. Сохранился значительный объем внутреннего  рынка, и началась его реинтеграция, что является базой для развития и увеличения доходов отечественных товаропроизводителей. Не до конца разрушены ранее созданный мощный производительный потенциал и развитая инфраструктура, хотя они быстро устаревают и требуют крупных вложений для радикального обновления.

Для показания решений основных проблем, которые рассмотрены в  курсовой работе необходимо рассмотреть, некоторые сценарии будущего развития экономики страны, которые в настоящее время определяются правительством РФ. Среди известных – "Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2012 года", а также оптимистический сценарий социально-экономического развития России до 2015 г., подготовленный Институтом экономики РАН.

При оптимистическом сценарии предполагается закрепить тенденции экономического роста. Его основой станут такие  внутренние факторы, как опережающий  рост инвестиций, ускоренное обновление основного капитала, крупномасштабные инновации, повышение конкурентоспособности  отечественного производства, прежде всего обрабатывающей промышленности, рост внутреннего спроса в результате опережающего повышения денежных доходов  населения. Все это позволит обеспечить среднегодовые темпы прироста ВВП в 6-7% и к 2012-2013 гг. достичь докризисного (1990 г.) его уровня. Произойдут позитивные структурные сдвиги в экономике, повысится эффективность функционирования всех экономических укладов. Стране удастся значительно снизить объем внешнего долга, повысит свой инвестиционный рейтинг. Это создаст условия для привлечения прямых иностранных инвестиций и эффективных технологий.

При умеренном сценарии позитивные сдвиги будут осуществляться более  медленными темпами. В этом случае прирост  ВВП и реальных доходов населения  составит 3-4% в год, а докризисный  уровень будет достигнут к 2016-2020 гг. Отставание России от развитых стран и среднемирового уровня возрастет.

Таким образом, лучший вариант возрождения  экономики страны может обеспечить оптимистический сценарий. Но для  его осуществления нужна долгосрочная, научно обоснованная стратегия модернизации экономики, активно поддерживаемая как предпринимателями, так и  населением. Необходимо также активное и дифференцированное государственное  регулирование социально-экономического прогресса.

При этом проблемой остается восстановление институтов государственного регулирования, обеспечение его эффективности и высоких социальных стандартов. Прежде всего, следует четко определить те сферы экономики, где интересы укрепления безопасности России диктуют необходимость господства государственного сектора. Имеются в виду важнейшие сферы инвестирования и кредитования, экспорт и импорт; предприятия и комплексы, выполняющие оборонный заказ; месторождения полезных ископаемых, имеющие стратегическое значение для будущего страны; все инфраструктурные монополии и т.д.

Необходимо законодательно определить систему критериев, определяющих ограничения  для привлечения иностранного капитала, а также сферы деятельности, отрасли  и объекты, которые находятся  в компетенции только государственного сектора. Целесообразно установить такую систему государственного регулирования, которая обеспечивала бы рациональное взаимодействие государственного сектора и крупного промышленного капитала на базе общегосударственных интересов. Предпочтительнее использовать принцип интеграционного взаимодействия в тех сферах, где это приводит к увеличению совокупной эффективности технологий, труда, материальных и финансовых ресурсов.

Информация о работе Государственное регулирование экономики в России